Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ США И АВСТРАЛИИ)

Работа №164932

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы170
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическо-методологический аспект развития социальной компетентности обучающихся средствами межкультурной коммуникации 8
1.1. Развитие социальной компетентности обучающихся как объект
исследования 8
1.2. Основные характеристики межкультурной коммуникации как фактора
развития социальной компетентности обучающихся 30
Выводы по первой главе 53
ГЛАВА 2. Практическая реализация развития социальной компетентности обучающихся средствами межкультурной коммуникации в России и англоязычных странах 56
2.1. Опыт развития социальной компетенции средствами межкультурной
коммуникации в США и в Австралии 56
2.2. Опыт развития социальной компетенции средствами межкультурной
коммуникации в России 70
2.3. Программа развития социальной компетенции обучающихся средствами
межкультурной коммуникации в России 74
Выводы по второй главе 100
Заключение 102
Литература 107
Приложение 1 124
Приложение 2 127
Приложение 3 133
Приложение 4 135
Приложение 5 138
Приложение 6 169

Актуальность темы. В современном мире в эпоху интеграции, культурного обмена, в период формирования новой «планетарной» культуры наступившего тысячелетия большое значение имеет межкультурная коммуникация и важный ее компонент социальная компетентность, которая осуществляется на разных уровнях и вовлекает в процесс общения значительную аудиторию.
Вместе с тем глобализация оказывает противоречивое воздействие на образование и культуру в многокультурных сообществах, как отмечает российский ученый А. Н. Джуринский, «несоблюдение социальной справедливости в соответствии с культурными, этническими, языковыми и прочими различиями превратилось в одну из наиболее болезненных проблем мирового сообщества» [62, 64].
Современное образование должно готовить будущего гражданина к жизни и деятельности в современных условиях. Существующий мировой опыт обучения и воспитания в условиях многонациональности, поликультурности диктует необходимость изучения этого опыта и включение успешных, эффективных практик в образовательную среду России.
США и Австралия относятся к числу государств, где накоплен значительный практический опыт такого образования [132, 158, 164, 174].
Для России - одной из наиболее многоэтничных и многокультурных стран мира, где общество обеспокоено вопросами национальной идентификации, поиском путей гармоничного развития и мирного сосуществования культур, обращение к проблематике развития социальной компетенции школьников средствами межкультурной коммуникации является вполне закономерным, что и определило актуальность нашего исследования.
Степень изученности темы. К проблеме развития социальной компетентности обращались в разное время отечественные и зарубежные ученые: педагоги, психологи, философы, социологи, среди которых Л.Г Асмолов, JI.C. Выготский, С.И. Гессен, В.А. Караковский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман и другие [6, 46, 83, 95, 134].
Большинство из них рассматривали социализацию как важное условие формирования социальной компетентности. Так, например, Л.С. Выготский считал процесс социализации одной из «сторон интериоризации - присвоения норм человеческой культуры» [46].
В современный период большой вклад в развитие педагогической теории внесли В.Г. Бочарова, Н.Ф. Голованова, Т.П. Грасс, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.И. Петрищев и другие, исследовавшие социальную компетентность как результат социализации школьника [19, 52, 54, 95, 98, 107].
В тоже время анализ источников свидетельствует об отсутствии в отечественной и мировой педагогической литературе специальных сравнительных исследований по вопросам развития социальной компетентности школьников средствами межкультурной коммуникации образования в России, США и Австралии.
Анализ педагогической практики, психологических и педагогических исследований свидетельствует о недостаточной подготовленности обучающихся к взаимодействию с изменяющейся социальной средой. К ряду нерешенных относятся вопросы о структуре, содержании социальной компетентности личности и особенностях ее развития в школьном возрасте.
Коммуникативные умения, готовность и способность обучающихся к социальному взаимодействию не возникают сами по себе. Они целенаправленно формируются и развиваются в непрерывном образовательном процессе, в рамках которого обучающийся осваивает на практике различные способы коммуникации и социализации. Согласно определению, приведенному в «Международной стандартной классификации образования» (МСКО), под образованием понимается «организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение» [92], поэтому образование выступает важнейшей сферой коммуникативной и социальной практики «как своеобразный социально-педагогический вклад в преодоление коммуникативных барьеров между поколениями, представителями разных национальностей и культур» [79].
Отдельные аспекты темы развития социальной компетентности средствами межкультурной коммуникации затрагиваются в работах О.В. Брезгиной, Т.А. Бунаковой, Е.В. Головинской, Т.П. Грасс, В.И. Петрищева [20, 53, 54, 107].
Изучение опыта использования межкультурной коммуникации в образовании показало, что проблема ее организации особенно интенсивно исследуется в сфере высшего образования, но в системе общего среднего образования данная проблема остается недостаточно разработанной, не в полной мере осознается и используется педагогический потенциал межкультурной коммуникации, способствующей развитию социальной компетентности обучающихся.
Проблема исследования инициирована необходимостью изменений в системе образования в гетерогенной культурной среде и противоречием между необходимостью формулирования новой системы идей, воспитания и обучения с учетом многокультурности и многоэтничности состава социума и отсутствием соответствующего обобщённого педагогического знания и опыта России и ряда англоязычных стан (США и Австралии).
Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную теоретическую разработанность проблемы, мы определили тему исследования: «Развитие социальной компетентности обучающихся средствами межкультурной коммуникации в России и англоязычных странах (на примере США и Австралии)».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия развития социальной компетентности средствами межкультурной коммуникации в России, США и Австралии.
Объект исследования - социальная компетентность обучающихся.
Предмет исследования - развитие социальной компетентности обучающихся средствами межкультурной коммуникации в России, США и Австралии.
В рамках исследуемой проблемы в качестве гипотезы исследования выступили предположения о том, что результаты изучения и сравнительного анализа состояния и особенностей развития социальной компетентности обучающихся средствами межкультурной коммуникации в России, США и Австралии могут стать источником обогащения отечественной педагогической культуры, если будут:
• определены сущность и содержание социальной компетентности обучающихся в России, США и Австралии;
• выявлены и обоснованы педагогические условия развития социальной компетентности средствами МКК;
• создана и реализована программа развития социальной компетентности обучающихся средствами МКК.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены задачи исследования:
• определить сущность и содержание социальной компетентности
обучающихся в отечественной и зарубежной теории и практике;
• выявить общее и особенное в развитии социальной компетентности
обучающихся в разных странах;
• разработать и апробировать программу развития социальной
компетентности обучающихся средствами МКК;
• выявить и обосновать педагогические условия развития социальной
компетентности средствами МКК.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории развития личности и деятельности, разработанные философами, психологами, педагогами: Б.Г. Ананьев, А.Г
Асмолов, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие [3, 6, 16, 45, 58, 83, 140].
Разработке изучаемой проблемы способствуют фундаментальные труды ученых: Б.М. БимБад, A.A. Бодалев, И.С. Кон, A.B. Мудрик А.В и другие, посвященные проблеме социализации подростков и старших школьников [13, 15, 82, 95].
В процессе решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
• теоретических: анализ, синтез, систематизация, сравнение;
• эмпирических: анкетирование, беседа, опрос (методика Прихожан, https://my. survio.com/).
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе выявлено и исследовано общее и особенное в развитии социальной компетентности обучающихся в разных странах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа опыта России, США и Австралии выявлены и обоснованы педагогические условия развития социальной компетентности обучающихся средствами межкультурной коммуникации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в работе программа по развитию социальной компетентности обучающихся средствами межкультурной коммуникации может быть использована педагогами дополнительного и общего школьного образования в России.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7», г. Красноярск, обучающиеся 12-13 лет (35 человек); интернет-опрос подростков 12-13 лет в США (40 человек) и в Австралии (35 человек).
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование изложено на 170 страницах: 106 страниц текста; 18 страниц - библиографический список; приложения. Материал в диссертации 7
сопровождается 3 гистограммами, 8 таблицами. В работе использована научно-методическая литература, исследования отечественных и зарубежных авторов, порталы учебных и информационных ресурсов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В магистерской диссертации показаны пути решения научной проблемы, вызванной необходимостью формулировки новой системы идей, воспитания и обучения с учетом многокультурности и многоэтничности состава социума и отсутствием соответствующего обобщённого педагогического знания и опыта России и ряда англоязычных стан (США и Австралии).
Актуальность данной проблемы связана с тем, что сегодня в условиях возросшей миграционной активности народов ближнего и дальнего зарубежья необходимо подготовить обучающихся ко вхождению поликультурную социальную среду; значимость подросткового возраста для развития социальной компетентности трудно переоценить в силу стремления подростков приобщиться к делам взрослых, самовыразиться и самоутвердиться в совместной деятельности, реализовать свои способности, проявить себя в разных социальных ролях; недостаточно разработанным вопросом развития социальной компетентности в системе среднего образования, где не в полной мере осознается и используется педагогический потенциал межкультурной коммуникации, способствующей развитию социальной компетентности обучающихся.
Основная идея исследования заключалась в том, что результаты изучения и сравнительного анализа состояния и особенностей развития социальной компетентности обучающихся средствами межкультурной коммуникации в России, США и Австралии могут стать источником обогащения отечественной педагогической культуры, выявить потенциал использования межкультурной коммуникации для социального развития подрастающего поколения.
В ходе работы с источниками, литературой и интернет-ресурсами были определены и конкретизированы сущность и содержание социальной компетентности обучающихся в России, США и Австралии: социальная компетентность обучающегося — это личностное, интегративное, формируемое на основе общей культуры человека качество, проявляющееся в 105
адекватности и эффективности решения задач в разнообразных ситуациях общения и социального взаимодействия, в соответствии с принятыми в социуме нормами.
Сравнительный анализ образовательных систем разных стран позволил выявить общее и особенное в развитии социальной компетентности обучающихся. Общим является следующее: признание интегрированности и многомерности понятия, включающего знания, умения, навыки и способности к адаптации в социальной среде, отражающие мотивацию, ценности и опыт, позволяющие эффективно взаимодействовать в обществе; выделение особой значимости подросткового возраста для становления и развития основных компонентов социальной компетентности, таких как самоосознание, саморегуляция, навыки межличностных отношений, сотрудничества, социальная осознанность, направленность на успех; направленность на культурно-значимое обучение как решение проблемы широкого круга культур и субкультур, представленных в обществе. Особенное в развитии социальной компетентности обучающихся представлено - в России: направленностью на массовое получение высшего образования (перегруженность академическими знаниями, с отрывом от практической деятельности), низким уровнем профориентирования и стимулирования трудовой активности подрастающего поколения; недостаточное использование проблемного обучения для развития навыков поведения в различных жизненных ситуациях, преодоления трудностей в социальном взаимодействии, включая коммуникации межкультурного характера; преобладающей ориентацией на коллективизм, зачастую приводящей к подавлению инициативности; в США: гибкостью и адаптированостью к потребностям общества; ориентацией на то, что человек с любыми способностями всегда найдет свое место в жизни; нацеленностью на индивидуализм, самоуверенность, независимость, инициативность, предприимчивость, способность сочувствовать, помогать, работать в команде; повышенной значимостью межкультурного обучения; стимулированием трудовой деятельности и широким спектром профессиональной подготовки; в Австралии: индивидуальным подходом к каждому школьнику, с целью создания ситуаций личного успеха; нацеленностью на дружеское взаимодействие, разрешение конфликтов и эмоциональных переживаний социально приемлемым способом; высокой значимостью самоуважения, уверенности в будущем; приоритетом межкультурного понимания, командной работе, поддержкой раннего приобщения к трудовой деятельности, самостоятельности, помощи другим.
Определение сущности и содержания социальной компетентности обучающихся, выявление общего и особенного в развитии данной компетентности в разных странах подтвердило верность нашего предположения о том, что результаты данного исследования могут принести пользу отечественной педагогике, заполняя обнаруженные пробелы в развитии социальной компетентности. Такими существенными недочетами, согласно проведенному анализу, является недостаточное использование потенциала межкультурной коммуникации, проблемного обучения и стимулирования трудовой активности подростков.
Сопоставив опыт применения возможностей межкультурной коммуникации в развитии социальной компетентности школьников в России с практическим применением аналогичных средств в школах США и Австралии, описанном в литературе и интернет-ресурсах, мы выявили общее: в школьные учебные планы разных предметов включаются социокультурный компонент; стимулируется процедура самооценки, рефлексии и критики через организацию презентаций, защиты результатов, достижений, формирование Портфолио с учетом межкультурного понимания; отражение многообразия культурных взглядов народов, наций в школьной жизни (фольклорные праздники, выпускаются школьные газеты и т.п.); и отличительное: организации школьных встреч с представителями разных культур; целенаправленное обучение коммуникативным умениям путем создания таких условий, когда в учебной и внеучебной деятельности взаимодействуют все школьники, с учетом их языка, культурных знаний, индивидуальных особенностей и способностей (межкультурные тренинги); наработка коммуникативных умений и навыков путем проведения межкультурного тренинга, кейс-стади, диалогов on-line.
Нами было отмечено, что в российской действительности в недостаточной мере используются, либо не используются вовсе некоторые методы МКК, являющиеся эффективными в зарубежных школах, такие как: расширение пространства социального взаимодействия и общения путем организации школьных встреч с представителями разных культур; методы межкультурного тренинга, кейс-стади, диалогов on-line.
Для уточнения нашего предположения было проведена диагностика уровня социальной компетентности школьников в шестых классах МБАОУ «Лицей №7» и интернет-опрос обучающихся 12-13 лет в США и Австралии, итоги исследования подтвердили необходимость разработки специальной программы.
В ходе работы над диссертацией была разработана и апробирована программа развития социальной компетентности обучающихся средствами межкультурной коммуникации, включающая педагогические задачи, принципы и условия, определяющие деятельность педагога и ее результат - социальную компетентность обучающихся; эффективные средства, формы, методы МКК; диагностический инструментарий, позволяющий исследовать динамику развития выделенных показателей социальной компетентности обучающихся. Выявлены и обоснованы условия для эффективного педагогического сопровождения развития социальной компетентности обучающихся средствами МКК.
В данной диссертации было выявлена и обоснована необходимость изучения и включения успешных, эффективных практик обучения и воспитания в условиях многонациональности, поликультурности зарубежных стран в образовательную среду России.
Следовательно, обращение к успешному опыту развития социальной компетентности школьников средствами межкультурной коммуникации в зарубежных странах является вполне обоснованным и перспективным в плане обогащения отечественной педагогической науки.
Работа не может претендовать на единственность решения исследуемой проблемы, но обозначает пути и методы модернизации школьного образования в России. Выводы и положения настоящей работы могут быть использованы для успешного развития социальной компетентности подрастающего поколения.


1. Австралия и Новая Зеландия: Лингвострановедческий словарь / Под общим руководством В. В. Ощепковой, А. С. Петриковской. - М.: Русский язык, 1999. - 211 с.
2. Американский характер: очерки культуры США / АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. Комиссия по культуре США и Канады: ред. кол.: О. Э. Туганова отв. ред. и др. — М.: Наука, 1991. - 381 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев /Под ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980. Т. 1-2.
4. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теор. подходы: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «психология» / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 286 с.
5. Арендт X. Хайдеггеру - восемьдесят лет / X. Арендт // Вопросы философии. - М., 1998. - №1. - С. 126-134.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл; Академия, 2002. — 416 с.
7. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в
профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения. Автореферат дис. ... докт. пед наук. М. 1997. - 41 с.
8. Белицкая Г.Э. Социальная компетентность личности / Г.Э. Белицкая // Субъект и социальная компетентность личности: сб.науч.тр. / под ред. A.B. Брушлинского. - М.: ИП РАН, 1995. - С. 24.
9. Белова C.B. Диалог - основа профессии педагога: учеб.-метод. пособие / C.B. Белова. - М.: АПКиПРО, 2002. - 148 с.
10. Бендова JI.B. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: ЛН. Бендова. -М., 2006.-26 с.
11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
12. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учеб. пособие / И.Л. Бим. / Обнинск: Титул, 2001.-48 с.
13. Бим-Бад Б.М. Образование в контексте социализации / Б.М.Бим- Бад, A.B. Петровский // Педагогика. - 1996. - № 1. - С. 21-35.
14. Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б. М. Бим-Бад. - 2­е изд. - М.: изд-во УРАО, 1998. - 116 с.
15. Бодалев A.A. Психология общения. Избранные педагогические труды / A.A. Бодалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 320 с....175


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ