ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Место и роль женщины в французском обществе XVIII в 9
1.1.1. Значимость и авторитет женщины в эпоху Просвещения 9
1.1.2. Шаги женщин к эмансипации 14
1.2. Социально-исторический контекст гендерных исследований образа
женщины в лингвистике 16
1.2.1. Развитие гендерных исследований в лингвистике 16
1.2.2. Гендерные исследования на материале литературы 22
1.3. Лексические средства конструирования образа женского персонажа
в романе 29
1.3.1. Понятие «портрет» и «образ» в лингвистике и литературоведении,
тождественность образа реальному человеку 29
1.3.2. Лексические средства создания образа женского персонажа
в романе 33
1.4. Репрезентация образа женщины в литературе XVIII в 36
1.4.1. Классификация женских персонажей в литературных
произведениях 36
1.4.2. Репрезентация женщины в произведениях различных стран 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 45
ГЛАВА 2. ЛЕКСИЧЕСКАЯ БАЗА КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА
ЖЕНЩИНЫ ВО ФРАНЦУЗСКИХ РОМАНАХ XVIII В 47
2.1. Использование адъективов и субстантивов для описания внешнего облика женских персонажей 47
2.1.1. Специфика дескрипции женского внешнего облика автором- женщиной 47
2.1.2. Специфика дескрипции женского внешнего облика автором- мужчиной 51
2.2. Описание внутреннего мира женских персонажей 54
2.2.1. Специфика описания женского характера автором-женщиной 54
2.2.2. Специфика описания женского характера автором-мужчиной 60
2.3. Показатели гендерной специфики французских романов 67
2.3.1. Частотность лексем как показатель роли женских персонажей 67
2.3.2. Тренды употребления лексем для дескрипции женщин и их связь
с событиями романа 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
В настоящее время в мире существует почти четыре миллиарда женщин, что составляет 49,5% от общего населения Земли (по данным countrymeters.info от 7.01.2022). У каждой из этих женщин свои черты характера, амбиции, прошлое и будущее, но, в отличии от истории мужчин, женской части истории посвящено меньше работ и книг. На протяжении столетий женщинам запрещалось учиться, самовыражаться и иметь мнение, но в последние годы ситуация стремительно меняется. Женщины занимают высокие посты в организациях, руководят компаниями и, в том числе, пишут книги о себе и своем месте в этом мире. С расцветом движения за права женщин, также известного как феминизм, люди стали больше задумываться о роли женщины в семье и обществе, ее исторической роли и модификации таковой под влиянием тенденций современности.
Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что образ женщины до сих пор является противоречивой темой, но в то же время, его обсуждают и о нем говорят. В зависимости от многих факторов (пол, социальный статус, мировосприятие, предубеждения и др.) авторы описывают женщину по-разному; именно на разнообразие лексических средств направлен фокус представленной работы. Нами был проведен анализ образа женщины и выявление разницы в построении этого образа в гендерном аспекте. Под гендерным аспектом представлены особенности восприятия авторами- мужчинами и авторами-женщинами. Исследование осуществлено с помощью метода корпусного анализа, который представляет актуальную научную дисциплину - корпусную лингвистику, - и дает основания считать полученные результаты достоверными.
Объектом исследования является образ женщины во французских романах XVIII в. и специфика его описания авторами-женщинами и авторами- мужчинами.
Предметом настоящего исследования выступают лексические средства описания женщины в французских романах XVIII в.
Цель данной работы - выявление и анализ лексических средств конструирования образа женщины в французских романах XVIII в.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить развитие социальных взглядов на место и роль женщины в обществе XVIII в. и их представление в отечественных и зарубежных гендерных исследованиях;
2. Раскрыть понятие «литературный образ» и изучить лексические средства, использующиеся для его создания.
3. Рассмотреть положения гендерной теории на материале литературных произведений авторов-женщин и авторов-мужчин;
4. Рассмотреть примеры репрезентации женщин в текстовом материале XVIII в. и изучить классификацию литературных образов;
5. Проанализировать корпус текстов и рассмотреть использование адъективов и субстантивов для описания внешнего облика и внутреннего мира женских персонажей у авторов-женщин и авторов-мужчин;
6. Рассмотреть частотность лексем, использующихся для характеристики женских и мужских персонажей, и проанализировать их тренды с помощью корпусного инструментария Voyant Tools...
Настоящее исследование было направлено на выявление и анализ лексических средств, использующиеся авторами-женщинами и авторами- мужчинами для конструирования образа женщины в французских романах XVIII в.
Первостепенным для данной работы является понимание термина «литературный образ», который трактуется учеными как обобщенное художественное восприятие действительности. В свою очередь, сопоставление понятий «образ» и «персонаж» продемонстрировало их тождественность на основании передачи одного значения (обобщенное представление о предмете, облеченное в конкретную форму, имеющую определенные характеристики). В рамках настоящего исследования женские литературные персонажи исследуются как аналог реальным женщинам века Просвещения. Следовательно, специфика конструирования образа женщины во французских романах XVIII в. напрямую зависит от исторического контекста места женщины того времени. Наиболее статусным положением женщины XVIII в. выступали роли фаворитки и хозяйки салона.
Особенности мужского и женского использования языка являются объектом изучения гендерной лингвистики. Категория «гендера», изначально определяемая с биологической стороны, в современной традиции имеет социальный и культурный контексты, и дополняется лингвистическими факторами. Различия речевых портретов женщины и мужчины исследуются в ряде междисциплинарных научных областей на материале художественных текстов. В практической части нашего исследования был проведен анализ корпусов рассматриваемых текстов с применением инструментария корпусного менеджера Voyant Tools, и также выделены два способа конструирования образа женских персонажей: с помощью адъективов и субстантивов и с опорой на частотность употребления дескриптивных лексем.
Способ конструирования образа женских персонажей с помощью адъективов и субстантивов различается в произведениях автора-женщины и автора-мужчины. Так, автор-мужчина устанавливает акцент на внешнем облике женских персонажей, используя в 6 раз больше качественных адъективов и субстантивов (161 и 27 вариативных лексем соответственно). Также для поэтизации образа женщины автор-мужчина часто использует пары «адъектив + однокоренной субстантив», что свидетельствует об акценте на внешнем облике.
При дескрипции внутреннего мира женских персонажей, как автор- женщина, так и автор-мужчина употребляют лексемы и обороты, которые устанавливают власть женщины над мужчиной, подчинительное положение второго лица. Характеристика женских персонажей мужскими в произведениях авторов обоих полов преимущественно негативна. Персонажи употребляют инварианты лексемы «деспотизм» и другие лексические средства для «демонизации» политических свобод женщин. Дескрипция внутреннего мира женщины другими женскими персонажами у автора- женщины негативна, эмоциональна и гиперболизирована. Автор-мужчина при описании внутренних качеств героинь, напротив, употребляет лексемы с положительной коннотацией; оценка частотна и преимущественно позитивна.
Второй выявленный нами способ конструирования образа женских персонажей основывается на частотности употребления дескриптивных лексем и словоформ. Это проявляется в частотности номинации женщин с использованием местоимений, субстантивов и имен собственных. Так, представленные лексемы употребляются в 3 раза чаще в контексте дескрипции женских персонажей в сравнении с мужскими. Кроме того, лексемы, обозначающие титул/статус героинь, встречаются в 4 раза чаще, чем идентичные лексемы для мужских персонажей. Полученные данные свидетельствуют о ключевой роли женщин-протагонистов в сюжете произведений...
1. Адонина Л.В. Концепт «женщина» в русском языковом сознании: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Воронеж, 2007. 23 с.
2. Адонина Л.В. Образный компонент концепта «женщина» // Studia Methologica, 2006. Вып 18. С. 65-71.
3. Амирханян В.В., Кудряшов И.А. Образ персонажа в аспекте семантической структуры целостного художественного текста [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.lingexpert.ru/conference/langlaw5/kudryashov- amirhanyan.html (дата обращения: 20.01.2022).
4. Бакалова З.Н. Функционально-коммуникативный аспект
языковых единиц художественного текста // Вестник Новгородского госуд. университета им. Ярослава Мудрого, 2008. Вып. 49. С. 44-48.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 502 с.
6. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. 3-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2007. 520 с.
7. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / сост., гл. ред. канд. филол. наук С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.
8. Бубнова И.С., Терещенко А.Г. Особенности гендерной идентичности у подростков девиантного поведения // Казанский педагогический журнал, 2017. С. 166-168.
9. Владимирова С.В. Подготовка педагогических кадров во Франции. СПб.: РГПУ, 2004. 92 с.
10. Вольф Е.М. Грамматика и семантика прилагательного. М.: Наука,
1978. 200 с.
11. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского. М.: Либроком, 1958. 459 с.
12. Гарди Т. Возвращение на родину / Перевод на русский: Холмская О. 5-е изд. Азбука, 2018. 512 с.
13. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель,
1979. 224 с.
14. Голайденко Л.Н. Существительное «воспоминание» и
особенности его функционирования в художественной прозе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. В 2-х ч. Ч. I. Тамбов: Грамота, 2015. C. 58-65.
15. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие. М.: Логос, 2010. 432 с...
106