Работа носит теоретический характер.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ 5
1.1. Понятие и характеристика ОВЗ в детском возрасте 5
1.2. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей 9
1.3. Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ 14
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ 21
2.1. Педагогические подходы к обучению детей с ОВЗ 21
2.2. Создание благоприятной образовательной среды для детей с ОВЗ 26
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….……43
Познавательные процессы играют ключевую роль в развитии ребенка, поскольку это через них он узнает мир, совершенствует свои навыки и формирует свое мышление. Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) эти познавательные процессы могут иметь свои особенности, требующие особого внимания и подхода со стороны педагогов и специалистов образования [3].
Тема "Познавательные процессы детей с ОВЗ" является актуальной и важной, поскольку именно благодаря пониманию особенностей познавательной деятельности у таких детей можно обеспечить им полноценное обучение и развитие. Дети с ОВЗ могут иметь различные расстройства и нарушения, которые сказываются на их способности воспринимать, обрабатывать и усваивать информацию. Важно понимать, какие именно аспекты познавательных процессов подвержены изменениям у таких детей и какие подходы могут помочь им эффективно учиться [5].
Анализ и обобщение научных исследований в данной области поможет выявить основные тенденции и практики, которые могут быть полезны для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Это позволит эффективнее организовывать образовательный процесс и создавать условия для успешного развития познавательных способностей у каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей.
Цель - изучение специфики познавательных процессов детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
2. Определение влияния ОВЗ на развитие познавательных способностей у детей.
3. Анализ методов и подходов к коррекции и развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ.
4. Оценка эффективности педагогической работы с детьми с ОВЗ в контексте стимулирования их познавательных способностей.
Объект исследования - дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте от 6 до 11 лет.
Предмет исследования - познавательные процессы у детей с ОВЗ, включая восприятие, внимание, память, мышление, речь, ориентирование в пространстве и времени, способности к обучению и усвоению информации.
В ходе работы будут рассмотрены виды ограниченных возможностей здоровья, их влияние на познавательные процессы, особенности восприятия, внимания, памяти и мышления у детей с ОВЗ, а также педагогические подходы к обучению и поддержке развития таких детей.
Таким образом, данная курсовая работа направлена на исследование важной проблемы развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья, что может стать ценным вкладом в развитие образования и психологии, а также поможет специалистам и родителям более глубоко понять и поддержать детей с ОВЗ в их учебном и жизненном процессе.
Методологическая база исследования: Л.С.Выготский, О.В.Алмазова, Л.С.Сахаров, Б.П.Пузанова, В.А.Лапшина, Н.М.Назарова, Д.И.Фельдштейн, В.Г.Петрова, и т.д.
В работе были использованы следующие методы теоретического исследования:
- аналитический метод;
- сравнительный метод;
- классификация.
Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя введение, основную часть (2 главы), заключение, глоссарий, список используемых источников, приложений.
В результате проведенного исследования было установлено, что познавательные процессы у детей с ограниченными возможностями замедлены, однако при правильной методике обучения и индивидуальном подходе могут быть стимулированы и улучшены. Важно учитывать специфику каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, а также создавать благоприятную обучающую среду, способствующую успешному усвоению информации. Решение данной проблемы требует комплексного подхода со стороны педагогов, психологов и специалистов в области специального образования. Необходимо разрабатывать и внедрять индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка с ограниченными возможностями с учетом их специфики и потребностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями. В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности. Специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия [6].
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме должны обучаться вместе Дети с особыми образовательными потребностями в этом случае будут иметь возможность обучаться в общеобразовательном учреждении путем создания в них специальных педагогических условий. То есть в образовательном учреждении должны быть реализованы специальные образовательные программы, методы и приемы работы с детьми, доказавшие за многолетний период их применения свою эффективность. В специальных образовательных программах представлено содержание коррекционно-педагогического процесса с учетом современных представлений о сущности психического развития, о психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики под влиянием сенсорных, интеллектуальных, моторно-двигательных и других нарушений, о ведущей роли обучения в психическом развитии человека. Специальные условия обучения – это кадры (учителя, владеющие педагогическими технологиями), учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу [26].
В образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
- использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);
- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками; выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- использования в образовательном процессе современных научно-обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов [2].
Таким образом, коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями развития является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей.
Цель работы достигнута, задачи решены.
1 Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М. :Издат. центр «Академия», 2015.
2 Алмазова, О.В. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова / О.В. Алмазова, С.О. Брызгалова, Т.Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. – 2014.
3 Бардиер, Г., Розман, Н., Чередникова, Т. Психологическое сопровождение естественного развития школьников. - Кишинев; СПб.; Дорваль: Соц.-коммерческий филиал «Человек», 1993.
4 Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997.
5 Боброва, С. В. Работа со слабоуспевающими детьми / С. В. Боброва // Русский язык в школе. – 2008.
6 Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников. – 2010.
7 Венгер, Л.А. Основные закономерности психического развития ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание – 1973.
8 Выготский Л.С «Проблема умственной отсталости» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1935 г.
9 Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989.
10 Гайнуллина, Л. Ф. Инклюзия в системе непрерывного образования / Л. Ф. Гайнуллина, Е. Л. Яковлева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2014.
11 Гильмушарифова, Л.В. Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013.
12 Дольто, Ф. На стороне ребенка. СПб.: Изд-во «Петербург – XXI век», 1997.
13 Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. – 2010.
14 Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2015.
15 Зволейко, Е. В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 2 (22).
16 Калмыкова Е.А Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007 г.
17 Ковалева, А.С. Технология создания толерантной образовательной среды: учебное пособие / А.С. Ковалева. – Барнаул :АлтГПУ, 2015.
18 Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики / Галина Кумарина // Народное образование. – 2007.
19 Н.М. Назарова. Специальная педагогика: / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия». - 2015.
20 Никольская, О. С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра: (макет) / О. С. Никольская // Дефектология. – 2010.
21 Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы Третьей международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015.
22 Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 2010.
23 Овчарова, А. П. Этапы Психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии. [Электронный ресурс]/ А.П.Овчарова. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
24 Солдаткина, Л. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особенностями в развитии [Электронный ресурс]/ Л.Ф. Солдаткина. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
25 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2014.
26 Хохлова, Л.В., Агавелян, Р.О., Рюмина, Т.В. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Изд-во «Спецкнига», 2011.
27 Чудова, А. В. Психолого-педагогическое изучение готовности к школе учащихся с нарушением интеллектуального развития (по результатам экспериментального исследования)/ А. В. Чудова // Дефектология. – 2007.
28 Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2013.