ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Политика ЮНЕСКО в области искусственного интеллекта 7
1.1. Проблематика ИИ в политической и гуманитарной повестке ООН.
Влияние на права человека 7
1.2. Мандат и уставные цели ЮНЕСКО в контексте ИИ 23
1.3.Этика ИИ в деятельности ЮНЕСКО 31
ГЛАВА II. Политика ЮНИКРИ в области искусственного интеллекта 46
2.1. Стратегия развития центра искусственного интеллекта и
робототехники ЮНИКРИ 46
2.2. Применение ИИ в правоохранительных органах 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67
В XXI в. все чаще поднимается вопрос относительно того, как искусственный интеллект (ИИ) сможет ответить на крупнейшие вызовы, стоящие перед всем человечеством. На фоне пандемии вопрос цифровизации и новых технологий приобрел особую значимость и скорость развития. К тематике ИИ повысился интерес и на уровне национальных государств, и на международных площадках. Новейшие технологии влияют на международные отношения и тем самым вынуждают государства реагировать на столь стремительное развитие науки и техники, которое наравне с множеством преимуществ порождает риски, обусловленные усугубляющимся неравенством между странами.
В настоящее время наблюдается «взрыв» практического применения технологий ИИ в самых различных областях экономики. В этой связи активизировалась деятельность правительств, международных организаций, ТНК по формулированию глобальных норм и правил разработки, внедрения и использования технологий ИИ.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в сентябре 2020 г. в Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) при содействии Специальной группы экспертов был подготовлен первый проект рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта. При Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО был сформирован Комитет по вопросам этики ИИ, являющийся «специализированным консультативным органом открытого состава, созданным в целях выработки и координации подходов России к международному сотрудничеству в области ИИ на площадке ЮНЕСКО». В состав Комитета вошли представители профильных министерств и ведомств, признанные ученые и специалисты, которые были вовлечены в разработку технологий ИИ и принимали участие в написании российской Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года . В данном контексте в связи с выходом в августе 2020 г. распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.» в российском экспертном сообществе и в медийном поле вопрос ИИ приобрел особую значимость.
Благодаря выходу проекта Рекомендации ЮНЕСКО в предметную плоскость переходят разговоры о разработке глобального нормативного акта по ИИ. На международном уровне прослеживается единство взглядов в отношении того, что ИИ не может быть новой «серой зоной беззакония». К мировым лидерам и международным организациям приходит осознание необходимости создания международных и национальных стратегий, нормативных баз с целью обеспечить использование ИИ на благо всего человечества. Международное сообщество сходится во мнение, что основной целью должно быть развитие ИИ, ориентированного на человека и служащего, прежде всего, его интересам, а не наоборот.
Необходимо отметить ту роль, которую мировое сообщество в лице ООН приписывает ИИ в деле достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР), являющимися прямым призывом к действию со стороны главной универсальной международной организации. ЦУР были провозглашены для координации усилий по улучшению благосостояния и защиты в планетарном масштабе. ООН признает, что технологии ИИ будут способствовать выполнению ЦУР, а некоторые исследователи отмечают, что ИИ наравне с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) являются фундаментальными инструментами для дальнейшей работы над ЦУР. Аспект влияния ИИ на ЦУР особенно важен, учитывая нынешний вклад ИИ в замедление экономических последствий кризиса и борьбу с пандемией COVID-19.
Способность ИИ повлиять на своевременное осуществление ЦУР нередко подтверждается как со стороны официальных представителей ООН, так и в рамках экспертного сообщества. Например, Яко Дю Туа, специалист сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО, на образовательной модели ЮНЕСКО в Москве сказал, что ИИ сможет внести вклад в реализацию согласованных ООН ЦУР до 2030 г. Со стороны специалиста, особо подчеркивалась роль ИИ в отношении равного доступа людей к информации. Специалист также добавил, что ИИ - это лишь один из примеров положительного применения новых технологий для всеобщего блага и достижения ЦУР. В феврале 2021 г. Ученые Андалузского Научно-исследовательского института совместно с Испанской Королевской инженерной академией провели исследование, направленное на анализ того, как инженерные и технологические решения, тесно связанные с ИИ, могут положительно способствовать достижению ЦУР ООН.
Целью данной работы является анализ политики ООН в области регулирования использования технологий искусственного интеллекта, а также оценка деятельности специализированных учреждений и научно-исследовательских институтов (НИИ) ООН - ЮНЕСКО и ЮНИКРИ - в сфере ИИ.
Для осуществления обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть политику ЮНЕСКО в области ИИ через призму гуманитарной и политической повестки ООН;
Исследовать влияние ИИ на права человека;
Проанализировать мандат ЮНЕСКО в контексте ИИ;
Провести анализ этических аспектов деятельности ЮНЕСКО;
Выявить стратегию развития центра ИИ и робототехники
Оценить влияние ИИ-технологий для правоохранительных органов.
Методологическую базу исследования составили как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и специальные методы (контент-анализ, ретроспективный анализ).
Теоретической основой исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных специалистов, посвященные развитию новых технологий и различным аспектам правового регулировании ИИ в международном праве.
Нормативной базой исследования являлись уставные документы специализированных учреждений ООН. Информационной базой исследования являлись отчеты ЮНЕСКО и ООН, а также отчеты информационно- аналитических институтов по тематике ИИ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке актуального справочного материала, содержащего основные сведения о состоянии международно-правового регулирования искусственного интеллекта в ООН.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка используемых источников.
В настоящее время на уровне ООН отсутствуют международные договоры и конвенции, которые закрепляли бы общие положения для сферы применения, развития и регулирования ИИ. Проанализировав тенденции международно-правового регулирования ИИ, на данный момент можно наблюдать лишь отдельные документы, формирующие основы международно- правового регулирования в сфере искусственного интеллекта и носящие рекомендательный характер «мягкого права».
Основным направлением деятельности ЮНЕСКО в области технологий искусственного интеллекта на 2021 г. является разработка текста Рекомендации об этике искусственного интеллекта при содействии специальной группы экспертов. Ведется активная работа над первым международно-правовым актом по этике ИИ. Согласно опубликованному графику, Рекомендация должна быть представлена на утверждение государств-членов осенью 2021 г. В среднесрочной перспективе полноценный универсальный документ по этическим аспектам ИИ станет своеобразным этическим ориентиром и позволит обеспечить принцип верховенства права в цифровой среде. Несмотря на некоторые разногласия, на данный момент существует единство взглядов государств-членов ЮНЕСКО в отношении того, что необходимо развитие ИИ во благо, нужна всесторонняя дискуссия, учитывающая этические воззрения как можно большего количества экспертов по всему миру.
Центр ИИ и робототехники ЮНИКРИ, работая в тесном сотрудничестве с Интерполом, создал глобальную платформу для обсуждения роли ИИ в деятельности правоохранительных органов. Деятельность ЮНИКРИ по искусственному интеллекту и робототехнике направлена на разработку международной инфраструктуры для выявления рисков и выгод использования ИИ. Посредством своего специализированного центра искусственного интеллекта и робототехники в Гааге ЮНИКРИ способствует более глубокому пониманию рисков и преимуществ ИИ, робототехники и связанных с ним технологий в отношении преступности, терроризма и других угроз безопасности.
Проанализировав стратегию ЮНИКРИ в области ИИ, можно прийти к выводу о том, что Центр ЮНИКРИ по ИИ и робототехнике преследует двойную цель, стремясь снизить риски злонамеренного использования технологий ИИ и робототехники, а также использовать эти технологии для позитивных изменений. Подводя итог, можно заключить, что правоохранительные органы должны быть готовы не только к использованию ИИ во благо, но и к борьбе с текущими угрозами.
Деятельность специализированных учреждений ООН, ЮНЕСКО и ЮНИКРИ, поможет создать международные и национальные подходы к минимизации рисков и максимизации выгод от использования ИИ, способствуя достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) ОНН.
ЮНЕСКО и ЮНИКРИ являются лидерами среди специализированных учреждений ООН по продвижению ИИ в области регулирования, развития и применения технологий. Однако ЮНИКРИ, в отличие от ЮНЕСКО воспринимает ИИ не только как возможность, но и как угрозу, с которой необходимо бороться.
Таким образом, в результате исследования была рассмотрена политика ЮНЕСКО в области ИИ через призму гуманитарной и политической повестки ООН. Был проанализирован мандат ЮНЕСКО в контексте ИИ и этические аспекты деятельности ЮНЕСКО. Также была выявлена стратегия развития Центра ИИ и робототехники ЮНИКРИ, который занимается оценкой влияния ИИ-технологий на деятельность правоохранительных органов.
На основании проведенного всестороннего анализа деятельности специализированных учреждений ООН можно заключить, что в гонке за развитием ИИ не удастся избежать «национального эгоизма», но тем не менее инициативы ООН должны стать основой для дальнейшего международного сотрудничества.
1. About UNICRI [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа: http://www.unicri.it/about-unicri(дата доступа 19.05.2021).
2. Advisory Board for the AI for Safer Children Initiative Convenes
Virtually [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:
http://www.unicri.it/index.php/News/Advisory-Board-AI-Safer-Children-Initiative(дата доступа 19.05.2021).
3. AI for safer children [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:http://www.unicri.it/topics/AI-online-child-sexual-abuse-CSAM(дата доступа 19.05.2021).
4. AI in International Relations: The Era of «Digital Diplomacy»
[Электронный ресурс] : RIAC. Режим доступа:
https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/comments/ai-in-international-relations-the-era-of-digital-diplomacy/(дата доступа 19.05.2021).
5. AI Policy - United Nations [Электронный ресурс] : Future of life institute. Режим доступа:,https://futureoflife.org/ai-policy-united-nations/(дата доступа 19.05.2021).
6. AI: examples of ethical dilemmas [Электронный ресурс] : UNESCO. Режим доступа:https://en.unesco.org/artificial-intelligence/ethics/cases#biasedai(дата доступа 19.05.2021).
7. Antonia Marie De Meo. Addressing the Risks and Benefits of AI
[Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:
http://www.unicri.it/News/Artificial-Intelligence-Antonia-Marie-De-Meo-Director(дата доступа 19.05.2021).
8. Artificial Intelligence and law enforcement: challenges and opportunities
[Электронный ресурс] : INTERPOL. Режим доступа:
https://www.interpol.int/News-and-Events/News/2020/Artificial-Intelligence-and-law-enforcement-challenges-and-opportunities(дата доступа 19.05.2021).
9. Artificial Intelligence and Robotics for Law Enforcement. UNICRI
Center for AI and Robotics [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа: http://www.unicri.it/artificial-intelligence-and-robotics-law-enforcement (дата
доступа 19.05.2021).
10. Artificial Intelligence and Robotics [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:http://www.unicri.it/topics/AI robotics/(дата доступа 19.05.2021).
11. Artificial intelligence for Sustainable Development: synthesis report, Mobile Learning Week 2019 [Электронный ресурс] : UNESDOC. Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000370308(дата доступа 19.05.2021).
12. Artificial intelligence in education [Электронный ресурс] : UNESCO. Режим доступа: https://en.unesco.org/artificial-intelligence/education(дата доступа 19.05.2021).
13. Artificial intelligence in education: challenges and opportunities for sustainable development [Электронный ресурс] : UNESDOC. Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366994(дата доступа 19.05.2021).
14. Artificial Intelligence May Help Achieve UN’s Sustainable Development Goals [Электронный ресурс] : Eurasian review. Режим доступа: https://www.eurasiareview.com/20022021 -artificial-intelligence-may-help-achieve-uns-sustainable-development-goals/(дата доступа 19.05.2021).
15. Artificial Intelligence: examples of ethical dilemmas [Электронный ресурс] : UNESCO. Режим доступа:https://en.unesco.org/artificial-intelligence/ethics/cases#biasedai(дата доступа 19.05.2021).
16. Bazarkina, Y.; Pashentsev, E. Malicious Use of Artificial Intelligence [Электронный ресурс] : Russia in Global Affairs. 2020. Режим доступа: https://eng.globalaffairs.ru/wp-content/uploads/2020/12/154-177.pdf(дата доступа 19.05.2021).
17. Boris Johnson Speech Transcript [Электронный ресурс] : REV. Режим
доступа: https://www.rev.com/blog/transcripts/boris-johnson-speech-transcript-
brexit-chickens-and-ai-september-24-2019(дата доступа 19.05.2021).
18. Centre on AI and Robotics [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:http://www.unicri.it/topics/ai robotics/centre/(дата доступа 19.05.2021).
19. Composition of the Ad Hoc Expert Group (AHEG) for the Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence [Электронный ресурс] : UNESDOC. Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000372991(дата доступа 19.05.2021).
20. Developing Artificial Intelligence in Russia: Objectives and Reality [Электронный ресурс] : Carnegie Moscow Center. Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/82422(дата доступа 19.05.2021).
21. Dewitt, B.; Fischhoff, B.; Sahlin, N. «Moral machine» experiment is no basis for policymaking [Электронный ресурс] : Nature. Режим доступа: https://www.nature.com/articles/d41586-019-00766-x(дата доступа 19.05.2021).
22. Fjelland, R. Why general artificial intelligence will not be realized
[Электронный ресурс] Nature. Режим доступа:
https://www.nature.com/articles/s41599-020-0494-4(дата доступа 19.05.2021).
23. From Internet Universality to ROAM-X Indicators [Электронный ресурс] : UNESCO. Режим доступа:https://en.unesco.org/internet-universality-indicators/background(дата доступа 19.05.2021).
24. From nuclear war to rogue AI, the top 10 threats facing civilization
[Электронный ресурс] : Wired. Режим доступа:
https://www.wired.co.uk/article/10-threats-civilisation-ai-asteroid-tyrannical-leader?utm source=fark&utm medium=website&utm content=link&ICID=ref fark(дата доступа 19.05.2021).
25. I'd blush if I could: closing gender divides in digital skills through
education [Электронный ресурс] : UNESDOC. 2019. Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000367416.page=1 (дата доступа
19.05.2021).
26. INTERPOL-UNICRI Report on Artificial Intelligence and Robotics for
Law Enforcement. UNICRI Center for AI and Robotics [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа: http://www.unicri.it/sites/default/files/2019-10/ARTIFICIAL INTELLIGENCE ROBOTICS LAW%20ENFORCEMENT WE B 0.pdf(дата доступа 19.05.2021).
27. Law Enforcement and Responsible AI Innovation. New INTERPOL- UNICRI Report and COVID-19 Virtual Discussion Room [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:http: //www.unicri .it/news/l aw- enforcement- and-responsible-AI-innovation(дата доступа 19.05.2021).
28. Looking to future, UN to consider how artificial intelligence could help achieve economic growth and reduce inequalities [Электронный ресурс] : UN. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/blog/2017/10/looking- to-future-un-to-consider-how-artificial-intelligence-could-help-achieve-economic- growth-and-reduce-inequalities/(дата доступа 19.05.2021).
29. Malicious Uses and Abuses of Artificial Intelligence. Trend Micro Research. UNICRI. Europol [Электронный ресурс] : UNICRI. 2020. Режим доступа:http://unicri.it/sites/default/files/2020-11/AI%20MLC.pdf(дата доступа 19.05.2021).
30. Mission and Statute [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа: http://www.unicri.it/index.php/institute/about unicri/mission statute(дата доступа 19.05.2021).
31. Momentum builds for responsible AI Innovation at the 3rd INTERPOL- UNICRI Global Meeting on AI for Law Enforcement [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:http: //www.unicri.it/News/UNICRI-INTERPOL-3rd-Global-Meeting-AI-Law-Enforcement(дата доступа 19.05.2021).
32. New Report Finds that Criminals Leverage AI for Malicious Use - And It’s Not Just Deep Fakes [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа: http://www.unicri.it/News/Report-Criminals-Leverage-AI-for-Malicious-Use(дата доступа 19.05.2021).
33. Outcome document: first draft of the Recommendation on the Ethics of
Artificial Intelligence [Электронный ресурс] : UNESDOC. Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373434 rus (дата доступа
19.05.2021).
34. Preliminary study on the Ethics of Artificial Intelligence [Электронный
ресурс] : UNESDOC. Режим доступа:
https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000367823(дата доступа 19.05.2021).
35. Press release on the establishment of the Artificial Intelligence Ethics
Committee at the Commission of the Russian Federation for UNESCO [Электронный ресурс] : The Russian FMA. Режим доступа:
https://www.mid.ru/diverse/-/asset publisher/zwI2FuDbhJx9/content/o-sozdanii-komiteta-po-voprosam-etiki-iskusstvennogo-intellekta-pri-komissii-rossijskoj-federacii-po-delam-unesko(дата доступа 19.05.2021).
36. Promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression. Note by the Secretary-General [Электронный ресурс] : UN GA. 2018 Режим доступа:https://freedex.org/wp-content/blogs.dir/2015/files/2018/10/AI-and-FOE-GA.pdf(дата доступа 19.05.2021).
37. Regulation of Artificial Intelligence: International and Regional Approaches [Электронный ресурс] : Library of Congress. Режим доступа: https://www.loc. gov/law/help/artificial-intelligence/international.php(дата доступа 19.05.2021).
38. Second INTERPOL-UNICRI Report on AI for Law Enforcement
[Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:
http://www.unicri.it/sites/default/files/2020-07/UNICRI-
INTERPOL Report Towards Responsible AI Innovation 0.pdf(дата доступа 19.05.2021).
39. Special Collection on AI. Center for AI and Robotics [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:http://www.unicri.it/sites/default/files/2020-08/Artificial%20Intelligence%20Collection.pdf(дата доступа 19.05.2021).
40. Steering AI and advanced ICTs for knowledge societies: Rights, Openness, Access, and Multi-stakeholder Perspective [Электронный ресурс] : UNESDOC. Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000372132(дата доступа 19.05.2021).
41. Strategic Programme Framework 2019-2022 [Электронный ресурс] :
UNICRI. Режим доступа: http://www.unicri.it/sites/default/files/2019-
10/Strategic programme framework.pdf(дата доступа 19.05.2021).
42. The impact of AI in international relations [Электронный ресурс] : The
Daily Star. Режим доступа:
https://www.thedailystar.net/opinion/perspective/news/the-impact-ai-international- relations-1774360(дата доступа 19.05.2021).
43. The International Dictionary of Artificial Intelligence [Электронный
ресурс] : AMACON. Режим доступа:
https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.375.8194&rep=rep1&typ e=pdf(дата доступа 19.05.2021).
44. The World Needs Democratic AI Principles [Электронный ресурс] : The Diplomat. Режим доступа:https://thediplomat.com/2021/02/the-world-needs-democratic-ai-principles/(дата доступа 19.05.2021).
45. Towards an Ethics of Artificial Intelligence [Электронный ресурс] : UN. Режим доступа:https://www.un. org/en/chronicle/article/towards-ethics-artificial-intelligence(дата доступа 19.05.2021).
46. UN Activities on AI [Электронный ресурс] : ITU Publications. 2020. Режим доступа:https://www.itu.int/dms pub/itu-s/opb/gen/S-GEN-UNACT-2020-1-PDF-E.pdf(дата доступа 19.05.2021).
47. UN Special Rapporteur analyses AI’s impact on human rights [Электронный ресурс] : EDRI. Режим доступа:https://edri.org/our-work/un-special-rapporteur-report-artificial-intelligence-impact-human-rights/(дата доступа 19.05.2021).
48. UNICRI Center for AI and Robotics 2020-2025 Strategic Plan
[Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа:
http://www.unicri.it/sites/default/files/2020-07/UNICRI AI CentreStrategicPlan.pdf(дата доступа 19.05.2021).
49. UNICRI Centre for Artificial Intelligence and Robotics. The Hague, the
Netherlands [Электронный ресурс] : UNICRI. Режим доступа: http://www.unicri.it/in focus/on/UNICRI Centre Artificial Robotics(дата доступа 19.05.2021).
50. UNICRI Statute [Электронный ресурс] : UNICRI. 2006. Режим
доступа: http://www.unicri.it/sites/default/files/2019-10/UNICRI%20Statute.pdf
(дата доступа 19.05.2021).
51. United Nations Activities on Artificial Intelligence [Электронный ресурс] : ITU. 2018. Режим доступа:https://www.itu.int/dms pub/itu-s/opb/gen/S-GEN-UNACT-2018-1-PDF-E.pdf(дата доступа 19.05.2021).
52. United Nations Activities on Artificial Intelligence [Электронный ресурс] : ITU. 2019 Режим доступа:https://www.itu.int/dms pub/itu-s/opb/gen/S-GEN-UNACT-2019-1-PDF-E.pdf(дата доступа 19.05.2021).
53. Vinuesa, R., Azizpour, H., Leite, I. The role of artificial intelligence in achieving the Sustainable Development Goals [Электронный ресурс] : Nature. Режим доступа:https: //www.nature.com/articles/s41467-019-14108-y(дата доступа 19.05.2021).
54. Why Artificial Intelligence is Already a Human Rights Issue [Электронный ресурс] : Oxford Human Rights Hub. Режим доступа: http://ohrh.law.ox.ac.uk/why-artificial-intelligence-is-already-a-human-rights-issue/(дата доступа 19.05.2021).
55. Wulff J. AI and Law Enforcement [Электронный ресурс] : SANS
Institute. 2017. Режим доступа: https: //www.sans. org/reading-
room/whitepapers/threatintelligence/artificial-intelligence-law-enforcement-37925(дата доступа 19.05.2021).
56. Акты Генеральной конференции 40-я сессия Париж, 12-27 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] : ООН. Том 1 Резолюции. Режим доступа:https: //elib.bspu. by/bitstream/doc/47479/1/Акты%2040- й%20сессии%20Генеральной%20Ассамблеи%20ЮНЕСКО%20%20%28ноябрь %202019%29.pdf(дата доступа 19.05.2021).
57. Всемирная комиссия по этике научных знаний и технологии
(КОМЕСТ) [Электронный ресурс] : ЮНЕСКО. Режим доступа:
https://ru.unesco.org/themes/etika-nauki-i-tehniki/comest(дата доступа 19.05.2021).
58. Генеральный директор ЮНЕСКО: мир невозможно построить без образования и культуры [Электронный ресурс] : ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/interviews/6186247 (дата доступа 19.05.2021).
59. Глава ЮНЕСКО Одре Азуле рассказала о приоритетах
деятельности крупнейшей международной организации [Электронный ресурс] : РГ. Режим доступа:https://rg.ru/2019/03/05/glava-iunesko-odri-ozule-o-prioritetah-deiatelnosti-krupnej shej -mezhdunarodnoj -organizacii .html (дата доступа 19.05.2021).
60. Гуров, О. Этические вопросы искусственного интеллекта: мост
между человеком и технологией [Электронный ресурс] : РСМД. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/eticheskie-
voprosy-iskusstvennogo-intellekta-most-mezhdu-chelovekom-i-tekhnologiey/(дата доступа 19.05.2021).
61. Гутенев, М.Ю. Проблема искусственного интеллекта в философии
XX века [Электронный ресурс] : Вестник ЧГАКИ. 2012. №4 (32). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-iskusstvennogo-intellekta-v-
filosofii-xx-veka(дата доступа 19.05.2021).
62. Европол, ЮНИКРИ и Trend Micro: киберпреступники используют ИИ-инструменты в своих интересах [Электронный ресурс] : ITweek. Режим доступа:https://www.itweek.ru/security/news-company/detail.php?ID=215884(дата доступа 19.05.2021).
63. Значительный прогресс ЮНЕСКО в разработке первого
глобального нормативного документа по этическим аспектам искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : ЮНЕСКО. Режим доступа:
https://ru.unesco.org/news/znachitelnyy-progress-yunesko-v-razrabotke-pervogo-globalnogo-normativnogo-dokumenta-po(дата доступа 19.05.2021).
64. Искусственный интеллект в образовании: проблемы и возможности для устойчивого развития [Электронный ресурс] : РОСКОНГРЕСС. Режим доступа:https://roscongress.org/materials/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-problemy-i-vozmozhnosti-dlya-ustoychivogo-razvitiya/(дата доступа 19.05.2021).
65. Искусственный интеллект под контролем [Электронный ресурс] : Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. Режим доступа:http://unesco.ru/news/ai-committee/(дата доступа 19.05.2021).
66. Искусственный интеллект поставят в правовые рамки, но пока не знают как [Электронный ресурс] : НГ. Режим доступа: https: //www.ng.ru/nauka/2020-01-21/9 7773 cyberethics.html(дата доступа 19.05.2021).
67. Искусственный интеллект: международно-правовые коллизии и этические нормы [Электронный ресурс] : Международная жизнь. Режим доступа:https://interaffairs.ru/news/show/26137(дата доступа 19.05.2021).
68. Как искусственный интеллект изменил нашу жизнь и зачем в
ЮНЕСКО разработали рекомендации по его этичному использованию? [Электронный ресурс] : Новости ООН. Режим доступа:
https://news.un.org/ru/story/2020/12/1391632(дата доступа 19.05.2021).
69. Карлюк, М. Этические и правовые вопросы искусственного
интеллекта [Электронный ресурс] : РСМД. Режим доступа:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/eticheskie-i-pravovye-voprosy-iskusstvennogo-intellekta/(дата доступа 19.05.2021).
70. Козюлин, В. Многостороннее сотрудничество в области
регулирования использования технологий искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : НИР-Центр. Индекс Безопасности. Режим доступа:http://pircenter.org/media/content/files/14/16167308390.pdf (дата доступа
19.05.2021).
71. Коротко о ЮНЕСКО: Миссия и мандат [Электронный ресурс] : ЮНЕСКО. Режим доступа:https://ru.unesco.org/about-us/introducing-unesco(дата доступа 19.05.2021).
72. Кулешов, А., Игнатьев А., Абрамова А., Маршалко Г., Федоров М.
Актуальные задачи международного взаимодействия по развитию и регулированию искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : D-Russia. Режим доступа: https: //d-russia.ru/aktualnve-zadachi-mezhdunarodno go-
vzaimodejstviva-po-razvitivu-i-regulirovanivu-iskusstvennogo-intellekta.html#ftn1(дата доступа 19.05.2021).
73. Макаров, М. Искусственный интеллект как ключевой фактор благосостояния наций в XXI в. [Электронный ресурс] : РСМД. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/europeanpolicv/iskusstvennvv-intellekt-kak-klvuchevov-faktor-blagosostovaniva-natsiv-v-xxi-v/(дата доступа 19.05.2021).
74. Машина морали: платформа для сбора человеческих мнений о нравственном выборе ИИ [Электронный ресурс] : Moral Machine. Режим доступа:https://www.moralmachine.net/hl/ru(дата доступа 19.05.2021).
75. Международная группа экспертов ЮНЕСКО приступает к работе
по подготовке первых глобальных рекомендаций по этике искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : ЮНЕСКО. Режим доступа:
https://ru.unesco.org/news/mezhdunarodnava-gruppa-ekspertov-vunesko-pristupaet-k-rabote-po-podgotovke-pervvh-globalnvh(дата доступа 19.05.2021).
76. Международная конференция по искусственному интеллекту и образованию [Электронный ресурс] : ЮНЕСКО. Режим доступа: https://ru.unesco.org/mezhdunarodnava-konferenciva-po-iskusstvennomu-intellektu-i-obrazovanivu(дата доступа 19.05.2021).
77. Международные и социальные последствия использования технологий искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : РСМД. 2018. Режим доступа:https://russiancouncil.ru/papers/AI-Paper44-Rus.pdf(дата доступа 19.05.2021).
78. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на
период до 2030 года [Электронный ресурс] : Судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа: https://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-10102019-n-
490/natsionalnaia-strategiia-razvitiia-iskusstvennogo-intellekta/ (дата доступа
19.05.2021).
79. Незнамов, А. Регулирование искусственного интеллекта в мировой практике [Электронный ресурс] : РАНХиГС. Режим доступа: https://ethics.cdto.ranepa.ru/3 8(дата доступа 19.05.2021).
80. Пекинский консенсус по искусственному интеллекту и образованию [Электронный ресурс] : Цифровая библиотека ЮНЕСКО. Режим доступа:,https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368303(дата доступа 19.05.2021).
81. Первые рекомендации ЮНЕСКО по борьбе с гендерными
предубеждениями в приложениях, использующих искусственный интеллект [Электронный ресурс] : ЮНЕСКО. Режим доступа:
https://ru.unesco.org/news/pervye-rekomendacii-yunesko-po-borbe-s-gendernymi-predubezhdeniyami-v-prilozheniyah(дата доступа 19.05.2021).
82. Первый проект рекомендации об этических аспектах
искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : Цифровая библиотека ЮНЕСКО. 2020 Режим доступа:
https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373434 rus (дата доступа
19.05.2021).
83. Предвзятость, расизм и ложь: как предотвратить нежелательные последствия использования искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : Новости ООН. Режим доступа:https://news.un.org/ru/story/2021/01/1393922(дата доступа 19.05.2021).
84. Проблемы правового регулирования искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : Хабр. Режим доступа:https://habr.com/ru/post/513656/(дата доступа 19.05.2021).
85. Разработка рекомендации об этических аспектах искусственного
интеллекта [Электронный ресурс] : ЮНЕСКО. Режим доступа:
https://ru.unesco.org/artificial-intelligence/ethics#recommendation(дата доступа 19.05.2021).
86. Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р Об
утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г. [Электронный ресурс] : ГАРАНТ. Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74460628/(дата доступа 19.05.2021).
87. Стратегия Генерального секретаря в отношении новых технологий Июнь 2018 года [Электронный ресурс] : ООН. Режим доступа:https://www.un.org/en/newtechnologies/images/pdf/SGs-Strategy-on-New- Technologies-RU.pdf(дата доступа 19.05.2021).
88. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 О
развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Сайт Президента России. Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731(дата доступа 19.05.2021).
89. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс] : ЮНЕСКО. Режим доступа:http: //une sco .ru/wp-content/uploads/add/unesco constitution ru.pdf(дата доступа 19.05.2021).
90. Федоров, А. «Этичный искусственный интеллект» становится инструментом политики [Электронный ресурс] : НИР-Центр. Режим доступа: http://pircenter.org/articles/2211 -2338491(дата доступа 19.05.2021).
91. Федоров, М. Искусственный интеллект — это не терминатор и не
сверхсущество с благими намерениями [Электронный ресурс] : РСМД. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/maksim-
fedorov-iskusstvennyy-intellekt-eto-ne-terminator-i-ne-sverkhsushchestvo-s-blagimi-namereniya/(дата доступа 19.05.2021).
92. Федоров, М.; Цветков, Ю. Этика искусственного интеллекта в деятельности ЮНЕСКО [Электронный ресурс] : РСМД. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/etika-iskusstvennogo-intellekta-v-deyatelnosti-yunesko-voprosy-politiki-prava-i-perspektiw-ravnopra/(дата доступа 19.05.2021).
93. Филипова, И. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие [Электронный ресурс] : Нижегородский госуниверситет. 2020. Режим доступа:http://www.lib.unn.ru/students/src/Prav reg I I.pdf(дата доступа 19.05.2021).
94. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс] : ООН.
Режим доступа: https: //www.un. org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-
development-goals/(дата доступа 19.05.2021).
95. Цифровой гендер у порога. Какую этику могут навязать искусственному интеллекту [Электронный ресурс] : РГ. Режим доступа: https://rg.ru/2021/03/16/kakuiu-etiku-mogut-naviazat-iskusstvennomu-intellektu.html(дата доступа 19.05.2021).