Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста

Работа №164967

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОИ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЗЮДОИСТОВ 10
1.1. Характеристика силовой выносливости в спортивной борьбе как
физического качества 10
1.2 Методика развития скоростно-силовой и специальной выносливости в
спортивной борьбе 19
1.3 Анатомо-физиологические особенности физического развития дзюдоистов
юниорского возраста 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 47
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЗЮДОИСТОВ ЮНИОРСКОГО ВОЗРАСТА 53
3.1 Обоснование и разработка средств и методов повышения уровня силовой выносливости дзюдоистов юниорского возраста и оценка их эффективности 53
3.2 Оценка эффективности разработанного комплекса средств и методов повышения уровня силовой выносливости дзюдоистов юниорского возраста 74
Выводы по третьей главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 106
ПРИЛОЖЕНИЕ В 109

Актуальный уровень развития спорта детерминирует выдвижение повышенных требований к качеству подготовки дзюдоистов на различных этапах учебно-тренировочного процесса. Такое положение объясняется необходимостью активизации в спортивной борьбе высокой интенсивности технико-тактических действий, при которых происходит максимизация мышечных усилий и умение адаптироваться к динамической обстановке. В условиях интенсивной спортивной тренировки или соревновательного мероприятия, воплощаемых в настоящей спортивной практике в пяти -шести схватках, дзюдоисты должны справляться с нагрузками и посредством силовых усилий выводить ее на позитивный для себя исход.
Ключевым физическим показателем в дзюдо как спортивной борьбе признается силовая выносливость, уровень которой зависит от техники исполнения физических действий, баланса энергетических затрат, а также находится в прямой обусловленности от степени совершенствования силы, быстроты и индивидуальных волевых качеств борца.
Актуальность исследования данного физического качества определяется тем, что силовая выносливость дзюдоистов на этапе спортивного совершенствования и на последующих этапах многолетней подготовки является основой обретения борцом спортивной формы перед соревнованиями.
Наиболее сенситивным возрастным периодом для интенсивного спортивного развития и формирования разносторонней физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсмена является возраст 18-20 лет, относящийся к юниорской группе, согласно возрастной классификации, принятой в борьбе дзюдо.
Качество проведенной подготовки в этот период во многом будет предопределять дальнейшую адаптацию и переход дзюдоистов -юниоров к взрослому спорту.
Решением проблемного вопроса повышения показателей силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста 18-20 лет, на наш взгляд, может являться поиск и версификация наиболее эффективных форм, средств, методов и методик работы с борцами. Они могут базироваться на осуществлении индивидуального контроля или мониторинга за основными функциональными параметрами спортсменов Данные методы позволяют проведение оперативной коррекции объема и интенсивности тренировочной нагрузки на любом этапе учебно-тренировочной и соревновательной подготовки. Качественный контроль за индивидуальным функциональным состоянием борца-юниора в соревновательных условиях повышает результативность его соревновательной деятельности и определяет основные векторы усиления работы в учебно -тренировочном процессе.
В настоящее время в спортивной борьбе тренировки максимизируют предельные силовые возможности человека для достижения высших результатов на соревнованиях. Ввиду чего помимо проведения углубленных медицинских обследований борцов, тренерский состав должен внедрять методы повышения силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста.
Таким образом, оформляются противоречия, заключающиеся в повышении требований к показателям силовой выносливости спортсмена- юниора и невозможностью их полной реализации ввиду нехватки методологического инструментария: во-первых, в настоящее время на базе учреждений не производится качественный контроль за индивидуальным функциональным состоянием борца-юниора, во-вторых, не осуществляется оперативная обратная связь - индивидуальная коррекция объема и интенсивности тренировочной нагрузки на любом этапе учебно­тренировочной и соревновательной подготовки; в-третьих, не хватает достаточной обеспеченности средствами и методами, которые способствовали бы повышению данного качества у дзюдоистов данного возрастного периода.
В связи с чем развитие силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста становится одной из значительных проблем современного методического поля тренерской подготовки, а изучение данного направления, аргументирование и разработка комплекса средств и методов повышения силовой выносливости приобретает маркер повышенной актуальности и социальной значимости в спортивной методике.
Исходя из представленных положений, нами была избрана следующая тема диссертационного исследования «Развитие силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста».
В соответствии с обозначенной темой целью исследования является обоснование и разработка средств и методов повышения уровня развития силовой выносливости дзюдоистов юниорского возраста.
Объектом данного исследования выступает учебно-воспитательный процесс дзюдоистов юниорского возраста.
Предметом исследования являются средства и методы повышения уровня развития силовой выносливости дзюдоистов юниорского возраста.
Гипотеза исследования состоит в следующем предположении. Предполагается, что процесс развития силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста будет успешным, если будут выполнены следующие условия:
• проведен анализ специализированной научной литературы и практики по обозначенному проблемному полю;
• обоснован и разработан комплекс средств и методов повышения силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста;
• предметно оценена эффективность разработанного комплекса средств и методов повышения уровня силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) провести анализ специализированной научной литературы и практики по обозначенному проблемному полю;
2) обосновать и разработать средства и методы повышения силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста;
3) оценить эффективность разработанных средств и методов повышения уровня силовой выносливости у дзюдоистов юниорского возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• основные положения теории и методики спортивной тренировки, обозначенные в работах С.Ф. Матвеева, В.Н. Платонова;
• концептуальные положения теории и методики юношеского спорта, подтвержденные в научных изысканиях Л.В. Волкова, В.Г. Никитушкина, В.П. Филина и др.;
• аналитические работы А.О. Акопяна, В.А. Панкова, С.А. Астахова, Г.С. Туманян об особенностях скоростно-силовой подготовки дзюдоистов;
• представление тактико-технических характеристик и особенностей поединка спортивных единоборств в исследованиях В.Г. Олейник, П.А. Рожкова, Н.И. Каргина, А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова и др.;
• научные основы планирования тренировочных нагрузок на различных этапах спортивной подготовки борцов, описанные Г.С. Туманян, В.В. Гожиным, С.К. Харациди;
• рекомендательные меры В.Н. Селуянова, С.Е. Табакова, С. И. Телюк по интенсификации эффективности выполнения технических действий на основе повышения специальной скоростно-силовой подготовленности борцов.
Для решения поставленных задач на основе описанной теоретико­методологической базы были использованы следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ литературных источников и обобщение практического опыта; сравнительный анализ, метод обобщения, педагогическое наблюдение; педагогический контроль; диагностика и контроль функционального состояния, педагогический эксперимент и методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой диссертационного исследования выступает СК «Олимп».
Достоверность настоящего диссертационного исследования подтверждается следующей доказательственной базой. В рамках проведенной экспериментальной работы по развитию силовой выносливости у дзюдоистов возраста 18-20 лет посредством разработки и внедрения авторских средств и методов, подчиненных данной цели, был установлен положительный эффект от применения названной экспериментальной методики. Позитивный результат проявился в достоверном приросте показателей общей и специальной физической подготовленности, функциональных возможностей организма, соревновательной результативности и изменениях квалификационного уровня.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
• в рамках анализа теоретической базы исследовательского материала были выявлены индивидуально-групповые связи между различными стилями ведения соревновательной схватки дзюдоистов юниорского возраста и особенностями энергообеспечения мышечной деятельности организма спортсменов;
• разработана методика индивидуально-группового развития силовой выносливости дзюдоистов -юниоров, представленная подбором средств и методов проведения индивидуально-групповых тренировочных программ.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности его расширения посредством включения в курс развития теории и методики борьбы дзюдо.
Практическая значимость заключается в том, что материалы диссертационного исследования имеют потенциал прикладного использования тренерами-преподавателями в качестве рекомендательных предписаний в рамках организации учебно-тренировочного процесса борцов- юниоров не только при подготовке дзюдоистов, но и в других видах спортивных единоборств сходной спецификации.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Индивидуально-групповое развитие силовой выносливости
дзюдоистов-юниоров предусматривает реализацию тренером следующих педагогических мероприятий: А) оценивание стилевых особенностей ведения соревновательного поединка, энергетических профилей и функционального состояния спортсменов: «силовиков», «темповиков» и «игровиков»;
Б) формирование индивидуальных задач подготовки каждого дзюдоиста с учетом результатов диагностики; В) разработку и реализацию индивидуально­групповых тренировочных программ в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов, представляющих разные стилевые формы; Г) индивидуальный мониторинг функционального состояния спортсменов; Д) коррекцию интенсивности, объема и направленности тренировочных нагрузок.
2) Индивидуально-групповые тренировочные программы позволяют повысить уровень развития анаэробно-аэробного и аэробного энергетических компонентов силовой выносливости «силовиков»; алактатно-анаэробного и аэробного энергетических компонентов выносливости «темповиков»; алактатно-анаэробного и анаэробно-аэробного энергетических компонентов силовой выносливости «игровиков».
3) Индивидуально-групповое развитие силовой выносливости на основе разработки, внедрения и реализации средств и методов повышения силовой выносливости, а также постоянного мониторинга функционального состояния и коррекции тренировочных нагрузок дзюдоистов -юниоров способствует позитивной перспективе повышения у них уровня силовой выносливости.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе СК «Олимп» г. Красноярск. Основные идеи и результаты отражены в публикациях VII Всероссийской научно-
практической конференции «Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий» (г. Абакан, 23 октября 2020 г.),
Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Педагогика в физической культуре спорте и хореографии» (г. Санкт-Петербург, 31 октября 2020 г.).
Структура работы определена логикой исследования, его целями и задачами и состоит из введения, трёх глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографии, 1 рисунка, 14 таблиц и 3 приложений. Всего в работе 110 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретического анализа источников научной и научно­методической литературы и обобщения передовой тренировочной практики мы можем сделать ряд следующих закономерных выводов:
1) Анализ применяемых в дзюдо средств и методов развития силовой
выносливости, свидетельствует о наибольшей частотности использования в качестве ведущих средств специальные упражнения
с партнером, манекеном, которые по своей структуре однородны с приемами борьбы, а также тренировочные и соревновательные схватки.
2) С целью оценивания уровня развития силовой выносливости в актуальной тренировочной борьбе существуют методы оценки физического состояния и развития физических характеристик силовой выносливости спортсменов. Относительно нашего исследования в качестве такой методики была выбрана многофакторная экспресс-диагностика функциональной подготовленности спортсменов (по С.А. Душанину). Посредством нее были выявлены позиции различия по ряду специфических показателей, демонстрирующих энергообеспечение организма борцов разных стилевых формы: креатинфосфат скелетных мышц («силовики» - 17,5 мкг/г.св.м., «темповики» - 15 мкг/г.св.м., «игровики» - 13,8 мкг/г.св.м.), максимальная концентрация лактата («силовики» - 24,2 мМ/л, «темповики» - 21,5 мМ/л, «игровики» - 19 мМ/л), анаэробный фонд («силовики» - 168 у.е., «темповики»
• 150 у.е., «игровики» - 148 у.е.), МПК («силовики» - 70 мл./мин./кт., «темповики» - 80 мл./мин./кг., «игровики» - 85 мл./мин./кг.), аэробная емкость («силовики» - 149 у.е., «темповики» - 168 у.е., «игровики» - 170 у.е.), ПАНО («силовики» - 80 % от МПК, «темповики» - 85 % от МПК, «игровики» - 90 % от МПК), общая метаболическая емкость («силовики» - 220 у.е., «темповики»
• 241 у.е., «игровики» - 220 у.е.).
3) Данные результаты свидетельствуют о доминировании разных типов энергообеспечения у борцов выделенных форм энергообеспечения: преимущественно анаэробный вариант наблюдается у группы «силовики», преимущественно аэробный - «игровики» и промежуточный (универсальный) - «темповики».
4) Разработанная в результате исследования авторская методика индивидуально-группового развития силовой выносливости дзюдоистов юниорской возрастной группы предусматривает проведение следующих методических мероприятий в рамках тренировочного процесса: 1) оценивание стилевых особенностей тактики проведения соревновательного поединка, энергетических профилей и функционального состояния трех вышеуказанных групп; 2) доминанта индивидуальной составляющей при оценивании и последующей разработки индивидуальных задач тренировки каждого дзюдоиста с опорой в том числе на результаты диагностики и проработку проблем ведения боя; 3) реализация индивидуально-групповых тренировочных программ в рамках учебно-тренировочного процесса дзюдоистов отличных стилевых форм; 4) индивидуализация подготовки посредством осуществления мониторинга функционального состояния юниоров-дзюдоистов; 5) коррекция показателей интенсификации, объема и функциональной направленности тренировочных нагрузок.
5) Ведущим вектором экспериментальной методики являются индивидуально-групповые тренировочные программы, учитывающие особенности индивидуального стиля ведения соревновательного поединка дзюдоистов и особенности энергообеспечения организма, что в совокупном воплощении явилось основополагающим базисом градации упражнений, развивающих отстающих компонентов силовой выносливости.
6) В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что представителям силового стиля целесообразно использовать в своей подготовке упражнения, направленные на развитие анаэробно-аэробного и аэробного энергетического компонентов силовой выносливости. В свою очередь учебно-тренировочный процесс борцов темпового стиля должен быть ориентирован на использование специальных упражнений, развивающих алактатно-анаэробный и аэробный механизм энергообеспечения. Представителям игрового стиля для повышения уровня силовой выносливости необходимо выполнять тренировочную нагрузку в алактатно-анаэробном и анаэробно-аэробном режимах.
7) Результаты педагогического эксперимента показывают,
что дзюдоисты ЭГ, занимающееся по методике индивидуально -группового развития силовой выносливости, повысили уровень специальной физической подготовленности, о чем свидетельствуют достоверные приросты результатов к исходному уровню подготовленности (р<0,05) в таких тестах, как: «броски чучела за 30 с» («силовики» - 30,8%, «темповики» - 36,7%, «игровики» - 37,6%), «броски чучела за 3 мин.» («силовики» - 17,4%, «темповики» - 16,2%, «игровики» - 17,7%), «непрерывное выполнение учи- коми 30 раз»
(«силовики» - 13,1%, «игровики» - 13,4%), «SJFT» («силовики» - 22,2%о, «темповики» - 19,8%, «игровики» - 17,5%), тогда как в КГ был зафиксирован только один статистически достоверный прирост результата (р<0,05) к исходному уровню в упражнении «броски чучела за 30 с» («силовики» - 11,8%).
8) Полученные сдвиги в функциональных показателях и в тестах, оценивающих специальную физическую подготовленность, предопределили более высокую эффективность соревновательной деятельности дзюдоистов ЭГ - 50,5 рейтинговых очков, тогда как в КГ - 12,5, а также более активный рост квалификационного уровня спортсменов ЭГ: двое дзюдоистов выполнили норматив МС, семь борцов выполнили норматив КМС в отличие от спортсменов КГ, в которой только трое спортсменов выполнили норматив КМС.


1. Абашин, А.И., Конаков, А.В. Исследование подходов к построению технико-тактических комбинаций в комплексных видах единоборств / А.И. Абашин, А.В. Конаков // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2008. - № 2 (14). - С. 64-66
2. Авдеев, Ю.В., Воробьев, В.А., Тараканов, Б.И., Ундаганов, М.У. Влияние регламента соревновательных поединков на спортивно - технические показатели квалифицированных борцов / Ю.В. Авдеев,
B. А. Воробьев, Б.И. Тараканов, М.У. Ундаганов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 3-6.
3. Адольф, В.А. Особенности формирования соревновательной готовности российских дзюдоистов к выступлениям на международной арене / В.А. Адольф, Л.К. Сидоров, М.Д. Кудрявцев, А.Ю. Осипов,
А.Ю. Близневский // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9. - С. 66-68.
4. Адольф, В.А. Становление профессиональной компетентности выпускника вуза / В.А. Адольф, Г.В. Юрчук // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы 11 Международной научной конференции. - Красноярск. - 2018. - С. 52-56.
5. Акопян А.О. Скоростно-силовая подготовка в видах спортивных единоборств: учебно-методическое пособие / А.О. Акопян, В.А. Панков,
C. А. Астахов. - М.: Сов. спорт, 2003. - 48 с.
6. Акопян А.О. Управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах: учебно-методическое пособие / А.О. Акопян. - М.: Медицина и спорт. - 2005. - №9. - С. 14-15.
7. Ахматгатин, А.А. Значение скоростных и скоростно-силовых способностей для спортсменов ударных единоборств / А.А. Ахматгатин // Вестник ВСИ МВД России. - №2. - 2008. - С.26-35.
8. Баранчук, С.Н. Исследование эффективности тренировочного процесса / С.Н. Баранчук, А.Н. Савчук // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011.
• № 2. - С. 17-21.
9. Барченко, С.А. Процесс совершенствования двигательных умений и навыков у дзюдоистов с нарушением зрения / С.А. Барченко, А.В. Иванов,
B. Д. Емельянов, Т.В. Красноперова // Научный поиск. - № 4.1. - 2014. -
C. 5-7.
10. Бегидов B.C. Взаимосвязь особенностей проявления анаэробных возможностей и реализации технико-тактического потенциала у борцов в условиях соревновательных поединков: учебно-методическое пособие / B.C. Бегидов, А.Н. Пархоменко, В.В. Шиян. - М.: Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 11. - С. 45- 47.
11. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебно-методическое пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - 4-е изд., стер. - М.: «Академия», 2009. - 416 с.
12. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности: учебно-методическое пособие. - М.: Медицина, 1996. - 349 с.
13. Блах, В.Я., Елисеев, С.В., Табаков, С.Е., Селуянов, В.Н. Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов (самбо и дзюдо) / В.Я. Блах, С.В. Елисеев, С.Е. Табаков, В.Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 5. - С. 30-35.
14. Бойко, В.Ф. Физическая подготовка борцов: учебно-методическое пособие / В.Ф. Бойко, Г.В. Данько. - Киев: «Олимпийская литература», 2004.
• 224 с.
15. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14....110


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ