Политика Организации Объединенных Наций в области развития, применения и регулирования искусственного интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Политика ЮНЕСКО в области искусственного интеллекта 7
1.1. Проблематика ИИ в политической и гуманитарной повестке ООН.
Влияние на права человека 7
1.2. Мандат и уставные цели ЮНЕСКО в контексте ИИ 23
1.3.Этика ИИ в деятельности ЮНЕСКО 31
ГЛАВА II. Политика ЮНИКРИ в области искусственного интеллекта 46
2.1. Стратегия развития центра искусственного интеллекта и
робототехники ЮНИКРИ 46
2.2. Применение ИИ в правоохранительных органах 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67
ГЛАВА I. Политика ЮНЕСКО в области искусственного интеллекта 7
1.1. Проблематика ИИ в политической и гуманитарной повестке ООН.
Влияние на права человека 7
1.2. Мандат и уставные цели ЮНЕСКО в контексте ИИ 23
1.3.Этика ИИ в деятельности ЮНЕСКО 31
ГЛАВА II. Политика ЮНИКРИ в области искусственного интеллекта 46
2.1. Стратегия развития центра искусственного интеллекта и
робототехники ЮНИКРИ 46
2.2. Применение ИИ в правоохранительных органах 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67
В XXI в. все чаще поднимается вопрос относительно того, как искусственный интеллект (ИИ) сможет ответить на крупнейшие вызовы, стоящие перед всем человечеством. На фоне пандемии вопрос цифровизации и новых технологий приобрел особую значимость и скорость развития. К тематике ИИ повысился интерес и на уровне национальных государств, и на международных площадках. Новейшие технологии влияют на международные отношения и тем самым вынуждают государства реагировать на столь стремительное развитие науки и техники, которое наравне с множеством преимуществ порождает риски, обусловленные усугубляющимся неравенством между странами.
В настоящее время наблюдается «взрыв» практического применения технологий ИИ в самых различных областях экономики. В этой связи активизировалась деятельность правительств, международных организаций, ТНК по формулированию глобальных норм и правил разработки, внедрения и использования технологий ИИ.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в сентябре 2020 г. в Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) при содействии Специальной группы экспертов был подготовлен первый проект рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта. При Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО был сформирован Комитет по вопросам этики ИИ, являющийся «специализированным консультативным органом открытого состава, созданным в целях выработки и координации подходов России к международному сотрудничеству в области ИИ на площадке ЮНЕСКО». В состав Комитета вошли представители профильных министерств и ведомств, признанные ученые и специалисты, которые были вовлечены в разработку технологий ИИ и принимали участие в написании российской Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года . В данном контексте в связи с выходом в августе 2020 г. распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.» в российском экспертном сообществе и в медийном поле вопрос ИИ приобрел особую значимость.
Благодаря выходу проекта Рекомендации ЮНЕСКО в предметную плоскость переходят разговоры о разработке глобального нормативного акта по ИИ. На международном уровне прослеживается единство взглядов в отношении того, что ИИ не может быть новой «серой зоной беззакония». К мировым лидерам и международным организациям приходит осознание необходимости создания международных и национальных стратегий, нормативных баз с целью обеспечить использование ИИ на благо всего человечества. Международное сообщество сходится во мнение, что основной целью должно быть развитие ИИ, ориентированного на человека и служащего, прежде всего, его интересам, а не наоборот.
Необходимо отметить ту роль, которую мировое сообщество в лице ООН приписывает ИИ в деле достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР), являющимися прямым призывом к действию со стороны главной универсальной международной организации. ЦУР были провозглашены для координации усилий по улучшению благосостояния и защиты в планетарном масштабе. ООН признает, что технологии ИИ будут способствовать выполнению ЦУР, а некоторые исследователи отмечают, что ИИ наравне с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) являются фундаментальными инструментами для дальнейшей работы над ЦУР. Аспект влияния ИИ на ЦУР особенно важен, учитывая нынешний вклад ИИ в замедление экономических последствий кризиса и борьбу с пандемией COVID-19.
Способность ИИ повлиять на своевременное осуществление ЦУР нередко подтверждается как со стороны официальных представителей ООН, так и в рамках экспертного сообщества. Например, Яко Дю Туа, специалист сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО, на образовательной модели ЮНЕСКО в Москве сказал, что ИИ сможет внести вклад в реализацию согласованных ООН ЦУР до 2030 г. Со стороны специалиста, особо подчеркивалась роль ИИ в отношении равного доступа людей к информации. Специалист также добавил, что ИИ - это лишь один из примеров положительного применения новых технологий для всеобщего блага и достижения ЦУР. В феврале 2021 г. Ученые Андалузского Научно-исследовательского института совместно с Испанской Королевской инженерной академией провели исследование, направленное на анализ того, как инженерные и технологические решения, тесно связанные с ИИ, могут положительно способствовать достижению ЦУР ООН.
Целью данной работы является анализ политики ООН в области регулирования использования технологий искусственного интеллекта, а также оценка деятельности специализированных учреждений и научно-исследовательских институтов (НИИ) ООН - ЮНЕСКО и ЮНИКРИ - в сфере ИИ.
Для осуществления обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть политику ЮНЕСКО в области ИИ через призму гуманитарной и политической повестки ООН;
Исследовать влияние ИИ на права человека;
Проанализировать мандат ЮНЕСКО в контексте ИИ;
Провести анализ этических аспектов деятельности ЮНЕСКО;
Выявить стратегию развития центра ИИ и робототехники
Оценить влияние ИИ-технологий для правоохранительных органов.
Методологическую базу исследования составили как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и специальные методы (контент-анализ, ретроспективный анализ).
Теоретической основой исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных специалистов, посвященные развитию новых технологий и различным аспектам правового регулировании ИИ в международном праве.
Нормативной базой исследования являлись уставные документы специализированных учреждений ООН. Информационной базой исследования являлись отчеты ЮНЕСКО и ООН, а также отчеты информационно- аналитических институтов по тематике ИИ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке актуального справочного материала, содержащего основные сведения о состоянии международно-правового регулирования искусственного интеллекта в ООН.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка используемых источников.
В настоящее время наблюдается «взрыв» практического применения технологий ИИ в самых различных областях экономики. В этой связи активизировалась деятельность правительств, международных организаций, ТНК по формулированию глобальных норм и правил разработки, внедрения и использования технологий ИИ.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в сентябре 2020 г. в Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) при содействии Специальной группы экспертов был подготовлен первый проект рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта. При Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО был сформирован Комитет по вопросам этики ИИ, являющийся «специализированным консультативным органом открытого состава, созданным в целях выработки и координации подходов России к международному сотрудничеству в области ИИ на площадке ЮНЕСКО». В состав Комитета вошли представители профильных министерств и ведомств, признанные ученые и специалисты, которые были вовлечены в разработку технологий ИИ и принимали участие в написании российской Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года . В данном контексте в связи с выходом в августе 2020 г. распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.» в российском экспертном сообществе и в медийном поле вопрос ИИ приобрел особую значимость.
Благодаря выходу проекта Рекомендации ЮНЕСКО в предметную плоскость переходят разговоры о разработке глобального нормативного акта по ИИ. На международном уровне прослеживается единство взглядов в отношении того, что ИИ не может быть новой «серой зоной беззакония». К мировым лидерам и международным организациям приходит осознание необходимости создания международных и национальных стратегий, нормативных баз с целью обеспечить использование ИИ на благо всего человечества. Международное сообщество сходится во мнение, что основной целью должно быть развитие ИИ, ориентированного на человека и служащего, прежде всего, его интересам, а не наоборот.
Необходимо отметить ту роль, которую мировое сообщество в лице ООН приписывает ИИ в деле достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР), являющимися прямым призывом к действию со стороны главной универсальной международной организации. ЦУР были провозглашены для координации усилий по улучшению благосостояния и защиты в планетарном масштабе. ООН признает, что технологии ИИ будут способствовать выполнению ЦУР, а некоторые исследователи отмечают, что ИИ наравне с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) являются фундаментальными инструментами для дальнейшей работы над ЦУР. Аспект влияния ИИ на ЦУР особенно важен, учитывая нынешний вклад ИИ в замедление экономических последствий кризиса и борьбу с пандемией COVID-19.
Способность ИИ повлиять на своевременное осуществление ЦУР нередко подтверждается как со стороны официальных представителей ООН, так и в рамках экспертного сообщества. Например, Яко Дю Туа, специалист сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО, на образовательной модели ЮНЕСКО в Москве сказал, что ИИ сможет внести вклад в реализацию согласованных ООН ЦУР до 2030 г. Со стороны специалиста, особо подчеркивалась роль ИИ в отношении равного доступа людей к информации. Специалист также добавил, что ИИ - это лишь один из примеров положительного применения новых технологий для всеобщего блага и достижения ЦУР. В феврале 2021 г. Ученые Андалузского Научно-исследовательского института совместно с Испанской Королевской инженерной академией провели исследование, направленное на анализ того, как инженерные и технологические решения, тесно связанные с ИИ, могут положительно способствовать достижению ЦУР ООН.
Целью данной работы является анализ политики ООН в области регулирования использования технологий искусственного интеллекта, а также оценка деятельности специализированных учреждений и научно-исследовательских институтов (НИИ) ООН - ЮНЕСКО и ЮНИКРИ - в сфере ИИ.
Для осуществления обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть политику ЮНЕСКО в области ИИ через призму гуманитарной и политической повестки ООН;
Исследовать влияние ИИ на права человека;
Проанализировать мандат ЮНЕСКО в контексте ИИ;
Провести анализ этических аспектов деятельности ЮНЕСКО;
Выявить стратегию развития центра ИИ и робототехники
Оценить влияние ИИ-технологий для правоохранительных органов.
Методологическую базу исследования составили как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и специальные методы (контент-анализ, ретроспективный анализ).
Теоретической основой исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных специалистов, посвященные развитию новых технологий и различным аспектам правового регулировании ИИ в международном праве.
Нормативной базой исследования являлись уставные документы специализированных учреждений ООН. Информационной базой исследования являлись отчеты ЮНЕСКО и ООН, а также отчеты информационно- аналитических институтов по тематике ИИ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке актуального справочного материала, содержащего основные сведения о состоянии международно-правового регулирования искусственного интеллекта в ООН.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка используемых источников.
В настоящее время на уровне ООН отсутствуют международные договоры и конвенции, которые закрепляли бы общие положения для сферы применения, развития и регулирования ИИ. Проанализировав тенденции международно-правового регулирования ИИ, на данный момент можно наблюдать лишь отдельные документы, формирующие основы международно- правового регулирования в сфере искусственного интеллекта и носящие рекомендательный характер «мягкого права».
Основным направлением деятельности ЮНЕСКО в области технологий искусственного интеллекта на 2021 г. является разработка текста Рекомендации об этике искусственного интеллекта при содействии специальной группы экспертов. Ведется активная работа над первым международно-правовым актом по этике ИИ. Согласно опубликованному графику, Рекомендация должна быть представлена на утверждение государств-членов осенью 2021 г. В среднесрочной перспективе полноценный универсальный документ по этическим аспектам ИИ станет своеобразным этическим ориентиром и позволит обеспечить принцип верховенства права в цифровой среде. Несмотря на некоторые разногласия, на данный момент существует единство взглядов государств-членов ЮНЕСКО в отношении того, что необходимо развитие ИИ во благо, нужна всесторонняя дискуссия, учитывающая этические воззрения как можно большего количества экспертов по всему миру.
Центр ИИ и робототехники ЮНИКРИ, работая в тесном сотрудничестве с Интерполом, создал глобальную платформу для обсуждения роли ИИ в деятельности правоохранительных органов. Деятельность ЮНИКРИ по искусственному интеллекту и робототехнике направлена на разработку международной инфраструктуры для выявления рисков и выгод использования ИИ. Посредством своего специализированного центра искусственного интеллекта и робототехники в Гааге ЮНИКРИ способствует более глубокому пониманию рисков и преимуществ ИИ, робототехники и связанных с ним технологий в отношении преступности, терроризма и других угроз безопасности.
Проанализировав стратегию ЮНИКРИ в области ИИ, можно прийти к выводу о том, что Центр ЮНИКРИ по ИИ и робототехнике преследует двойную цель, стремясь снизить риски злонамеренного использования технологий ИИ и робототехники, а также использовать эти технологии для позитивных изменений. Подводя итог, можно заключить, что правоохранительные органы должны быть готовы не только к использованию ИИ во благо, но и к борьбе с текущими угрозами.
Деятельность специализированных учреждений ООН, ЮНЕСКО и ЮНИКРИ, поможет создать международные и национальные подходы к минимизации рисков и максимизации выгод от использования ИИ, способствуя достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) ОНН.
ЮНЕСКО и ЮНИКРИ являются лидерами среди специализированных учреждений ООН по продвижению ИИ в области регулирования, развития и применения технологий. Однако ЮНИКРИ, в отличие от ЮНЕСКО воспринимает ИИ не только как возможность, но и как угрозу, с которой необходимо бороться.
Таким образом, в результате исследования была рассмотрена политика ЮНЕСКО в области ИИ через призму гуманитарной и политической повестки ООН. Был проанализирован мандат ЮНЕСКО в контексте ИИ и этические аспекты деятельности ЮНЕСКО. Также была выявлена стратегия развития Центра ИИ и робототехники ЮНИКРИ, который занимается оценкой влияния ИИ-технологий на деятельность правоохранительных органов.
На основании проведенного всестороннего анализа деятельности специализированных учреждений ООН можно заключить, что в гонке за развитием ИИ не удастся избежать «национального эгоизма», но тем не менее инициативы ООН должны стать основой для дальнейшего международного сотрудничества.
Основным направлением деятельности ЮНЕСКО в области технологий искусственного интеллекта на 2021 г. является разработка текста Рекомендации об этике искусственного интеллекта при содействии специальной группы экспертов. Ведется активная работа над первым международно-правовым актом по этике ИИ. Согласно опубликованному графику, Рекомендация должна быть представлена на утверждение государств-членов осенью 2021 г. В среднесрочной перспективе полноценный универсальный документ по этическим аспектам ИИ станет своеобразным этическим ориентиром и позволит обеспечить принцип верховенства права в цифровой среде. Несмотря на некоторые разногласия, на данный момент существует единство взглядов государств-членов ЮНЕСКО в отношении того, что необходимо развитие ИИ во благо, нужна всесторонняя дискуссия, учитывающая этические воззрения как можно большего количества экспертов по всему миру.
Центр ИИ и робототехники ЮНИКРИ, работая в тесном сотрудничестве с Интерполом, создал глобальную платформу для обсуждения роли ИИ в деятельности правоохранительных органов. Деятельность ЮНИКРИ по искусственному интеллекту и робототехнике направлена на разработку международной инфраструктуры для выявления рисков и выгод использования ИИ. Посредством своего специализированного центра искусственного интеллекта и робототехники в Гааге ЮНИКРИ способствует более глубокому пониманию рисков и преимуществ ИИ, робототехники и связанных с ним технологий в отношении преступности, терроризма и других угроз безопасности.
Проанализировав стратегию ЮНИКРИ в области ИИ, можно прийти к выводу о том, что Центр ЮНИКРИ по ИИ и робототехнике преследует двойную цель, стремясь снизить риски злонамеренного использования технологий ИИ и робототехники, а также использовать эти технологии для позитивных изменений. Подводя итог, можно заключить, что правоохранительные органы должны быть готовы не только к использованию ИИ во благо, но и к борьбе с текущими угрозами.
Деятельность специализированных учреждений ООН, ЮНЕСКО и ЮНИКРИ, поможет создать международные и национальные подходы к минимизации рисков и максимизации выгод от использования ИИ, способствуя достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) ОНН.
ЮНЕСКО и ЮНИКРИ являются лидерами среди специализированных учреждений ООН по продвижению ИИ в области регулирования, развития и применения технологий. Однако ЮНИКРИ, в отличие от ЮНЕСКО воспринимает ИИ не только как возможность, но и как угрозу, с которой необходимо бороться.
Таким образом, в результате исследования была рассмотрена политика ЮНЕСКО в области ИИ через призму гуманитарной и политической повестки ООН. Был проанализирован мандат ЮНЕСКО в контексте ИИ и этические аспекты деятельности ЮНЕСКО. Также была выявлена стратегия развития Центра ИИ и робототехники ЮНИКРИ, который занимается оценкой влияния ИИ-технологий на деятельность правоохранительных органов.
На основании проведенного всестороннего анализа деятельности специализированных учреждений ООН можно заключить, что в гонке за развитием ИИ не удастся избежать «национального эгоизма», но тем не менее инициативы ООН должны стать основой для дальнейшего международного сотрудничества.
Подобные работы
- Основные принципы международного права (Тамбовский государственный технический университет)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Правовая политика Российской Федерации в информационной сфере (Северо-Кавказский Федеральный Университет)
Дипломные работы, ВКР, информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ “LAW AND DEVELOPMENT”
В ЗАПАДНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НОВЫХ МЕДИА
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Современные технологии антикоррупционной борьбы: российский опыт
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023



