Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа №164935

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 9
1.1 Подходы к пониманию социально-перцептивной компетентности в отечественных и зарубежных исследованиях 9
1.2. Особенности и возможности развития социально-перцептивной
компетентности сотрудников административного подразделения на производственном предприятии 16
1.3. Предпроектное исследование развития социально-перцептивной
компетентности сотрудников административного подразделения
производственного предприятия 23
Выводы по главе 1 41
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ГЕНИЙ
ОБЩЕНИЯ» 42
2.1. Паспорт проекта 42
2.2. Описание проекта: содержание, сроки и условия реализации 44
2.3. Результативность проекта «Гений общения» и методические
рекомендации 65
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Современная действительность характеризуется качественным усложнением социальной жизни человека. Об этом свидетельствуют такие факты, как изменение социально-политических условий развития государства, появление и повсеместное внедрение новых информационных технологий, увеличение коммуникативных связей между различными составляющими социального бытия человека.
Как справедливо отмечает Г.М. Андреева в своих работах: «ориентироваться в новом, сложном мире, можно только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты; без такой интерпретации легко утерять смысл, как происходящего, так и своего собственного места в нем» [4]. Таким образом, изучение особенностей социального познания личности является одной из значимых научных проблем современности.
Мир, в котором мы живем, отчетливо меняется, становится с каждым годом все более непредсказуемым. Для того, чтобы сохранять эффективность и поддерживать темпы развития современной организации, приходится адаптироваться к постоянно меняющемуся окружению.
Коммуникации - стержневой феномен, собирающий и центрирующий рабочие процессы. Несмотря на стремительное развитие технологий, люди по- прежнему остаются основной ценностью любой организации.
Сегодня для эффективного функционирования предприятия необходимы высококвалифицированные кадры и не только с позиции профессиональных навыков (hard skills), но и в области индивидуально- личностных качеств (soft skills). Сотрудники должны обладать не только специфическими профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и быть компетентными коммуникаторами, так как основным атрибутом деловой среды является общение. Это вполне справедливо и в отношении сотрудников административного подразделения на производственном предприятии. Специалист должен быть хорошо подготовлен к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей, продуктивному общению с многочисленными партнёрами, клиентами и конечно же - коллегами. Для этого ему необходимо умение дифференцированно подходить к людям, владеть навыками понимания участников делового общения.
В наши дни коммуникативная компетентность персонала, способность сотрудников к эффективному групповому взаимодействию, умение конструктивно и эффективно общаться на разных уровнях организационной иерархии изучается достаточно разносторонне.
Потребность в утверждении индивидуально-ориентированного подхода в отношениях и непосредственно в процессе общения требует переоценки сложившейся практики. При этом без достаточной научной проработки относящихся к ней основных вопросов, проблема совершенствования социально-перцептивной компетентности представляется трудно разрешимой. Особое звучание здесь приобретает разработка теоретико- методологических основ эффективного решения проблем социальной перцепции.
Уже сформированные теоретико-методологические и прикладные основы для исследования социально-перцептивной компетентности в изменяющихся условиях не в полной мере обеспечивают всесторонней ее оценки сотрудников административного подразделения производственного предприятия и требуют всестороннего психологического анализа. Для современной практики необходимо иметь методы и технологии оценки, позволяющие выявить уровень развития социально-перцептивной компетентности конкретного сотрудника, которые позволяют понять взаимосвязи и отношения сотрудника с другими людьми в вертикальном и горизонтальном направлениях. Поэтому возникает потребность в изучении не только самого феномена социально-перцептивной компетентности, но и в решении научных и практических задач более широкого, системно-целостного характера. Основные из них заключаются в необходимости как разработки системы оценивания, так и в возможности развития социально-перцептивной
компетентности сотрудников
производственного предприятия.
Актуальность темы исследования определяется рядом противоречий:
• между актуальностью и необходимостью вопросов развития социально-перцептивной компетентности сотрудников и недостаточностью разработанности практических аспектов этой проблемы (недостаточностью разработки инструментария и алгоритма развития социально-перцептивных качеств персонала на предприятии).
• между значимостью эффективности общения сотрудников административного подразделения и недостаточным уровнем развития их коммуникативных навыков;
• между развитием коммуникативной компетентности на предприятиях преимущественно через формирование коммуникативных навыков без учета социально-перцептивных способностей сотрудников;
Поэтому важно изучить особенности социально-перцептивной компетентности персонала административного подразделения
производственного предприятия, а также определить возможности ее развития.
Цель исследования: развитие социально-перцептивной компетентности у сотрудников административного подразделения производственного предприятия посредством специально разработанной программы.
Объект исследования: социально-перцептивная компетентность
сотрудников административного подразделения производственного предприятия.
Предмет исследования: развитие социально-перцептивной
компетентности сотрудников административного подразделения
производственного предприятия посредством специально разработанной программы «Гений общения».
Нами были определены следующие задачи данного исследования.
1. Изучить основные подходы к пониманию социально-перцептивной компетентности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Определить уровень развития социально-перцептивной компетент­ности сотрудников административного подразделения на примере производ­ственного предприятия.
3. Определить возможности развития социально-перцептивной компетентности у сотрудников административного подразделения на производственном предприятии в рамках проекта «Гений общения».
4. Составить методически рекомендации для руководителей подразделений и предприятия по снижению проблемности коммуникаций на производственном предприятии.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• субъектно-деятельностный подход к раскрытию активности субъекта социальной перцепции и системный подход, как основа понимания целостности воспринимаемого, акцентировании внимания субъекта восприятия на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе и причинных (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлева, В.А. Татенко, Е.А. Сергиенко, В.В. Селиванова);
• системный подход к пониманию организации: теория организации (В. Г. Ларионов, Р. Акофф, Г.М. Андреева, Ю.Н. Емельянова, Л.А.Петровская, Р. Фише и др.);
• теория общения и деятельности (А.Г. Андреева, Ю.К. Бабанский,
A. В. Беляев, О.В. Бескровная, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, В.И. Горовая, Е.В. Горячкина, И.К. Журавлев, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев,
B. М. Плескунов, Е.И. Рогов, И.И. Рыданова);
• концепция понимания личности в организации (В.Г. Афанасьев, Дж. Гиг, Г. Гуд, В.В. Краевский, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин.
Нами были определены следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение литературы;
• эмпирические методы: опрос и тестирование. Качественные и коли­чественные методы обработки полученных данных.
Были использованы следующие методики исследования:
• тест опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев);
• тест на определение эмоционального интеллекта (методика Н. Холла).
• методика направленности личности в общении (С.Л. Братченко).
Организация работы над проектом.
Предпроектный этап: (ноябрь - декабрь 2017 г.) Анализ литературы, анализ проектных идей и практического опыта по развитию социально - перцептивной компетентности, проведение опроса на предмет выявления проблем коммуникации на предприятии. Определение уровня развития социально-перцептивной компетентности. Проведение эмпирического исследования;
Проектный этап: (февраль - март 2018 г.) разработка паспорта проекта, разработка проекта по развитию социально-перцептивной компетентности «Гений общения». Апробация проекта.
Аналитический этап: (сентябрь - ноябрь 2019 г.) разработка
методических рекомендаций руководителям подразделения и специалистам по работе с персоналом для дальнейшего внедрения программы на производственном предприятии. Проведение диагностического среза.
Проектная идея данного исследования такова: повышению уровня развития социально-перцептивной компетентности сотрудников будет способствовать целенаправленная работа по развитию когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов в рамках специально разработанной программы. Развитие социально-перцептивной
компетентности сотрудников призвано содействовать снижению дефицитарности коммуникаций в подразделении таких как: трудностей восприятия, понимания и передачи информации, эмоциональной нестабильности, низкого качества общения за счет позитивных изменений основных компонентов социально-перцептивной компетентности и повышения качества общения.
Структура мероприятий проекта социально-психологического тренинга «Г ений общения» включает в себя три блока развивающих занятий, которые будут реализовываться с опорой на методы активного обучения (тренинги, ролевые игры, игровое проектирование, решение кейсов), а так же включать цикл просветительских встреч, практических занятий, лекториев, направленных на расширение представлений сотрудников о человеческих эмоциях, закономерностях общения и законов коммуникативного процесса.
Практическая значимость исследования: выделена структура социально­перцептивной компетентности административного подразделения
производственного предприятия и уровни ее развития, которые позволяет оценить возможности и особенности развития социально-перцептивной компетентности сотрудников, показывая значимость ее качественных характеристик. С помощью полученных результатов диагностики возможна разработка методик, программ и тренингов, направленных на достижение и поддержание на высоком уровне социально-перцептивной компетентности сотрудников административного подразделения производственного предприятия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе данного исследования мы выполнили следующие задачи.
1. Изучили основные подходы к пониманию социально-перцептивной компетентности в отечественной и зарубежной литературе; в ходе исследования особенностей формирования социально-перцептивной компетентности сотрудников административного подразделения
производственного предприятия позволило выявить принципиально важные для нас позиции.
Во-первых, социально-перцептивной компетентность является одной из ключевых компетентностей, необходимых специалисту для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Во-вторых, социально-перцептивной компетентность сотрудника административного подразделения производственного предприятия может быть осмыслена как часть общей профессиональной компетентности специалиста, которая позволяет сформировать новое мышление и ценностно­смысловые основания профессиональной деятельности в контексте становления у данного сотрудника культуры общения, культуры мышления, культуры отношений.
В-третьих, социально-перцептивной компетентность сотрудников административного подразделения производственного предприятия представляет собой такую интегративную характеристику личности, которая требует постоянного развития и совершенствования, и осознание ее значимости позволяет специалисту занять активную позицию по отношению к себе, другим людям, обществу для достижения успешности в реализации собственного профессионального потенциала.
В-четвертых, целенаправленность процесса формирования социально­перцептивной компетентности сотрудников административного
подразделения производственного предприятия в реализация которых обеспечивает успешность выполнения профессиональных функций специалиста.
В-пятых, формирование социально-перцептивной компетентности сотрудников административного подразделения производственного предприятия является следствием оптимальной организации двух взаимосвязанных процессов: образовательного процесса и саморазвития, самоорганизации субъектов образования, интеграционное единство которых обеспечивает успешность профессиональной адаптации и профессионального становления специалистов административного подразделения
производственного предприятия.
2. В ходе исследования был определен уровень развития социально - перцептивной компетентности у сотрудников административного подразделения производственного.
3. В ходе проектной деятельности была разработана и апробирована программа развития социально-перцептивной компетентности для сотрудников организации.
4. В ходе работы над проектом была обоснована руководству значимость
развития социально-перцептивной компетентности сотрудников
административного подразделения для решения трудностей коммуникации на производственном предприятии.
5. В ходе проектной деятельности были составлены методические рекомендации для руководителя административного подразделения на предприятия по снижению дефицитарности коммуникаций на производственном предприятии.


1. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 110-127.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
3. Андреева Г.М. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной деятельности // Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 68-85.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2003. 364 с.
5. Арсентьева Ю.А., Борисов А.В. Современные проблемы руководства и лидерства в системе управления человеческими ресурсами организации // NovaInfo.Ru. 2015. № 39. С. 101-106.
6. Балашова В.А. Динамические особенности социально-перцептивной компетентности при оценке необходимости компетенций в рамках будущей профессиональной деятельности // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 83-92.
7. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Пер. с англ. А.И. Федорова. СПб.: МФИН, 1992. 448 с.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
9. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Издательство «Институт практической психологии»: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 200 с.
11. Бодалев А.А., Ковалев, А.Г. Современные тенденции в исследовании межличностного восприятия // Психология межличностного познания - НИИ общей педагогики АПН СССР. Вып 5(20). 1981. С. 2-20.
12. Борисов А.В., Выприцкая Е.Ю. Роль высшего образования в современном мире для студента. В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 99-103.
13. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 117-121.
14. Борисова Н.И., Андреева Е.О., Романова А.В. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе высшего образования в Волгоградской области // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы IV Международной научно­практической конференции. Воронеж, 2015. С. 168-173.
15. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу о подготовке и переподготовке рабочих кадров в условиях современного развития экономики России. В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 6-12...61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ