Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения и развития межличностных отношений
младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации 8
1.1 Межличностные отношения: понятие, характеристика 8
1.2 Межличностные отношения младших школьников, находящихся в
трудной жизненной ситуации 14
1.3 Методы развития межличностных отношений младших школьников,
находящихся в трудной жизненной ситуации 22
2 Экспериментальное исследование и развитие межличностных отношений
младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 28
2.2 Описание системы занятий, направленных на развитие межличностных
отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации 40
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 43
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Результаты первичной диагностики межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации 56
Приложение Б Система занятий «Вместе», направленная на развитие межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации 62
Приложение В Результаты повторной диагностики межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации 76
В период младшего школьного возраста интеллектуальная, физическая и эмоциональная нагрузка у ребенка значительно увеличивается в сравнении с предыдущими этапами личностного взросления. По отношению к школьнику возрастают требования и ответственность за свои поступки. Изменение ситуации может способствовать развитию стрессовых эмоциональных реакций, которые могут приводить или усугублять трудную жизненную ситуацию младшего школьника.
Согласно статистическим данным сайта о масштабах социальных проблем в России и методах их решения «Если быть точным», проблема детства (трудной жизненной ситуации) в Красноярском крае выражена выше среднего. Так, в крае зафиксировано 154732 (что составляет 25 % от общего числа детей) ребенка из семей, нуждающихся в социальной поддержке. Основными категориями проблем детства являются: заболеваемость, сиротство, бедность, безопасность, финансы, государственные ресурсы, образование и жилищные условия.
Переживание ребенком трудной жизненной ситуации сильно сказывается на личности младшего школьника и выражается в сложностях обучения, воспитания, межличностной коммуникации.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью обеспечения комфортных условий для развития межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель исследования: изучение и развитие межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения поставленной цели, нами сформулированы следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть особенности межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- охарактеризовать методы развития межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- провести экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- разработать и апробировать систему занятий, направленную на развитие межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, определить ее эффективность.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: социометрический метод (методика «Социометрия» (автор - Дж. Морено), методика «Мой класс» (автор - А.А. Лескова)), тестирование (тест «Моя семья» (автор - М. Егорова));
- методы качественной и количественной обработки данных.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов, таких как: Г.М. Андреева,
С.В. Духновский, Е.П. Ильин, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, В.Н. Мясищев, Л.И. Новикова, Н.Н. Обозов и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Лесосибирска». Выборка исследования представлена обучающимися 1 класса в количестве 24 человек.
...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, вслед за Н.Н. Обозовым, под межличностными отношениями мы понимаем взаимную готовность личности к определенному типу взаимодействия, сопровождающуюся эмоциональными переживаниями в условиях общения и иной совместной деятельности.
Рассмотрев межличностные отношения младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы определили, что в межличностных отношениях младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, часто встречаются сложности в установлении межличностных связей. Причиной сложностей могут быть внешние факторы (гигиена, опрятность) или личностные особенности (низкая самооценка; недостаточно сформированная мотивационная сфера; склонность испытывать чувство вины; чувствительность к критике и несправедливости; мнительность, обидчивость и ранимость; могут быть агрессивными и склонными к конфликтам) младшего школьника.
При работе с младшими школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации, в ходе разрешения проблем межличностных отношений психолог может использовать такие методы как игровая терапия, арттерапия, метод поведенческой коррекции.
Нами организовано экспериментальное исследование на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Лесосибирска». Выборка исследования представлена обучающимися 1 класса в количестве 24 человек. Возраст испытуемых - 7-8 лет. Среди обучающихся выборки по данным социального педагога школы и классного руководителя было выявлено 9 человек, относящихся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети, проживающие в малоимущих семьях - 7 человек; дети, оставшиеся без попечения родителей - 2 человека). В качестве
диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «Социометрия» (автор - Дж. Морено), методика «Мой класс» (автор -
А.А. Лескова), тест «Моя семья» (автор - М. Егорова).
Таким образом, проведя первичное диагностическое исследование, мы определили характер имеющихся сложностей межличностных отношений младших школьников. На основе этого нами разработана система занятий «Вместе», направленная на развитие межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая предполагает работу по следующим направлениям:
- индивидуальная работа с младшими школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями направленная на выявление и разрешение проблем межличностного общения;
- коррекция неблагополучной социально-психологической позиции ученика;
- создание условий для включения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в группы детей, не имеющих данной проблемы;
- разрешение проблемы взаимно-отрицательных выборов;
- сплочение школьного коллектива.
Анализируя результаты повторной диагностики межличностных отношений младших школьников, мы отметили позитивные изменения в социометрическом рисунке класса, в социально-психологической позиции учеников, в уровне межличностных семейный отношений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система занятий «Вместе» оказалась эффективной для развития межличностных отношений младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, а следовательно, может быть использована в практике педагога-психолога в рамках образовательного учреждения.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
1. Акопян, А. А. Формирование межличностных отношений младших школьников / А.А. Акопян, М. А. Абелян // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 1. - С. 69-72.
2. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия : Теоретические подходы : учебное пособие / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - Москва : Аспект Пресс, 2001. - 286 с. - ISBN 5-7567-0138-9.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. В. Андриенко ; под редакцией В. А. Сластенина. - Москва : Академия, 2011. - 262 с. - ISBN 978-5-7695-8080-2.
4. Аронова, Е. Ю. Современные образовательные технологии : психология и педагогика : [монорафия] / Е. Ю. Аронова ; Центр развития научного сотрудничества. - Новосибирск : Изд-во СИБ-ПРИНТ, 2008. - 422 с. - ISBN 978-5-94301-067-5.
5. Братчикова, Ю. В. Развитие у младших школьников навыков взаимодействия со сверстниками / Ю. В. Братчикова, Н. С. Волошина // Всероссийская весенняя психологическая сессия. - 2017. - № 1. - С. 41-46.
6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. - Москва : Издательство МГУ. - 1984. - 200 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ, 2005. - 670 с.
8. Дейникина, С. А. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации / С. А. Дейникина , М. Е. Блох // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2020. - Т. 8. - С. 13-19.
9. Дети в трудной жизненной ситуации : новые подходы к решению проблем. - Москва : Малый бизнес, 2010. - 90 с.
10. Долгова, В. И. Психолого-педагогическая коррекция межличностного взаимодействия младших подростков: программа и результаты / В. И. Долгова // Вектор науки ТГУ. - 2017. - № 2 (29). - С. 90-96.
11. Дружинин, В. Н. Психология : учебник для гуманитарных вузов /
В. Н. Дружинин. - Москва : Питер, 2009. - 652 с. - ISBN 978-5-388-00491-8.
12. Духновский, С. В. Переживание дисгармонии межличностных отношений : [монография] / С. В. Духновский ; Курганский государственный университет. - Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2005. - 175 с. - ISBN 5-86-328-755-1.
13. Егорова, М. Методика «Моя семья» / М. Егорова. - URL:
https://rossiyka.krskschool.ru/file/download?id=325 (дата обращения: 15.14.2023).
14. Егорова, М. О. Организация психолого-педагогического
сопровождения детей из семей группы риска по социальному сиротству / М. О. Егорова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 195-202.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - Москва : Питер, 2012. - 573 с.
... всего 40 источников