ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ
КАЧЕСТВ ОБУЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМ
СПОРТОМ 5
1.1. Особенности физического развития обучающихся старшего
школьного возраста 5
1.2. Особенности проявления скоростных качеств обучающихся в
лыжном спорте 9
1.3. Средства и методы развития скоростных качеств обучающихся в
лыжном спорте 15
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследований 25
3. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ЭФФЕКТА «УСКОРЯЮЩЕГО
ПОСЛЕДСТВИЯ» 29
3.1. Использование эффекта «ускоряющего последствия» при
развитии скоростных способностей старших школьников
занимающихся в секции лыжного спорта 29
3.2. Оценка эффективности развития скоростных качеств
обучающихся старшего школьного возраста с применением
эффекта «ускоряющего последствия» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) требует от обучающихся сформированных двигательных навыков. Этому способствуют занятия в секции лыжного спорта. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма обучающегося. В этом возрасте более интенсивно развивается большинство физических качеств. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростные качества, высокий уровень развития которых имеет большое значение как в овладении жизненно необходимыми навыками, так и при достижении высоких результатов в дальнейшем во многих видах спорта [21].
Вся многолетняя подготовка обучающихся, занимающихся в секциях лыжного спорта должна рассматриваться как управляемая система, нацеленная на достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного развития, индивидуальными особенностями обучающегося и принципами, и закономерностями становления спортивного мастерства в лыжных гонках.
Дальнейшее повышение высокого уровня достижений современных обучающихся требует кардинального усовершенствования всей организационно-методической системы многолетней подготовки
обучающихся, которые, в дальнейшем, станут высококвалифицированными спортсменами [25].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся старшей школы, занимающихся в секции лыжного спорта.
Предмет исследования: скоростные качества обучающихся старшей школы, занимающихся в секции лыжного спорта.
Цель исследования: обосновать и выявить эффективность
использования комплекса упражнений, с эффектом ускоряющего последствия, направленного на развитие скоростных качеств обучающихся старшей школы, занимающихся в секции лыжного спорта.
Задачи:
1. Выявить особенности проявления скоростных качеств в лыжном спорте у обучающихся старшего школьного возраста.
2. Проанализировать средства и методы развития скоростных качеств лыжном спорте.
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие скоростных качеств у обучающихся старшего школьного возраста.
4. Экспериментальным путем доказать эффективность
использования, разработанного комплекса упражнений в ходе развития скоростных качеств, обучающихся старшей школы занимающихся в секции лыжного спорта.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование эффекта «ускоряющего последствия» в тренировочном процессе старших школьников, занимающихся в секции лыжного спорта, позволит повысить уровень развития скоростных качеств.
В работе экспериментальным путем доказана эффективность использования эффекта «ускоряющего последствия» и его положительное влияние на повышение уровня развития скоростных способностей у старших школьников, занимающихся в секции лыжного спорта.
1) Под скоростными качествами понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных качеств. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. К скоростным способностям относит также быстроту выполнения целостных двигательных действий, способностью длительно поддерживать максимальную скорость в целостных двигательных действиях. В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями.
2) При развитии и совершенствовании скоростных качеств целесообразно придерживаться «эффекта ускоряющего последствия», Суть данного метода заключается в том, что скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия.
3) Разработан комплекс упражнений с резиновыми амортизаторами и применялся эффект «ускоряющего последствия», который заключается в том, что упражнения выполняются с отягощением. При выполнении упражнений с резиновыми амортизаторами, то же самое действие без отягощения выполняется с повышенной скоростью.
^Экспериментальным путем доказана эффективность использования, разработанного комплекса упражнений с резиновыми амортизаторами и использования эффекта «ускоряющего последствия». Проведя 40
статистическую обработку результатов исследования, мы пришли к выводу, что в контрольной группе за время проведения педагогического эксперимента прирост результатов оказался не достоверным во всех контрольных упражнениях, что говорит об отсутствии различий между результатами до и после педагогического эксперимента. В экспериментальной группе прирост результатов оказался достоверным.
Таким образом, организация и проведение занятий по лыжной подготовке обучающихся старшего школьного возраста с применением резиновых амортизаторов и эффекта «ускоряющего последствия» с учетом сенситивных периодов и на основе мониторинга развития скоростных качеств способствовали положительной динамике показателей, характеризующих специальную подготовленность обучающихся, и повышению спортивных результатов.
1. Аксенов, М.О. Лыжный спорт: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов факультета физической культуры, спорта и туризма. Изд., 3-е перераб. и доп / М.О. Аксенов - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 20012. - 152 с.
2. Ашмарин, Б.А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин. - М.: Академия,2014 - 287с.
3. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: лыжный спорт. Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050720 Физическая культура). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. - 139.
4. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2013. - 274 с.
5. Будин, И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов
образовательных учреждений среднего профессионального образования / И.М. Будин. - М.: Владос-Пресс, 2012.
6. Гусева, Н.А. Контроль специальной физической
подготовленности как компонент управления тренировочным процессом лыжников-гонщиков / Н.А. Гусева // Вестник спортивной науки. - 2010. - №4. - С. 57-59.
7. Глинчикова, А.Е. Теоретико-методологический анализ скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных лыжников- гонщиков / А.Е. Глинчикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №9. - С. 56-61.
8. Герасимов, Н.П. Применение средств целенаправленного воздействия на развитие скоростных качеств молодых лыжников / Н.П. Герасимов // Теория и практика физической культуры. - 2021. - №2. - С. 5157.
9. Ермаков, В.В. Тренажёр «системы облегчающего лидирования» для совершенствования двигательных действий лыжника-гонщика в скоростном режиме / В.В. Ермаков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №10. - С. 102-105.
10. Жонибеков, Ш.Д. Обучение физическому воспитанию в школе и методы повышения его значимости / Ш.Д. Жонибеков // Проблемы педагогики. - 2021. - №6. - С. 77-81.
11. Зебзеев, В.В. Анализ особенностей развития физических качеств лыжников-двоеборцев разного возраста / В.В. Зебзеев // Известия Тульского государственного университета. - 2016. - №2. - С. 91-97.
12. Кагародина, А.М. Подготовка старшеклассников к выполнению нормативов комплекса ГТО средствами разных программ урочных форм занятий / А.М. Кагародина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №12. - С. 88-93.
13. Ковязин, В.М. Мастер спорта по лыжным гонкам: учебное пособие/ В.М. Ковязин. - Тюмень, Изд-во «Вектор Бук», 2018. - 212 с.
14. Ковровский, В.Ю. Лыжный спорт: Учеб. пособие /В.Ю.
Ковровский ;Ряз.гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2015. - 268 с.
15. Котов, П.А. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте / П.А. Котов // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №8. - С. 49-51....50