Введение 3
1. Общая характеристика запрета на недобросовестную конкуренцию 7
1.1. Понятие и формы недобросовестной конкуренции 7
1.2. Сравнительный анализ законодательства зарубежных стран о
недобросовестной конкуренции 15
2. Недобросовестная конкуренция путем дискредитации 20
2.1. Недобросовестная конкуренция путем дискредитации:
квалифицирующие признаки 20
2.2. Механизмы защиты от дискредитации, как формы недобросовестной
конкуренции 31
3. Ответственность за недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
42
3.1. Административная ответственность за акт недобросовестной
конкуренции путем дискредитации 42
3.2. Гражданско - правовая ответственность за недобросовестную
конкуренцию путем дискредитации 52
3.2.1. Возмещение убытков, причиненных актом недобросовестной
конкуренции путем дискредитации 55
3.2.2. Вред деловой репутации от акта недобросовестной конкуренции
путем дискредитации 63
Заключение 66
Конкурентная борьба - главная составляющая здоровой рыночной экономики. Именно борьба между хозяйствующими субъектами способна привести к созданию нового более совершенного продукта, который будет удовлетворять интересы потребителя, и приносить материальные блага его создателю. Подобное соперничество сопровождается различными методами достижения преимуществ над другими субъектами товарного рынка. Не всегда методы борьбы являются правомерными.
Прообразом конструкции недобросовестной конкуренции для российского законодателя стала Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Данный международный договор не только закрепляет общее понятие недобросовестной конкуренции, но и в п. 3 ст. 10.bis формы недобросовестной конкуренции, подлежащие запрету. К таковым относятся: смешение, дискредитация, введение в заблуждение.
Глава 2.1 ФЗ «О защите конкуренции» содержит ряд статей, запрещающих формы недобросовестной конкуренции, в частности ст. 14.1 не допускает дискредитацию - форму недобросовестной конкуренции, заключающуюся в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.
Дискредитация наносит серьезный урон хозяйственной деятельности пострадавшего субъекта, т.к. недостоверная информация распространяется с мгновенной скоростью среди широкого круга лиц.
Актуальность данного исследования заключается в комплексном подходе к явлению недобросовестной конкуренции путём дискредитация, на основе систематизации положений ФЗ «О защите конкуренции»; Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; Гражданского Кодекса Российской Федерации; разъяснительных писем ФАС России: о№ АД/48621/18 от 28.06.2018 «О применении статьи 14.1 Федерального закона
«О защите конкуренции»» (План методической помощи на 2018 год, пункт 8), № ИА/74666/15 от 24.12.2015 «О применении четвертого
антимонопольного пакета», № АД/48621/18 от 28.06.2018 «О применении четвертого антимонопольного пакета».
В работе подробно освещаются признаки необходимые для квалификации действий в качестве акта недобросовестной конкуренции путем дискредитации. Отдельное внимание уделяется описанию механизмов защиты от недобросовестной конкуренции в форме дискредитации, анализируются плюсы и минусы каждого из представленных механизмов.
Последствием действий, составляющих акт недобросовестной конкуренции путем дискредитации для правонарушителя, является наступление, как административной ответственности, так и гражданско- правовой ответственности. Применение мер административной ответственности носит публично-правовой характер и не исключает гражданско-правовой ответственности, которая направлена на компенсацию убытков и ущерба деловой репутации хозяйствующего субъекта от дискредитации...
Конкуренция является неотъемлемым элементом рыночных отношений. Конституция Российской Федерации не только закрепляет право на конкуренцию, но и в системе с другими нормативными правовыми актами вводит запрет на недобросовестное осуществление конкурентной борьбы. Особую роль в регулировании конкурентных отношений играет ФЗ «О защите конкуренции», который содержит понятия и признаки актов недобросовестной конкуренции, и составы отдельных форм недобросовестной конкуренции.
Настоящая действительность мирового сообщества характеризуется тесными взаимоотношениями между государствами, правовые системы которых хоть и принадлежат к разным правовым семьям, но объединены общей целью предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции. Анализ законодательства зарубежных стран таких, как Германия, Италия и США приводит к выводу, что государство выбирает самостоятельно для себя модель борьбы с недобросовестной конкуренцией. Ряд стран содержит общий и специальные запреты на недобросовестную конкуренцию, а другие имеют лишь общие нормы и по большей мере опираются на судебные решения при квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции.
Образцом и прообразом конструкции недобросовестной конкуренции для российского законодательства в сфере защиты конкуренции стала Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., закрепляющая понятие и формы недобросовестной конкуренции: смешение, дискредитация, введение в заблуждение. ФЗ «О защите конкуренции» также в главе 2.1 статье 14.1 содержит запрет на недобросовестную конкуренцию путём дискредитации.
Дискредитация как форма недобросовестной конкуренции имеет квалифицирующие признаки, наличие которых позволяет признать действия, нарушающими антимонопольное законодательство. Важной задачей для правоприменителя при квалификации действий в качестве указанной формы недобросовестной конкуренции является оценка информации. А именно соответствуют ли распространенные сведения о хозяйствующем субъекте действительному положению дел, способны ли они оказать преимущества в конкурентной борьбе, причинить имущественный вред и ущерб деловой репутации.
Важной практической задачей стоял анализ механизмов защиты от дискредитации. Так, Закон о защите конкуренции предоставляет хозяйствующему субъекту возможность защиты нарушенных прав актом недобросовестной конкуренции в форме дискредитации в административном порядке, посредствам обращения в антимонопольный орган, так и в судебном порядке. Отдельным блоком в механизме защиты от недобросовестной конкуренции путем дискредитации следует выделить возможность применения хозяйствующим субъектом мер оперативного воздействия. К таковым относится, например, публикация в средствах массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство организации сведений...
1. Договор о Евразийском экономическом союзе: международный договор подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 15.03.2018). [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.
2. Договор о проведении согласованной антимонопольной политики: международный договор от 02 июня 2000 г. [Электронный ресурс]: СПС «Гарант». - URL: https://base.garat.ru/.
3. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979). [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru .
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ ред. от 02.12.2019 п. 2 ч. 1 ст. 148 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http: //www.consultant.ru.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1. [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 29.12.2017 п. 2 ст. 15 // СПС«КонсультантПлюс». - URL: http: //www.consultant.ru.
6. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.07.2006. № 135-ФЗ ред. от 27.12.2018 ст. 39// СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.
7. О применении четвертого антимонопольного пакета [Электронный ресурс]: письмо ФАС России от 28.06.2018 № АД/48621/18 пункт 9.1 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.
8. О применении статьи 14.1 Федерального закона «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]: письмо ФАС России от 28.06.2018 № АД/48621/18 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.
9. О применении четвертого антимонопольного пакета [Электронный ресурс]: письмо ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.
10. По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства [Электронный ресурс]: разъяснение Президиума ФАС России от 11.10.2017 № 11 утв. протоколом Президиума ФАС России от 11.10.2017 № 20 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.
11. Предупреждение по делу № 01-04/2020 от 17.01.2020 [Электронный ресурс]: дело Челябинское УФАС России // База решений ФАС. - URL: https://br.fas.gov. ru/?text=&type=2.
12. Решение №б/н по делу № 21-02-А/17 от 08.02.2018 [Электронный ресурс]: решение ТУ ФАС России // База решений ФАС. - URL: https://br.fas.gov.ru.
13. Решение по делу № А4-4/18 от 20.02.2019 [Электронный ресурс]: решение Тамбовского УФАС России // База решений ФАС. - URL: https://fas.gov.ru.
14. Решение по делу № 02-06-013/2018 от 23.01.2019 [Электронный ресурс]: дело Ханты-Мансийское УФАС России // База решений ФАС. - URL: https://br.fas.gov.ru.
Материалы судебной практики
15. Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 127. // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultat.ru...68