ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Методические основы организации научно - исследовательской
деятельности со школьниками 6
1.2. Мотивация исследовательской деятельности школьников 15
1.3. Интродукция тропических культур как элемент исследовательской
деятельности в образовательном процессе 18
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 34
3.1. Характеристика коллекции тропических и субтропических культур
оранжереи Пензенского ботанического сада как объекта научно - исследовательской деятельности школьников 34
3.2. Экспериментальная работа по внедрению исследовательской
деятельности учащихся в образовательный процесс 35
3.3. Экскурсия, как средство мотивации школьников к научно -
исследовательской деятельности 40
3.4. Методические рекомендации по организации исследовательской
деятельности школьников 50
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 62
Научно-исследовательская деятельность учащихся - неотъемлемая часть школьного образования, позволяющая сформировать как важнейшие ключевые компетенции (образовательную, познавательную, информационную), так и общепредметные и предметные. Научно- исследовательская деятельность (НИД) в широком смысле - это деятельность с целью уточнения имеющихся и формирования новых знаний, проработки научных гипотез, выявления закономерностей, свойственных природе и обществу. Применительно к школьному образованию, это организованная педагогом деятельность обучающихся по постановке и решению определённой задачи с ранее неизвестным решением, достижение которой предусматривает реализацию тех же этапов, которые предусмотрены во «взрослой» науке: постановка проблемы, анализ литературы по ней, освоение методики исследования, организация исследования, анализ результатов, обобщение, формулирование выводов.
Активное включение НИД в образовательный процесс призвано преодолеть такие недостатки традиционного обучения, как акцент на конвергентное мышление, репродуктивность, недостаточное внимание, совершенствования навыков самостоятельного обучения, неоправданная информационная перегрузка учеников.
Важную роль НИД играет для реализации принципов индивидуализации образования, дифференцированного подхода, для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Пензенский ботанический сад имени И.И. Спрыгина всегда был базой для организации НИД студентов и школьников г. Пензы и Пензенской области. В настоящее время эти возможности расширились в связи с введением в эксплуатацию с 2017 г. самого молодого структурного подразделения сада -оранжереи, где на относительно небольшой площади (300 м2), собрана богатая коллекция видов тропической и субтропической флоры, среди которых много ценных пищевых, лекарственных, декоративных растений. Интродукционные испытания этих видов представляют собой практически неисчерпаемый материал для организации НИД обучающихся, однако методическая база организации этих исследований проработана слабо...
1. Проанализирована научная и научно-методическая литература, дана оценка оранжерейному фону Пензенского ботанического сада как базе научно-исследовательской деятельности обучающихся школ г. Пензы. Отдел тропических и субтропических культур оранжереи Пензенского ботанического сада обладает большим потенциалом для организации научно- исследовательской работы обучающихся.
2. Освоены методы интродукции тропических культур в условиях оранжереи на примере Carica papaya L.
3. Разработана и проведена экскурсия с элементами научно- исследовательской деятельности «По следам тропических культур» для обучающихся среднего звена общеобразовательной школы с целью мотивации к дальнейшей НИД; разработана онлайн-экскурсия на созданной нами странице официального сайта Пензенского ботанического сада.
4. Разработаны и реализованы методические аспекты организации научно-исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов в оранжерее для формирования их исследовательской компетенции: как индивидуально (для старшеклассников), так и для группы обучающихся в виде экскурсии с элементами научно-исследовательской деятельности в виде практической работы.
5. Даны рекомендации для организации научно-исследовательской деятельности в условиях оранжереи при изучении биологии школьников среднего и старшего звена общеобразовательной школы.
1. Абрамова М.Н. Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся И Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С. 23-25.
2. Алексеев В.В. Кутузов Р.В. Проектно-исследовательская деятельность по биологии в образовательном процессе // Вестник ЧГПУ имени И.Я. Яковлева. 2019. №2 (102). С. 47-54.
3. Андреев В.И. Диалектика самовоспитания и самообразования творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988. 183 с
4. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.
5. Антропова И.П. Школа исследовательских проектов - школа будущего // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №6. С. 68-71.
6. Байбородова Л.В. Харисова И.Г., Чернявская А.П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. 2014. №2. С. 94-117.
7. Богоявленская Д.Б., Кисельникова Н.В. Делаем шаг в будущее // Образование личности. 2016. №2. С. 94-87.
8. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: М.: КНОРУС, 2018. 512 с.
9. Глебов А.А. Целостные педагогические системы: историке- педагогическое исследование. Волгоград: Перемена, 2010. 90 с.
10. Горчаковский П.Л. Антропогенная трансформация и восстановление продуктивности луговых фитоценозов. Екатеринбург: Изд. Екатеринбург, 1999. 156 с.
11. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс до и после. 2004. № 5. С. 3-8.
12. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
13. Зверев А.А., Бабешина Л.Г. Оценка экологических условий местообитаний плодовых культур рода: материалы и методические подходы // Вестник Том. гос. ун-та. 2009. № 325. С. 167-175.
14. Ивочкина Т., Ливенц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.
15. Исхакова В.В. Боровикова Е.Ю., Гарифуллин Э.Д. Эксперимент как метод научного познания. Уфа, 2017. 9 с...40