РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «ФАНТАЗИЯ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста 7
1.2. Творческие способности детей среднего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни развития 11
1.3. Особенности конструирования как вида деятельности детей дошкольного
возраста 21
1.4. Творческая мастерская «Фантазия» как ресурс в развитии творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста 29
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «ФАНТАЗИЯ», НАЦЕЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 40
2.2. Предпроектное исследование 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа
исследования 56
2.4. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа проектного
исследования 61
2.5. Методические рекомендации педагогам для организации и реализации
мастерской «Фантазия» в развитии творческих способностей детей среднего
дошкольного возраста 64
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста 7
1.2. Творческие способности детей среднего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни развития 11
1.3. Особенности конструирования как вида деятельности детей дошкольного
возраста 21
1.4. Творческая мастерская «Фантазия» как ресурс в развитии творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста 29
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «ФАНТАЗИЯ», НАЦЕЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 40
2.2. Предпроектное исследование 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа
исследования 56
2.4. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа проектного
исследования 61
2.5. Методические рекомендации педагогам для организации и реализации
мастерской «Фантазия» в развитии творческих способностей детей среднего
дошкольного возраста 64
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на поддержку разнообразия детства посредством создания условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка [51]. Развитие творческой личности, способной оценивать прекрасное, должно начинаться в дошкольном детстве.
Одна из важных задач образовательного стандарта - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром - еще раз доказывает важность развития творческого начала [51].
Во всех образовательных областях присутствует вклад в развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Этому должны способствовать педагоги в дошкольных образовательных организациях (ДОО).
Одним из средств развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста является детское конструирование. В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению отечественного психолога А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов» [7].
Анализ образовательной теории и практики показал, что методические аспекты обучения детей дошкольного возраста конструированию недостаточно освещены, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей. В практике работы ДОО программное 3 содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном на формирование общих изобразительных умений и навыков, то есть носят узко дидактический характер.
Проблема развития творческих способностей получила многостороннее освещение в трудах психологов и педагогов: А.П. Петровского,
В.А. Сухомлинского, А.И. Савенкова, К.Д. Ушинского, П.П. Торенса, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, А.З. Рахимова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Возможности конструирования в развитии творческих способностей дошкольников рассмотрены в работах Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой, Н.В. Шайдуровой и др.
Но, несмотря на изученность теоретических аспектов конструирования в деятельности детей среднего дошкольного возраста, актуальным остается вопрос организации практической деятельности педагогов, направленной на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами конструирования.
На основе вышеперечисленных положений актуализируется проблема, которая отражена в теме настоящего исследования «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством творческой мастерской «Фантазия».
Объект проектной работы: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Предмет проектной работы: творческая мастерская «Фантазия» как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Цель проектной работы: разработка, обоснование и реализация творческой мастерской «Фантазия» как средства развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Проектная идея: необходимость разработки эффективного средства в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в качестве которого выступает творческая мастерская по конструированию, 4
выстроенная с опорой на принципы систематичности, последовательности и постепенности, индивидуализации, принцип свободы выбора, практикоориентированности, наглядности, обратной связи, рефлексивной направленности; в содержании которой конструирование занимает главное место и является средством развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста (в соответствии с критериальными характеристиками: способность вырабатывать максимальное количество идей и способов действий в ответ на проблемную ситуацию за короткий промежуток времени (беглость), способность находить новые способы решения проблемной ситуации (гибкость), способность выдвигать субъективно новые идеи и способы действия, отличающиеся от широко известных (оригинальность).
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи проектной работы:
1. Выделить психологические особенности детей среднего дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность, структуру феномена «творческие способности детей среднего дошкольного возраста» и уровни его развития.
3. Раскрыть особенности конструирования как вида деятельности детей дошкольного возраста.
4. Выявить потенциал творческой мастерской «Фантазия» в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
5. Осуществить апробацию творческой мастерской «Фантазия» в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать методические рекомендации педагогам по организации и реализации творческой мастерской «Фантазия» в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
7. Разработать практические рекомендации родителям по созданию условий для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи.
Методы проектной работы
Теоретические методы проектной работы:
• анализ научной психолого-педагогической литературы по
исследуемой проблеме, анализ нормативных документов и учебнопрограммной документации (Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, план работы педагога- психолога);
• сравнение;
• обобщение.
Эмпирические методы:
• наблюдение;
• беседа;
• анализ результатов художественно-творческой деятельности ребёнка. Диагностические методики:
• диагностическое задание «Создаем изображения из цифр и фигур» А.И. Савенков [42];
• субтест «Завершение фигуры» Э.П. Торренс [47].
Экспериментальная база проектной работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХ комбинированного вида» г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Одна из важных задач образовательного стандарта - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром - еще раз доказывает важность развития творческого начала [51].
Во всех образовательных областях присутствует вклад в развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Этому должны способствовать педагоги в дошкольных образовательных организациях (ДОО).
Одним из средств развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста является детское конструирование. В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению отечественного психолога А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов» [7].
Анализ образовательной теории и практики показал, что методические аспекты обучения детей дошкольного возраста конструированию недостаточно освещены, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей. В практике работы ДОО программное 3 содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном на формирование общих изобразительных умений и навыков, то есть носят узко дидактический характер.
Проблема развития творческих способностей получила многостороннее освещение в трудах психологов и педагогов: А.П. Петровского,
В.А. Сухомлинского, А.И. Савенкова, К.Д. Ушинского, П.П. Торенса, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, А.З. Рахимова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Возможности конструирования в развитии творческих способностей дошкольников рассмотрены в работах Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой, Н.В. Шайдуровой и др.
Но, несмотря на изученность теоретических аспектов конструирования в деятельности детей среднего дошкольного возраста, актуальным остается вопрос организации практической деятельности педагогов, направленной на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами конструирования.
На основе вышеперечисленных положений актуализируется проблема, которая отражена в теме настоящего исследования «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством творческой мастерской «Фантазия».
Объект проектной работы: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Предмет проектной работы: творческая мастерская «Фантазия» как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Цель проектной работы: разработка, обоснование и реализация творческой мастерской «Фантазия» как средства развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Проектная идея: необходимость разработки эффективного средства в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в качестве которого выступает творческая мастерская по конструированию, 4
выстроенная с опорой на принципы систематичности, последовательности и постепенности, индивидуализации, принцип свободы выбора, практикоориентированности, наглядности, обратной связи, рефлексивной направленности; в содержании которой конструирование занимает главное место и является средством развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста (в соответствии с критериальными характеристиками: способность вырабатывать максимальное количество идей и способов действий в ответ на проблемную ситуацию за короткий промежуток времени (беглость), способность находить новые способы решения проблемной ситуации (гибкость), способность выдвигать субъективно новые идеи и способы действия, отличающиеся от широко известных (оригинальность).
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи проектной работы:
1. Выделить психологические особенности детей среднего дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность, структуру феномена «творческие способности детей среднего дошкольного возраста» и уровни его развития.
3. Раскрыть особенности конструирования как вида деятельности детей дошкольного возраста.
4. Выявить потенциал творческой мастерской «Фантазия» в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
5. Осуществить апробацию творческой мастерской «Фантазия» в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать методические рекомендации педагогам по организации и реализации творческой мастерской «Фантазия» в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
7. Разработать практические рекомендации родителям по созданию условий для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи.
Методы проектной работы
Теоретические методы проектной работы:
• анализ научной психолого-педагогической литературы по
исследуемой проблеме, анализ нормативных документов и учебнопрограммной документации (Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, план работы педагога- психолога);
• сравнение;
• обобщение.
Эмпирические методы:
• наблюдение;
• беседа;
• анализ результатов художественно-творческой деятельности ребёнка. Диагностические методики:
• диагностическое задание «Создаем изображения из цифр и фигур» А.И. Савенков [42];
• субтест «Завершение фигуры» Э.П. Торренс [47].
Экспериментальная база проектной работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХ комбинированного вида» г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования ориентирует педагогов на поддержку разнообразия детства через
создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради
развития способностей каждого ребенка [51]. Развитие творческой личности,
способной оценивать прекрасное, должно начинаться в дошкольном детстве.
Конструирование как вид деятельности детей дошкольного возраста
является средством развития творческих способностей. В ходе
конструирования дети создают образ постройки, объекта не только отображая
структуру, особенности устройства, но и выражают свое отношение к нему.
Под творческими способностями в настоящем исследовании
понимаются индивидуальные способности человека, которые порождают
качественно новый продукт и определяют успешность выполнения им
творческой деятельности различного рода.
В рамках настоящего исследования, определены следующие
критериальные характеристики творческих способностей у детей среднего
дошкольного возраста:
− способность вырабатывать максимальное количество идей и способов
действий в ответ на проблемную ситуацию за короткий промежуток времени
(беглость);
− способность находить новые способы решения проблемной ситуации
(гибкость);
− способность выдвигать субъективно новые идеи и способы действия,
отличающиеся от широко известных (оригинальность).
При этом, выделены три уровня развития творческих способностей
детей среднего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий уровни
(таблица 1).
Детское конструирование представляет собой деятельность, в которой
дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных
77
строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки
(игрушки, постройки) [46].
Конструирование напрямую связано с творческой деятельностью, а
следовательно, и творческими способностями, т.к. в процессе
конструирования с помощью различных материалов создается что-то новое,
ранее не существовавшее.
Конструирование как вид деятельности играет немаловажную роль в
процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного
возраста. Ведение занятий с основой на принцип от простого к сложному и
использование элементов игры позволит развить и подкрепить интерес
дошкольников к конструированию как виду деятельности. Применение для
конструирования различных материалов значительно увеличивает репертуар
творческих решений дошкольника, позволяет генерировать новые идеи для
воплощения замысла. Кроме того, конструирование развивает в дошкольнике
самостоятельность, инициативность, способствует формированию и развитию
навыков сотрудничества, планирования деятельности. Специально
организованный, систематический процесс конструирования с детьми
дошкольного возраста играет важную роль при подготовке ребенка к школе,
поскольку способствует формированию познавательного мотива
деятельности, интеллектуальной готовности к школе.
По итогу реализации первого модуля достигнут ожидаемый результат:
выявлен потенциал творческой мастерской в развитии творческих
способностей у детей среднего дошкольного возраста (дети знают о различных
техниках соединения деталей постройки, о разнообразие материала для
конструирования (бумага, картон, природный материал, бросовый материал,
специальные строительные наборы, конструктор), способны к воплощению
своего творческого замысла посредством конструирования из различных
материалов, способны к конструированию по замыслу, по образцу и по
условиям), разработано содержание творческой мастерской как средства
развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста,
78
разработаны методические рекомендации педагогам по организации и
реализации творческой мастерской, разработаны практические рекомендации
родителям по созданию условий для развития творческих способностей детей
среднего дошкольного возраста в условиях семьи.
Реализация исследовательской работы проектного типа в формате
творческой мастерской позволила развить творческие способности детей
среднего дошкольного возраста, а также расширить методическое
обеспечение для педагогов по развитию этих способностей посредством
конструирования как вида деятельности детей дошкольного возраста.
образования ориентирует педагогов на поддержку разнообразия детства через
создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради
развития способностей каждого ребенка [51]. Развитие творческой личности,
способной оценивать прекрасное, должно начинаться в дошкольном детстве.
Конструирование как вид деятельности детей дошкольного возраста
является средством развития творческих способностей. В ходе
конструирования дети создают образ постройки, объекта не только отображая
структуру, особенности устройства, но и выражают свое отношение к нему.
Под творческими способностями в настоящем исследовании
понимаются индивидуальные способности человека, которые порождают
качественно новый продукт и определяют успешность выполнения им
творческой деятельности различного рода.
В рамках настоящего исследования, определены следующие
критериальные характеристики творческих способностей у детей среднего
дошкольного возраста:
− способность вырабатывать максимальное количество идей и способов
действий в ответ на проблемную ситуацию за короткий промежуток времени
(беглость);
− способность находить новые способы решения проблемной ситуации
(гибкость);
− способность выдвигать субъективно новые идеи и способы действия,
отличающиеся от широко известных (оригинальность).
При этом, выделены три уровня развития творческих способностей
детей среднего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий уровни
(таблица 1).
Детское конструирование представляет собой деятельность, в которой
дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных
77
строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки
(игрушки, постройки) [46].
Конструирование напрямую связано с творческой деятельностью, а
следовательно, и творческими способностями, т.к. в процессе
конструирования с помощью различных материалов создается что-то новое,
ранее не существовавшее.
Конструирование как вид деятельности играет немаловажную роль в
процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного
возраста. Ведение занятий с основой на принцип от простого к сложному и
использование элементов игры позволит развить и подкрепить интерес
дошкольников к конструированию как виду деятельности. Применение для
конструирования различных материалов значительно увеличивает репертуар
творческих решений дошкольника, позволяет генерировать новые идеи для
воплощения замысла. Кроме того, конструирование развивает в дошкольнике
самостоятельность, инициативность, способствует формированию и развитию
навыков сотрудничества, планирования деятельности. Специально
организованный, систематический процесс конструирования с детьми
дошкольного возраста играет важную роль при подготовке ребенка к школе,
поскольку способствует формированию познавательного мотива
деятельности, интеллектуальной готовности к школе.
По итогу реализации первого модуля достигнут ожидаемый результат:
выявлен потенциал творческой мастерской в развитии творческих
способностей у детей среднего дошкольного возраста (дети знают о различных
техниках соединения деталей постройки, о разнообразие материала для
конструирования (бумага, картон, природный материал, бросовый материал,
специальные строительные наборы, конструктор), способны к воплощению
своего творческого замысла посредством конструирования из различных
материалов, способны к конструированию по замыслу, по образцу и по
условиям), разработано содержание творческой мастерской как средства
развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста,
78
разработаны методические рекомендации педагогам по организации и
реализации творческой мастерской, разработаны практические рекомендации
родителям по созданию условий для развития творческих способностей детей
среднего дошкольного возраста в условиях семьи.
Реализация исследовательской работы проектного типа в формате
творческой мастерской позволила развить творческие способности детей
среднего дошкольного возраста, а также расширить методическое
обеспечение для педагогов по развитию этих способностей посредством
конструирования как вида деятельности детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- Искусство живописи как источник вдохновения в формировании творческих способностей детей 10-11 лет в изобразительной деятельности в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - «ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА» КАК ИНСТРУМЕНТ В РАСШИРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМУЛА ТВОРЧЕСТВА: ИНИЦИАТИВА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017





