Введение 3
Глава I. Теоретические и правовые основы организации
государственной службы 7
1.1 Понятие и сущность государственной службы 7
1.2 Правовое регулирование организации государственной службы 13
1.3 Система государственной службы РФ и зарубежных стран 17
Глава II. Российский зарубежный опыт организации государственной службы на примере Германии и США 27
2.1 Особенности урегулирования конфликтных ситуаций при прохождении
государственной службы в РФ 27
2.2 Сравнительный анализ разрешения конфликтов на государственной
службе в странах Германии и США 45
2.3 Возможность использования положительного зарубежного опыта в
организации государственной службы в РФ 59
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Тема моей выпускной квалификационной работы в настоящее время является актуальной потому что, сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских служащих, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, является одной из важнейших задач. Также создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Изучение организации управления государственной службы за рубежом и в России, сравнение отечественного и зарубежного опыта управления организацией государственной службы, особенно актуально в настоящее время, когда формирование современной и эффективной государственной службы Российского государства относится к приоритетным направлениям преобразований, происходящих в административно-политической и правовой сферах.
Вопрос о государственной службе приобрел актуальность в связи с ростом ее удельного веса в общей системе государства. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Государственная служба, как юридический институт рассматривается в такой отрасли права, как административное право. Во всех учебниках советского периода государственной службе отводилась определенная глава или раздел. В новых учебных пособиях государственной службе также уделяется внимание, излагаются новые подходы и принципы построения. Проблемы изучения государственной службы отражены в работах таких ученых как Мишин А.А, Уилсон Дж, Чиркин В.Е, Василенко И.А и многих других.
В данной дипломной работе используется термин «государственная служба», поскольку на данный момент во всех законодательных актах, как Российской Федерации, так и Соединенных Штатов, используется именно он. В частности, в законах Российской Федерации «Конституция Российской Федерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации»
и других применен термин «государственная служба».
К организации государственной службы - Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относит, в соответствии со сложившимися представлениями, такие вопросы: понятие государственной службы, ее виды, принципы государственной службы, статус государственной должности.
Методологически и практически значимы труды современных ученых- юристов, комплексно исследующих вопросы организации управления государственной службой Ю.Н. Старилова, А.А. Гришковца, Н.М. Казанцева, Д.Н. Овсянко, Анисимова А.С., Атаманчука Г.В., Байкова В.Э., Дергача А.А., Приваловой С.В. и др.
Целью дипломной работы - является исследование всех аспектов государственной службы за рубежом и в России, разработка предложений по использованию положительного зарубежного опыта в организации государственной службы в РФ и проведение сравнительного анализа между государственными службами Германии и США.
Задачами для достижения цели дипломной работы являются:
1. изучить гражданскую службу, как социально-правовой и организационный институт;
2. проанализировать правовое обеспечение системы гражданской службы в РФ и за рубежом;
3. рассмотреть особенности урегулирования конфликтных ситуаций в государственной службе России;
4. выявить различия по разрешению конфликтов на государственной службе в странах Германии и США;
5. выработать рекомендации по использованию положительного зарубежного опыта в организации государственной службы РФ.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе организации управления государственной службы.
Предметом выпускной квалификационной работы является изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих государственную службу в Российской Федерации, а также правовых актов зарубежных государств.
Методологической основой данного исследования является диалектический метод познания. При проведении исследования используется также ряд частных научных методов: сравнительно-правовой, формально¬логический, системно-структурный.
Эмпирическую базу дипломной работы составили опубликованные и размещенные в электронных правовых базах юридические статьи, научная литература, опубликованная в средствах массовой информации.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Первая глава посвящена раскрытию теоретических и правовых основ организации государственной службы, рассмотрению понятия государственной службы, исследованию законодательства в области организации государственной службы и изучению системы государственной службы РФ и зарубежных стран.
Вторая глава посвящена российскому зарубежному опыту организации государственной службы на примере Германии и США. В этой главе подробно рассмотрены урегулирование и разрешение конфликтных ситуаций при прохождении государственной службы в Германии и США, а также использование позитивного опыта зарубежья в организации государственной службы в РФ.
Заключение содержит основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования, предложения по совершенствованию организации управления государственной службой с использованием положительного зарубежного опыта и его применении в организации государственной службы в РФ.
Анализ зарубежного и отечественного опыта организации государственной службы позволяет сделать следующие выводы: современная государственная служба реализует свои функции, как через деятельность государственных служащих, так и через свою институциональную целостность. Как правовой институт, государственная служба - комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, их ответственность и формы поощрения. Государственную службу одновременно можно отнести и к государству, и к обществу, как одно из связывающих звеньев между ними. От нее во многом зависит нормальное функционирование и развитие гражданского общества. Поэтому не случайно все более широкое распространение получает взгляд на государственную службу именно как на социально-правовой институт. Государственную службу можно рассматривать и с позиции теории управления как сложный организационно-управленческий институт, который характеризуется: совокупностью организаций и учреждений.
В настоящее время правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации (Ст.32, Ст.71, Ст.97), ФЗ от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Нормы, составляющие основу правового статуса государственных служащих, дифференцируются на общие и особенные. Общими считаются те, которые свойственны всем госслужащим, независимо от категорий и групп замещаемых ими должностей. Для осуществления специальных полномочий госслужащим законодательством могут предоставляться особые права и обязанности, которые затем конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Законодательством предусмотрено 5 групп классных чинов для государственных гражданских служащих. В каждой группе разрядов предусматривается 3 степени градации: 1, 2 и 3 классы. Классный чин не технический элемент статуса, а показатель профессионального и должностного уровня государственного гражданского служащего.
Административная реформа, проводимая в России на протяжении последних лет, направлена на повышение эффективности деятельности системы государственных органов в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Новые подходы к государственному строительству объективно стимулируют пересмотр многих сложившихся представлений об организующем и регулирующем воздействии государства, системы публичной власти и института государственной службы, их роли в различных сферах общественной жизни. Система мер противодействия коррупции в России строится на использовании, прежде всего, мер упреждения, направленных, в частности, на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.
В Германии государственным служащим-чиновником считается лишь тот, кто находится в публично-правовых отношениях с государством, что законодательно закреплено в нескольких правовых актах. Закон «О правовом положении федеральных чиновников» регулирует важнейшие отношения, складывающиеся при прохождении чиновниками всей службы: права и обязанности, назначение на должность, перемещение по службе и командировки, увольнение со службы, выход не пенсию, утрата прав чиновника, права профсоюзов, порядок подачи жалоб и обеспечение защиты прав. Особый статус гражданских служащих определяется наличием института государственной присяги. Занятые в государственной службе лица делятся на три категории: чиновники, служащие и рабочие государственных учреждений. Установлено четыре вида чинов государственных служащих:
А1-А5 - низшие чины; А6-А9 - средние чины; А10-А13 - высшие чины 1 ступени; А14-А16 - высшие чины 2 ступени.
Следует отметить, что особую группу чиновников в Германии составляют политические и почетные чиновники. Германия являет собой пример поэтапных преобразований в контексте жесткой многоуровневой системы государственного управления. Фактически реформы в сфере управления государственной гражданской службой в Германии были неглубокими и частичными. Это отчасти объясняется сложностями изменения системы, которая основана на рамочном законодательстве. В то же время, государственная служба в Германии отличается высокой эффективностью, престижем и уважением среди населения, в связи, с чем для адаптации государственной службы к изменяющимся условиям современного мира была выбрана тактика «большого качественного скачка посредством маленьких шагов». Среди таких шагов можно отметить децентрализацию гражданской службы, переориентацию государственной службы на «клиентные» отношения с гражданами, создание системы «электронного правительства».
По уровню коррупции Германия значительно опережает большинство европейских государств, а также США и Канаду. В качестве существующих мер по противодействию коррупции среди чиновников можно назвать ряд законодательных правил и положений. Несмотря на концептуальную схожесть устройства государственной гражданской службы в России и Германии, можно выделить ряд существенных отличий германской государственной службы: для практики российской государственной гражданской службы, несомненно интерес представляет опыт создания в Германии полноценной системы правовой и социальной защищенности государственного служащего, повышения престижа госслужбы в целом.
Не меньший интерес представляет и опыт децентрализации гражданской службы, переориентации государственной службы на «клиентные» отношения с гражданами, создание и внедрение программы электронного правительства, опыт борьбы с коррупцией.
Проблемы адаптации зарубежного опыта в организации государственной службы в современной России особенно актуальны, и имеют в своей основе ряд объективных причин: общая теория управления, и теория административно-государственного управления делают в нашей стране лишь свои первые шаги; отсутствует четко продуманная стратегия реализации намеченных реформ в сочетании с надлежащей ресурсной обеспеченностью; неоднородность потенциала регионов.
Изучение международной правовой практики поможет избежать ошибок и заблуждений при реформировании государственной службы Российской Федерации, но столь же несомненно, что наша страна должна, учитывая собственный социально-экономический, культурно-исторический опыт и правовые традиции, выработать методы способные сформировать эффективный институт государственной службы.
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от
17.01.1992 N 2202-1-ФЗ;
4. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ);
3. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ );
4. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
5. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 N 119-ФЗ;
6. Указ Президента Российской Федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»;
7. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»;
8. Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110;
9. Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 112;
10. Указ Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 года N 159;
11. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 года N 609;
12. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»;
13.Закон ФРГ «Общий закон о правовом положении государственных служащих» от 1 июля 1957 г.;
14.Приказ Президента США № 12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата».
2. Научная и учебная литература:
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность. - М., 2000. - 86с;
2. Архипова Т.Г., Сенин А.С., Румянцева М.Ф. История государственной службы в России XVIII-XX века: Учебное пособие. - М.: РГГУ, 2001. - 231с;
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - Изд. 3-е, доп. - М.: Омега-Л, 2005. - 276 с;
4. Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2003. N 3. С. 35 - 40;
5. Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная военная и правоохранительная службы РФ // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 75 - 90;
6. Большой Энциклопедический словарь / под редакцией А.М. Прохорова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия,
СПб.: Норинт, 2005г. - 1564 стр.;
7. Большая юридическая энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо 2005.- 468
стр.;
8. Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. М.: "Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 336 стр.;
9. Верхотуров Ю.И. Развитие российского законодательства о гражданской службе во второй половине XVI и в XVIII в. // Правоведение.
2003. N 6. С. 177 - 184;
10. Владимир Егоров, Ректор РАГС при Президенте РФ Вопросы государственной службы Российской Федерации. Глазунова Н.И. Государственное управление: Учебник для вузов. М.: Муниципальный мир,
2004. - 386стр.;
11. Государственная служба: учебник для вузов / ред. В. Г. Игнатов. -
Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. - 217стр.;
12. Государственная гражданская служба в России: опыт и проблемы становления: Материалы Всерос. науч. - практ. конф., провед. в РАГС при Президенте. Рос. Федерации 26 окт. 2004 г. - М., 2005. - 154стр.;
13. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. РАГС. М. Юность 1997. С. 138;
14. Государственная служба в зарубежных странах: Сборник обзоров законодательства. /Н. М. Касаткина, В. И. Лафитский, А. Ф. Ноздрачев и др. М.,1996. - 166 стр.;
15. Государственная служба за рубежом. Эффективность кадрового менеджмента. - М., Юристь 2000.- С.268;
16. Государственная служба за рубежом. Эффективность кадрового менеджмента №2 М.: РАГС 2007.. - 152 стр.;
17. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования: Монография. - Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2005. - 489стр.;
18. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2004. N 1. - 24 - 36стр.;
19. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-юрист. 2004. № 6;
20. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учебное и научно-практическое пособие. М., ИКФ «ЭКМОС»,
2003. - 234стр.;
21. Кирпатенко В.В. Особенности правового регулирования труда и социальной защиты государственных служащих: вопросы теории и практики // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
М.: МГИУ., 2005. - с.132;
22. Коновалов А.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 115стр.;
23. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М. Юрист, 2005. - 115
стр.;
24. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. О реформировании государственно¬служебного законодательства // Закон и право 2004. С. 67 - 74;
25. Мельников, В. П. Государственная служба в России: исторический опыт: учебное пособие / В. П. Мельников; Рос, акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 192 стр.;
26. Никита Жолквер. В Германии стало меньше коррупции // Новости Германии//городской портал г. Augsburg . Оболонский А.В. Реформирование государственной службы: этико-нравственный аспект // Право и управление. XXI век. 2006. № 1 (2). - 76-84стр.;
27.Обращение-послание Президента Российской Федерации к Федеральному собранию от 05.11.2008г;
28.Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. Учебное пособие. - М., Юристь1996. С. 174;
29.Оксана Ушакова Чужие деньги дурно пахнут Заслон
коррупционерам // Парламентская газета № 213 (2063) 19 Декабрь 2006 - с.6;
30.Особенности государственно-правового устройства стран Западной Европы и Америки на примере Великобритании, Франции и США // Вестник НДИ. - 2003. - №3;
31.Охотский Евгений Васильевич, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Государственный гражданский служащий и, его статус в обществе и системе государственного управления»
// ЭЖ-юрист. 2008. № 6;
32. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации Аналитический вестник Совета Федерации М.: 2006. - 60стр.;
33. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. О.А. Алякринского. М., Логос, 2003.- 142стр.;
34. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т.2. Норма. М. 2002. С. 206;
35. Старовойтов А.В. Реформирование российской государственной гражданской службы и опыт зарубежных стран. Фонд развития парламентаризма в России, 2003;
36. «Трудовой кодекс» для чиновника: Комментарии Помощника президента В. Иванова о новом Законе, о государственной гражданской службе // РГ. 2004. 31 июля;
37. Фокин Э.А. Поощрение государственных гражданских служащих за государственную гражданскую службу // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005, № 1. - С. 39-42;
38. Фр. Фукуяма. Сильное государство: Управление и мировой порядок
в XXI веке. М.: АСТ, АСТ МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2006.- 197с;
39.Черников Б.Чиновник в России и за рубежом // Служба кадров №5
2007 -с.24;
40. Государственное управление: элементарный курс. / Под ред. Чиркина В.Е. - М. Юрист. 2005. - 114с;
41. Шкель Тамара. ГОСТ службы: Государственные чиновники теперь будут жить, и работать по закону // РГ. 2004. 29 июля;
42. Шувалова Н.Н. Правовые и нравственные регуляторы служебного поведения государственных служащих // Право и управление. XXI век. № 1 (2). 2006. - 85-91с;
43. Юридическая энциклопедия. М. «Юрист», 2001. - 208с;