Изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГКОУ «Тверская школа №4»
Выборка:10 учеников 3 «А» класса с диагнозом умственная отсталость легкой степени.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ 6
1.1 Понятие эмоционально-волевой сферы личности 6
1.2 Специфика эмоционально-волевой сферы младших школьников 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ 15
1.4 Методы психолого-педагогической диагностики эмоционального развития младших школьников 25
1.5 Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ 29
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ 35
2.1 Методика организации эмоционально-волевой сферы младших школьников 35
2.2 Изучение уровня эмоционально-волевой сферы младшего школьника с умственной отсталостью 39
2.3 Выводы и рекомендации 45
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
База исследования: ГКОУ «Тверская школа №4»
Выборка:10 учеников 3 «А» класса с диагнозом умственная отсталость легкой степени.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ 6
1.1 Понятие эмоционально-волевой сферы личности 6
1.2 Специфика эмоционально-волевой сферы младших школьников 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ 15
1.4 Методы психолого-педагогической диагностики эмоционального развития младших школьников 25
1.5 Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ 29
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ 35
2.1 Методика организации эмоционально-волевой сферы младших школьников 35
2.2 Изучение уровня эмоционально-волевой сферы младшего школьника с умственной отсталостью 39
2.3 Выводы и рекомендации 45
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
В современном обществе всё больше внимания уделяется инклюзивному образованию, которое предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательные учреждения. Это требует от педагогов и психологов глубокого понимания особенностей развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ.
Дети с ОВЗ — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, значительные отклонения от нормального психического и физического развития, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения.
Основные категории детей с ОВЗ:
• с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
• с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
• с тяжёлыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• с задержкой психического развития;
• умственно отсталые;
• с расстройствами аутистического спектра;
• со сложными дефектами (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии).
Для таких детей характерны следующие особенности:
1. Замедленное и ограниченное восприятие. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности в восприятии информации, что может замедлять их обучение и развитие.
2. Проблемы с вниманием и памятью. У детей с ОВЗ часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания и запоминанием информации.
3. Сниженная познавательная активность. Дети могут проявлять меньший интерес к окружающему миру и обучению.
4. Ограниченные возможности коммуникации. Некоторые дети с ОВЗ могут иметь трудности в общении с окружающими.
5. Эмоциональная неустойчивость. Дети с ОВЗ могут быть более подвержены эмоциональным колебаниям и стрессу.
6. Потребность в специальных условиях обучения. Для успешного обучения и развития детям с ОВЗ необходимы специальные образовательные программы и методики.
7. Необходимость индивидуального подхода. Каждый ребёнок с ОВЗ уникален, и для его обучения и развития требуется индивидуальный подход.
8. Важность поддержки и понимания со стороны окружающих. Дети с ОВЗ нуждаются в поддержке и понимании со стороны родителей, учителей и сверстников.
На современном этапе помимо задач когнитивного развития особую актуальность приобретает эмоционально-личностное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптация их к жизни в обществе. Учеными доказано, что важнейшим средством передачи детям социально значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний.
Для создания адекватной развивающей среды, профилактики эмоциональных нарушений и оказания своевременной педагогической помощи родители и педагоги должны представлять закономерности развития
3эмоциональной сферы детей, своевременно выявлять эмоциональные нарушения.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных методов и подходов к изучению и развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности. Эмоционально-волевая сфера является одной из ключевых составляющих личности ребёнка, определяющей его способность к саморегуляции, управлению своим поведением и адаптации в обществе.
Объект исследования — эмоционально-волевая сфера младших школьников с ОВЗ, а предмет — особенности и методы изучения этой сферы в условиях учебной деятельности.
Цель работы — изучение особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ и разработка рекомендаций по её развитию в условиях учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические основы эмоционально-волевой сферы и особенности её развития у младших школьников с ОВЗ;
• Рассмотреть методы и подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в условиях учебной деятельности;
• Провести эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ;
• Проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ в процессе обучения.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ позволит выявить их специфические потребности и разработать эффективные методы её развития в условиях учебной деятельности.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы 66 страниц
Дети с ОВЗ — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, значительные отклонения от нормального психического и физического развития, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения.
Основные категории детей с ОВЗ:
• с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
• с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
• с тяжёлыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• с задержкой психического развития;
• умственно отсталые;
• с расстройствами аутистического спектра;
• со сложными дефектами (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии).
Для таких детей характерны следующие особенности:
1. Замедленное и ограниченное восприятие. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности в восприятии информации, что может замедлять их обучение и развитие.
2. Проблемы с вниманием и памятью. У детей с ОВЗ часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания и запоминанием информации.
3. Сниженная познавательная активность. Дети могут проявлять меньший интерес к окружающему миру и обучению.
4. Ограниченные возможности коммуникации. Некоторые дети с ОВЗ могут иметь трудности в общении с окружающими.
5. Эмоциональная неустойчивость. Дети с ОВЗ могут быть более подвержены эмоциональным колебаниям и стрессу.
6. Потребность в специальных условиях обучения. Для успешного обучения и развития детям с ОВЗ необходимы специальные образовательные программы и методики.
7. Необходимость индивидуального подхода. Каждый ребёнок с ОВЗ уникален, и для его обучения и развития требуется индивидуальный подход.
8. Важность поддержки и понимания со стороны окружающих. Дети с ОВЗ нуждаются в поддержке и понимании со стороны родителей, учителей и сверстников.
На современном этапе помимо задач когнитивного развития особую актуальность приобретает эмоционально-личностное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптация их к жизни в обществе. Учеными доказано, что важнейшим средством передачи детям социально значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний.
Для создания адекватной развивающей среды, профилактики эмоциональных нарушений и оказания своевременной педагогической помощи родители и педагоги должны представлять закономерности развития
3эмоциональной сферы детей, своевременно выявлять эмоциональные нарушения.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных методов и подходов к изучению и развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности. Эмоционально-волевая сфера является одной из ключевых составляющих личности ребёнка, определяющей его способность к саморегуляции, управлению своим поведением и адаптации в обществе.
Объект исследования — эмоционально-волевая сфера младших школьников с ОВЗ, а предмет — особенности и методы изучения этой сферы в условиях учебной деятельности.
Цель работы — изучение особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ и разработка рекомендаций по её развитию в условиях учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические основы эмоционально-волевой сферы и особенности её развития у младших школьников с ОВЗ;
• Рассмотреть методы и подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в условиях учебной деятельности;
• Провести эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ;
• Проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ в процессе обучения.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ позволит выявить их специфические потребности и разработать эффективные методы её развития в условиях учебной деятельности.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы 66 страниц
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в жизни каждого человека, поскольку от умения проявлять эмоции самому, а также навыка различать эмоции и чувства других зависит успешность взаимодействия в социуме (Л.А. Долгушина, К. Изард, Е.П. Ильин, А.А. Реан).
Эмоционально-волевая сфера начинает развиваться в раннем возрасте, однако на младший школьный возраст приходится наиболее активный период становления как волевой сферы, так и эмоциональной устойчивости
личности. Обусловлено это тем, что в данном возрасте происходит смена ведущей деятельности на учебную, также младшие школьники учатся более часто и ответственно контролировать свои эмоции, управлять волевой сферой (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Е. Гурьев, Б.И. Додонов).
В онтогенезе при правильной регуляции и содействии у детей младшего школьного возраста с сохранным здоровьем, как правило, эмоционально-волевая сфера развивается постепенно и в рамках нормы. Но у детей с особенными возможностями здоровья наблюдаются различные отклонения и отставания в различных аспектах развития личности. Дети младшего школьного возраста с ограниченными возхможнсотями здоровья – не исключение. У данной категории детей наблюдается отставание в развитии различных психических процессов, к которым относится и эмоционально-волевая сфера (А.А. Буянина, Е.В. Ильина, Я.О. Пашкевич, Н.В. Теплякова, А.А. Хабарова).
Именно поэтому важно для осуществления более эффективного и результативного процесса развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ своевременно осуществлять мониторинг данного аспекта развития и подбирать наиболее подходящие методы и формы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы. Если принимать во внимание, что в последние годы на федеральном уровне все большее внимание уделяется осуществлению инклюзивной практики, а также обеспечению условий для гармоничного развития каждого ребенка с особенными возможностями здоровья, то актуальность выбранной темы не вызывает сомнения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что эмоционально-волевая сфера представляет собой совокупность эмоций, чувств и волевых качеств личности. Данное сочетание играет существенную роль в развитии человека, формировании его характера, влияет на развитие взаимоотношений с окружающим миром. При этом особую роль для младшего школьного возраста имеют волевые качества, от степени сформированности которых зависит успешность учебной деятельности и школьного обучения.
В ходе выполнения дипломной работы были изучены особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности.
Анализ научной литературы позволил определить ключевые понятия исследования, а также выявить основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в процессе обучения.
Практическое исследование проводилось с использованием различных методов и методик, направленных на изучение эмоционально-волевых особенностей младших школьников с ОВЗ. Результаты исследования позволили получить данные о специфике эмоциональной регуляции, уровне волевого развития и других аспектах эмоционально-волевой сферы у данной категории детей.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки и реализации коррекционно-развивающих программ, направленных на поддержку и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ. Такие программы могут включать в себя методы и приёмы, направленные на формирование навыков эмоциональной регуляции, развитие волевых качеств и укрепление самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на более глубокое изучение особенностей эмоционально-волевого развития младших школьников с различными типами ОВЗ, а также на разработку и апробацию новых методов и подходов к коррекции и развитию данной сферы.
Таким образом, проведённое исследование позволило достичь поставленных целей и задач, а полученные результаты могут стать основой для дальнейших научных изысканий и практической работы с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Эмоционально-волевая сфера начинает развиваться в раннем возрасте, однако на младший школьный возраст приходится наиболее активный период становления как волевой сферы, так и эмоциональной устойчивости
личности. Обусловлено это тем, что в данном возрасте происходит смена ведущей деятельности на учебную, также младшие школьники учатся более часто и ответственно контролировать свои эмоции, управлять волевой сферой (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Е. Гурьев, Б.И. Додонов).
В онтогенезе при правильной регуляции и содействии у детей младшего школьного возраста с сохранным здоровьем, как правило, эмоционально-волевая сфера развивается постепенно и в рамках нормы. Но у детей с особенными возможностями здоровья наблюдаются различные отклонения и отставания в различных аспектах развития личности. Дети младшего школьного возраста с ограниченными возхможнсотями здоровья – не исключение. У данной категории детей наблюдается отставание в развитии различных психических процессов, к которым относится и эмоционально-волевая сфера (А.А. Буянина, Е.В. Ильина, Я.О. Пашкевич, Н.В. Теплякова, А.А. Хабарова).
Именно поэтому важно для осуществления более эффективного и результативного процесса развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ своевременно осуществлять мониторинг данного аспекта развития и подбирать наиболее подходящие методы и формы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы. Если принимать во внимание, что в последние годы на федеральном уровне все большее внимание уделяется осуществлению инклюзивной практики, а также обеспечению условий для гармоничного развития каждого ребенка с особенными возможностями здоровья, то актуальность выбранной темы не вызывает сомнения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что эмоционально-волевая сфера представляет собой совокупность эмоций, чувств и волевых качеств личности. Данное сочетание играет существенную роль в развитии человека, формировании его характера, влияет на развитие взаимоотношений с окружающим миром. При этом особую роль для младшего школьного возраста имеют волевые качества, от степени сформированности которых зависит успешность учебной деятельности и школьного обучения.
В ходе выполнения дипломной работы были изучены особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности.
Анализ научной литературы позволил определить ключевые понятия исследования, а также выявить основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в процессе обучения.
Практическое исследование проводилось с использованием различных методов и методик, направленных на изучение эмоционально-волевых особенностей младших школьников с ОВЗ. Результаты исследования позволили получить данные о специфике эмоциональной регуляции, уровне волевого развития и других аспектах эмоционально-волевой сферы у данной категории детей.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки и реализации коррекционно-развивающих программ, направленных на поддержку и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ. Такие программы могут включать в себя методы и приёмы, направленные на формирование навыков эмоциональной регуляции, развитие волевых качеств и укрепление самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на более глубокое изучение особенностей эмоционально-волевого развития младших школьников с различными типами ОВЗ, а также на разработку и апробацию новых методов и подходов к коррекции и развитию данной сферы.
Таким образом, проведённое исследование позволило достичь поставленных целей и задач, а полученные результаты могут стать основой для дальнейших научных изысканий и практической работы с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Подобные работы
- Развитие регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития (Орловский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы у обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках по литературному чтению
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы у
обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках по
литературному чтению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Психологический программа коррекции произвольного внимании младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
как форма инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



