Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ДЕТЯХ С ОВЗ НА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Работа №164929

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы308
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальных представлений младших школьников о детях с ОВЗ 7
1.1. Понятие социального представления в психологической науке 7
1.2. Факторы формирования представления о детях с ОВЗ у младших
школьников 16
1.3. Способы формирования у младших школьников социальных
представлений о детях с ОВЗ 31
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию социальных представлений младших школьников о детях с ОВЗ 40
2.1. Методическая организация исследования 40
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 45
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 64
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 76
Выводы по главе 2 105
Заключение 108
Список используемых источников 110
Приложение А 117
Приложение Б 195
Приложение В 211
Приложение Г 251


По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, настоящий момент в России более 30 млн. детей, из них около 1,006 - дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, имеющие физические или психические отклонения, из-за которых нарушается ход естественного развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни). Ранее данная категория детей обучалась только в специализированных (коррекционных) школах, а сейчас принято решение о создании интегрированного обучения - когда дети с ОВЗ обучаются совместно с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, для этого должны создаваться специализированные условия. С 1 сентября 2016 года вступил в силу новый образовательный стандарт инклюзивного образования, и дети с ОВЗ начали обучаться в общеобразовательных учреждениях вместе с обычными школьниками [49]. В Красноярском крае, так же, как и по всей территории Российской Федерации реализуется действие данного закона.
Всего в Красноярском крае более 28 000 детей с ОВЗ от 0 до 18 лет, что составляет 4,3% от общего количества детей, проживающих в Красноярском крае. Из 28000 детей 9000 дошкольников и более 18000 школьников. Инклюзивно обучаются 6544 детей с ОВЗ школьного возраста. По сравнению с 2015-2016 годом их количество возросло на 613 обучающихся [57]. На данный момент проблемами социализации и интеграции детей с ОВЗ занимается немало ученых. В работах таких авторов как И.А. Архи, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова, В.П. Невская, Л.Ф. Сербина и др. представлен исторический анализ образования детей с ограниченными возможностями здоровья в различных регионах России, отражающий новые подходы и видение проблемы. Особо важно в современном образовании изучение эффективности деятельности педагога с детьми с ОВЗ (Р.О. Агавелян, Н.М. Назарова и др.) [16]. Интегрированное образование как один из важнейших институтов включения детей с различным уровнем психического и физического развития в общество рассматривается в работах западных ученых: Т. Бут, Д. Дарт, Д. Лукас, М. Оливер, М. Пэйломбейро, А. Уорд, С. Хегарти, У.Холливуд, российских ученых: Л. И. Акатов, А.Н. Гамаюнова, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев, Э.В. Миронова, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Г.Н. Пенин, В.Н. Сводина, Л.И. Тигранова, С.Г. Шевченко, Н.Д. Шматко [48].
В основе отношений любого человека с другим субъектом и способов взаимодействия с ним лежит социальное представление об этом субъекте, о том, какой он, как к нему можно относиться, с ним налаживать контакт и коммуникацию. А что же такое социальное представление? По мнению известного социального психолога С. Московичи, - это «универсальный социально-психологический феномен, включающий все формы познания», который объединяет «идеи, мысли, образы и знание, которыми совместно пользуются члены коллектива (общности)» [34]. Проблемой социальных представлений занимались многие ученые такие как Э. Дюркгейм, Л. Леви- Брюль, С. Московичи, И. С. Кон, Н. М. Лебедева, В. Е. Семенов и др. Дюркгейм утверждал, что социальная жизнь полностью состоит из представлений. Московичи писал, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, являются социальными представлениями [44].
Тема работы является актуальной, т.к. исследований о том, какие представления существуют у младших школьников о детях с ОВЗ недостаточно для того, чтобы полно понять данную проблему. А это необходимо, поскольку в данный момент действуют интегрированные классы и почти в каждом есть ребенок с ОВЗ. Социализация детей с ОВЗ в российских классах еще мало изучена, но уже с уверенностью можно сказать, что этот процесс очень сложен и требует особых усилий от нашего общества. Для того, чтобы как-либо помочь данной категории детей, необходимо понять каково же представления о них в обществе, в частности у младших школьников.
Цель работы - составить и апробировать программу внеклассных мероприятий, направленную на комплексное развитие компонентов социального представления у детей младшего школьного возраста о детях с ОВЗ.
Объект исследования - процесс развития социальных представлений у детей младшего школьного возраста о детях с ОВЗ.
Предмет исследования - программа внеклассных мероприятий как средство развития социальных представлений у детей младшего школьного возраста о сверстниках с ОВЗ.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что процесс развития компонентов социальных представлений у младших школьников будет успешен, если:
1) организовать мероприятия, направленные на стимуляцию и активизацию компонентов социальных представлений младших школьников;
2) программу разделить по блокам, соответствующим каждому компоненту социальных представлений: когнитивному, эмоциональному, поведенческому;
3) в рамках психолого-педагогической работы использовать игры, конкурсы, мероприятия, направленные на повышение уровня социальных представлений у младших школьников о детях с ОВЗ, формирование дифференцированных, нестереотипных, позитивных социальных представлений учеников о детях с ОВЗ, а также развитие продуктивных способов социального взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего психолого-педагогического исследования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей социальных представлений у детей младшего школьного возраста о детях с ОВЗ.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального уровня развития социальных представлений у младших школьников о детях с ОВЗ.
4. Описать актуальный уровень развития социальных представлений младших школьников о детях с ОВЗ.
5. Разработать и апробировать программу, направленную на развитие компонентов социальных представлений младших школьников о детях с ОВЗ.
6. Проследить динамику развития социальных представлений у младших школьников о детях с ОВЗ до и после формирующего эксперимента.
7. Оценить эффективность разработанной программы по формированию социальных представлений младших школьников о детях с ОВЗ с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Групповой ассоциативный эксперимент.
2. Метод проективного сочинения.
3. Проективное тестирование.
4. Групповое анкетирование.
5. Контент-анализ.
6. Количественный и качественный анализ данных.
Эксперимент проводился на базе средней школы №98, г. Красноярска в 2018 и 2019 году. В качестве экспериментальной группы выступили учащихся 3 «А», 4 «А», 4 «Б», 4 «В» классов, в количестве 85 человек.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема социального представления всегда волновала человечество, занимая умы психологов, социологов и писателей. Она изучается давно и на сегодняшний день существует различные подходы к этой проблеме.
Традиция изучений представлений человека в психологии и социологии была заложена уже относительно давно, однако активное развитие этой проблемы началось лишь после того, как на нее обратила внимание французская школа социальных представлений С. Московичи.
В последнее время этой проблеме стало уделяться больше внимания, стали исследовать суть социального представления, способы его возникновения, то, как оно выражается и сказывается на разные возрастные и социальные категории людей в разные периоды жизни.
Социальное представление возникает в процессе коммуникации между людьми. Образ социального мира складывается у человека на протяжении всей его жизни, и особенное значение имеют в этом процессе ранние стадии социализации индивида, которые чаще всего осуществляются именно в семье. Все результаты первичного воспитания в семье проявляют себя в социальной группе. Также на социальное представление влияет школьная группа, СМИ и различные литературные произведения.
Проблема социального представления младших школьников о детях с ОВЗ актуальна, но мало изучена.
В ходе анализа научной литературы по данной проблеме мы выбрали концепцию социального представления С. Московичи в качестве основы для экспериментального исследования.
В соответствии с изученной литературой была составлена диагностическая программа исследования. В своей работе мы использовали следующие методы: групповой ассоциативный эксперимент, метод проективного сочинения, групповое анкетирование, проективное тестирование, контент-анализ, количественный и качественный анализ данных.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что представления младших школьников о детях с ОВЗ характеризуются плохой дифференцированностью, стереотипностью, знания осознаются плохо. Совместное продуктивное взаимодействие затруднено.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на комплексное развитие социальных представлений младших школьников о детях с ОВЗ: когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы. В разработанной программе представлены внеклассные мероприятия, направленные на стимуляцию и активизацию компонентов социальных представлений младших школьников.
Результаты исследования показали, что разработанная программа является эффективной в развитии всех компонентов социальных представлений младших школьников о детях с ОВЗ. Статистическая проверка различий до и после проведения формирующего эксперимента позволила подтвердить выдвинутую нами гипотезу.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении социальнопсихологических особенностей развития социальных представлений у младших школьников, а также анализе приёмов и средств, способствующих, комплексному развитию его компонентов.
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы внеклассных мероприятий, возможности использования результатов в практике преподавания в начальной школе. Кроме того, разработанные материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием социальных представлений у младших школьников о детях с ОВЗ, а также родителями и студентами, интересующимися данной проблемой.



1. Абульханова К.А. Личностные особенности и детерминанты социальных представлений // Идея системности в современной психологии / под.ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 469 с.
2. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С.3-21.
3. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2002. С.88-103.
4. Абульханова К.А., Воловикова М.И. Исследование личностных особенностей и детерминант социальных представлений // Современная психология: Состояние и перспективы исследования: Часть 2. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - 362с. С. 71-84.
5. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М. Воронеж.: МОДЭК 1999.224 с, с. 27-28.
6. Алексанова Т.Н. Кинотерапия, или Как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/kinotierapiia- ili-kak-ispol-zovat-mietod-prosmotra-fil-mov-v-vospitatiel-noi-rabotie-s-diet-mi-i- podrostkami.html.
7. Американская медицинская ассоциация. /Официальная статистика: губительное влияние на психику СМИ. 2001 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.ama-assn.org/ama.
8. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. Научно-методический журнал. 1999. № 3. С. 15.
9. Бандура, Альберт. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер.с англ. Серия: Психология, XX век Издательство: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000 г. 510 с.
10. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. М., 1989.
11. Виленчик М.М. Отдаленные последствия воздействия излучений. М.: Энергоатомиздат, 1987 г. 192 с.
12. Влияние социума на развитие ребенка. [Электронный ресурс] .Режим доступа:
13. https://www.gnomik.ru/articles/art-vliyanie-sotsiuma-na-razvitie- lichnosti-rebenka/.
14. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984.
15. Грэндин Т, Скариано М.М. «Отворяя двери надежды: Мой опыт преодоления аутизма».- М.:Центр лечебной педагогики, 1999....64



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ