Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Работа №164878

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО
ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1.1 Понятие смыслового чтения в психолого-педагогической и научно-методической
литературе
1.2 Требования современных стандартов к сформированности умения смыслового
чтения
1.3. Дидактические возможности развития умения смыслового чтения в процессе
обучения математике и особенности обучения в малокомплектной школе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО
ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
2.1 Комплекс заданий по математике на развитие умения смыслового чтения для
обучающихся 5 класса
2.2 Методические рекомендации для учителя по развитию умения смыслового чтения
на уроках математики в условиях малокомплектной школы
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию умения смыслового
чтения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. В настоящее время важность владения навыками семантического чтения актуальна как никогда, в связи с чрезмерным количеством данных различного рода, хотя и не всегда желаемого качества. Люди часто поглощают всю информацию, которая появляется в их поле зрения, не обдумав ее как следует. Поэтому образование должно быть направлено на формирование духовно зрелых и адаптивных личностей, способных воспринимать, извлекать и правильно понимать содержание из самых разных источников — от новостей до романов.
Эксперты как внутри страны, так и за рубежом изучают этот вопрос. Исследования, проведенные международной программой оценки образовательных достижений, учащихся и международным исследованием качества чтения и понимания текста, свидетельствуют о том, что современные школьники испытывают трудности при осмыслении прочитанного. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учителю необходимо формировать у учащихся универсальные учебные действия. Основополагающим результатом освоения основной образовательной программы является приобретение умения семантически читать тексты различных стилей и жанров.
Правительство России разработало «Национальную программу поддержки и развития чтения». Эта программа призвана побудить народ больше читать и повысить интеллектуальный потенциал населения. Важность этой инициативы неоспорима, поскольку она поможет школьникам улучшить устную и письменную речь, стимулировать творческие способности и развить навыки критического мышления.
Новые ФГОС полностью уже вошли в жизнь образовательных организаций. В обновленных моделях акцент сделан на практико - ориентированные задания. Для их выполнения потребуется использование полученных знаний на практике, умение отбирать и комбинировать необходимые данные, находить оптимальные пути решения поставленных задач. ФГОС разработаны в идеологии системно-деятельностного подхода. Это значит, что центр тяжести при оценке учебных достижений школьников будет перенесен со знаний на умение их применять на практике - определять, объяснять, рассуждать, аргументировать.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению. В школе необходимо обучать и чтению, и пониманию текста. Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
В малокомплектной школе, где количество обучающихся в классе варьируется от 1 до 8 учеников, возникают трудности в построении полноценного учебного занятия. Здесь очень сложно применять приемы и технологии, используемые в массовой школе. Необходим поиск новых форм организации процесса обучения, способствующих разнообразить общение и виды деятельности обучающихся для развития мотивации учебной деятельности и интереса к предмету.
Исследования по изучению навыков смыслового чтения стали предметом изучения К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Л.А. Мосуновой, А.Г. Асмолова, М.П. Воюшиной, Т.Д. Полозовой и другие. Чаще всего исследователи обращались к проблемам формированиия, а также последующего развития навыков смыслового чтения.
В настоящее время вопросами формирования смыслового чтения и оценки его сформированности на уроках математики занимались не там много педагогов - методистов. Например, О. В. Баталова, О. С. Таизова, а также созданы измерительные материалы для учащихся 5-9 классов по оценке читательской грамотности под редакцией Г.С. Ковалевой.
Проблема исследования. Существует несоответствие между необходимостью развития способности к осуществлению смыслового чтения на уроках математики в средней школе и ограниченным количеством методических разработок, посвященных решению этой трудности.
Объект исследования: учебная деятельность обучающихся на уроках математики в 5 классе в малокомплектной школе.
Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков смыслового чтения у учащихся 5 классов на уроках математики.
Гипотеза: формирование навыков смыслового чтения у школьников в ходе уроков математики будет происходить наиболее эффективно при использовании комплекса уроков в рамках предмета «Математика», предполагающих работу над навыками смыслового чтения учащихся.
Цель исследования: обосновать и экспериментально доказать эффективность применения технологии смыслового чтения на уроках математики в 5 классе в условиях малокомплектной школы.
Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:
1. Раскрыть понятие навыков смыслового чтения, представленное в психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2. Определить место смыслового чтения в нормативных документах.
3. Охарактеризовать приемы обучения технологии смыслового чтения и работы с текстом.
4. Разработать комплекс уроков по математике в 5 классе, эффективно влияющих на формирование навыков смыслового чтения у обучающихся и реализовать его в условиях малокомплектной школы.
База исследования - МКОУ Большекнышинская СОШ Красноярского края.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение методического опыта, педагогических фактов и явлений, моделирование педагогических ситуаций, изучение педагогической документации и результатов деятельности.
Работа состоит из двух глав. В первой главе описаны теоретические аспекты развития умения смыслового чтения в процессе обучения математике, дается понятие смыслового чтения в психолого-педагогической и научно­методической литературе, описываются требования современных стандартов к сформированности умения смыслового чтения, изучаются дидактические возможности развития умения смыслового чтения в процессе обучения математике и особенности обучения в малокомплектной школе.
Во второй главе представлены: комплекс заданий по математике на развитие умения смыслового чтения для обучающихся 5 класса, методические рекомендации для учителя по развитию умения смыслового чтения на уроках математики в условиях малокомплектной школы, а также результаты опытно­экспериментальной работы по развитию умения смыслового чтения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире умение читать включает в себя гораздо больше, чем просто владение техникой чтения. Это постоянно развивающийся набор знаний, навыков и способностей, т. е. качество человека, которое необходимо постоянно совершенствовать на протяжении всей жизни в различных условиях деятельности и общения.
Для определения уровня владения навыками чтения ключевым критерием является оценка понимания текста. Обучение продвинутому чтению, называемому рефлексивным чтением, предполагает овладение следующими способностями: распознавание общей цели и понимание всего смысла текста, включая определение главной темы и общего замысла или цели текста. Для этого можно предложить следующие виды деятельности: выбрать из текста или придумать к нему название; построить тезис, формулирующий общий смысл текста; проиллюстрировать
последовательность инструкций, представленных в тексте; сравнить основные разделы графика или таблицы; выяснить назначение карты, эскиза и т. д.
Определить общее понимание письменного материала можно, выполнив следующие задания: связать часть текста с его более развернутым понятием, заданным в вопросе; соотнести часть текста с авторскими аннотациями; выбрать наиболее общую, ведущую идею из представленных концепций текста, демонстрируя способность учащегося различать первичную и вторичную идеи или распознать главную концепцию в названии и формирование центральной темы.
Для того чтобы оценить способность выявлять данные в тексте, можно дать задания, требующие беглого просмотра текста, определения его основных положений и поиска нужной единицы информации, которая может быть выражена иначе, чем в вопросе. Для оценки способности интерпретировать текст необходимо попросить учащихся сравнить

подтверждающие предложенные тезисы, сделать выводы на основе представленных предпосылок и определить авторский мотив или основную концепцию текста.
Обучающиеся должны обладать высокой степенью остроты ума, этического и эстетического развития, чтобы быть в состоянии правильно оценить размышления, содержащиеся в тексте. Для этого они должны связать информацию, содержащуюся в тексте, со своими собственными знаниями и оценить сделанные утверждения, исходя из собственного мировоззрения. Кроме того, они должны уметь приводить аргументы в поддержку своего мнения.
Оценка сформированности навыков смыслового чтения у учащихся 5­го класса в апреле 2023 года показала, что, несмотря на некоторый прогресс, большинство учащихся по-прежнему не могут находить неявную информацию в тексте, делать выводы о намерении автора, переключаться между различными представлениями данных, объяснять порядок инструкций и точно выражать утверждения из заданного варианта. Таким образом, очевидно, что все еще существуют серьезные проблемы с пониманием и преобразованием информации.
Рассматривая данные оценок, очевидно, что учащиеся добились успехов в овладении навыками чтения на уроках математики. Однако ни один из тестов не выявил учащихся, способных делать выводы о цели автора и формулировать постулат, основанный на предположении.
Видно, что доля повторной диагностики в каждой области не превышает 60%. Успеваемость зависит от умения выбирать правильные методы, объединять их и внедрять в уже известные формы обучения. Каждый человек талантлив и замечателен по-своему. Эта тактика направлена на то, чтобы помочь работать с любым типом данных, а не только с текстом. Учебник — это основной источник запросов, обязанностей и заданий, которые учитель дает ученикам или они находят сами. Научить ученика работать с книгой — значит научить его учиться. Важно научить их самостоятельно работать с книгой, воспитать в них способности и навыки внимательного чтения и осознанного постижения заложенного в ней материала.
Приемы работы с текстом не только облегчают процесс обучения, но и стимулируют умственную деятельность учащихся, вызывая энтузиазм к изучаемому предмету.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза получила частичное подтверждение. Необходимо продолжать работу по совершенствованию технологии формирования смыслового чтения на уроках математики в условиях малокомплектной школы, расширяя комплекс заданий и набор приемов и средств обучения.


1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст]. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
2. Андреева Н. С., Сизько Н. П. Формирование навыка смыслового
чтения у обучающихся начальной школы. [Электронный источник]. - Режим доступа: https ://interactive -plus.ru/e-articles/768/Action768-
554002.pdf
3. Бине, А. Измерение умственных способностей: пер. с фр. / А. Бине. - СПб.: Союз, 2018. - 432 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под. ред. В. В, Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2019. - 536 с.
5. Гельфман, Э. Г. Конструирование учебных текстов по математике, направленных на интеллектуальное воспитание учащихся основной школы: дис. ... докт. пед. наук / Э. Г. Гельфман. - Томск, 2014. - 409 с.
6. Государственные образовательные стандарты общего образования http://www.edu.ru/db/portal/obschee/
7. Гельфман, Э. Г. Конструирование учебных текстов по математике, направленных на интеллектуальное воспитание учащихся основной школы [Текст]: дис докт. пед. наук / Э. Г. Гельфман. - Томск: [б. и.], 2014. - 409 с.
8. Доблаев, Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания [Монография] / Л. П. Доблаев. Под ред В. В. Давыдова. - М.:«Педагогика», 1982. - 176 с.
9. Ивлиева Е. Урок математики в объединенном классе малочисленной школы: методические рекомендации / Е.Ивлиева // Сельская школа. - 2016. - № 2. - С.113-119.
10. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя / Н.Б.Истомина. - М.: Просвещение, 1985. - 64 с.: ил.
11. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность длямолодых людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя.
- 2012.- № 6.
12. Козленко, Л. Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения [Электронный ресурс] / Л. Н. Козленко. - URL: http://festival.1september.ru/articles/632538/.
13. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. - М.: Юрайт, - 2019. - 472 с.
14. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: автореферат диссертации / Л.А.Мосунова. - Москва, 2016. - 43 с.
15. Мосунова, Л. А.Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. ... д-ра психол. наук / Л. А. Мосунова. - Москва, 2016. - 291 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ