ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПСЕВДОГРУБОСТЬ КАК ОБЪЕКТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Разграничение понятий грубость/псевдогрубость 6
1.1.1. Общение в социальных сетях как особый жанр коммуникативного
взаимодействия 12
1.2. Коммуникативное взаимодействие как стратегический процесс 14
1.2.1. Псевдогрубость как коммуникативная стратегия 17
1.2.2. Функции псевдогрубости в коммуникации 19
1.2.3. Тактики реализации псевдогрубости 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПСЕВДОГРУБОСТИ КАК КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 26
2.1. Языковые средства актуализации псевдогрубости 26
2.2. Анализ комментариев, содержащих феномен псевдогрубость 29
2.2.1. Тактика комплимента 30
2.2.2. Тактика установления контакта 36
2.2.3. Тактика похвалы 41
2.3. Специфика репрезентации стратегии псевдогрубость в языковом аспекте 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
Человеческая коммуникация наполнена различными феноменами, которые могут как помочь её успешной реализации, так и стать причиной коммуникативных сбоев и неудач. Важно уметь реализовывать коммуникативные цели, применять в конкретных ситуациях необходимые стратегии и тактики.
Актуальность проблематики исследования продиктована популярностью такого канала коммуникации как сеть Интернет, посредством которой сегодня реализуется не только большая часть институциональных отношений (дистанционное обучение студентов, удалённый режим работы в крупных организациях и др.), но и любое межличностное взаимодействие (личная переписка, общение на форумах и т.д.). Согласно данным глобального социально ориентированного креативного агентства We Are Social и платформы-инструмента управления социальными сетями Hootsuite, ежегодно составляющих статистику о состоянии digital в мире, по состоянию на январь 2021 года, каждый второй человек в мире является пользователем социальных сетей. При этом индивид иногда имеет сразу по несколько аккаунтов в каждой социальной сети. Приведённое число ежегодно растет, особенно резкий скачок произошёл в период пандемии COVID-19. Данный вид общения стал неотъемлемым в современном мире технологий и онлайн- коммуникации.
Нередко в социальных сетях мы сталкиваемся с наличием сниженной лексики, пейоративов, инвектив, которые, как оказывается, не всегда являются средствами выражения грубости и агрессии, напротив, достаточно часто они применяются для выражения похвалы, восхищения, выполняют комплиментарную функцию. Феномен псевдогрубость при его объективной популярности исследован недостаточно, что обусловливает его актуальность на современном этапе развития лингвистической науки.
Объектом данной работы является феномен псевдогрубость как коммуникативная стратегия. Предметом исследования выступают тактики реализации коммуникативной стратегии псевдогрубость в социальных сетях.
Грубость и псевдогрубость - различные по своей сути коммуникативные феномены. Грубость нужна для того, чтобы выразить своё неодобрение, недовольство чем-либо, обидеть или оскорбить адресата. Она всегда неприятна для реципиента и может привести к коммуникативному провалу. Псевдогрубость, напротив, направлена на выражение комплимента или похвалы. Данная коммуникативная стратегия помогает установить контакт, начать разговор и придать общению легкость, непринужденность, дружеский лад.
При этом, обе разнонаправленные стратегии реализуются схожим набором языковых средств, среди которых присутствуют грубые, оскорбительные номинации-обращения, вокативы; негативно-
коннотированные метафоры; уничижительные прилагательные; лексемы с семантикой сумасшествия; модальные глаголы с отрицательной частицей, обозначающие неспособность, неумение что-либо сделать; повелительные конструкции с грубыми просторечными глаголами; выражения с семантикой угрозы.
Для пользователей социальных сетей псевдогрубость - это возможность выделить свой комментарий. Он всегда более ёмок и оригинален, чем обычный комплимент, что привлекает к нему повышенное внимание других пользователей. Псевдогрубость в интернете выражается отчасти в шуточной форме.
Практический анализ более ста пятидесяти постов и комментариев к ним в англоязычном, немецкоязычном и русскоязычном пространстве социальных сетей Instagram и TikTok за 2020-2022 годы позволил выявить основные тактики реализации коммуникативной стратегии псевдогрубости, среди которых наиболее распространённой является тактика комплимента.
Нами были отмечены некоторые различия в использовании псевдогрубости в англоязычном, немецкоязычном и русскоязычном пространстве. Зачастую они связаны с блокировкой комментариев, содержащих грубые и оскорбительные слова. Так как русскоязычными пользователями активно используется графическая замена при помощи латиницы, именно внутри этого общества псевдогрубость реализуется чаще. Англоязычными и немецкоязычными пользователями грубость и псевдогрубость используются сравнительно реже, чем русскоязычными. Первые просто оставляют комментарии, содержащие комплименты и положительные оценочные номинации. Русскоязычные пользователи стараются обойти блокировку своих комментариев различными способами, например, использую транслитерацию, цифровую и полную или частичную графическую замену.
1. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. М.: Феникс. 2004. 288 с.
2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль. 1978. 216 с.
3. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. М.: Либроком. 2020. 334 с.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М.: Юнити, Культура и спорт. 1997. 268 с.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. Как мы говорим. А как мы пишем! М.: АСТ. 2018. 304 с.
6. Горбачева Е.Ю. Реализация фатической функции в деловых переговорах // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 927-932.
7. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: сборник работ. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка толково¬
словообразовательный. М.: Русский язык. 2000. 1222 с.
9. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир. 2001. 352 с.
10. Жельвис В.И. Грубость как регулятор коммуникативного поведения // Бытие в языке: сборник научных трудов к 80-летию В.И. Жельвиса. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2011. С. 258-289.
11. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Едиториал УРСС. 2003. 284 с.
12. Кириллова Н.Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции нравственных категорий // Вестник НГТУ. 2012. №1. С. 26-33.
13. Коробова Н.В., Цыбина Н.А. Тактика комплимента в англоязычном общении // Филологические науки. Вопросы теории и практики: №5-1 (83). 2018. С.119-123.
14. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. М.: Виктория Плюс. 2017. 432 с.
15. Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур: Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 196 с...45