Развитие социальной компетентности у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях центра семьи и детей
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ 10
1.1. Социальные и психолого-педагогические особенности младших
подростков, находящихся в трудной жизненной
ситуации 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика понятия социальной
компетентности подростков 17
1.3. Социально-педагогическая деятельность специалистов центра семьи и
детей для несовершеннолетних 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ВРЕМЕННО НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 34
2.1. Изучение особенностей сформированности социальной компетентности у младших подростков, временно находящихся в
социальном учреждении 34
2.2. Разработка и реализация социально-ориентированной программы по
формированию социальной компетентности у младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях учреждения 50
2.3. Включение подростков в социально-ориентированную деятельность внутри социального учреждения 66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ 10
1.1. Социальные и психолого-педагогические особенности младших
подростков, находящихся в трудной жизненной
ситуации 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика понятия социальной
компетентности подростков 17
1.3. Социально-педагогическая деятельность специалистов центра семьи и
детей для несовершеннолетних 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ВРЕМЕННО НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 34
2.1. Изучение особенностей сформированности социальной компетентности у младших подростков, временно находящихся в
социальном учреждении 34
2.2. Разработка и реализация социально-ориентированной программы по
формированию социальной компетентности у младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях учреждения 50
2.3. Включение подростков в социально-ориентированную деятельность внутри социального учреждения 66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Актуальность исследования. В условиях реформации российского образования первостепенную значимость приобретает формирование социально-компетентной личности. Социальная компетентность в условиях социальных перемен занимает важное место среди факторов успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах.
В настоящее время появляется особая необходимость подготовки подрастающего поколения к современным условиям жизни, формирование личности, умеющей эффективно адаптироваться к социально-экономическим изменениям и обладающей устойчивостью к воздействию негативных социальных факторов.
В психолого-педагогической литературе «социальная компетентность» определяется совокупностью знаний, навыков и умений, способствующих успешному сосуществованию личности в социальном обществе.
Рассматриваемая проблема формирования социальной компетентности у младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в условиях центров семьи и детей, свидетельствует о несформированности многих социальных компетентностей, нехватке уверенности в себе, отсутствии реального представления о жизни, неправильной оценке окружающей действительности, отчужденности, межличностных и внутриличностных конфликтах. Все это отражается в дальнейшем на развитии подростка и препятствует формированию его автономности, инициативности, умению строить социальные отношения, управлять своим настроением и поведением и др.
Этот факт находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах образования. В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальной компетентности у подростков - важная социальная и психолого-педагогическая задача, решение которой затрагивает насущные вопросы общества.
Особую актуальность приобретает социально-педагогическая проблема развития социальной компетентности у детей и подростков, временно проживающих в условиях центров семьи и детей.
Специалисты, работающие с подростками в центрах семьи и детей, все чаще говорят о недостаточной подготовленности подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкой компетентности в решении возникающих социальных проблем. Поэтому развитие социальной компетентности, по нашему мнению, должно быть включено в план реабилитационной работы. Тем более, что развитие социальной компетентности у воспитанников центров семьи и детей - одна из самых острых и мало изученных социально-педагогических проблем, которая нуждается в теоретическом обосновании и практическом решении.
Именно поэтому важным становится поиск методов, средств, технологий, которые обеспечивают преодоление недостаточного развития у младших подростков, временно проживающих в условиях центра семьи и детей, навыков социального развития, а также умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения, что в конечном итоге обеспечивает социальную адаптированность в обществе, которая необходима подростку для успешной социализации.
Анализ научной литературы и практики работы с подростками, временно проживающими в центрах семьи и детей показал, что в настоящее время существует широкий спектр проблем, связанных с формированием социальной компетентностью, что представлено в трудах Е.И. Лобастова, С.С. Быкова, Н.В. Калинина, А.М. Прихожан, Е.В. Прямикова. В исследованиях о сущности социальной компетенции и компетентности (И.А. Зимняя, Л.И. Гиенко, И.В. Габелая, А.В. Хуторской, О.Л. Филатова, С.Б. Серякова, и др.) определен их состав, выявлено видовое разнообразие, включающее личностную и социальную компетентность. В нашей работе была использована литература отечественной педагогики (в т.ч. методика коллективной творческой деятельности С.Д. Поляков).
Несмотря на то, что понятие «социальная компетентность» рассмотрено достаточно в психолого-педагогической литературе, однако условия формирования социальной компетентности подростков, временно проживающих в центрах семьи и детей изучены, не достаточно, что и определило цель нашего исследования.
Целью исследования: является теоретическое обоснование и создание условий для развития социальной компетентности младших подростков.
Объектом исследования: является социально-ориентированная деятельность младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования:
Гипотеза: развитию социальной компетентности подростков,
находящихся в трудной жизненной ситуации, будет способствовать созданию следующих условий:
• изучение и выявление особенностей сформированности социальной компетентности младших подростков, временно проживающих в социальном учреждении;
• разработка и реализация программы по развитию социальной компетентности младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• включение подростков в социально-ориентированный проект
внутри социального учреждения.
В соответствии с гипотезой нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа современных психолого-педагогических исследований изучить сущность понятий «социальная компетентность», «подростковый возраст», дать структурную характеристику данных понятий;
2. Изучить социально-педагогическую деятельности центра семьи и детей для несовершеннолетних (на примере Краевого центра семьи и детей);
3. Выявить уровень сформированности социальной компетентности младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4. Разработать и реализовать коррекционную программу включения
подростков в социально-ориентированную деятельность в рамках
специальной программы и проекта внутри учреждения.
Методологическая основа исследования:
• деятельностный подход (Л.С. Выготский, В.Г. Леонтьев, М.И. Лукьянова) - способствует изучению организации деятельности специалистов по формированию у подростков социальной компетентности;
• системный подход (В.П. Беспалько, Л.И. Новикова, Д.А. Иванова) - позволил рассмотреть процесс формирования у подростков социальной компетентности как систему;
• личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова) - дал возможность рассмотреть современного подростка в качестве субъекта формирования социальной компетентности с учетом особенностей его личностных характеристик.
Методы исследования:
• теоретические - психолого-педагогический анализ литературы; анализ и обобщение опыта работы специалистов, работающих в центрах социального обслуживания семьи и детей; изучение и обобщение педагогического опыта и научно-методической литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов исследования;
• эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент, групповые и индивидуальные беседы, специальные методики по изучению социальной компетентности на этапах исследования (Н.Холл, А.М. Прихожан), карты наблюдения;
• статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База и организация исследования: краевое государственное
бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей», расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Павлова, д.17.
Научная новизна исследования:
• выделены основные характеристики социальной компетентности младших подростков;
• обоснована и разработана коррекционная программа по развитию социальной компетентности;
• разработан критериально-оценочный аппарат по определению уровня сформированности социальной компетентности
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной компетентности подростков, аргументирована значимость ее формирования в условиях центра семьи и детей.
Практическая значимость исследования
Результаты магистерской диссертационной работы были использованы в социально-педагогической деятельности Краевого центра семьи и детей в следующем виде:
• данные полученные в ходе проведенной диагностической работы с подростками;
• материалы для написания коррекционной программы центра семьи и детей;
Публикация: Стрельникова, А.А. Развитие социальной компетенции у воспитанников социальных приютов - педагогическая проблема, которая нуждается в обосновании [Электронный ресур] / А.А. Стрельникова // Качество жизни людей разных возрастов: открытое социальное
пространство: материалы международной конференции (в рамках XXII Международного Симпозиума «Восток-Россия-Запад») 26-27 ноября 2019 г. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019.
В настоящее время появляется особая необходимость подготовки подрастающего поколения к современным условиям жизни, формирование личности, умеющей эффективно адаптироваться к социально-экономическим изменениям и обладающей устойчивостью к воздействию негативных социальных факторов.
В психолого-педагогической литературе «социальная компетентность» определяется совокупностью знаний, навыков и умений, способствующих успешному сосуществованию личности в социальном обществе.
Рассматриваемая проблема формирования социальной компетентности у младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в условиях центров семьи и детей, свидетельствует о несформированности многих социальных компетентностей, нехватке уверенности в себе, отсутствии реального представления о жизни, неправильной оценке окружающей действительности, отчужденности, межличностных и внутриличностных конфликтах. Все это отражается в дальнейшем на развитии подростка и препятствует формированию его автономности, инициативности, умению строить социальные отношения, управлять своим настроением и поведением и др.
Этот факт находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах образования. В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальной компетентности у подростков - важная социальная и психолого-педагогическая задача, решение которой затрагивает насущные вопросы общества.
Особую актуальность приобретает социально-педагогическая проблема развития социальной компетентности у детей и подростков, временно проживающих в условиях центров семьи и детей.
Специалисты, работающие с подростками в центрах семьи и детей, все чаще говорят о недостаточной подготовленности подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкой компетентности в решении возникающих социальных проблем. Поэтому развитие социальной компетентности, по нашему мнению, должно быть включено в план реабилитационной работы. Тем более, что развитие социальной компетентности у воспитанников центров семьи и детей - одна из самых острых и мало изученных социально-педагогических проблем, которая нуждается в теоретическом обосновании и практическом решении.
Именно поэтому важным становится поиск методов, средств, технологий, которые обеспечивают преодоление недостаточного развития у младших подростков, временно проживающих в условиях центра семьи и детей, навыков социального развития, а также умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения, что в конечном итоге обеспечивает социальную адаптированность в обществе, которая необходима подростку для успешной социализации.
Анализ научной литературы и практики работы с подростками, временно проживающими в центрах семьи и детей показал, что в настоящее время существует широкий спектр проблем, связанных с формированием социальной компетентностью, что представлено в трудах Е.И. Лобастова, С.С. Быкова, Н.В. Калинина, А.М. Прихожан, Е.В. Прямикова. В исследованиях о сущности социальной компетенции и компетентности (И.А. Зимняя, Л.И. Гиенко, И.В. Габелая, А.В. Хуторской, О.Л. Филатова, С.Б. Серякова, и др.) определен их состав, выявлено видовое разнообразие, включающее личностную и социальную компетентность. В нашей работе была использована литература отечественной педагогики (в т.ч. методика коллективной творческой деятельности С.Д. Поляков).
Несмотря на то, что понятие «социальная компетентность» рассмотрено достаточно в психолого-педагогической литературе, однако условия формирования социальной компетентности подростков, временно проживающих в центрах семьи и детей изучены, не достаточно, что и определило цель нашего исследования.
Целью исследования: является теоретическое обоснование и создание условий для развития социальной компетентности младших подростков.
Объектом исследования: является социально-ориентированная деятельность младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования:
Гипотеза: развитию социальной компетентности подростков,
находящихся в трудной жизненной ситуации, будет способствовать созданию следующих условий:
• изучение и выявление особенностей сформированности социальной компетентности младших подростков, временно проживающих в социальном учреждении;
• разработка и реализация программы по развитию социальной компетентности младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• включение подростков в социально-ориентированный проект
внутри социального учреждения.
В соответствии с гипотезой нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа современных психолого-педагогических исследований изучить сущность понятий «социальная компетентность», «подростковый возраст», дать структурную характеристику данных понятий;
2. Изучить социально-педагогическую деятельности центра семьи и детей для несовершеннолетних (на примере Краевого центра семьи и детей);
3. Выявить уровень сформированности социальной компетентности младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4. Разработать и реализовать коррекционную программу включения
подростков в социально-ориентированную деятельность в рамках
специальной программы и проекта внутри учреждения.
Методологическая основа исследования:
• деятельностный подход (Л.С. Выготский, В.Г. Леонтьев, М.И. Лукьянова) - способствует изучению организации деятельности специалистов по формированию у подростков социальной компетентности;
• системный подход (В.П. Беспалько, Л.И. Новикова, Д.А. Иванова) - позволил рассмотреть процесс формирования у подростков социальной компетентности как систему;
• личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова) - дал возможность рассмотреть современного подростка в качестве субъекта формирования социальной компетентности с учетом особенностей его личностных характеристик.
Методы исследования:
• теоретические - психолого-педагогический анализ литературы; анализ и обобщение опыта работы специалистов, работающих в центрах социального обслуживания семьи и детей; изучение и обобщение педагогического опыта и научно-методической литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов исследования;
• эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент, групповые и индивидуальные беседы, специальные методики по изучению социальной компетентности на этапах исследования (Н.Холл, А.М. Прихожан), карты наблюдения;
• статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База и организация исследования: краевое государственное
бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей», расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Павлова, д.17.
Научная новизна исследования:
• выделены основные характеристики социальной компетентности младших подростков;
• обоснована и разработана коррекционная программа по развитию социальной компетентности;
• разработан критериально-оценочный аппарат по определению уровня сформированности социальной компетентности
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной компетентности подростков, аргументирована значимость ее формирования в условиях центра семьи и детей.
Практическая значимость исследования
Результаты магистерской диссертационной работы были использованы в социально-педагогической деятельности Краевого центра семьи и детей в следующем виде:
• данные полученные в ходе проведенной диагностической работы с подростками;
• материалы для написания коррекционной программы центра семьи и детей;
Публикация: Стрельникова, А.А. Развитие социальной компетенции у воспитанников социальных приютов - педагогическая проблема, которая нуждается в обосновании [Электронный ресур] / А.А. Стрельникова // Качество жизни людей разных возрастов: открытое социальное
пространство: материалы международной конференции (в рамках XXII Международного Симпозиума «Восток-Россия-Запад») 26-27 ноября 2019 г. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019.
В ходе нашей исследовательской работы осуществлен подробный теоретический анализ понятия «социальная компетентность» младшего подросткового возраста. В результате нами было принято следующее понятие, которое использовалось при дальнейшей работе: «социальная компетентность младших подростков» - это интегративное личностное свойство и совокупность взаимообусловленных компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого, и позволяющее подростку выстраивать поведение, присвоенный опыт и эффективно выполнять заданную социальную роль.
Чрезвычайная важность развития социальной компетентности для успешной жизни человека в обществе определило необходимость исследования состояния данной проблемы среди подростков, которые обусловливают жизнь общества и государства в будущем. Особое внимание при этом уделяется подросткам в трудной жизненной ситуации, так как у них наблюдаются проблемы социальной адаптация, зачастую нарушены связи с такими важными социальными институтами как семья или школа.
В связи с этим нами была осуществлена диагностика уровня сформированности социальной компетентности младших подростков - воспитанников Краевого центра семьи и детей. Посредством использования различных методов - шкалы социальной компетентности А.М. Прихожан, теста Н. Холла, анкетирования несовершеннолетних, карты наблюдения за подростками. В процессе проведенного исследования было выявлено, что уровень развития социальной компетентности подростков в основном низкий.
Поэтому была реализована внутри учреждения социально
ориентированный проект «Малые олимпийские игры», который направлен на развитие эмоционального компонента социальной компетентности, и нами была разработана и апробирована специально коррекционная программа, направленная на повышение уровня социальной компетентности подростков, освоение положительных стратегий поведения, принятие определенных требований социальной среды, усвоение определенных норм, ценностей, установок, с учетом индивидуальных возможностей,
Разработанная программа социально-ориентированной деятельности состоит из трех модулей, когнитивного, эмоционального, поведенческого. Каждый из модулей, предполагал проведение тренинговых занятий.
По итогам проделанной работы проводилась повторная диагностика - шкала социальной компетентности (А.М. Прихожан), и тест на эмоциональный компонент Н. Холла.
Положительные результаты свидетельствуют о положительной динамике в развитии социальной компетентности подростков.
Таким образом, полученные результаты позволяют назвать проведенную формирующую работу эффективной. Кроме того, гипотеза, поставленная в начале исследования, является полностью подтвержденной.
Чрезвычайная важность развития социальной компетентности для успешной жизни человека в обществе определило необходимость исследования состояния данной проблемы среди подростков, которые обусловливают жизнь общества и государства в будущем. Особое внимание при этом уделяется подросткам в трудной жизненной ситуации, так как у них наблюдаются проблемы социальной адаптация, зачастую нарушены связи с такими важными социальными институтами как семья или школа.
В связи с этим нами была осуществлена диагностика уровня сформированности социальной компетентности младших подростков - воспитанников Краевого центра семьи и детей. Посредством использования различных методов - шкалы социальной компетентности А.М. Прихожан, теста Н. Холла, анкетирования несовершеннолетних, карты наблюдения за подростками. В процессе проведенного исследования было выявлено, что уровень развития социальной компетентности подростков в основном низкий.
Поэтому была реализована внутри учреждения социально
ориентированный проект «Малые олимпийские игры», который направлен на развитие эмоционального компонента социальной компетентности, и нами была разработана и апробирована специально коррекционная программа, направленная на повышение уровня социальной компетентности подростков, освоение положительных стратегий поведения, принятие определенных требований социальной среды, усвоение определенных норм, ценностей, установок, с учетом индивидуальных возможностей,
Разработанная программа социально-ориентированной деятельности состоит из трех модулей, когнитивного, эмоционального, поведенческого. Каждый из модулей, предполагал проведение тренинговых занятий.
По итогам проделанной работы проводилась повторная диагностика - шкала социальной компетентности (А.М. Прихожан), и тест на эмоциональный компонент Н. Холла.
Положительные результаты свидетельствуют о положительной динамике в развитии социальной компетентности подростков.
Таким образом, полученные результаты позволяют назвать проведенную формирующую работу эффективной. Кроме того, гипотеза, поставленная в начале исследования, является полностью подтвержденной.
Подобные работы
- Развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Развитие мотивации достижения у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Социальная защита семей с детьми в г. Томске
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Организация социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях центра помощи детям, оставшимся
без попечения родителей (на примере КГБУ «Панкрушихинский центр
помощи детям, оставшимся без попечения родителей»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое консультирование педагогов по вопросам вхождения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями (Сургутский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022





