Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ПРОСТРАНСТВА В РИСУНКЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Работа №164890

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития умения передачи пространства младшими школьниками через линейно-конструктивный рисунок
1.1. Сущность понятий «пространство», «рисунок», «пространство в
рисунке» 6
1.2. Возрастные особенности передачи объема и пространства в младшем
школьном возрасте 10
1.3 Линейно-конструктивный рисунок как средство развития умения передачи пространства младшими школьниками 15
Выводы по главе 1 25
Глава II. Экспериментальная работа по развитию уровня умения передачи пространства в рисунке у учащихся младшего школьного возраста
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению уровня умения передачи пространства в рисунке у учащихся младшего школьного возраста 27
2.2. Серия занятий, направленная на улучшение качества передачи
пространства в рисунке у учащихся младшего школьного возраста 33
2.3. Методические рекомендации к серии занятий, направленные на
улучшение качества передачи пространства в рисунке у учащихся младшего школьного возраста 43
Выводы по главе II 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 66

Проблема правильности передачи пространства, ее особенности, приемы, средства выражения всегда были и остаются актуальными для художников и всех тех, кто занимается творчеством.
Передача пространства в рисунке способствует развитию пространственного мышления, а наиболее благоприятные условия для его развития формируются в младшем школьном возрасте. В восприятии школьника происходят изменения, ребенок начинает целенаправленно изучать предметы и явления. Школьники учатся исследовать и рассматривать предметы, это вызывает глубокие интеллектуальные изменения и совершенствование способности эстетического восприятия
действительности. Именно поэтому принцип наглядности является одним из наиболее важных способов актуализации художественного образования в младшем школьном возрасте. Принцип наглядности заключается в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям путем обращения к предметам и явлениям как к источнику познания.
С помощью линейно-конструктивного рисунка у учащихся начальных классов формируется и совершенствуется понимание формы, объёма, пропорций, умение анализировать свою работу, а не просто копировать натуру. Теоретические основы линейно-конструктивного рисунка помогают обеспечить разностороннее, полное формирование и понимание какого-либо образа, понятия окружающего мира, и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, умений и навыков школьников.
Пространство в рисунке — это способ отображения трехмерности натуры на плоскости, передача её формы, объёма и глубины, умение передавать плановость изображаемого окружения.
Цель исследования: составление серии занятий и методических рекомендаций к ним по развитию умения передачи пространства младшими школьниками через линейно-конструктивный рисунок.
Объект исследования: процесс развития умения передачи
пространства младшими школьниками с помощью линейно-конструктивного рисунка.
Предмет исследования: линейно-конструктивный рисунок как
средство развития умения передачи пространства на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза: развитие умения передачи пространства в рисунке младших школьников будет результативным если организовывать комбинированные типы уроков, совмещающие теоретический (знакомство с основами линейно­конструктивного рисунка) и практический (рисование с натуры) блоки.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятий «пространство», «рисунок», «пространство в рисунке», «линейно-конструктивный рисунок».
3. Подобрать методики, позволяющие выявить актуальный уровень умения передачи пространства в рисунке у учащихся.
4. Провести констатирующий эксперимент, позволяющий выявить уровни развития умения передачи пространства младшими школьниками.
5. Составить серию занятий, направленную на развитие умения передачи пространства в рисунке у младших школьников.
6. Разработать методические рекомендации по развитию умения передачи пространства в рисунке у младших школьников.
Методы исследования: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, наблюдение, эксперимент); просмотр и анализ детских рисунков (праксиметрический метод).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы решали проблему правильности передачи пространства. Нашей основной целью было составление серии занятий и методических рекомендаций к ним по развитию умения передачи пространства младшими школьниками через линейно-конструктивный рисунок.
Гипотеза подтверждена. Развитие умения передачи пространства в рисунке младших школьников будет результативным если организовывать комбинированные типы уроков, совмещающие теоретический (знакомство с основами линейно-конструктивного рисунка) и практический (рисование с натуры) блоки. Общий уровень развитости умения передавать пространство у учащихся - средний: высокий у 25%, средний у 62,5%, низкий у 12,5% учащихся. Преобладает средний уровень.
После анализа литературы по теме исследования стало ясно, что умения передавать пространство в рисунке необходимы для грамотного и эффективного построения, изображаемого в рисунке. Развитие умения передавать пространство в рисунке у учащихся младшего школьного возраста будет успешным, если: познакомить учащихся с основами линейно­конструктивного рисунка, использовать различные наглядные пособия и методы обучения, подбирать задания соответствующие их возрасту.
Были подобраны методики В.С. Кузина и А.В. Сорокина, позволяющие выявить актуальный уровень умения передавать пространство в рисунке у учащихся. Для анализа результатов эксперимента были подобраны следующие критерии, которые в большей степени подходят для данного возраста:
-знание теоретических основ линейно-конструктивного рисунка;
-умение передавать на плоскости форму и конструкцию;
-умение передавать на плоскости объём.
Проведен констатирующий эксперимент, выявляющий уровень развития умения передавать пространство в рисунке у младшего школьника. Использовался праксиметрический метод исследования.
Была рассмотрена методическая литература авторов: В.С. Кузина, Ю.А. Полуянова, А.В. Сорокина, Т.А. Копцевой, Б.М. Неменского. На ее основе были составлены планы-конспекты занятий, как часть цикла занятий, которые могут применяться для развития умения передавать пространство в рисунке, и были разработаны наглядные пособия по развитию умения передавать пространство в рисунке у младшего школьника. Эксперимент выявил, что по критериям уровень знания теоретических основ линейно­конструктивного рисунка; умение передавать на плоскости форму и конструкцию; умение передавать на плоскости объём, преобладает средний уровень развитости умения передавать пространство. Общий уровень умения передавать пространство у учащихся - средний.


1. Александрова А.Г., Капустина Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского.- Волгоград.: Учитель, 2006. - 61 с.
2. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество. - Ленинград.: Сборник Наука, 1982. - 242 с.
3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925. - 197 с.
4. Бакушинский А.Е. Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства. - М.: Лань, 2016. - 351 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 165 с.
6. Волков И.П. Художественная студия в школе. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.
7. Воскресенская Е.Д.: Рисование карандашом и красками. - Питер.: СПб, 2011. - 120 с.
8. Гаррисон Х. Рисунок и живопись. Полный курс. - М.: Эксмо, 2006. - 326 с.
9. Гинзбург И. В. П. П. Чистяков и его педагогическая система. - М.: Искусство, 1940. - 202 с.
10. Глинская И.П. Доперспективные способы передачи пространственной информации и некоторые вопросы обучения рисованию младших школьников. Художественное образование в школе. - Ленинград.: Просвещение, 1973. - 132 с.
11. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. - М.: Эксмо, 2002. - 247 с.
12. Жабинский В.И. Рисунок. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 217 с.
13. Занд Ю. Основы рисования карандашом. - П.: СПб, 2011. - 178 с.
14. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Просвещение, 1960. - 342 с.
15. Ивахнова Л.А. Научная основа художественно-педагогического образования учителя изобразительного искусства. - Алматы.: Просвещение, 1996. - 245 с....48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ