Использование на уроках изобразительного искусства метода проектов
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические особенности метода проектов в начальных классах 7
1.1. История развития метода проектов 7
1.2. Особенности и классификация метода проектов 10
1.3. Применение метода проектов на уроках изобразительного искусства в начальной школе 25
Глава 2 . Опытно-педагогическая работа по использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства в начальной школе. ..30
2.1. Констатирующий этап 30
2.2. Формирующий этап 32
2.3. Контрольный этап 34
Заключение 37
Список литературы 40
Глава 1. Теоретические особенности метода проектов в начальных классах 7
1.1. История развития метода проектов 7
1.2. Особенности и классификация метода проектов 10
1.3. Применение метода проектов на уроках изобразительного искусства в начальной школе 25
Глава 2 . Опытно-педагогическая работа по использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства в начальной школе. ..30
2.1. Констатирующий этап 30
2.2. Формирующий этап 32
2.3. Контрольный этап 34
Заключение 37
Список литературы 40
Актуальность. Модернизация российского образования способствует развитию инновационных процессов в школах, внедрение новых методов обучения, отличающихся от традиционных, которые основаны на изложении нового материала учителем. Необходимость реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, достижения метапредметных и личностных результатов, развития у обучающихся способности ориентироваться в окружающей действительности приводит к использованию в изучении многих предметных областей инновационных форм, средств и методов обучения, в частности, интерактивных и продуктивных методов при которых ученик перестает быть пассивным слушателем и зрителем, а становится активным участником образовательного процесса, что позволяет повысить его мотивацию к учению и приблизить изучаемый материал к повседневной жизни детей. Одним из наиболее продуктивных методов является метод проектов.
Работа над проектами позволяет ученикам обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости, научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основ, намечать ведущие, текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы, осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать его последствия, действовать самостоятельно, сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, объективно оценивать процесс и результат проектирования.
История метода проектов связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского. Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Теоретические положения педагогического проектирования разрабатывали Е . С . Заир-Бек, И: А . Зимняя, Т . М . Кауда, Н.В.Матяш, И.Д. Чечель. Возможности проектной деятельности в образовательном, процессе современной школы изучали, С. И. Горлицкая, И. А. Зимняя, А. П. Зольников, Е. Н. Киселёва, И. Ю. Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова.
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования: процесс развития изобразительного искусства у младших школьников.
Предмет исследования: метод проектов на уроках изобразительного искусства у младших школьников.
Гипотеза исследования: одним из эффективных условий развития младших школьников на уроках изобразительного искусства является использование метода проектов.
Задачи исследования:
1) изучить теоретическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) проанализировать степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы;
3) провести экспериментальную работу.
Методы исследования::
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение истории вопроса по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ;
- эмпирические: педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; анализ педагогического опыта.
Эмпирической базой исследования выступает МБОУ СОШ №11 г.Кызыла, 2 д класс.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав,заключения и списка литературы
Работа над проектами позволяет ученикам обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости, научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основ, намечать ведущие, текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы, осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать его последствия, действовать самостоятельно, сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, объективно оценивать процесс и результат проектирования.
История метода проектов связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского. Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Теоретические положения педагогического проектирования разрабатывали Е . С . Заир-Бек, И: А . Зимняя, Т . М . Кауда, Н.В.Матяш, И.Д. Чечель. Возможности проектной деятельности в образовательном, процессе современной школы изучали, С. И. Горлицкая, И. А. Зимняя, А. П. Зольников, Е. Н. Киселёва, И. Ю. Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова.
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования: процесс развития изобразительного искусства у младших школьников.
Предмет исследования: метод проектов на уроках изобразительного искусства у младших школьников.
Гипотеза исследования: одним из эффективных условий развития младших школьников на уроках изобразительного искусства является использование метода проектов.
Задачи исследования:
1) изучить теоретическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) проанализировать степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы;
3) провести экспериментальную работу.
Методы исследования::
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение истории вопроса по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ;
- эмпирические: педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; анализ педагогического опыта.
Эмпирической базой исследования выступает МБОУ СОШ №11 г.Кызыла, 2 д класс.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав,заключения и списка литературы
Каждый предмет в школе должен развивать у учащихся непредметные интеллектуально-познавательные способности, заключающиеся в умении описывать, объяснять и предсказывать явления, события и их последствия на любом содержании, при этом на учебную дисциплину «изобразительное искусство» приходится наибольшая доля. Ключевой проблемой является утрачивание со временем полученных с традиционными подходом на уроках в школе изобразительных навыков. Навыки художественного восприятия остаются незакрепленными в школьном обучении изо, так как традиционный подход не обеспечивает слаженную работу мысли и руки ученика. Вследствие этого не достигается метапредметный результат искомой эффективности.
Категорией «художественное» в школьном обучении представляется вид чувственных переживаний или эмоций. Сюда относится образное, эстетическое, эмоционально-творческое восприятие учащимся - автором действительности, выраженное в изобразительной форме.
Нами были реализованы в ходе выполнения данной работы большая работа с применением метода проектов по изобразительному искусству.
Результатом данной работы можно считать появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического, характера; приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, учащимися 2-х классов, учителями; опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью пятиклассников, учителя, родителей.
Обучение детей проектно-исследовательской деятельности невозможно без соответствующей образовательной поддержки педагогов, направленной не только на приобретение ими специальных умений, но и на изменение их позиции от руководителя к организатору и участнику совместной деятельности. Для обоснования особой позиции педагога в совместной проектно-исследовательской деятельности мы опирались на основные положения концепции педагогики совместной деятельности (Г.Н. Прозументова) и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребёнка (С.И. Поздеева), в которых выделяют три типа совместного действия взрослого и ребёнка: закрытое совместное действие применительно к проектно-исследовательской деятельности означает выполнение учащимся проектного задания без права выбора темы, зачастую в рамках предоставленного учителем алгоритма действий по его реализации; обращённое совместное действие в данном контексте проявляется в возможности выбора ребёнком темы из предложенных учителем, и направления своей работы в рамках определённых этапов; в открытом совместном действии педагог начинает воспринимать ребёнка как активного значимого влиятельного участника, что проявляется в инициировании учащимся темы, направления и типа работы, самостоятельном выборе методов исследования и форм предоставления результата (продукта).
Образовательная поддержка педагогов включала следующие формы: семинары - проблематизации; обучающие теоретические и научно¬практические семинары; уроки-лаборатории; рефлексивные семинары; совместные научно-практические детские конференции. В результате их применения учителя начальных классов экспериментальной группы зафиксировали в себе личностно-профессиональные изменения, связанные с проявлением большего доверия к детям, открытостью, поддержкой детских инициатив. Им удалось преодолеть профессиональные затруднения, связанные с перегрузкой учащихся, потерей интереса к учебной деятельности. Кроме того, работа в экспериментальной группе помогла педагогам выстроить способы взаимодействия с разными участниками образовательного процесса.
Таким образом, результаты нашего исследования убеждают в том, что есть взаимосвязь между уровнем владения педагогики умением организовывать проектно-исследовательскую деятельность детей и теми образовательными и учебными результатами, которые достигают учащиеся с учётом разработанных нами содержания и этапов обучения проектно¬исследовательской деятельности младших школьников. Это позволяет утверждать, что потенциал проектно-исследовательской деятельности в образовательном плане определяется, во-первых, не поляризацией, а интеграцией проектирования и исследования; во-вторых, организацией этапов обучения детей проектно-исследовательской деятельности, которые характеризуются определённым содержанием, формами реализации и продвижением позиции ребёнка от исполнителя к значимому участнику совместной деятельности; в-третьих, организацией образовательной * поддержки педагогов, направленной на изменение их позиции от руководителя в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей к её организатору и участнику.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась о том, что проектно-исследовательская деятельность по изобразительному искусству будет успешной если привлечь групповую и индивидуальные работы с привлечением родителей к проблемам успешности детей, чтобы выявить талант и эстетическое восприятие ребенка.
Категорией «художественное» в школьном обучении представляется вид чувственных переживаний или эмоций. Сюда относится образное, эстетическое, эмоционально-творческое восприятие учащимся - автором действительности, выраженное в изобразительной форме.
Нами были реализованы в ходе выполнения данной работы большая работа с применением метода проектов по изобразительному искусству.
Результатом данной работы можно считать появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического, характера; приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, учащимися 2-х классов, учителями; опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью пятиклассников, учителя, родителей.
Обучение детей проектно-исследовательской деятельности невозможно без соответствующей образовательной поддержки педагогов, направленной не только на приобретение ими специальных умений, но и на изменение их позиции от руководителя к организатору и участнику совместной деятельности. Для обоснования особой позиции педагога в совместной проектно-исследовательской деятельности мы опирались на основные положения концепции педагогики совместной деятельности (Г.Н. Прозументова) и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребёнка (С.И. Поздеева), в которых выделяют три типа совместного действия взрослого и ребёнка: закрытое совместное действие применительно к проектно-исследовательской деятельности означает выполнение учащимся проектного задания без права выбора темы, зачастую в рамках предоставленного учителем алгоритма действий по его реализации; обращённое совместное действие в данном контексте проявляется в возможности выбора ребёнком темы из предложенных учителем, и направления своей работы в рамках определённых этапов; в открытом совместном действии педагог начинает воспринимать ребёнка как активного значимого влиятельного участника, что проявляется в инициировании учащимся темы, направления и типа работы, самостоятельном выборе методов исследования и форм предоставления результата (продукта).
Образовательная поддержка педагогов включала следующие формы: семинары - проблематизации; обучающие теоретические и научно¬практические семинары; уроки-лаборатории; рефлексивные семинары; совместные научно-практические детские конференции. В результате их применения учителя начальных классов экспериментальной группы зафиксировали в себе личностно-профессиональные изменения, связанные с проявлением большего доверия к детям, открытостью, поддержкой детских инициатив. Им удалось преодолеть профессиональные затруднения, связанные с перегрузкой учащихся, потерей интереса к учебной деятельности. Кроме того, работа в экспериментальной группе помогла педагогам выстроить способы взаимодействия с разными участниками образовательного процесса.
Таким образом, результаты нашего исследования убеждают в том, что есть взаимосвязь между уровнем владения педагогики умением организовывать проектно-исследовательскую деятельность детей и теми образовательными и учебными результатами, которые достигают учащиеся с учётом разработанных нами содержания и этапов обучения проектно¬исследовательской деятельности младших школьников. Это позволяет утверждать, что потенциал проектно-исследовательской деятельности в образовательном плане определяется, во-первых, не поляризацией, а интеграцией проектирования и исследования; во-вторых, организацией этапов обучения детей проектно-исследовательской деятельности, которые характеризуются определённым содержанием, формами реализации и продвижением позиции ребёнка от исполнителя к значимому участнику совместной деятельности; в-третьих, организацией образовательной * поддержки педагогов, направленной на изменение их позиции от руководителя в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей к её организатору и участнику.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась о том, что проектно-исследовательская деятельность по изобразительному искусству будет успешной если привлечь групповую и индивидуальные работы с привлечением родителей к проблемам успешности детей, чтобы выявить талант и эстетическое восприятие ребенка.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЯТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ: «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ» НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШЕСТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие пространственного мышления школьников подросткового возраста на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Методика реализации педагогического потенциала жанровой живописи
на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Уроки изобразительного искусства как средство приобщения младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



