Введение 3
1 Теоретические и правовые основы управления финансами казенных
учреждений в России 5
1.1 Государственные (муниципальные) учреждения: понятия, роль и
особенности управления финансами 5
1.2 Правовое регулирование и особенности организации финансовой
деятельности казенных учреждений в России 12
1.3 Методические подходы к оценке эффективности управления
финансами казенных учреждений в России и за рубежом 15
2 Анализ управления финансами государственного казенного учреждения(на примере Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 24 Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России)) 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика учреждения 22
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН
России в динамике за 2019-2021 годы 29
2.3 Анализ бюджетного финансирования ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН 38
3 Ключевые проблемы и предложения по повышению эффективности организации и управления финансами ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России 41
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложения А-Б
В России государство традиционно было и остается одним из самых крупных собственников в стране. Задачей каждого собственника является эффективное использование принадлежащего ему имущества. Вместе с тем распоряжение государственной собственностью всегда связано с функциями государства. С целью реализации своей экономической функции государство специально создает субъекты, которые осуществляют свою деятельность в гражданском обороте на основе государственного имущества. Одними из таких субъектов являются казенные учреждения, которые имеют в России глубокие исторические и правовые корни.
В настоящее время казенные учреждения являются самостоятельными участниками гражданского оборота и присутствуют почти во всех отраслях экономики. При этом казенные предприятия должны создаваться, прежде всего, в неконкурентном секторе экономики, где объективно необходимо прямое государственное вмешательство. Для того чтобы созданные государством предприятия действовали в гражданском обороте наравне с другими его участниками, необходимо создать экономические и правовые условия эффективного их функционирования в рыночной экономике. [1]
В последнее время в научной и публицистической литературе проявляется значительный интерес к деятельности казенных предприятий в современных условиях. Казенные учреждения обладают существенными особенностями в сравнении с другими юридическими лицами. Не вызывает сомнения, что создание и деятельность казенных учреждений будут представлять интерес так долго, как долго суждено существовать государственному сектору экономики.
Актуальность выбранной темы обусловлена недостатком финансирования бюджетными средствами различных отраслей деятельности казенных учреждений, что невооруженным взглядом отражается на благоустройстве и ежедневном использовании жителями Российской Федерации ресурсов, предоставляемых казенными учреждениями.
Целью работы является выявление основных проблем управления финансами казенных учреждений, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения вышеуказанных целей поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты финансирования казенных учреждений;
- дать общую характеристику деятельности муниципального казенного учреждения;
- проанализировать финансовое состояние казенного учреждения за последние годы;
- рассмотреть основные источники финансирования;
- дать общую оценку финансового состояния, оценку эффективности источников финансирования и оценку эффективности управления финансами казенным учреждением;
- выявить основные проблемы в сфере финансирования и управления финансами;
- разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансирования деятельности и управления финансами казенного учреждения.
Объектом исследования данной работы является Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 24 Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России).
Предметом исследования выступают экономические отношения, связанные с механизмом финансирования казенных учреждений.
Теоретическую основу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных ученых, содержащие отдельные аспекты исследуемой проблемы; законодательство Российской Федерации; публикации в периодической печати; статистические данные.
Важным условием эффективной деятельности предприятия любой формы собственности является достаточный объем денежных средств, а также умелое управление денежными потоками, поддержание их сбалансированности во времени и как следствие этого - обеспечение ликвидности и платежеспособности организации.
Целью данной работы является выявление основных проблем управления финансами казенных учреждений, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.
В 1 главе выпускной квалификационной работы автором изучены особенности управления финансовыми ресурсами казенного учреждения, исходя из правового положения, также изучены международные методы мониторинга и совершенствования финансового менеджмента.
Планирование ресурсов на содержание ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН осуществляется посредством сметы доходов и расходов, согласно требованиям бюджетного законодательства. Составление сметы и ее исполнение является для бюджетных (казенных) учреждений обязательным. Расчет показателей сметы осуществляется в разрезе категорий, статей, подстатей и элементов экономической классификации расходов.
В рамках исследования был проведен горизонтальный и вертикальный анализ баланса, а также анализ исполнения сметных назначений. Проведенный анализ смет показал, что сметы полностью исполнены за исследуемый период.
В ходе работы были предложены способы повышения эффективности управления финансовыми ресурсами казенного учреждения, в соответствии с Концепциями повышения эффективности бюджетных расходов в 2019¬2024 годах.
1 Конституция Российской Федерации принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения:
08.06.2022)
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145- ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (часть 1) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3824.
4 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 №83-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/(дата обращения: 08.06.2022)
5 Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135- ФЗ. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/(дата обращения: 08.06.2022)
6 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/(дата обращения: 08.06.2022)
7 Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/(дата обращения: 08.06.2022)
8 «Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» (в редакции Приказа Минфина №84н от 30.07.2010). // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67979/(дата обращения: 08.06.2022)
9 Распоряжение от 31 января 2019 года №117 -р // КонсультантПлюс:
справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/d5887f037ec048b8n30ba0d80ed2e57d47a3d1e/ (дата обращения: 30.05.2022).
10 «УСТАВ федерального казенного учреждения «Краевая больница № 1 Славного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»» 2011
11 Баланс (ф. 0503130) казенного учреждения на 2019 год //
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. - 2019. - URL:
https://bus.gov.ru/agency/180373/agency-balances/2533376(дата обращения: 08.06.2022).
12 Баланс (ф. 0503130) казенного учреждения на 2020 год //
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. - 2020. - URL:
https://bus.gov.ru/agency/180373/agency-balances/2941689(дата обращения: 08.06.2022).
13 Баланс (ф. 0503130) казенного учреждения на 2021 год //
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. - 2020. - URL:
https://bus.gov.ru/agency/180373/agency-balances/2977338(дата обращения: 08.06.2022).
14 Бюджетная смета федерального казенного учреждения на 2019 финансовый год (на плановый период 2020 и 2021 годов).
15 Бюджетная смета федерального казенного учреждения на 2020 финансовый год (на плановый период 2021 и 2022 годов).
16 Бюджетная смета федерального казенного учреждения на 2021 финансовый год (на плановый период 2022 и 2023 годов).
17 Отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03191247450 на 01.01.2020 г.
18 Отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03191247450 на 01.01.2021 г.
19 Отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03191247450 на 01.01.2022 г.
20 Пояснительная записка к бухгалтерскому отчеты за 2019 год.
21 Пояснительная записка к бухгалтерскому отчеты за 2020 год.
22 Пояснительная записка к бухгалтерскому отчеты за 2021 год.
23 Государственные и муниципальные финансы: учебник / под редакцией С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Изд-во Экономиста, 2018. - 763 с. - С. 516
24 Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляка Г.Б., 4-е изд., перераб. и доп. М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2019. — 391 с. - С. 200.
25 Сафронова А.М. История государственных учреждений России 1917-2000-е гг.. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. - 138 с.
26 Е.А. Александрова. Бюджетная смета для казенных учреждений// Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2010. - №11. - с.4-21
27 ТВ. Саакян. Характерные признаки казенного учреждения// Бюджетный учет. - 2011. - №8. - с.13-30
28 Гасанов Г.Н. Особенности финансирования казенных учреждений России в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - С. 48-51.
29 Иванов Д.С., Иванова М.С., Боровских И.В. Бюджет казенного учреждения как элемент системы управления // Проблемы экономики и менеджмента. - 2017. - С. 44-51.
30 Гилина Т.Г., Грибенчук А.Р. Применение экспертной оценки рисков в деятельности казенного учреждения // Инновационная наука. - 2020. - №3. - С. 54-56.
31 Ковальчук И.С. Организационные основы финансирования оказания услуг муниципальными казенными учреждениями // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №8. - С. 177-180.
32 Добрынина И.Ю., Юрченко Н.В., Быкова Е.А. Особенности закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий казенными учреждениями // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - 2017. - С. 34-37.
33 Арбатская Т.Г. Учет и анализ денежных потоков исполнения и наказания // Финансовый журнал. - 2021. - №1. - С. 107-123.
34 Савостьянов Г.П. Особенности правового регулирования финансовой деятельности казенного учреждения в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. - 2020. - №2. - С. 206-208.
35 Касаткин Д.М. Гражданско-правовая ответственность ФСИН по обязательствам подведомственных казенных учреждений // Вестник Кузбасского института. - 2020. - №4. - С. 145-152.
36 Азохова А.И. Обзор зарубежных методик оценки качества финансового менеджмента в общественном секторе // Проблемы науки. - 2020. - С. 41-43.
37 Надежда Игоревна Яшина, Евгения Адольфовна Хансуварова, Константин Сергеевич Яшин. Совершенствование управления финансами государственных учреждений здравоохранения // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №5. - С. 85-98.
38 Sue Beauchamp, Carole Hicks. Financial Management and Effectiveness in Public Service Organizations: The CIPFA FM Model // Public Money & Management. - 2010. - №3. - C. 185-191.
39 Patricia W. Ingraham, Philip G. Joyce Government Performance: Why Management Matters. - Taylor & Francis, 2003. - 193 c.
40 Paolo de Renzio. Taking Stock: What do PEFA Assessments tell us about PFM systems across countries? - 302 изд. - London: Overseas Development Institute, 2009. - 193 c. - ISBN 978-0-85003-904-7.