Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУВИНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР

Работа №16497

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
807
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение..................................................................................................................... 3
Глава 1. История проявления игр у тувинского
народа..........................................................................................................................7
1.1 Понятие игры, признаки и их классификация.................................................7
1.2 История народных игр тувинцев.......................................................................14
1.3 Роль игр в традиционной культуре тувинцев............................................. . .21
Глава 2. Игра в традиционной культуре тувинцев..................................... 24
2.1 Интеллектуальные игры у тувинцев.................................................................24
2.2 Состязательные игры у тувинцев...................................................................... 24
2.3 Физические игры у тувинцев..............................................................................38
Глава 3. Современное состояние игры кажыктаар и тевектээр................ 43
3.1 Анализ современных тувинских национальных игр
«кажыктаар» и «тевектээр».......................................................................................43
3.2 Характеристика современных тувинских национальных
игр «Тевектээ» ( почекушки) и «Кажыктаар» (игра в кости)........................... 47
3.4 Игра в кости («устный счет»).................................... 48
Вывод............................................................................................................................. 60
Список использованной литературы.................................................................. 65

Актуальность исследования. Игра - исторически сложившееся
общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный
человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха,
средством физического и общего социального воспитания. Игры являются
сокровищницей человеческой культуры. Игры отражают все области
материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением
игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография,
антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.
Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий
своего развития, психического состава, географического положения
исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и
забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные
системы национального физического воспитания.
Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в
поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские народные игры
развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных
народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной
направленности и национальному характеру. Например, в пограничных с
Монголией районах Тувы существуют такие заимствованные игры, как
«Панчык», «Хорул»; в местностях, которые издавна связаны с русскими
переселенцами, привились традиционно русские игры: «Бабки», «Лапта» и
др.
Какова судьба тувинских игр на современном этапе? Некоторые из них,
не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта тувинцев
или изменились в соответствии с новым, советским, образом жизни, в этом и
видим актуальность исследования нашего курсового проекта. Тувинцы стали
использовать много новых современных игр братских народов нашей страны,
особенно русских.На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло
много содержательных спортивных игр и состязаний: футбол, волейбол,
баскетбол, бег, прыжки, лыжи, плавание и др. Сейчас «Выбивание ремня»
частично заменяется «Городками». «Стрельба в ремень» перешла в
«Стрельбу в мишень» и др. Такие игры, как «Игра в кажык», «Баг кагары»,
«Буга шыдыраа», снова стали появляться в сельских местностях, клубах и
культурно-просветительных учреждениях благодаря характерной для
общества развитого социализма заботе о сохранении и развитии традиций
национальной культуры. Издавна популярные среди тувинцев борьба,
конные скачки, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как
национальные виды спорта.
Таким образом, актуальность исследования заключается в изучении
народных игр тувинцев, которые отражают форму жизни, уровень развития
культуры древних тувинцев, а также проблему исчезновения некоторых
народных игр. Историографический анализ показывает, что по данной теме
написано немало работ, но на современном этапе исследования не велись.
Объектом исследования является национальные игры тувинцев.
Предметом исследования является современное состояние и
перспективы развития тувинских национальных игр
Целью исследования является комплексное изучение народных игр
тувинцев, их история и значение в сохранении и развитии традиционной
культуры в целом.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи
исследования:
1. Дать характеристику народным играм тувинцев;
2. Изучить современное состояние и перспективы развития тувинских
национальных игр3. Определить роль народных игр тувинцев в развитии навыков и
способностей человека, этничности народа.
Гипотеза: изучение и обобщение особенностей возникновения,
современного состояния и перспективы развития национальных игр в Туве с
учетом материально-технических условий позволило:
- повысить интерес к тувинским играм среди детей ДОУ, учащихся
сельских и городских школ, студенческой молодежи учебных заведений
Республики Тыва;
- приобщить подрастающее поколение и современную молодежь к
национальной культуре тувинского народа, традициям предков средствами
национальных игр и на этой основе повысить их двигательную активность,
оптимизировать физическое состояние занимающихся.
Теоретическая значимость состоит в том, что сегодня
рассматривается проблема многообразие игры и становления правил их,
инвентаря, место проведения и стартовое положение игрока (олуттары) во
время игры и широкого использования игра «кажыктаар» в учебных
заведениях, торжествах, праздниках. В практике воспитания и обучения
детей и взрослых как одного из компонентов этнической культуры, до сих
пор не раскрывалось во взаимосвязи и в отдельности образовательное,
развивающее и воспитательное значение игры.
Практическое значение состоит в раскрытии исторических и
этнокультурных значений и разработке игры «Кажыктаар» и стартового
положения игрока во время игры (олуттары); в выявлении разнопланового
воздействия на психологию, организм играющих.
Новизна работы. На современном этапе тема является актуальной, так
как тувинцы издавна любили играть, смотреть, участвовать в массовых
зрелищах, играх. Сегодня, в 2016 году их интерес не угас, а еще больше стал.
Интересным является то, что из ранних этапов истории традиционные игры
сохранились, передавая из поколения в поколение. В работе новизной ещеможно увидеть взаимосвязь тувинцев с соседними народами и появление
новых игр.
Основным методом исследования послужил анализ научнометодической литературы, архивных и документальных материалов. Также в
работе были использованы полевые этнографические материалы
(этнографические материалы практики в Ховдинском аймаке Монголии в
2012 году) по данной теме; систематическое изучение и анализ народных игр
тувинцев.
Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав, выводов и
списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В тувинских народных играх и танцах отражена мудрость народа. В них ярко выражены особенности характера тувинского народа - честность, . справедливость и смелость. Они отражают быт, культуру, особенности трудовой деятельности и окружающей природы. Они ценны в педагогическом отношении тем, что оказывают большое влияние на развитие физических и интеллектуальных способностей ребенка, необходимых для достижения успеха в обществе.
На протяжении всей истории человечества у каждого народа родной язык, обычаи, обряды, игры и народные традиции являются основой духовного формирования и физического совершенства личности. Народный идеал мужчины всегда связан с физической силой, выносливостью, мужеством, а женщины наделен такими чертами, как преданность, чуткость, стремление, способность к материнству, созданию счастливой семьи. В прошлом и настоящем тувинская семья, как правило, многодетная, трудовая с богатыми народными традициями, обычаями, праздниками, культом матери и гуманным отношением к детям. Именно в семье дети приобретают трудовой и нравственный опыт, связанный с особенностями производственной деятельности своих родителей, культуры своего народа (Л.П.Салчак, 2005).
2. Настоящее развитие национальных игр, игщнцев НЕ видов дпорта, безусловно, связано с включением их в дифференцированную часть программы по физическому воспитанию в школах республики. Такой подход позволит достаточно полно изучить и внедрять в практику традиционную систему физического вптпитвнля тувинцев. В результате эта самобытная народная физическая культура будет способствовать более эффективному решению многих современных задач воспитательного, образовательного и оздоровительного характера, в частности, укреплению здоровья, физическому и моторному развитию и формированию личностных качеств современных школьников.
3. Тувинскую игру «Кажыктаар» играли с очень давних времен. Конкретными фактами-примерами этого стали кажыктаар (астрагалы), найденные в археологических раскопках М.Х. Маннай - оола, И.У. Самбу и других. Были проведены археологические исследования в степных районах Тывы. Игра в кости у тувинцев является самой распространенной.
Существует много вариантов ее в разных кожуунах (районах) Тувы. Эта игра известна у соседей тувинцев - алтайцев, хакасов, бурят, монголов. Большинство вариантов этой игры, безусловно отображало жизнь кочевников-скотоводов. Преимущество народных игр состоит именно в доступности, в простоте правил, для их развития не требуются большая материально-техническая база. Соревноваться могут и стар и млад.
Еще одной из популярных игр тувинцев является тевек (почекушка). Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти. В тевек - играют двое или несколько человек, независимо от возраста. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают тевек ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Современные дети используют тряпку, которую завязывают в несколько узлов для приобретения кругообразного вида.
4. Тевек жонклируется в основном внутренней стороной ступни ноги. Вначале выбирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой, обычно правой, стараясь при этом не уронить его на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Тогда тевек подбрасывали поочерёдно, то одной, то другой ногой. Раньше умелые игроки были способны продержать тевек таким образом довольно долго, подбрасывая его до 300 раз. В народе говорили: «хартыга дег кашпагай, эзир дег эрес» — быстрый как ястреб, ловок или проворный как орёл.
5. Таким обим ом, аувинские шфы кажыктаар, тевектээр -ртзвивались, формировались и совершенствовались на протяжении многих тысячелетий, передаваясь из поколения в поколение. Характерной особенностью тувинской игры кажыктаае, тевебтээр является динамичность, общедоступность, зрелищность, что обеспечивается системой соревнований и её постоянным совершенствованием.
В своей работе нами предпринята попытка восполнить историческую картину развития, взглянуть в прошлое. Использование богатейших традиций, тувинской игры КВЖЫКТВВР, теректээр с учетом позитивного и негативного опыта культурного наследия тувинского этноса помогут в дальнейшем совершенствовании национальных видов спорта Республики Тыва.



1. Абсалямов KttL Праздники народов России. // Г.Ш. Абсалямов. - Журнал. Физкультура в школе. 1971, №8, С. 47-48.
2. Авксеньтев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения // А.В. Авксентьев, В.А. Аксентьев. - Ставрополь: СИМЕ, 1993. - С. 263
Аг-оол Е. М. Традиционные тувинские игры // Е.М. Аг-оол Москва Кызыл- 2006-С.247
3. Аксагалдайашак (Старик Аксагалдай) // Сборник тувинских волшебных сказок// Сост. и автор вступит.ст. З.Б. Самдан. Кызыл, 1992. - С.156
4. Анайбан З.В. Межнациональные отношения в Туве в 1990 годы. // З.В. Анайбан. —М., 1999, - С. 198
5. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму // Ю.Л. Аранчын. — Новосибирск, Наука, 1982. - С.239.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании - М.: ФКиС, 1982 - С. 129.
7. Афанасьев- В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока // В.Ф. Афанасьев - Якутск, 1979. - С. 10-44.
8. Будегечиева Т.Б. О проблеме изучения художественных традиций тувинского народа. II Т.Б. Будегечиева. - Кызыл, 1973. С.93. Учен. Записки.
9. Вайнштейн С.И. Очерки этногенеза тувинцев. Тувинцы-Тоджинцы. // С.И. Вайнштейн. - Москва, 1961. С 396.
10. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев // С.И. Вайнштейн. - М., 1972.-С.3-14.
11. Ватагин М.Г. Тувинские народные сказки. // М.Г. Ватагин. - Москва, 1971. - С.432. Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии. Собр. Соч. в 6 т. - Т1// Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - С. 488.
12. ' Выготский Л.С. Воображение и творчество в дестком возрасте // психологический очерк: книга для учителей // Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - С. 193.
12. Дамчай О. М Уйнукай-оол Е.С. Культура традиционной тувинской семьи
// О.М. Дамчай , Е. С. Уйнукай-оол. Учебно-методические пособие Кызыл: ИРПО, 2014. С 118
13. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и .Урянхайский край // Г.Е. р Грум-ГРжимайло. - Ленинград, 1926. - С.45-104.
14. Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край // Г.Е. ГРумм-Гржимайло. - Москва, 1939. - С.23-104.
15. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев том 1. // В.К. Даржа. - Кызыл, 2013. - С.155-169.
16. Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы (XIX - начало XX в._ // В.И. Дулов. - Москва, 1956. - С. 11-18.
17. Дьяконова В.П. Отражение погребального обряда тувинцев в фольклоре // В сб.: Обряды, и обрядовый фольклор // В.П. Дьяконова. - Ленинград: Наука, 1974. - С.258-266.
18. Единая Всероссийская спортивная классификация по национальным видам спорта 2010-2013 гг. Летные виды спорта. М., 2008. - С. 1062-1064.
19. История Тувы. - Москва, 1964. - В 2т. - С.47-101.
20. Калтахчян С.Т. К вопросу о понятии «Нация» // Вопросы истории// С.Т. Катахчян. - 1996. - №6. - С.3-14.
21. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев // М.Б. Кенин- Лопсан. - Кызыл, 2006. - С. 231.
22. Керимов Н.Г. Каррутерс Д. Неведомая Монголия. Том 1. Урянхайский край // перевод с английского Н.В. Турчанинова. - Петроград: Издание Переселенческого Управления Гл. Управа. Землеустройства и земледелия, 1914. - С.342 (Книжное издательство репринт, 2003).
23. Кон Ф. Предварительный отчет по экспедиции в Урянхайскую Землю. Вып. XXXIV. Том I / Ф.Кон. - Ц. Изв. Вост.-Сиб. отд-ния РГО, - 1903. - С. 14-67.
24. Кон Ф. За пятьдесят лет. Экспедиция в Сойотию / Ф.Кон. - Москва, 1936.
- С. 3-4.
25. Крылов П.Н. Путевые заметки об Урянхайской земле. - СПб., 1903. - С.40.
26. КудыжыК-Э. К. Улуг-Хем неугомонный. // К-Э. К. Кудажы. - Москва, - 1964.-С. 208.
27. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники // Г.Н. Курбатский. - Кызыл, 1973.
-С.80. "
28. Кызласов В.П. История Тувы в средние века. // В.П. Кызласов. - м., 1969.
29. Мвоонй-пол М.Х. Борьба с религиозными пережитками в Тувинской АССР //Строительство социализма и утверждение ныучно- материалистического, атеистического мировоззрения / М.Х. Мнонвй-оол. - МОСКВЫ, 1981.-С. 12-18.
30. Мынный-оол М.Х. Тувы в эпоху феодализма //М.Х. Манннй-оол. Кызыл, 1986. -С. 45-67.
31. Мынный-оол М.Х. Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. // М.Х. Мынный-оол. - Кызыл, 1980. - С. 251.
32. Маннай-оол М. Происхождения Л формирование этноса.- Новосибирск: Наука, 2004.- С. 166
33. Минцлов С.Р. Секретное поручение (Путешествие в Урянхнй) // Минцлов С.Р. - Рига, 1915. - С. 34-45.
34. Ондар О.Ч. Туеиоско-руссклй, русско-тувинский словарь терминов по спортивной борьбе // О.Ч. Ондар. - Кызыл, РИО изд. ТГУ, 1999. - С. 35.
35.Ондар О.Ч. Психология игр тывинского этноса "Сайзнннк" как развитие детского творчества / [Электронный ресурс] — Режим доступы. — URL: http: //lib.sportedu.ru/2simguery.idc (даты обращения: 10.04.16).
36. Ондар О.Ч., Мендот Э.Э. Тувинские народные праздники и игры в дошкольных образовательных учреждениях. Научные труды ТывГУ, выпуск 1. - Кызыл, ТывГУ, 2004 - С.237-239
37. Ондыр О.Ч. и другие. Кыжыкоюнунуодурумнери // О.Ч. Ондыр, другие. - Кызыл, 2007. - С.26
38. Ооржак X. Д-Н. История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 года // X. Д-Н. Ооржак. - Кызыл: тувкнигоизд., 1944. - С.96.
39. Островских П.Е. Оленные тувинцы. Северная Азия // П.Е. Островских. - Москва: Ныука, 1927. - С. 5-6.
40. П.Е. Островских. Саянские хищники. // М., Наука, 1927. - С. 321. Ч
41. Островских П.Е. Краткий очерк о поездке в Тоджинский хошун. Урянхайской земли. // П.Е. Островских. - СПБ, 1888. С. 425.
42. Пидквсестый, П.И. Игра как средство активизации учебного процесса //
П.И. Пидквсистый, Н.г. Ахметов, Ж.С. Хайдаров Сов. Педагогика. - 1986. - № 3. - С. 22-25.
43. Потапов Л.П. Тувицы. Народы Сибири // Л.П. Попов. - Москва, 1956. - С.
420. ;
44. Райков М. Отчет о поездке к верховьям реки Енисей. // М. Райков. - Санкт-Петербург, 1898. - С. 460-461.
45. Родевин В. Урянхайский край и его обитатели // В. Родевич. - Санкт- Петербург, 1912.-С. 78-161.
46. Свдаловв Т.М. Ритуально-магические функции сказки // Археологические j
и фольклорные источники по истории Алтая // Т.М. Свдвлорв. - Горно- | Алтайск, 1999.-С. 137-154. j
ч"
47. Самбу И.У. Тувинские народные игры // Историко-этнографический Ч
очерк // И.У. Самбу. - Кызыл: тувкнигоизд, 1978. - С. 137. 1
I
1
48. Самбу И.У. Тувинские народные игры // И.У. Самбу. - Кызыл, 1979. - С. '
139. i
к
49. Сувакпит О.О. ХУУЛГВВЗЫНКВЖЫКТВРЫМ. Шулуктерболганпнулуглелдер //
О.О. Сувакпит - Кызыл тувунигоизд., 1990. - С. 64-78.
г
50. Самбу И.У. Тыва оюннвр нв тувинском // Историко-этнографический (
очерк // И.У. Самбу. - Кызыл: тувкнигоизд, 1992. - С. 108. I
51. Сахабутдинов М.М., Шарафутдинов Д.Р. Татарская борьба куреш. // М.М. Ч
Сахабутдинов, Д.Р. Шарафутдинов. - Казань. - 1974. - С. 31. 1
I
52. Спортивная борьба. // Под ред. Г.С. Туманяна. - Москва: 2006. - С. 590. [
j
53. Сохобутдинор М.М., Исследование самобытных средств физического воспитания татар. // М.М. Свхвбутдинов. - Ленинград. Физкультура и спорт,
1976.-С. 20. !
54. Сказание «АчытыкезерМерген», составитель Д.С. Куулар, (Сказание о
Бокту-Кириш и Бора-Шээлей). Кызыл, 1969. - С. 209. - 
55. Турсунов Н. Таджикские национальные виды спорта, их воспитательные значения: Автореф. Дис... канд.пед. наук // Н.Турсунов-. - Душанбе, 1964. - С. 19.
56. Филин В.П. Педагогические методы исследования // В.П. Филин. -¬Москва, Физкультура и спорт, 1960. - С. 140.
57. Чадамба Владимир. Тыввларньшьшакоюннары (на тувинском языке) - Кызыл, 2011. - С. 98.
58. Эльконин, Д.Б. Психология игры // Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1<9178.-Q. 304.
59. Экогигиена физической культуры и спорта: рук. Для спортивных врачей и тренеров // В.И. Дубровский, Ю.А. Рахманин, А.Н. Разумов. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ