СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУВИНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР
|
Введение..................................................................................................................... 3
Глава 1. История проявления игр у тувинского
народа..........................................................................................................................7
1.1 Понятие игры, признаки и их классификация.................................................7
1.2 История народных игр тувинцев.......................................................................14
1.3 Роль игр в традиционной культуре тувинцев............................................. . .21
Глава 2. Игра в традиционной культуре тувинцев..................................... 24
2.1 Интеллектуальные игры у тувинцев.................................................................24
2.2 Состязательные игры у тувинцев...................................................................... 24
2.3 Физические игры у тувинцев..............................................................................38
Глава 3. Современное состояние игры кажыктаар и тевектээр................ 43
3.1 Анализ современных тувинских национальных игр
«кажыктаар» и «тевектээр».......................................................................................43
3.2 Характеристика современных тувинских национальных
игр «Тевектээ» ( почекушки) и «Кажыктаар» (игра в кости)........................... 47
3.4 Игра в кости («устный счет»).................................... 48
Вывод............................................................................................................................. 60
Список использованной литературы.................................................................. 65
Глава 1. История проявления игр у тувинского
народа..........................................................................................................................7
1.1 Понятие игры, признаки и их классификация.................................................7
1.2 История народных игр тувинцев.......................................................................14
1.3 Роль игр в традиционной культуре тувинцев............................................. . .21
Глава 2. Игра в традиционной культуре тувинцев..................................... 24
2.1 Интеллектуальные игры у тувинцев.................................................................24
2.2 Состязательные игры у тувинцев...................................................................... 24
2.3 Физические игры у тувинцев..............................................................................38
Глава 3. Современное состояние игры кажыктаар и тевектээр................ 43
3.1 Анализ современных тувинских национальных игр
«кажыктаар» и «тевектээр».......................................................................................43
3.2 Характеристика современных тувинских национальных
игр «Тевектээ» ( почекушки) и «Кажыктаар» (игра в кости)........................... 47
3.4 Игра в кости («устный счет»).................................... 48
Вывод............................................................................................................................. 60
Список использованной литературы.................................................................. 65
Актуальность исследования. Игра - исторически сложившееся
общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный
человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха,
средством физического и общего социального воспитания. Игры являются
сокровищницей человеческой культуры. Игры отражают все области
материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением
игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография,
антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.
Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий
своего развития, психического состава, географического положения
исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и
забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные
системы национального физического воспитания.
Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в
поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские народные игры
развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных
народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной
направленности и национальному характеру. Например, в пограничных с
Монголией районах Тувы существуют такие заимствованные игры, как
«Панчык», «Хорул»; в местностях, которые издавна связаны с русскими
переселенцами, привились традиционно русские игры: «Бабки», «Лапта» и
др.
Какова судьба тувинских игр на современном этапе? Некоторые из них,
не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта тувинцев
или изменились в соответствии с новым, советским, образом жизни, в этом и
видим актуальность исследования нашего курсового проекта. Тувинцы стали
использовать много новых современных игр братских народов нашей страны,
особенно русских.На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло
много содержательных спортивных игр и состязаний: футбол, волейбол,
баскетбол, бег, прыжки, лыжи, плавание и др. Сейчас «Выбивание ремня»
частично заменяется «Городками». «Стрельба в ремень» перешла в
«Стрельбу в мишень» и др. Такие игры, как «Игра в кажык», «Баг кагары»,
«Буга шыдыраа», снова стали появляться в сельских местностях, клубах и
культурно-просветительных учреждениях благодаря характерной для
общества развитого социализма заботе о сохранении и развитии традиций
национальной культуры. Издавна популярные среди тувинцев борьба,
конные скачки, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как
национальные виды спорта.
Таким образом, актуальность исследования заключается в изучении
народных игр тувинцев, которые отражают форму жизни, уровень развития
культуры древних тувинцев, а также проблему исчезновения некоторых
народных игр. Историографический анализ показывает, что по данной теме
написано немало работ, но на современном этапе исследования не велись.
Объектом исследования является национальные игры тувинцев.
Предметом исследования является современное состояние и
перспективы развития тувинских национальных игр
Целью исследования является комплексное изучение народных игр
тувинцев, их история и значение в сохранении и развитии традиционной
культуры в целом.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи
исследования:
1. Дать характеристику народным играм тувинцев;
2. Изучить современное состояние и перспективы развития тувинских
национальных игр3. Определить роль народных игр тувинцев в развитии навыков и
способностей человека, этничности народа.
Гипотеза: изучение и обобщение особенностей возникновения,
современного состояния и перспективы развития национальных игр в Туве с
учетом материально-технических условий позволило:
- повысить интерес к тувинским играм среди детей ДОУ, учащихся
сельских и городских школ, студенческой молодежи учебных заведений
Республики Тыва;
- приобщить подрастающее поколение и современную молодежь к
национальной культуре тувинского народа, традициям предков средствами
национальных игр и на этой основе повысить их двигательную активность,
оптимизировать физическое состояние занимающихся.
Теоретическая значимость состоит в том, что сегодня
рассматривается проблема многообразие игры и становления правил их,
инвентаря, место проведения и стартовое положение игрока (олуттары) во
время игры и широкого использования игра «кажыктаар» в учебных
заведениях, торжествах, праздниках. В практике воспитания и обучения
детей и взрослых как одного из компонентов этнической культуры, до сих
пор не раскрывалось во взаимосвязи и в отдельности образовательное,
развивающее и воспитательное значение игры.
Практическое значение состоит в раскрытии исторических и
этнокультурных значений и разработке игры «Кажыктаар» и стартового
положения игрока во время игры (олуттары); в выявлении разнопланового
воздействия на психологию, организм играющих.
Новизна работы. На современном этапе тема является актуальной, так
как тувинцы издавна любили играть, смотреть, участвовать в массовых
зрелищах, играх. Сегодня, в 2016 году их интерес не угас, а еще больше стал.
Интересным является то, что из ранних этапов истории традиционные игры
сохранились, передавая из поколения в поколение. В работе новизной ещеможно увидеть взаимосвязь тувинцев с соседними народами и появление
новых игр.
Основным методом исследования послужил анализ научнометодической литературы, архивных и документальных материалов. Также в
работе были использованы полевые этнографические материалы
(этнографические материалы практики в Ховдинском аймаке Монголии в
2012 году) по данной теме; систематическое изучение и анализ народных игр
тувинцев.
Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав, выводов и
списка литературы.
общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный
человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха,
средством физического и общего социального воспитания. Игры являются
сокровищницей человеческой культуры. Игры отражают все области
материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением
игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография,
антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.
Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий
своего развития, психического состава, географического положения
исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и
забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные
системы национального физического воспитания.
Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в
поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские народные игры
развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных
народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной
направленности и национальному характеру. Например, в пограничных с
Монголией районах Тувы существуют такие заимствованные игры, как
«Панчык», «Хорул»; в местностях, которые издавна связаны с русскими
переселенцами, привились традиционно русские игры: «Бабки», «Лапта» и
др.
Какова судьба тувинских игр на современном этапе? Некоторые из них,
не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта тувинцев
или изменились в соответствии с новым, советским, образом жизни, в этом и
видим актуальность исследования нашего курсового проекта. Тувинцы стали
использовать много новых современных игр братских народов нашей страны,
особенно русских.На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло
много содержательных спортивных игр и состязаний: футбол, волейбол,
баскетбол, бег, прыжки, лыжи, плавание и др. Сейчас «Выбивание ремня»
частично заменяется «Городками». «Стрельба в ремень» перешла в
«Стрельбу в мишень» и др. Такие игры, как «Игра в кажык», «Баг кагары»,
«Буга шыдыраа», снова стали появляться в сельских местностях, клубах и
культурно-просветительных учреждениях благодаря характерной для
общества развитого социализма заботе о сохранении и развитии традиций
национальной культуры. Издавна популярные среди тувинцев борьба,
конные скачки, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как
национальные виды спорта.
Таким образом, актуальность исследования заключается в изучении
народных игр тувинцев, которые отражают форму жизни, уровень развития
культуры древних тувинцев, а также проблему исчезновения некоторых
народных игр. Историографический анализ показывает, что по данной теме
написано немало работ, но на современном этапе исследования не велись.
Объектом исследования является национальные игры тувинцев.
Предметом исследования является современное состояние и
перспективы развития тувинских национальных игр
Целью исследования является комплексное изучение народных игр
тувинцев, их история и значение в сохранении и развитии традиционной
культуры в целом.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи
исследования:
1. Дать характеристику народным играм тувинцев;
2. Изучить современное состояние и перспективы развития тувинских
национальных игр3. Определить роль народных игр тувинцев в развитии навыков и
способностей человека, этничности народа.
Гипотеза: изучение и обобщение особенностей возникновения,
современного состояния и перспективы развития национальных игр в Туве с
учетом материально-технических условий позволило:
- повысить интерес к тувинским играм среди детей ДОУ, учащихся
сельских и городских школ, студенческой молодежи учебных заведений
Республики Тыва;
- приобщить подрастающее поколение и современную молодежь к
национальной культуре тувинского народа, традициям предков средствами
национальных игр и на этой основе повысить их двигательную активность,
оптимизировать физическое состояние занимающихся.
Теоретическая значимость состоит в том, что сегодня
рассматривается проблема многообразие игры и становления правил их,
инвентаря, место проведения и стартовое положение игрока (олуттары) во
время игры и широкого использования игра «кажыктаар» в учебных
заведениях, торжествах, праздниках. В практике воспитания и обучения
детей и взрослых как одного из компонентов этнической культуры, до сих
пор не раскрывалось во взаимосвязи и в отдельности образовательное,
развивающее и воспитательное значение игры.
Практическое значение состоит в раскрытии исторических и
этнокультурных значений и разработке игры «Кажыктаар» и стартового
положения игрока во время игры (олуттары); в выявлении разнопланового
воздействия на психологию, организм играющих.
Новизна работы. На современном этапе тема является актуальной, так
как тувинцы издавна любили играть, смотреть, участвовать в массовых
зрелищах, играх. Сегодня, в 2016 году их интерес не угас, а еще больше стал.
Интересным является то, что из ранних этапов истории традиционные игры
сохранились, передавая из поколения в поколение. В работе новизной ещеможно увидеть взаимосвязь тувинцев с соседними народами и появление
новых игр.
Основным методом исследования послужил анализ научнометодической литературы, архивных и документальных материалов. Также в
работе были использованы полевые этнографические материалы
(этнографические материалы практики в Ховдинском аймаке Монголии в
2012 году) по данной теме; систематическое изучение и анализ народных игр
тувинцев.
Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав, выводов и
списка литературы.
1. В тувинских народных играх и танцах отражена мудрость народа. В них ярко выражены особенности характера тувинского народа - честность, . справедливость и смелость. Они отражают быт, культуру, особенности трудовой деятельности и окружающей природы. Они ценны в педагогическом отношении тем, что оказывают большое влияние на развитие физических и интеллектуальных способностей ребенка, необходимых для достижения успеха в обществе.
На протяжении всей истории человечества у каждого народа родной язык, обычаи, обряды, игры и народные традиции являются основой духовного формирования и физического совершенства личности. Народный идеал мужчины всегда связан с физической силой, выносливостью, мужеством, а женщины наделен такими чертами, как преданность, чуткость, стремление, способность к материнству, созданию счастливой семьи. В прошлом и настоящем тувинская семья, как правило, многодетная, трудовая с богатыми народными традициями, обычаями, праздниками, культом матери и гуманным отношением к детям. Именно в семье дети приобретают трудовой и нравственный опыт, связанный с особенностями производственной деятельности своих родителей, культуры своего народа (Л.П.Салчак, 2005).
2. Настоящее развитие национальных игр, игщнцев НЕ видов дпорта, безусловно, связано с включением их в дифференцированную часть программы по физическому воспитанию в школах республики. Такой подход позволит достаточно полно изучить и внедрять в практику традиционную систему физического вптпитвнля тувинцев. В результате эта самобытная народная физическая культура будет способствовать более эффективному решению многих современных задач воспитательного, образовательного и оздоровительного характера, в частности, укреплению здоровья, физическому и моторному развитию и формированию личностных качеств современных школьников.
3. Тувинскую игру «Кажыктаар» играли с очень давних времен. Конкретными фактами-примерами этого стали кажыктаар (астрагалы), найденные в археологических раскопках М.Х. Маннай - оола, И.У. Самбу и других. Были проведены археологические исследования в степных районах Тывы. Игра в кости у тувинцев является самой распространенной.
Существует много вариантов ее в разных кожуунах (районах) Тувы. Эта игра известна у соседей тувинцев - алтайцев, хакасов, бурят, монголов. Большинство вариантов этой игры, безусловно отображало жизнь кочевников-скотоводов. Преимущество народных игр состоит именно в доступности, в простоте правил, для их развития не требуются большая материально-техническая база. Соревноваться могут и стар и млад.
Еще одной из популярных игр тувинцев является тевек (почекушка). Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти. В тевек - играют двое или несколько человек, независимо от возраста. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают тевек ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Современные дети используют тряпку, которую завязывают в несколько узлов для приобретения кругообразного вида.
4. Тевек жонклируется в основном внутренней стороной ступни ноги. Вначале выбирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой, обычно правой, стараясь при этом не уронить его на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Тогда тевек подбрасывали поочерёдно, то одной, то другой ногой. Раньше умелые игроки были способны продержать тевек таким образом довольно долго, подбрасывая его до 300 раз. В народе говорили: «хартыга дег кашпагай, эзир дег эрес» — быстрый как ястреб, ловок или проворный как орёл.
5. Таким обим ом, аувинские шфы кажыктаар, тевектээр -ртзвивались, формировались и совершенствовались на протяжении многих тысячелетий, передаваясь из поколения в поколение. Характерной особенностью тувинской игры кажыктаае, тевебтээр является динамичность, общедоступность, зрелищность, что обеспечивается системой соревнований и её постоянным совершенствованием.
В своей работе нами предпринята попытка восполнить историческую картину развития, взглянуть в прошлое. Использование богатейших традиций, тувинской игры КВЖЫКТВВР, теректээр с учетом позитивного и негативного опыта культурного наследия тувинского этноса помогут в дальнейшем совершенствовании национальных видов спорта Республики Тыва.
На протяжении всей истории человечества у каждого народа родной язык, обычаи, обряды, игры и народные традиции являются основой духовного формирования и физического совершенства личности. Народный идеал мужчины всегда связан с физической силой, выносливостью, мужеством, а женщины наделен такими чертами, как преданность, чуткость, стремление, способность к материнству, созданию счастливой семьи. В прошлом и настоящем тувинская семья, как правило, многодетная, трудовая с богатыми народными традициями, обычаями, праздниками, культом матери и гуманным отношением к детям. Именно в семье дети приобретают трудовой и нравственный опыт, связанный с особенностями производственной деятельности своих родителей, культуры своего народа (Л.П.Салчак, 2005).
2. Настоящее развитие национальных игр, игщнцев НЕ видов дпорта, безусловно, связано с включением их в дифференцированную часть программы по физическому воспитанию в школах республики. Такой подход позволит достаточно полно изучить и внедрять в практику традиционную систему физического вптпитвнля тувинцев. В результате эта самобытная народная физическая культура будет способствовать более эффективному решению многих современных задач воспитательного, образовательного и оздоровительного характера, в частности, укреплению здоровья, физическому и моторному развитию и формированию личностных качеств современных школьников.
3. Тувинскую игру «Кажыктаар» играли с очень давних времен. Конкретными фактами-примерами этого стали кажыктаар (астрагалы), найденные в археологических раскопках М.Х. Маннай - оола, И.У. Самбу и других. Были проведены археологические исследования в степных районах Тывы. Игра в кости у тувинцев является самой распространенной.
Существует много вариантов ее в разных кожуунах (районах) Тувы. Эта игра известна у соседей тувинцев - алтайцев, хакасов, бурят, монголов. Большинство вариантов этой игры, безусловно отображало жизнь кочевников-скотоводов. Преимущество народных игр состоит именно в доступности, в простоте правил, для их развития не требуются большая материально-техническая база. Соревноваться могут и стар и млад.
Еще одной из популярных игр тувинцев является тевек (почекушка). Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти. В тевек - играют двое или несколько человек, независимо от возраста. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают тевек ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Современные дети используют тряпку, которую завязывают в несколько узлов для приобретения кругообразного вида.
4. Тевек жонклируется в основном внутренней стороной ступни ноги. Вначале выбирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой, обычно правой, стараясь при этом не уронить его на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Тогда тевек подбрасывали поочерёдно, то одной, то другой ногой. Раньше умелые игроки были способны продержать тевек таким образом довольно долго, подбрасывая его до 300 раз. В народе говорили: «хартыга дег кашпагай, эзир дег эрес» — быстрый как ястреб, ловок или проворный как орёл.
5. Таким обим ом, аувинские шфы кажыктаар, тевектээр -ртзвивались, формировались и совершенствовались на протяжении многих тысячелетий, передаваясь из поколения в поколение. Характерной особенностью тувинской игры кажыктаае, тевебтээр является динамичность, общедоступность, зрелищность, что обеспечивается системой соревнований и её постоянным совершенствованием.
В своей работе нами предпринята попытка восполнить историческую картину развития, взглянуть в прошлое. Использование богатейших традиций, тувинской игры КВЖЫКТВВР, теректээр с учетом позитивного и негативного опыта культурного наследия тувинского этноса помогут в дальнейшем совершенствовании национальных видов спорта Республики Тыва.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОЙ БОРЬБЫ В ТУВЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТУВИНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ТИР (1921-1944 гг)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Анализ современного состояния и развития туризма в Республике Тыва
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - История развития физической культуры и спорта в Туве во II половине XX века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Современная историография внешней политики России конца XIX -начала XX вв.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Направленное воздействие подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РУССКОЙ И ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА ТУВЫ И МОНГОЛИИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015



