ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КАТЕГОРИИ ЭМОТИВНОСТИ 6
1.1. К определению понятия «эмотивность» 6
1.1.1. Подходы к определению термина «эмотивность» в лингвистике . 6
1.1.2. История исследования эмотивности в языкознании 8
1.1.3. Дифференциация понятий эмотивности, эмоциональности,
экспрессивности и оценочности 12
1.1.4. Лингвистическая классификация эмоций 17
1.1.5. Средства выражения категории эмотивности 20
1.2. Социальная сеть Instagram как платформа для самопрезентации и
виртуального общения в рамках интернет-дискурса 25
1.2.1. Общая характеристика интернет-дискурса 25
1.2.2. Особенности социальной сети Instagram как элемента жанра
персонального интернет-дискурса 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАНИФЕСТАЦИИ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM 37
2.1. Графические средства манифестации позитивных эмоций 40
2.2. Лексические средства манифестации позитивных эмоций 57
2.3. Синтаксические средства манифестации позитивных эмоций 76
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
С появлением Интернета людям стал доступен новый способ общения - виртуальная коммуникация, который на данный момент является неотъемлемой частью нашей жизни. Она непрестанно видоизменяется и совершенствуется: если раньше пользователи общались посредством электронных писем, то сегодня такие социальные сети как Snapchat или Instagram позволяют обмениваться информацией в разы быстрее и удобнее с помощью фотографий, коротких подписей, трансляций и комментариев. Коммуникация, осуществляемая в сети Интернет, достигла такого уровня, что стала полным аналогом живому общению. Из этого следует, что она не только обладает когнитивной составляющей, но и вербализирует эмотивную категорию, отвечающую за выражение чувств, положительных и отрицательных эмоций непосредственных участников данного вида коммуникации. Существует множество способов отображения своих чувств в виртуальном пространстве - эмодзи, различные сокращения и аббревиатуры, сленговые выражения и т.д. Все это способствует тому, что интернет- общение давно вышло за рамки виртуального пространства - именно Instagram стал основной платформой для возникновения неологизмов, уже вошедших в нашу повседневную жизнь.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего изучения специфических коммуникативных средств, реализующих функцию манифестации эмоций онлайн. На основе изучения публикаций Instagram можно систематизировать эмотивные маркеры положительных эмоций, представляющие собой лингвистические и графические средства, которые сигнализируют о наличии в виртуальной среде эмотивных полей различной полярности.
Объектом исследования является категория эмотивности.
Предметом исследования являются способы манифестации позитивных эмоции в виртуальной коммуникации, а именно в социальной сети Instagram.
Цель исследования - выявление и описание основных языковых и графических средств выражения позитивных эмоций в виртуальном пространстве социальной сети Instagram (на материале английского языка). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать подходы к изучению эмотивности в языкознании;
2) разграничить понятия эмотивности, эмоциональности,
экспрессивности и оценочности;..
Данное исследование посвящено изучению средств манифестации позитивных эмоции в англоязычных аккаунтах социальной сети Instagram.
В работе выделяется три подхода к исследованию эмотивности: лексикоцентрическая теория, «коммуникативная концепция эмотивности» и психолингвистический подход. Эмотивность рассматривается как способность языковых средств выражать эмоциональность как факт психики, которая, в свою очередь, выступает в качестве компонента общей экспрессивности высказывания или текста. Оценочность обеспечивает наличие в лингвистической классификации эмоций деление на положительные и отрицательные эмоциональные реакции.
Помимо базового деления на положительные и отрицательные, эмоции принято классифицировать по наличию или же отсутствию в них интеллектуальной оценки (простые/сложные), направленности вовнутрь или во внешнюю среду (личные/неличные), влиянию на человеческую деятельность (активные/пассивные) и степени интенсивности (высокой/низкой интенсивности).
В ходе исследования были проанализированы средства манифестации позитивных эмоций на графическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
В 997 публикациях, обладающих позитивной эмотивной коннотацией, было выявлено 1624 примера выражения положительных эмоций: радость - 456, любовь - 361, удовольствие - 297, гордость - 155, восхищение - 110, уважение - 98, восторг - 81, чувство юмора - 39, умиление - 22, симпатия - 3, удивление - 2.
На графическом уровне манифестация позитивных эмоций происходит с помощью суперграфемных (эмодзи, сокращение слов и аббревиатуры, повторение букв, шрифтовое варьирование текста, разрядка), синграфемных средства (избыточное использование восклицательных знаков) средств, а также архитектоники текста. Превалирующей эмоцией на графическом 88
уровне стала эмоция радости (502 средства), а наиболее частотным средством выражения позитивных эмоций - эмодзи (1324 примера).
На лексическом уровне манифестация позитивных эмоций осуществляется посредством использования аффективов (бранная лексика, междометия и междометные единицы), коннотативов (эмоционально - оценочные прилагательные, разговорная лексика и лексические интенсификаторы), а также фразеологических единиц, морфологических (суффиксы) и стилистических (эпитет, метафора) средств. Превалирующей эмоцией на лексическом уровне стала эмоция радости (632 средства), а наиболее частотным средством выражения позитивных эмоций - использование суффиксов (591 пример).
На синтаксическом уровне положительные эмоции манифестируются с помощью таких средств, как восклицательные предложения, многоточия, риторические вопросы, парцелляция, синтаксический параллелизм и градация. Превалирующей эмоцией на синтаксическом уровне является эмоция любви (86 средств), восклицательные предложения - наиболее частотным средством манифестации положительных эмоций (177 примеров).
В рамках нашей работы каждое средство манифестации позитивных эмоций на разных языковых уровнях может выражать несколько эмоций (минимум - 2). Исключение составляют избыточное использование восклицательных знаков (радость) и архитектоника текста (любовь).
Кроме того, средства манифестации позитивных эмоций разных языковых уровней часто наслаиваются друг на друга с целью усиления эмотивного потенциала высказывания.
Наибольшим эмотивным потенциалом обладают средства использования бранной лексики, междометий и междометных единиц, парцелляции, синтаксического параллелизма и градации.
В ходе исследования было выявлено, что лингвистические средства манифестации позитивных эмоций (2096 средств в 1624 примерах) превалируют над графическими (1677 средств в 1624 примерах).
1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта: наука, 2012. 351 с.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. М: Советская энциклопедия, 1990. С. 136—
137.
3. Баева Л.В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т.10. С. 5-10.
4. Барсукова И.В. Систематизация лингвистических концептов эмоциональных состояний // Вестник СамГУ. 2008. Вып. 4. С. 13 - 18.
5. Батов В.И., Муромцев В.В., Муромцева А.В. Виртуальная коммуникация как феномен культуры // Философские науки. 2008. №7. С. 98-108.
6. Белова К.А. Конститутивные признаки интернет-дискурса как особого дискурсивного типа // IX Междунар. науч.-практ. конф. «Наука: теория и практика - 2013». Серия: Филологические науки. Политология. Музыка и жизнь / отв. ред. С. Горняк. Пшемысль: науки и образование, 2014. 4.7. С. 29-32.
7. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: сб. трудов. Благовещенск: Изд-во БГК им. И.А Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с.
8. Власова К.В, Чирун С.Н. Социальные сети как один из инструментов формирования и продвижения имиджа политика: на примере губернатора Кузбасса С.Е. Цивилёва // Вестник КемГУ. Серия: политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. №2. С. 176-183.
9. Г. Кшеминский. Положительные эмоции [Электронный ресурс] // 2018. URL: https://goo-gl.su/n3xf (дата обращения: 22.05.2020).
10. Таличкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерной конференции): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Астрахань, 2001. 212 с.
11. Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования. 10-е изд. М.: Стереотип, 2008. 144 с.
12. Горина Е.В. Конституирующие признаки дискурса Интернета: дне. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Екатеринбург, 2015. 506 с.
13. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. 2015. №2 (12). С. 119-127.
14. Грахова И.А., Дрынь Я.А. Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного мнения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Серия: Маркетинг и коммерциализация космоса. 2017. Т.3. С. 175-177.
15. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с...59