Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Познавательные процессы детей с ОВЗ (Тверской педагогический колледж)

Работа №165038

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы45
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ 5
1.1. Понятие и характеристика ОВЗ в детском возрасте 5
1.2. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей 9
1.3. Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ 14
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ 21
2.1. Педагогические подходы к обучению детей с ОВЗ 21
2.2. Создание благоприятной образовательной среды для детей с ОВЗ 26
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….……43


Познавательные процессы играют ключевую роль в развитии ребенка, поскольку это через них он узнает мир, совершенствует свои навыки и формирует свое мышление. Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) эти познавательные процессы могут иметь свои особенности, требующие особого внимания и подхода со стороны педагогов и специалистов образования [3].
Тема "Познавательные процессы детей с ОВЗ" является актуальной и важной, поскольку именно благодаря пониманию особенностей познавательной деятельности у таких детей можно обеспечить им полноценное обучение и развитие. Дети с ОВЗ могут иметь различные расстройства и нарушения, которые сказываются на их способности воспринимать, обрабатывать и усваивать информацию. Важно понимать, какие именно аспекты познавательных процессов подвержены изменениям у таких детей и какие подходы могут помочь им эффективно учиться [5].
Анализ и обобщение научных исследований в данной области поможет выявить основные тенденции и практики, которые могут быть полезны для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Это позволит эффективнее организовывать образовательный процесс и создавать условия для успешного развития познавательных способностей у каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей.
Цель - изучение специфики познавательных процессов детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
2. Определение влияния ОВЗ на развитие познавательных способностей у детей.
3. Анализ методов и подходов к коррекции и развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ.
4. Оценка эффективности педагогической работы с детьми с ОВЗ в контексте стимулирования их познавательных способностей.
Объект исследования - дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте от 6 до 11 лет.
Предмет исследования - познавательные процессы у детей с ОВЗ, включая восприятие, внимание, память, мышление, речь, ориентирование в пространстве и времени, способности к обучению и усвоению информации.
В ходе работы будут рассмотрены виды ограниченных возможностей здоровья, их влияние на познавательные процессы, особенности восприятия, внимания, памяти и мышления у детей с ОВЗ, а также педагогические подходы к обучению и поддержке развития таких детей.
Таким образом, данная курсовая работа направлена на исследование важной проблемы развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья, что может стать ценным вкладом в развитие образования и психологии, а также поможет специалистам и родителям более глубоко понять и поддержать детей с ОВЗ в их учебном и жизненном процессе.
Методологическая база исследования: Л.С.Выготский, О.В.Алмазова, Л.С.Сахаров, Б.П.Пузанова, В.А.Лапшина, Н.М.Назарова, Д.И.Фельдштейн, В.Г.Петрова, и т.д.
В работе были использованы следующие методы теоретического исследования:
- аналитический метод;
- сравнительный метод;
- классификация.
Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя введение, основную часть (2 главы), заключение, глоссарий, список используемых источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования было установлено, что познавательные процессы у детей с ограниченными возможностями замедлены, однако при правильной методике обучения и индивидуальном подходе могут быть стимулированы и улучшены. Важно учитывать специфику каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, а также создавать благоприятную обучающую среду, способствующую успешному усвоению информации. Решение данной проблемы требует комплексного подхода со стороны педагогов, психологов и специалистов в области специального образования. Необходимо разрабатывать и внедрять индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка с ограниченными возможностями с учетом их специфики и потребностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями. В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности. Специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия [6].
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме должны обучаться вместе Дети с особыми образовательными потребностями в этом случае будут иметь возможность обучаться в общеобразовательном учреждении путем создания в них специальных педагогических условий. То есть в образовательном учреждении должны быть реализованы специальные образовательные программы, методы и приемы работы с детьми, доказавшие за многолетний период их применения свою эффективность. В специальных образовательных программах представлено содержание коррекционно-педагогического процесса с учетом современных представлений о сущности психического развития, о психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики под влиянием сенсорных, интеллектуальных, моторно-двигательных и других нарушений, о ведущей роли обучения в психическом развитии человека. Специальные условия обучения – это кадры (учителя, владеющие педагогическими технологиями), учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу [26].
В образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
- использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);
- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками; выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- использования в образовательном процессе современных научно-обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов [2].
Таким образом, коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями развития является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей.
Цель работы достигнута, задачи решены.



1 Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М. :Издат. центр «Академия», 2015.
2 Алмазова, О.В. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова / О.В. Алмазова, С.О. Брызгалова, Т.Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. – 2014.
3 Бардиер, Г., Розман, Н., Чередникова, Т. Психологическое сопровождение естественного развития школьников. - Кишинев; СПб.; Дорваль: Соц.-коммерческий филиал «Человек», 1993.
4 Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997.
5 Боброва, С. В. Работа со слабоуспевающими детьми / С. В. Боброва // Русский язык в школе. – 2008.
6 Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников. – 2010.
7 Венгер, Л.А. Основные закономерности психического развития ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание – 1973.
8 Выготский Л.С «Проблема умственной отсталости» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1935 г.
9 Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989.
10 Гайнуллина, Л. Ф. Инклюзия в системе непрерывного образования / Л. Ф. Гайнуллина, Е. Л. Яковлева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2014.
11 Гильмушарифова, Л.В. Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013.
12 Дольто, Ф. На стороне ребенка. СПб.: Изд-во «Петербург – XXI век», 1997.
13 Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. – 2010.
14 Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2015.
15 Зволейко, Е. В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 2 (22).
16 Калмыкова Е.А Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007 г.
17 Ковалева, А.С. Технология создания толерантной образовательной среды: учебное пособие / А.С. Ковалева. – Барнаул :АлтГПУ, 2015.
18 Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики / Галина Кумарина // Народное образование. – 2007.
19 Н.М. Назарова. Специальная педагогика: / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия». - 2015.
20 Никольская, О. С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра: (макет) / О. С. Никольская // Дефектология. – 2010.
21 Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы Третьей международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015.
22 Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 2010.
23 Овчарова, А. П. Этапы Психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии. [Электронный ресурс]/ А.П.Овчарова. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
24 Солдаткина, Л. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особенностями в развитии [Электронный ресурс]/ Л.Ф. Солдаткина. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
25 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2014.
26 Хохлова, Л.В., Агавелян, Р.О., Рюмина, Т.В. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Изд-во «Спецкнига», 2011.
27 Чудова, А. В. Психолого-педагогическое изучение готовности к школе учащихся с нарушением интеллектуального развития (по результатам экспериментального исследования)/ А. В. Чудова // Дефектология. – 2007.
28 Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2013.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ