Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГКОУ «Тверская школа №4»
Выборка:10 учеников 3 «А» класса с диагнозом умственная отсталость легкой степени.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ 6
1.1 Понятие эмоционально-волевой сферы личности 6
1.2 Специфика эмоционально-волевой сферы младших школьников 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ 15
1.4 Методы психолого-педагогической диагностики эмоционального развития младших школьников 25
1.5 Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ 29
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ 35
2.1 Методика организации эмоционально-волевой сферы младших школьников 35
2.2 Изучение уровня эмоционально-волевой сферы младшего школьника с умственной отсталостью 39
2.3 Выводы и рекомендации 45
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
В современном обществе всё больше внимания уделяется инклюзивному образованию, которое предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательные учреждения. Это требует от педагогов и психологов глубокого понимания особенностей развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ.
Дети с ОВЗ — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, значительные отклонения от нормального психического и физического развития, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения.
Основные категории детей с ОВЗ:
• с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
• с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
• с тяжёлыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• с задержкой психического развития;
• умственно отсталые;
• с расстройствами аутистического спектра;
• со сложными дефектами (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии).
Для таких детей характерны следующие особенности:
1. Замедленное и ограниченное восприятие. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности в восприятии информации, что может замедлять их обучение и развитие.
2. Проблемы с вниманием и памятью. У детей с ОВЗ часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания и запоминанием информации.
3. Сниженная познавательная активность. Дети могут проявлять меньший интерес к окружающему миру и обучению.
4. Ограниченные возможности коммуникации. Некоторые дети с ОВЗ могут иметь трудности в общении с окружающими.
5. Эмоциональная неустойчивость. Дети с ОВЗ могут быть более подвержены эмоциональным колебаниям и стрессу.
6. Потребность в специальных условиях обучения. Для успешного обучения и развития детям с ОВЗ необходимы специальные образовательные программы и методики.
7. Необходимость индивидуального подхода. Каждый ребёнок с ОВЗ уникален, и для его обучения и развития требуется индивидуальный подход.
8. Важность поддержки и понимания со стороны окружающих. Дети с ОВЗ нуждаются в поддержке и понимании со стороны родителей, учителей и сверстников.
На современном этапе помимо задач когнитивного развития особую актуальность приобретает эмоционально-личностное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптация их к жизни в обществе. Учеными доказано, что важнейшим средством передачи детям социально значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний.
Для создания адекватной развивающей среды, профилактики эмоциональных нарушений и оказания своевременной педагогической помощи родители и педагоги должны представлять закономерности развития
3эмоциональной сферы детей, своевременно выявлять эмоциональные нарушения.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных методов и подходов к изучению и развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности. Эмоционально-волевая сфера является одной из ключевых составляющих личности ребёнка, определяющей его способность к саморегуляции, управлению своим поведением и адаптации в обществе.
Объект исследования — эмоционально-волевая сфера младших школьников с ОВЗ, а предмет — особенности и методы изучения этой сферы в условиях учебной деятельности.
Цель работы — изучение особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ и разработка рекомендаций по её развитию в условиях учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические основы эмоционально-волевой сферы и особенности её развития у младших школьников с ОВЗ;
• Рассмотреть методы и подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в условиях учебной деятельности;
• Провести эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ;
• Проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ в процессе обучения.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ позволит выявить их специфические потребности и разработать эффективные методы её развития в условиях учебной деятельности.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы 66 страниц
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в жизни каждого человека, поскольку от умения проявлять эмоции самому, а также навыка различать эмоции и чувства других зависит успешность взаимодействия в социуме (Л.А. Долгушина, К. Изард, Е.П. Ильин, А.А. Реан).
Эмоционально-волевая сфера начинает развиваться в раннем возрасте, однако на младший школьный возраст приходится наиболее активный период становления как волевой сферы, так и эмоциональной устойчивости
личности. Обусловлено это тем, что в данном возрасте происходит смена ведущей деятельности на учебную, также младшие школьники учатся более часто и ответственно контролировать свои эмоции, управлять волевой сферой (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Е. Гурьев, Б.И. Додонов).
В онтогенезе при правильной регуляции и содействии у детей младшего школьного возраста с сохранным здоровьем, как правило, эмоционально-волевая сфера развивается постепенно и в рамках нормы. Но у детей с особенными возможностями здоровья наблюдаются различные отклонения и отставания в различных аспектах развития личности. Дети младшего школьного возраста с ограниченными возхможнсотями здоровья – не исключение. У данной категории детей наблюдается отставание в развитии различных психических процессов, к которым относится и эмоционально-волевая сфера (А.А. Буянина, Е.В. Ильина, Я.О. Пашкевич, Н.В. Теплякова, А.А. Хабарова).
Именно поэтому важно для осуществления более эффективного и результативного процесса развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ своевременно осуществлять мониторинг данного аспекта развития и подбирать наиболее подходящие методы и формы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы. Если принимать во внимание, что в последние годы на федеральном уровне все большее внимание уделяется осуществлению инклюзивной практики, а также обеспечению условий для гармоничного развития каждого ребенка с особенными возможностями здоровья, то актуальность выбранной темы не вызывает сомнения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что эмоционально-волевая сфера представляет собой совокупность эмоций, чувств и волевых качеств личности. Данное сочетание играет существенную роль в развитии человека, формировании его характера, влияет на развитие взаимоотношений с окружающим миром. При этом особую роль для младшего школьного возраста имеют волевые качества, от степени сформированности которых зависит успешность учебной деятельности и школьного обучения.
В ходе выполнения дипломной работы были изучены особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности.
Анализ научной литературы позволил определить ключевые понятия исследования, а также выявить основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в процессе обучения.
Практическое исследование проводилось с использованием различных методов и методик, направленных на изучение эмоционально-волевых особенностей младших школьников с ОВЗ. Результаты исследования позволили получить данные о специфике эмоциональной регуляции, уровне волевого развития и других аспектах эмоционально-волевой сферы у данной категории детей.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки и реализации коррекционно-развивающих программ, направленных на поддержку и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ. Такие программы могут включать в себя методы и приёмы, направленные на формирование навыков эмоциональной регуляции, развитие волевых качеств и укрепление самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на более глубокое изучение особенностей эмоционально-волевого развития младших школьников с различными типами ОВЗ, а также на разработку и апробацию новых методов и подходов к коррекции и развитию данной сферы.
Таким образом, проведённое исследование позволило достичь поставленных целей и задач, а полученные результаты могут стать основой для дальнейших научных изысканий и практической работы с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник и практикум / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2014. - 812 с.
2. Ануфриева М.И. Основные психолого-педагогические характеристики учащихся младшего школьного возраста / М.И. Ануфриева, И.Н. Хазеева // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 58-60.
3. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.
4. Артемьева Т.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Краткий конспект лекций. – 2013. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21388/20_222_A5kl- 000420.pdf (дата обращения: 08.02.2025)
5. Богданова В.В. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития средствами игротерапии // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания. – 2018. – С. 58-64.
6. Венгер Л.А., Цибульский А.В. Психология и педагогика инклюзивного образования. М.: Академия, 2015.
7. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина.; Чуваш, ун-т. - Чебоксары, 2008. - 308 с.
8. Выготский Л..С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 2011. — 480 с.
9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]/ учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
10. Грибе, Ю. Р. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ / Ю. Р. Грибе, Н. Д. Новикова // Научное образование. – 2024. – № 6(27). – С. 26-29.
11. Григорьева Т.Л. Психологическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. СПб.: Питер, 2017.
12. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография - М.: Изд - во "Перо", 2014 - 173 с.
13. Елькина, И. Ю. Игровая терапия как метод работы с детьми с ОВЗ / И. Ю. Елькина // Научные основы здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями : Сборник материалов II Всероссийской конференции, Москва, 27 октября 2022 года / Сост. А.В. Голубчикова, К.А. Бруцкая, И.Н. Нурлыгаянов, М.С. Горохова. – Москва: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2022. – С. 34-39.
14. Завьялова Н. Ю. Особенности воли младших школьников / Н.Ю. Завьялова // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 19-21.
15. Загидуллин Р.Р. Эмоциональная педагогика: психолого-педагогические основы включения эмоций в учебный процесс // Психология и педагогика: методика и проблемы практического примене- ния. – 2010. – №12. – с. 82-87.
16. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст]/ учеб. посо- бие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В.А. Иванников. - Москва [и др.]: Питер, 2006. - 203 с.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. 2 - е изд. СПб.: Питер, 2013 - 783 с.
18. Ипатова В.М. Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях физкультурой: дис. – 2019. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/12138
19. Корнилова А.А. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально- волевой сферы у обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках по литературному чтению: дис. – 2022. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/17143 (дата обращения: 08.02.2025)
20. Максакова Н.В. Развитие эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ. М.: Просвещение, 2018.
21. Мироненкова Н.Н. Особенности дидактического моделирования ситуаций ценностно- смыслового выбора обучающихся: автореф. дис. канд. пед. наук наук: 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2011. – 19 с
22. Науменко Е.В. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – №. 9. – С. 123-129
23. Психология эмоций [Текст] / Пол Экман. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 446 с.
24. Самойлюк Л.А. Трудности адаптации к школе первоклассников с тяжелыми нарушениями речи // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. – №. 1-1. – С. 313-319.
25. Сатрутдинова А. Р. Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников / А.Р. Саирутдинова // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 190-192.
26. Степина О. С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.03. Екатеринбург, 2009. 22 с.
27. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012
28. Феофилактова, Е. К. Особенности организации и проведения занятий по социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью / Е. К. Феофилактова // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициатива, партнерство, стратегии развития : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 19–20 апреля 2023 года. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 298-303
29. Шафажинская, Н. Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): методы художественного творчества в образовании и социокультурном развитии / Н. Е. Шафажинская, С. В. Шмелева // М.А. Шолохов в современном мире : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 20–21 мая 2021 года / Общая научная редакция: Котовчихина Наталия Дмитриевна, доктор филологический наук, профессор. – Москва: ООО «ВАШ ФОРМАТ», 2022. – С. 300-315.
30. Шумская, А. И. Развитие эмоционально - волевой сферы удетей с ОВЗ средствами игровой терапии / А. И. Шумская // EurasiaScience : Сборник статей LXII международной научно-практической конференции, Москва, 30 июня 2024 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2024. – С. 170-172.
31. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе // Вестник Вятского Государственного гуманитарного университета. – 2009. – №4. – с. 117-126.