Развитие познавательного мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии (Бурятский Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Верхнежиримская СОШ» (Республика Бурятия Тарбагатайский район, с. Верхний Жирим).
Выборка: 28 учеников второго класса.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………...…………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии…………...……
1.1 Понятие творческого мышления в психолого-педагогической литературе…
1.2 Роль арт-терапии в развитии творческого мышления детей младшего школьного возраста…
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии…
2.1. Организация, методы и результаты исследования уровня развития творческого мышления детей младшего школьного возраста
2.2 Реализация программы развития творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии…
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.....
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Верхнежиримская СОШ» (Республика Бурятия Тарбагатайский район, с. Верхний Жирим).
Выборка: 28 учеников второго класса.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………...…………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии…………...……
1.1 Понятие творческого мышления в психолого-педагогической литературе…
1.2 Роль арт-терапии в развитии творческого мышления детей младшего школьного возраста…
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии…
2.1. Организация, методы и результаты исследования уровня развития творческого мышления детей младшего школьного возраста
2.2 Реализация программы развития творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии…
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.....
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность. Современный этап развития общества предъявляет человеку качественно новые требования, обусловливает необходимость становления успешной и коммуникативной личности с яркой творческой индивидуальностью. В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании, «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.» в качестве ведущих выделяются задачи формирования творчески активной личности, способной эффективно решать проблемы жизни нестандартно.
Вместе с этим, потребность в творческом выражении и самоопределении, существующая уже в детском возрасте, является условием для дальнейшего развития личности, её успешной творческой деятельности. Для достижения качественных результатов законодателем выделяется одно из приоритетных направлений политики в образовании – «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества».
В трудах психологов указано на то, что творчество выступает как отличительная, специфическая особенность творческого мышления, которая отличает ее от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. В целом, проблема развития творческого мышления младших школьников рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях Д.Б. Богоявленской, К.В. Бердникова, С.М. Коломиец и др. В данных исследованиях раскрыта сущность понятия «творческое мышление», а также представлены особенности его развития в младшем школьном возрасте.
Необходимым условием развития творческого мышления является психолого-педагогическое руководство познавательной деятельностью младшего школьника. Эффективным и действенным инструментом для достижения этой цели может являться арт-терапия. Основоположниками исследования арт-терапии как средства имеющего богатый потенциал развития творческих способностей личности были E. Кейн, В. Ловенфельд. Они видели неразрывную связь изобразительной деятельности индивида с развитием его познавательной и эмоциональной сфер. В связи с этим существует потребность в теоретическом обосновании и разработке педагогических и средств, и методов, обеспечивающих развитие у младших школьников творческого мышления посредством арт-терапии. Это определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне
Однако, множественные исследования в этом направлении носят прежде всего теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального психолого-педагогического процесса, способствующего развитию творческого мышления учащихся, необходимо разработать методическое обеспечение реализации этого процесса.
Проблема развития творческого мышления младшего школьника средствами арт-терапии определяется противоречием между сложностью целей, задач творческого развития детей средствами арт-терапии и степенью разработанности методического обеспечения этого процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии?
Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста
Объект исследования – процесс развития творческого мышления детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть особенности развития творческого мышления в
младшем школьном возрасте.
2. Раскрыть возможности арт-терапии в развитии творческого
мышления детей.
3. Провести диагностику уровня развития творческого мышления у младших школьников.
4. Экспериментально проверить программу по развитию творческого мышления у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: мы считаем, что развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста средствами арт терапии будет эффективно, если:
- стимулировать интерес детей, показывая различные арт-терапевтические методы работы.
- предоставить детям возможность для самовыражения и свободы выбора.
Теоретико-методологическая основа исследования:
– положения исследователей относительно особенностей творческого мышления (Д.Б. Богоявленская, Е.П. Ильин и др.);
– труды, рассматривающие условия формирования творческого мышления у младших школьников (Ю.В. Макарова, И.И. Николаева и др.);
– возможности арт-терапии в развитии творческого мышления (М.В. Киселева, А.И. Копытина и др.).
Методы исследования:
– теоретические: анализ и синтез научно-методической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: эксперимент, в ходе которого был использованы следующие методики: «Вербальная фантазия» Р.С. Немова, «Незаконченный рисунок» Э.П. Торренса, тест креативности Э.П. Торренса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диагностик и программа могут быть использованы психологами, учителями начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательной учреждение Верхнежиримская СОШ, Республика Бурятия Тарбагатайский район, с. Верхний Жирим. В исследовании приняли участие 28 детей 2-го класса.
Структура выпускной квалификационной работы включают в себя введение, две главы, заключение, список литературы, включающий в себя 49 наименований: статей – 25, учебных пособий – 15, учебно-методических пособий – 4, учебно-методических рекомендаций – 5, и приложения.
Вместе с этим, потребность в творческом выражении и самоопределении, существующая уже в детском возрасте, является условием для дальнейшего развития личности, её успешной творческой деятельности. Для достижения качественных результатов законодателем выделяется одно из приоритетных направлений политики в образовании – «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества».
В трудах психологов указано на то, что творчество выступает как отличительная, специфическая особенность творческого мышления, которая отличает ее от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. В целом, проблема развития творческого мышления младших школьников рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях Д.Б. Богоявленской, К.В. Бердникова, С.М. Коломиец и др. В данных исследованиях раскрыта сущность понятия «творческое мышление», а также представлены особенности его развития в младшем школьном возрасте.
Необходимым условием развития творческого мышления является психолого-педагогическое руководство познавательной деятельностью младшего школьника. Эффективным и действенным инструментом для достижения этой цели может являться арт-терапия. Основоположниками исследования арт-терапии как средства имеющего богатый потенциал развития творческих способностей личности были E. Кейн, В. Ловенфельд. Они видели неразрывную связь изобразительной деятельности индивида с развитием его познавательной и эмоциональной сфер. В связи с этим существует потребность в теоретическом обосновании и разработке педагогических и средств, и методов, обеспечивающих развитие у младших школьников творческого мышления посредством арт-терапии. Это определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне
Однако, множественные исследования в этом направлении носят прежде всего теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального психолого-педагогического процесса, способствующего развитию творческого мышления учащихся, необходимо разработать методическое обеспечение реализации этого процесса.
Проблема развития творческого мышления младшего школьника средствами арт-терапии определяется противоречием между сложностью целей, задач творческого развития детей средствами арт-терапии и степенью разработанности методического обеспечения этого процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии?
Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста
Объект исследования – процесс развития творческого мышления детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть особенности развития творческого мышления в
младшем школьном возрасте.
2. Раскрыть возможности арт-терапии в развитии творческого
мышления детей.
3. Провести диагностику уровня развития творческого мышления у младших школьников.
4. Экспериментально проверить программу по развитию творческого мышления у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: мы считаем, что развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста средствами арт терапии будет эффективно, если:
- стимулировать интерес детей, показывая различные арт-терапевтические методы работы.
- предоставить детям возможность для самовыражения и свободы выбора.
Теоретико-методологическая основа исследования:
– положения исследователей относительно особенностей творческого мышления (Д.Б. Богоявленская, Е.П. Ильин и др.);
– труды, рассматривающие условия формирования творческого мышления у младших школьников (Ю.В. Макарова, И.И. Николаева и др.);
– возможности арт-терапии в развитии творческого мышления (М.В. Киселева, А.И. Копытина и др.).
Методы исследования:
– теоретические: анализ и синтез научно-методической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: эксперимент, в ходе которого был использованы следующие методики: «Вербальная фантазия» Р.С. Немова, «Незаконченный рисунок» Э.П. Торренса, тест креативности Э.П. Торренса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диагностик и программа могут быть использованы психологами, учителями начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательной учреждение Верхнежиримская СОШ, Республика Бурятия Тарбагатайский район, с. Верхний Жирим. В исследовании приняли участие 28 детей 2-го класса.
Структура выпускной квалификационной работы включают в себя введение, две главы, заключение, список литературы, включающий в себя 49 наименований: статей – 25, учебных пособий – 15, учебно-методических пособий – 4, учебно-методических рекомендаций – 5, и приложения.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы проблемы исследования метода друдлов как средства развития креативного мышления дошкольников. В результате был сделан вывод о том, что креативное мышление представляет собой личностное, индивидуальное качество каждого человека, которое проявляется в нестандартном мышлении, в процессе общения, в различных видах деятельности. Она проявляется у людей, которые способны видеть и ставить проблемы, находить способы их решения и воплощать их в идею или в конкретный продукт.
Особенностями, которые характеризуют креативное мышление дошкольников, являются следующие: беглость (скорость), гибкость и оригинальность мысли. Такой показатель как беглость включает в себя творческое мышление и точность выполнения задания. Под гибкостью принято понимать способность найти различные пути решения одной и той же задачи. Оригинальность представлена способностью порождать новые нестандартные идеи.
Роль метода друдлов в развитии креативного мышления дошкольников состоит в том, что они расширяют рамки сознания, когда дети выходят за грань обычного и привычного. Помимо этого, они запускают мыслительные процессы. Для того чтобы соотнести образ с изображением на картинке, мозг перерабатывает массу информации.
Благодаря друдлам дети учатся находить креативный подход ко всему окружающему и происходящему вокруг. Вместе с этим, они способствуют развитию образного и логического мышления. Когда дети рисуют, они проговаривают то, о чём рисуют, что способствует овладению связной речью и обогащению словарного запаса. Особо следует отметить то, что они снимают эмоциональное напряжение и боязнь проявлять инициативу, а также повышают интеллектуальный уровень.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование развития мышления дошкольников по средствам метода друдлов. Полученные результаты свидетельствовали о том, что подавляющее число детей имеют средний уровень развития креативного мышления. Дети предлагали оригинальные идеи, при этом не могли сделать выбор нужного варианта для разрешения проблемы. За выполнение творческих работ брались с удовольствием, при этом продуктивность была весьма низкая. Дети в основном предпочитали легким заданиям сложные. В их решении они не всегда являлись настойчивыми. Вследствие этого необходимо повышать уровень развития креативного мышления у дошкольников.
Для этого была разработана программа по развитию креативного мышления дошкольников с помощью метода друдлов. В рамках этого было осуществлено знакомство детей с основами друдлов, что помогло им понять, как эти игры могут быть не только увлекательными, но и образовательными. Помимо этого, дети учились преобразовать и интерпретировать друдлы, что способствовало расширению границ детского мышления. Дети создавали свои собственные друдлы, высказывая креативные идеи и находя оригинальные решения. Особо следует отметить поэтапное усложнение заданий, и постепенно увеличивать количество друдлов, что предоставило детям возможность решать более сложные задачи и углублять свои навыки, обучаясь при этом взаимодействию и сотрудничеству друг с другом.
Повторное исследование показало, что организация экспериментальной работы по развитию креативного мышления дошкольников с помощью метода друдлов дала положительные результаты. Дети продемонстрировали заметное увеличение уровня креативности, что подтверждается как количественными, так и качественными оценками. В процессе выполнения заданий дети проявляли интерес, активность и желание экспериментировать с различными материалами.
Особенностями, которые характеризуют креативное мышление дошкольников, являются следующие: беглость (скорость), гибкость и оригинальность мысли. Такой показатель как беглость включает в себя творческое мышление и точность выполнения задания. Под гибкостью принято понимать способность найти различные пути решения одной и той же задачи. Оригинальность представлена способностью порождать новые нестандартные идеи.
Роль метода друдлов в развитии креативного мышления дошкольников состоит в том, что они расширяют рамки сознания, когда дети выходят за грань обычного и привычного. Помимо этого, они запускают мыслительные процессы. Для того чтобы соотнести образ с изображением на картинке, мозг перерабатывает массу информации.
Благодаря друдлам дети учатся находить креативный подход ко всему окружающему и происходящему вокруг. Вместе с этим, они способствуют развитию образного и логического мышления. Когда дети рисуют, они проговаривают то, о чём рисуют, что способствует овладению связной речью и обогащению словарного запаса. Особо следует отметить то, что они снимают эмоциональное напряжение и боязнь проявлять инициативу, а также повышают интеллектуальный уровень.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование развития мышления дошкольников по средствам метода друдлов. Полученные результаты свидетельствовали о том, что подавляющее число детей имеют средний уровень развития креативного мышления. Дети предлагали оригинальные идеи, при этом не могли сделать выбор нужного варианта для разрешения проблемы. За выполнение творческих работ брались с удовольствием, при этом продуктивность была весьма низкая. Дети в основном предпочитали легким заданиям сложные. В их решении они не всегда являлись настойчивыми. Вследствие этого необходимо повышать уровень развития креативного мышления у дошкольников.
Для этого была разработана программа по развитию креативного мышления дошкольников с помощью метода друдлов. В рамках этого было осуществлено знакомство детей с основами друдлов, что помогло им понять, как эти игры могут быть не только увлекательными, но и образовательными. Помимо этого, дети учились преобразовать и интерпретировать друдлы, что способствовало расширению границ детского мышления. Дети создавали свои собственные друдлы, высказывая креативные идеи и находя оригинальные решения. Особо следует отметить поэтапное усложнение заданий, и постепенно увеличивать количество друдлов, что предоставило детям возможность решать более сложные задачи и углублять свои навыки, обучаясь при этом взаимодействию и сотрудничеству друг с другом.
Повторное исследование показало, что организация экспериментальной работы по развитию креативного мышления дошкольников с помощью метода друдлов дала положительные результаты. Дети продемонстрировали заметное увеличение уровня креативности, что подтверждается как количественными, так и качественными оценками. В процессе выполнения заданий дети проявляли интерес, активность и желание экспериментировать с различными материалами.
Подобные работы
- Педагогическое общение как условие повышения качества обучения младших школьников (Московская Международная Академия)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023



