Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития силовых способностей у юношей 1617 лет в процессе школьного физического воспитания 6
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности юношей 16
17 лет 6
1.2. Физиологические и психологические особенности, влияющие на
силовые способности юношей 16-17 лет 9
1.3. Факторы, влияющие на развитие силовых способностей юношей 16-17
лет 12
1.4. Средства и методы развития силовых способностей в спорте 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Методы и организация исследования 20
2.1. Методы исследований 20
2.2. Организация исследований 21
Выводы по второй главе 24
Глава 3. Разработка методики развития силовых способностей у юношей 16-17 лет и проверка её эффективности в педагогическом эксперименте 25
3.1. Обоснование разработки методики развития силовых способностей у
юношей 16-17 лет 25
3.2. Разработка методики развития силовых способностей у юношей 16-17
лет 27
3.3. Проверка эффективности методики в педагогическом эксперименте... 29
Выводы по третьей главе 37
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А 45
В современном мире активный образ жизни и забота о здоровье становятся все более популярными. Одним из наиболее эффективных способов поддержания здоровья и формирования сильного тела является занятие тяжелой атлетикой. Тренировки на секции по тяжелой атлетике позволяют развивать не только силовые, но и координационные и выносливые способности [42].
Особенно актуально занятие тяжелой атлетикой для подростков и молодежи, так как в этом возрасте формируются основы здорового образа жизни и физической подготовки. Важно развивать силовые способности, так как они являются основой для выполнения большинства движений в повседневной жизни и в спортивных дисциплинах [31].
Актуальность развития силовых способностей на секционных занятиях по тяжелой атлетики у юношей 16 - 17 лет рядом факторов.
Во-первых, в современном обществе все большее количество людей становятся осознанными о необходимости заботы о своем здоровье и форме. Тренировки на секции по тяжелой атлетике предоставляют отличную возможность развивать силовые способности, улучшать физическую форму и поддерживать здоровье [40].
Во-вторых, юношеский возраст является периодом наиболее интенсивного роста и развития, когда формируются основы здорового образа жизни и физической подготовки. Важно развивать силовые способности у юношей в этом возрасте, так как это является основой для выполнения большинства движений в повседневной жизни и в спортивных дисциплинах [39].
В-третьих, в настоящее время существует много различных методов тренировки, применяемых в занятиях тяжелой атлетикой. Однако, необходимо провести сравнительный анализ этих методов и определить наиболее эффективный подход для развития силовых способностей у юношей 16-17 лет на секционных занятиях [6].
Таким образом, исследование развития силовых способностей у юношей 16-17 лет на секционных занятиях по тяжелой атлетике является актуальным и важным для практической работы в области физической культуры и спорта, а также для всех, кто интересуется здоровым образом жизни и поддержанием высокого уровня физической формы.
Объект: учебно-тренировочный процесс юношей 16-17 лет на
секционных занятиях
Предмет: методика развития силовых способностей у юношей 16-17 лет, средствами тяжёлой атлетики.
Цель исследования - разработка методики развития силовых способностей у юношей 16-17 лет, средствами тяжёлой атлетики.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты развития силовых способностей у юношей 16 - 17 лет.
2. обосновать и разработать методику развития силовых способностей у юношей средствами тяжёлой атлетике
3. Проверить эффективность разработанной методики
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования будут полезны для специалистов, занимающихся подготовкой юношей в области физической культуры и спорта, а также для всех, кто интересуется здоровым образом жизни и поддержанием высокого уровня физической формы.
Гипотеза исследования состоит в том, что с помощью разработанной методики у обучающихся улучшаться силовые показатели на занятиях по тяжелой атлетики.
База и выборка исследования. Исследование проходило в «МАОУ Средней школе №151» г. Красноярска по адресу ул. Алексеева, 22д. В эксперименте приняли участие 20 юношей 16 - 17 лет.
Методы: анализ и синтез литературных источников, тестирование, эксперимент, статистический анализ, обработка данных.
Апробация и внедрение результатов исследования опубликовались в статье «Эффективность применения индивидуального подхода в обучении технике тяжелой атлетики на занятиях с юношами 16 - 17 лет» на VII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников из 42 наименований. В основе работы представлено 5 рисунков и 4 таблицы. Основное содержание работы изложено на 45 страницах.
Тяжелая атлетика - это один из видов спорта, который требует от спортсмена высоких физических качеств, таких как сила, скорость, гибкость, выносливость и техника выполнения упражнений. Регулярные тренировки по тяжелой атлетике способствуют развитию этих качеств и улучшению общего состояния здоровья.
Изучение анатомо-физиологических и психологических особенностей юношей 16-17 лет позволяет разработать эффективную методику тренировок, а также оптимально распределить нагрузку в зависимости от уровня подготовки спортсмена.
В результате, тестирование позволяет судить об эффективности разработанного комплекса упражнений, так как силовые показатели увеличились. Например, в контрольной группе на начальном этапе результат в подтягиваниях был 7 раз, а в экспериментальной 8 раз, но к окончанию тренировочного процесса результаты увеличились до 12 и 18 раз соответственно. В жиме лежа на начальном этапе результаты были в контрольной группе 65 кг, а в экспериментальной 67,5, но на контрольном этапе стали 77,5 и 85 кг. А также результаты в становой тяге в контрольной группе увеличились с 90 до 110 кг, а в экспериментальной группе с 90 до 120 кг.
Результаты исследования подтвердили эффективность разработанной методики и показали, что правильно организованные тренировки в тяжелой атлетике могут существенно повысить силовые способности юношей 16 -17 лет.
Для эффективной тренировки в тяжелой атлетике необходимо правильно составить программу тренировок, учитывая индивидуальные особенности и цели каждого спортсмена. Также важно соблюдать правила безопасности при выполнении упражнений и не перегружать свой организм.
В заключение, развитие силовых способностей является важным компонентом здорового и активного образа жизни и может оказывать положительное влияние на многие аспекты жизни, включая улучшение самочувствия, повышение уверенности в себе и повышение работоспособности.
1. Агеева Л.Г. Проблема психологической
зависимости/независимости подростков от родителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. №2. С. 91 - 100.
2. Аксенов М.О. Генетические факторы формирования мышечной силы и массы у спортсменов // Вестник спортивной науки. 2019. С. 29 - 35.
3. Верхошанский Ю.В. Факторы, определяющие развитие силовых
способностей человека. Курс лекция. Режим доступа:
https://forpsy.ru/works/konspekt/faktoryi-opredelyayuschie-razvitie-silovyih- sposobnostey-cheloveka/ (дата обращения 31.03.2023).
4. Ветков Н.Е. Воспитание силовых способностей // Наука - 2020. 2018. С. 132 - 138.
5. Витун В.Г. Методика развития силы в процессе физического воспитания студентов в вузе: методические рекомендации / В.Г. Витун, Е.В. Витун Оренбургский государственный университет. Оренбург: ОГУ 2012. 43 c.
6. Герасимов И.В. Методические основы силовой тренировки // Наука - 2020. 2018. С. 22 - 31.
7. Глаголев Д. А. Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). Санкт- Петербург: СатисЪ, 2014. С. 132 - 135.
8. Глядя С.А., Старов М.А., Батыгин ЮВ. Стань сильным! Учебно - методическое пособие по основам пауэрлифтинга. Книга № 1 Харьков: К.: Центр, 1998. 127 с.
9. Горяникова И.А. Психологические особенности формирования личности юношеского возраста // Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. Чебоксары: ИД «Среда». 2022. 216 с.
10. Григорьева Е.Н., Махов С.Ю. Особенности развития силы и скоростно-силовых качеств в молодом возрасте // Наука - 2020. 2018. С. 118 - 123.
11. Егорычева Е.В., Таранова М.С. Упражнения для увеличения
мышечной массы тела студентов с ее дефицитом // Международный
студенческий научный вестник. 2016. № 5. С. 298 - 299.
12. Ермолов Ю. В., Заварзин В. А., Ушаков А. Г. Особенности
тренировочных нагрузок при подготовке спортсменов // Омский научный вестник. 2008. №2. С. 151 - 153.
13. Зверев А.А. Аникина Т.А. Крылова А.В., Зефиров Т.Л. Физиология мышц: учебно-методическое пособие для студ. высш. учебн. заведений / Казань, КФУ, 2016. 41 с.
14. Ильютик, А. В. Биохимические основы питания спортсменов / А. В. Ильютик, И. Л. Гилеп; Белорус. гос. ун -т физ. культуры. Минск: БГУФК. 2020. 64 с.
15. Корягина Ю.В. Физиология силовых видов спорта: Учебное пособие. Омск: СибГУФК, 2003. 55 с....42