Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме
исследования ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся волонтерской деятельностью 6
1.1. Понятие ценностно-смысловой сферы личности 6
1.2. Психологическая специфика волонтерской деятельности 15
1.3. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся
волонтерской деятельностью 2 3
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся волонтерской деятельностью 33
2.1. Описание процедуры и методов исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования особенностей ценностно-смысловой
сферы подростков, занимающихся волонтерской деятельностью 36
Выводы 50
Заключение 53
Список используемых источников 55
Приложение 59
На сегодняшний день проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности приобретает особую значимость. Ценностные ориентации, определяя духовный стержень человека, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности личности, выражают отношение к миру и к самому себе, наполняют жизнь смыслом, представляют собой основу для усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в мотивы практического поведения.
В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты, явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Ценности профессиональной деятельности являются смыслообразующей основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества.
Актуальность исследования подтверждается потребностью современного общества в изучении ценностно-смысловой сферы подрастающего поколения в связи с тем, что подростки являются основой для формирования общества. Решение нравственных проблем способствует формированию на их основе ценностно-смысловой ориентации подрастающего поколения на уважение своего народа, на осуществление осознанного выбора в собственной гражданской позиции.
Проблема исследования ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся волонтерской деятельностью, обусловлена наличием противоречий между необходимостью изучения психологических детерминант добровольческой деятельности и недостаточной степенью разработанности данной проблемы...
Смысловая система личности - это определенным образом организованная совокупность смысловых образований, которые включают в себя личностный смысл, мотивы, смысловые установки, а также личностные ценности.
Существует две функции смысловых образований - во-первых, они создают образ будущего, перспективу развития, во-вторых, выступают основой нравственной оценки личностью своих поступков.
Такие личностные ценности, как осознанные и принятые человеком более общие, смыслы жизни, являются высшим уровнем организации смысловой системы.
В ходе эмпирического исследования изучались показатели ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся волонтерской деятельностью.
Исследование проходило на базе МБОУ СОШ №1 г. Городище Пензенской области. В исследовании приняли участие 32 учащихся 9-10 классов в возрасте 15-16 лет.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения, связанные с изучением ценностных ориентаций личности, включенной в волонтерскую деятельность (работы Кудринской Л.А., Сикорской Л.Е., Суворова А.В., Потаповой Н.А., Яницкого М.С. и др.); исследования по изучению самореализации личности в работах Брылева Л.Г., Кебина Н.А., Шамолина Р.В. и др.
На основании теоретического анализа литературы можно сказать, что волонтерство - это вид общественно-полезной деятельности, отражающей личные взгляды, и проявляющийся на основе добровольного выбора человека в активном участии в жизни общества, выражающемся в форме совместной деятельности людей в рамках каких-либо социально значимых проектов.
Субъективное ценностное отношение личности к различным сферам жизнедеятельности, например волонтерской деятельности, играет значимую роль в удовлетворении личностью общественных потребностей в деятельности.
Вовлечение подростков в волонтерскую деятельность способствует осознанию ими своих личностных смыслов и способствует процессу социализации подростков.
Участие подростков в волонтерской деятельности способствует развитию у них способности к самопознанию, что положительно влияет на формирование гармоничного образа «Я».
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены различия в показателях ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся и не занимающихся волонтерской деятельностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практической деятельности психолога по вопросам личностного и профессионального самоопределения подростков, а также по профилактике девиантного поведения подростков.
1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук (19.00.01) / Е.С. Азарова; РГСУ. - Кемерово, 2008. - 25 с.
2. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности / Е.С. Азарова, М.С. Яницкий // Вестник Томского Государственного Университета. - 2008. - № 306. - С.120-125.
3. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации и проблемы их формирования. - М., 2009. - 379 с.
4. Батаршев A.B. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи. - М.: «Академия», 2009. - 192 с.
5. Беленький Д.Б. Психолого-педагогические аспекты волонтерской деятельности учащихся / Д.Б. Беленький. - М.: Смысл, 2010. - 32 с.
6. Богданова Е.В. Подготовка будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности / Е.В. Богданова // Идеи и идеалы. - 2010. -
№1 (3). - С. 27-35.
7. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль. - 1988. - 301 с.
8. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. - М., 1998. - 175 с.
9. Волонтеры МУ ЦПППН «Доверие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.clean-noyabrsk.ru.museum.htmL/volont03.html (дата обращения 10.01.2022).
10. Волочков A.A. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А.А. Волочков, Е.Г. Ермоленко // Психологический журнал. - 2004. - Т.25. - № 2. - С. 17-23.
11. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие / Е.А. Горбатова. - СПб.: Речь, 2008. - 320 с.
12. Горлова Н.И. Организация волонтерской деятельности: учебно - методический комплекс по направлению подготовки социальная работа / Н.И. Горлова. - М.: РГСУ, 2010. - 58 с.
13. Григорович М.В. У волонтерства русская душа / М.В. Григорович // Новая газета. - 2005. - №3. - С. 8.
14. Григорович М.В., Абдалина Л.В. Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте / М.В. Григорович, Л.В. Абдалина // Вестник ТГУ. - №7 (99). - 2011. - С. 99-102.
15. Дубовый Л.М. Введение в психологию смысла. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2006. - 136 с...42