ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
|
Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения виктимного поведения подростков и
возможностей его профилактики 8
1.1 Виктимное поведение: понятие, причины, особенности 8
1.2 Проявление виктимного поведения у подростков 12
1.3 Методы профилактики виктимного поведения у подростков 19
2 Экспериментальное изучение виктимного поведения подростков и
возможностей его профилактики 27
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 27
2.2 Система занятий, направленных на профилактику виктимного
поведения подростков 34
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 42
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Результаты первичной диагностики склонности к виктимному поведению 56
Приложение Б Система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков 58
Приложение В Результаты повторной диагностики склонности к виктимному поведению 78
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения виктимного поведения подростков и
возможностей его профилактики 8
1.1 Виктимное поведение: понятие, причины, особенности 8
1.2 Проявление виктимного поведения у подростков 12
1.3 Методы профилактики виктимного поведения у подростков 19
2 Экспериментальное изучение виктимного поведения подростков и
возможностей его профилактики 27
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 27
2.2 Система занятий, направленных на профилактику виктимного
поведения подростков 34
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 42
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Результаты первичной диагностики склонности к виктимному поведению 56
Приложение Б Система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков 58
Приложение В Результаты повторной диагностики склонности к виктимному поведению 78
Проблема виктимного поведения подростков вызывает в последние годы особое внимание. Виктимность как социальное явление можно охарактеризовать склонностью человека становиться жертвой при разных обстоятельствах. Если понимать виктимность в буквальном смысле, то оно означает жертвенность.
Данную проблему чаще обычного можно отметить в подростковом возрасте. Несомненно, государство предпринимает все возможные меры, чтобы не допустить совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, но несмотря на это подростки по-прежнему подвергаются сексуальной, психической, физической и эмоциональной формам насилия. Пережитые события нередко приводят к серьезным последствиям, начиная с антиобщественного поведения и заканчивая суицидальными наклонностями [38].
Современное общество устанавливает жесткие рамки, что существенно усложняет реализацию подростками своей уникальности. Нормы и правила, которых школьники должны придерживаться пугают их, и в тоже время провоцируют на противоправные действия, ввиду нестабильности своего эмоционального состояния в данный период жизни. Все эти факторы зачастую могут приводить к проявлениям виктимного поведения, когда подросток окажется жертвой неблагоприятной ситуации.
В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования является изучение виктимного поведения подростков и его профилактики.
Объект исследования: виктимное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме виктимного поведения подростков;
- охарактеризовать причины и проявления виктимного поведения у подростков;
- описать формы профилактики зависимого поведения у подростков;
- провести экспериментальное исследование, направленное на изучение виктимного поведения у подростков;
- разработать и реализовать систему занятий, направленную на профилактику виктимного поведения у подростков, определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач в качестве методов исследования нами были использованы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование (методика «Склонность к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова); методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко));
- методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных учёных по проблеме виктимного поведения у подростков (Андровникова О.О., Ерошенко А.Н., Иовчук Н.М., Кузнецова Л.Э., Левина Н.А., Полубинский В.И. и др.), по вопросу профилактики виктимного поведения (Кучина М.С., Осыкина И.А., Сарсембаева Г.Ш., Рождественская Н.А., Рыжова Н.И. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «Белоярская средняя школа» с. Белый Яр. Исследование проводилось в декабре 2022 г. - мае 2023 г. Выборка представлена подростками в количестве 10 человек. Возраст испытуемых - 13-15 лет.
Этапы исследования.
1 этап (ноябрь - декабрь 2022 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы виктимного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования. Также будет проведена первичная диагностика склонности к виктимному поведению у подростков.
...
Данную проблему чаще обычного можно отметить в подростковом возрасте. Несомненно, государство предпринимает все возможные меры, чтобы не допустить совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, но несмотря на это подростки по-прежнему подвергаются сексуальной, психической, физической и эмоциональной формам насилия. Пережитые события нередко приводят к серьезным последствиям, начиная с антиобщественного поведения и заканчивая суицидальными наклонностями [38].
Современное общество устанавливает жесткие рамки, что существенно усложняет реализацию подростками своей уникальности. Нормы и правила, которых школьники должны придерживаться пугают их, и в тоже время провоцируют на противоправные действия, ввиду нестабильности своего эмоционального состояния в данный период жизни. Все эти факторы зачастую могут приводить к проявлениям виктимного поведения, когда подросток окажется жертвой неблагоприятной ситуации.
В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования является изучение виктимного поведения подростков и его профилактики.
Объект исследования: виктимное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме виктимного поведения подростков;
- охарактеризовать причины и проявления виктимного поведения у подростков;
- описать формы профилактики зависимого поведения у подростков;
- провести экспериментальное исследование, направленное на изучение виктимного поведения у подростков;
- разработать и реализовать систему занятий, направленную на профилактику виктимного поведения у подростков, определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач в качестве методов исследования нами были использованы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование (методика «Склонность к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова); методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко));
- методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных учёных по проблеме виктимного поведения у подростков (Андровникова О.О., Ерошенко А.Н., Иовчук Н.М., Кузнецова Л.Э., Левина Н.А., Полубинский В.И. и др.), по вопросу профилактики виктимного поведения (Кучина М.С., Осыкина И.А., Сарсембаева Г.Ш., Рождественская Н.А., Рыжова Н.И. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «Белоярская средняя школа» с. Белый Яр. Исследование проводилось в декабре 2022 г. - мае 2023 г. Выборка представлена подростками в количестве 10 человек. Возраст испытуемых - 13-15 лет.
Этапы исследования.
1 этап (ноябрь - декабрь 2022 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы виктимного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования. Также будет проведена первичная диагностика склонности к виктимному поведению у подростков.
...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что существует множество подходов к пониманию зависимого поведения. Мы рассмотрели понятие «виктимное поведение» с разных точек зрения, и в рамках нашей работы, вслед за Н.М. Иовчук, под виктимным поведением будем понимать такое поведения, которое может увеличивать вероятность того, что подросток станет жертвой насилия или агрессии. Это психологический механизм, закрепленный в человеческой психике и проявляющийся в привычных формах поведения, которые делают субъекта более уязвимым перед потенциальными нападениями. Авторами рассматриваются различные причины виктимного поведение, такие как: общение с компаниями сверстников, склонных к вредным привычкам и нарушению законов; пьянство родителей или лиц их замещающих, их низкий социальный статус и материальное положение; травля со стороны сверстников; ощущение одиночества, непонимание окружающими и т.д.
Обобщая различные точки зрения отечественных психологов, мы отмечаем, что в большинстве случаев виктимному поведению подвержены именно подростки. Проявления виктимного поведения в подростковом возрасте достаточно неоднозначны, выделяются его разные виды и формы. Существуют различия в поведении жертв, зависящие от психологических особенностей индивидов. Наиболее выраженные проявления виктимного поведения у подростков: неадекватная и низкая самооценка; тревожность; склонность к депрессивному состоянию; неуверенность в себе и своих силах; низкий уровень самоконтроля; эмоциональная незрелость; чувство взрослости, характерное для данного возраста; повышенный уровень внушаемости, ведомость.
Существует множество подходов к пониманию профилактики виктимного поведения, вслед за Н.А. Левиной, под профилактикой виктимного поведения мы будем понимать систему взаимосвязанных, организационно 47
обеспеченных, государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления. Выделяют первичную и вторичную профилактику виктимного поведения, при их реализации используются такие методы, как: психологическое изучение «портрета» жертвы; вербальный метод; тренинг и др.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение виктимного поведения у подростков, на базе МБОУ «Белоярская средняя школа» с. Белый Яр. Выборка представлена подростками 8 класса в количестве 10 человек. В качестве диагностического инструментария использованы методики: методика «Склонность к виктимному поведению» (автор - О.О. Андроникова) и «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко).
Мы констатируем, что что для 20 % подростков (2 человек) характерен высокий уровень по шкале «реализованная виктимность», у всех из них выявлен высокий уровень потенциальной индивидуальной виктимности. Эти подростки могут демонстрировать провоцирующее поведение, предпочитая рискованные и необдуманные действия, они не всегда умеют защищать себя от преступников. Данные школьники робкие и легко поддаются влиянию других людей. В их поведении также присутствует пассивность и равнодушие к окружающим событиям, а также неосмотрительность и легкомысленность. Эти характеристики часто ставят таких подростков в опасные и неприятные ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.
На основе полученных результатов мы разработали систему занятий, направленных на профилактику виктимного поведения у подростков.
По результатам повторной диагностики, направленной на изучение склонности к виктимному поведению проведенной с использованием методики «Склонность к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова) и методики «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко), мы пришли к выводу, что у 50 % 48
подростков из числа ранее выявленных нами, снизился уровень виктимного поведения, то есть только у 1 подростка имеется склонность к виктимному поведению.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что система занятий, разработанная и реализованная нами, является эффективной и может служить ориентиром для профилактики виктимного поведения среди подростков в рамках образовательных учреждений.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Обобщая различные точки зрения отечественных психологов, мы отмечаем, что в большинстве случаев виктимному поведению подвержены именно подростки. Проявления виктимного поведения в подростковом возрасте достаточно неоднозначны, выделяются его разные виды и формы. Существуют различия в поведении жертв, зависящие от психологических особенностей индивидов. Наиболее выраженные проявления виктимного поведения у подростков: неадекватная и низкая самооценка; тревожность; склонность к депрессивному состоянию; неуверенность в себе и своих силах; низкий уровень самоконтроля; эмоциональная незрелость; чувство взрослости, характерное для данного возраста; повышенный уровень внушаемости, ведомость.
Существует множество подходов к пониманию профилактики виктимного поведения, вслед за Н.А. Левиной, под профилактикой виктимного поведения мы будем понимать систему взаимосвязанных, организационно 47
обеспеченных, государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления. Выделяют первичную и вторичную профилактику виктимного поведения, при их реализации используются такие методы, как: психологическое изучение «портрета» жертвы; вербальный метод; тренинг и др.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение виктимного поведения у подростков, на базе МБОУ «Белоярская средняя школа» с. Белый Яр. Выборка представлена подростками 8 класса в количестве 10 человек. В качестве диагностического инструментария использованы методики: методика «Склонность к виктимному поведению» (автор - О.О. Андроникова) и «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко).
Мы констатируем, что что для 20 % подростков (2 человек) характерен высокий уровень по шкале «реализованная виктимность», у всех из них выявлен высокий уровень потенциальной индивидуальной виктимности. Эти подростки могут демонстрировать провоцирующее поведение, предпочитая рискованные и необдуманные действия, они не всегда умеют защищать себя от преступников. Данные школьники робкие и легко поддаются влиянию других людей. В их поведении также присутствует пассивность и равнодушие к окружающим событиям, а также неосмотрительность и легкомысленность. Эти характеристики часто ставят таких подростков в опасные и неприятные ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.
На основе полученных результатов мы разработали систему занятий, направленных на профилактику виктимного поведения у подростков.
По результатам повторной диагностики, направленной на изучение склонности к виктимному поведению проведенной с использованием методики «Склонность к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова) и методики «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко), мы пришли к выводу, что у 50 % 48
подростков из числа ранее выявленных нами, снизился уровень виктимного поведения, то есть только у 1 подростка имеется склонность к виктимному поведению.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что система занятий, разработанная и реализованная нами, является эффективной и может служить ориентиром для профилактики виктимного поведения среди подростков в рамках образовательных учреждений.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Подобные работы
- ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Профилактика виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017





