Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения профориентационной работы в ВУЗе 6
1.1. Профессиональная ориентация: сущность и содержание 6
1.2. Развитие профориентации за рубежом и в России 13
1.3. Система профориентационной работы в высшем учебном
заведении 20
Выводы по первой главе 33
Глава 2 Эмпирическое исследование направлений и форм профориентационной работы в ВУЗе (на примере кафедры психологии и
педагогики развития личности КПИ ТувГУ) 32
2.1. Описание и анализ профориентационных мероприятий кафедры
психологии и педагогики развития личности 32
2.2 . Рекомендации по совершенствованию профориентационной работы кафедры психологии и педагогики развития личности 43
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы 577
Приложение 1 Отчёт о профориентационной работе кафедры
ПиПРЛ 63
В период развития конкурентных взаимоотношений чрезвычайно актуальным является изучение системы профориентационной работы со школьниками и абитуриентами, студентами разных уровней обучения, слушателями курсов дополнительного образования в условияхвысших учебных заведений.
Актуальность проведения профориентационной работы в условиях учебных заведений диктуется следующими причинами:
- психолого-педагогической, связанной с возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности;
- образовательной, связанной с востребованностью образования, развивающего способности человека, его творческий потенциал;
- демографической, определяющей снижение приема в общеобразовательные школы и, как следствие, падение конкурса абитуриентов.
Повышение качества профориентационной работы является сегодня актуальной задачей не только средних общеобразовательных, но и многоуровневых учебных заведений непрерывного образования, которые в настоящее время столкнулись с необходимостью целенаправленной работы по формированию профессиональной направленности у абитуриентов разных уровней обучения.
Тувинский государственный университет за последние пятнадцать лет существенно модернизирует свою структуру в направлении многоуровневого непрерывного образования, что в условиях сложившейся в стране демографической ситуации, обуславливающей падение или отсутствие конкурса абитуриентов в средние и высшие учебные заведения, способствует их адаптации к современным условиям. В этом контексте профориентационная работа приобретает особое значение и становится важнейшей функцией образовательного процесса.
Цель исследования - исследование направлений и форм профориентационной работы ВУЗа с учащимися общеобразовательных организаций.
Объект исследования - профессиональная ориентация.
Предмет исследования - направления иформы профориентационной работы ВУЗа с учащимися общеобразовательных организаций.
Гипотеза исследования: профориентационная работа кафедры ПиПРЛ КПИ с потенциальными абитуриентами чаще осуществляется довузовское направление с использованием массовых форм: День открытых дверей, классные часы, встречи учащихся с преподавателями, выпускниками и студентами вуза.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить содержание и сущность профориентационной работы.
2. Проследить историю развития зарубежного и отечественного опыта профориентационной работы.
3. Провести анализ существующей теории и практики профориентационной работы вузов.
4. Изучить опыт работы педагогического коллектива кафедры ПиПРЛ КПИ ТувГУ по организации профориентационной работы.
5. Разработать рекомендации с целью совершенствования профориентационной работы кафедры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория профессиональной ориентации (Н.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова). Методологические проблемы профориентации освещены в трудах Э.Ф. Зеера о сущности профориентационной работы; Н.С. Пряжникова о проблеме формирования профессионального самоопределения.
Для решения задач исследования использовались следующие методы исследования::
1. Теоретический - анализ психолого-педагогических трудов по теме исследования.
2. Эмпирические: изучение документации, обобщение
педагогического опыта, наблюдение, беседа.
База исследования: Кызылский педагогический институтТувГУ.
Исследование прошло в два этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап - изучение и анализ литературы по проблеме, ознакомление с документацией кафедры ПиПРЛ по профориентационной работе
II этап - анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, оформление текста ВКР.
Практическая значимость результатов выполненного исследования заключается в использовании его результатов в профориентационной работе Тувинского государственного университета, преподавателям, студентам.
Профессиональная ориентация - это деятельность, направленная на оказание помощи населению в профессиональном становлении, поддержку и развитие природных дарований граждан, а также на реализацию комплекса специальных мер по содействию гражданам в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом их потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная ориентация - это совокупность воспитательных и обучающих воздействий, целью которого является обеспечение самостоятельности и осознанности в выборе, освоении и осуществлении каждым членом общества профессиональной деятельности, отвечающей насущным потребностям страны и позволяющей максимально реализовать способности и склонности личности.
Система профориентации в высшем учебном заведении призвана обеспечить межведомственное взаимодействие с государственными и муниципальными органами власти, учреждениями здравоохранения, общего и среднего профессионального образования, семьями и другими социальными институтами, участвующими в ее осуществлении.
С позиций системного подхода профориентация в вузах развивается как система, имеющая довузовскую, вузовскую, послевузовскую подсистемы, направления (профдиагностику, профконсультацию, профинформирование, профадаптацию, профотбор, профподбор, профориентированную деятельность), устойчивые связи с внешними (социальными заказчиками, работодателями, партнерами и др.) и внутренними (преподаватели, руководители, сотрудники и студенты) субъектами профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся.
Профориентационная работа в вузе ведется следующими подразделениями: факультетами, выпускающими кафедрами, центром содействия занятости и трудоустройства выпускников, приемной комиссией и другими подразделениями института.
Основой эффективного и качественного обеспечения жизнедеятельности института является профориентационная работа среди учащихся средних общеобразовательных школ (лицеев, гимназий), образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (довузовский этап).
Довузовская система профориентации направлена на формирование профессионального самоопределения учащихся. Совершенствование системы поиска и отбора наиболее талантливой молодежи позволит сформировать контингент абитуриентов, поступающих в вуз, с высоким уровнем начальной подготовки.
Вузовская подсистема профориентации решает задачи формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального роста обучающихся.
Послевузовская система содействия трудоустройству выпускников позволит получить им работу по специальности непосредственно после окончания вуза.
В целом, необходимо обеспечить качество профориентационной подготовки обучающихся, будет способствовать повышению конкурентоспособности вуза и выпускников университета, их профессиональной мобильности на рынке труда республики.
Совершенствование системы профориентационной работы с абитуриентами и студентами предполагает формирование нормативной и методической базы профориентационной работы университета, устойчивое социальное партнерство со школами, средними профессиональными образовательными учреждениями, работодателями.
Профориентационная деятельность в вузе предусматривает организацию профориентации на системной основе подготовки высококвалифицированных специалистов: довузовское образование - высшее профессиональное образование - заказчик специалистов (как субъект рынка труда) и эффективного их трудоустройства.
Довузовская подсистема профориентации направлена на формирование профессионального самоопределения учащихся.
Вузовская подсистема профориентации решает задачи формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся. Система трудоустройства выпускников способствует содействию в трудоустройстве молодому специалисту с учетом потребностей в АПК.
Профориентационная работа кафедры ПиПРЛ является важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение абитуриентов на специальности кафедры, кроме того она - показатель активного присутствия факультета и кафедр в образовательном пространстве республики, что становится одним из критериев управления качеством образования, следовательно - критерием будущей аттестации.
В рамках учебно-воспитательного процесса кафедра ПиПРЛ осуществляет профориентационную работу, которая представляет собой комплекс мер по содействию личности в профессиональном самоопределении и формированию обоснованных профессионально¬образовательных планов.
Для привлечения абитуриентов на направления НПО, Психология на кафедре используются различные формы работы. Преподаватели проводили агитационную и разъяснительную работу со школьниками и студентами колледжей, выезды преподавателей в образовательные учреждения РТ с целью рекламы направлений подготовки кафедры, во время которых происходит открытое общение.
В течение учебного года сотрудники кафедры проводят встречи с учениками старших классов школ с целью ориентации выпускников на поступление в ТувГУ. Информируют их о направлениях и профилях подготовки, осуществляющихся в КПИ, условиях приема и обучения в Тувинском государственном университете, возможностях продолжить обучение по программам магистратуры, аспирантуры, второго высшего образования, Днях открытых дверей ТувГУ и т.д.
1. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе:
Первичное профессиональное самоопределение / И.С. Артюхова. -
Педагогика. : 2004.- 354 с.
2. Бендюков, М.А. Ступени кaгонpы: язбикa пpoфopигионции н М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. - СПб., Речь. 2006. - 240 с.
3. Батаршев, А.В. Диагностика профессионально важных качеств / А.В. Батаршев. - СПб. : 2007.- 285 с.
4. Бендюков, М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков. - Санкт-Петербург: Речь. : 2014. - 236 с.
5. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова. - М. : Знание 1991. - 80 с.
6. Валиева, О.В. Управление персоналом / О.В. Валиева. - М. : Приор-издат 2008. - 215 с.
7. Гапоненко, А.В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников в сельской школе / А.В. Гапоненко. - Школа и производство 2006. - 92 с.
8. Гера, Р.Д. Педагогическое проектирование процесса самоопределения школьников / Р.Д. Гера. - Белгород: БелГУ. : 2008.- 148 с.
9. Горбунова, М.В., 1000 профессий традиционных, новых, редких. Краткий энциклопедический словарь / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк, А.П. Орешкина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 251 с.
10. Горбунова, М.В., 333 современные профессии и специальности. 111 информационных профессиогиамм / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 441 с.
11. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога /
А.Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2006. - 224 с.
12. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие / Е.В. Гурова. - М. : Просвещение, 2007. - 95 с.
13. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко. - Мн. : Тесей 2003.- 383 с.
14. Захарова, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захарова. - М.: Просвещение 1988. - 269 с.
15. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии: Учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М. : Высш. Шк., 2005. - 159 с.
16. Зеер, Э.Ф. Профориентология : теория и практика : учеб, пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова, А. М. Павлова. - М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2004. - 190 с.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий : Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.
18. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М. : Изд-во МГУ 1987. - 132 с.
19. Иванова, Е.М. Профориентационная профессиография : Методическое пособие / Е.М. Иванова. - М. : Высшая школа психологии, 2005. - 96 с.
20. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. - М., 2000. - 352 с.
21. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М. : Просвещение 1990. -159 с.
22. Климов, Е.А. Профессии научных работников / Е.А. Климов. - М., 2005. - 132 с.
23. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М. : Академия 2010. - 304 с.
24. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб, пособие для студентов вузов / Е.А. Климов. - М. : Academia, 2004. - 301 с.
25. Юшмоо, Е.А. Псииология профеесионального самоопределения: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 - Педагогика и психология, 031300 - Соц. педагогика, 033400 - Педагогика / Е.А. Климов. - М. : Academia 2014. - 301 с.
26. Козловский, О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации / О.
В. Козловский. - Ростов н/Д. : Феникс; Донецк, 2006 - 800 с.
27. Козловский, О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации / О.В. Козловский. - Донецк : БАО, 2006. - 798 с.
28. Константиновский, М.А. Ищу себя / М.А. Константиновский. - М. : Знание 1995. - 187 с.
29. Лепешева, Е.С. Программа личностного и i профессионал ыюго самоопределения учащихся / Е.С. Лепешева // - Школьный психолог. - 2006 №3, фев. - С. 36-37
30. Митиной, Л. М.: Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. - М.: Академия, 2005. - 226 с.
31. Московский государственный университет [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www. msu. ru/info/struct/departments/uap.html
32. Немова, Н. Профильна! ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения / Н. Немова. - Управление школой . : 2004. - 8-15 сент. - С. 15-18
33. Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г. Носкова. - М. : Академия, 2004 36. Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г. Носкова. - М. : Академия, 2009
34. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. - М., 2006. - 598 с.
35. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. - М. : 2003. - 453 с.
36. Овчинникова, О.В. Модели внутренней деятельности выбора / О.В. Овчинникова. - Пермь. : Пресстайм, 2007
37. Орлов, В. Шаги к профессии: профориентация - программа для учащихся 9-го класса / В. Орлов //Школьный психолог. - 2006 №13, июль. - С. 6-11
38. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т.Л. Павлова. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.
39. Петров, В.А. Управление персоналом / В.А. Петров. - Орел. : ОРАГС, 2006
40. Пономаренко, Л.П. Психология для старшеклассников в 2-х ч. : пособие для педагога. Ч. 2: Психология общения. 11 класс / Л.П. Пономаренко. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 189 с.
41. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения / Н.С. Пяжников. - М. : Московский городской психолого-педагогический институт, АНО «Центр «Развивающее образование», 2001. - 86 с.
42. Пряжников, Н.С. Введение в профессию «психолог» / Н.С. Пряжоиков. - М. : Воронеж : Инс-т практической псих.; НПО «Модек», 2002. - 515 с.
43. Пряжников, Н.С. Личность не равна $, или Личность в эпоху продажности / Н.С. Пряжников. - М. : Воронеж : Инс-т практической псих.; НПО «Модек», 2002. - 354 с.
44. Пряжников, Н.С. Проблемы подготовки и переподготовки психологов- профконсультантов в современных условиях / Н.С. Пряжников. - Психологическая наука и образование. - 2001. - №1. - С. 4-5
45. Пряжников, Н.С. Профориентация / Н.С. Пряжников. - М. : Academia, 2005. - 496 с.
46. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников. - М. : Академия, 2007. - 340 с.
47. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М. : МГППИ, 2000. - 385 с.
48. Пряжников, Н.С. Этические проблемы в работе психолога / Н.С. Пряжников. - М. : Воронеж : Инс-т практической псих.; НПО «Модек», 2002. - 374 с.
49. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. - М. : Академия, 2010. - 245 с.
50. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях: тесты, методики, критерии оценки. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 410 с.
51. Рахматуллина, З. Профессиональная ориентация выпускников школ: Опыт Башкирии / З. Рахматуллина //Социальное обеспечение . - 2006 №3, февраль. - С.26-29
52. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки, Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Г.В. Резапкина. - М. : Генезис, 2005. - 208 с.
53. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. - М. : 2000. - 176 с.
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. - Электрон. Дан. - М. : Рос. гос. б-ка, 1977 - . - Режим доступа::
http//www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана.
54. Степанов, В.Г. Профориентация / В.Г. Степанов. - М. : Академический проспект, 2008
55. Тувинский государственный университет [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.kpi/tuvsu. ги/?д=поде/1Т0
56. Тутубалина, Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. - 2-е изд. / Н.В. Тутубалина!. - Ростов-на- Дону. : Феникс, 2006. - 280 с.
57. Чистякова, С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников /
С.Н. Чистякова. - М. : Просвещение, 2000. - 150 с.
58. Шмидт, В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс / В.Р. Шмидт. - М. : Сфера, 2006. - 119 с.
59. Якушина Е. Интернет помогает учиться и выбрать профессию / Е. Якушина //Народное образование . - 2006 №5, июнь. - С.16Т - 170