Реферат
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 12
1.1. Возможности учебного предмета «физика» для развития УУД
обучающихся 12
1.2. Проектирование и конструирование ситуационных задач по физике 26
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЕМЫХ 34
2.1. Применение ситуационных задач по физике для развития УУД 34
2.2. Педагогический эксперимент 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли новые требования касательно содержания, структуры и условий образования детей на разных ступенях обучения. По мнению некоторых экспертов, советское образование в плане фундаментальности получаемых знаний было одним из самых лучших в мире, но, несмотря на это, с течением времени оно подверглось разительным изменениям и преобразованиям. Количество новой информации, растущее лавинообразно, обуславливает потребность общества в гибкой и адаптивной системе образования, которая предоставит ученику инструменты быстрого нахождения необходимой информации, быстрой профессиональной переориентации и повышения квалификации.
Одна из главных проблем, которая существует в системе образования на сегодняшний день, состоит в том, что ученик с хорошей или отличной успеваемостью, окончив школу, оказывается неприспособлен к жизни. В критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не функционируют в жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить. Таким образом, подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, зачастую оказываются не востребованными в жизни. Поэтому важнейшей целью школьного образования является содействие социализации обучающихся, умение находить нужную информацию в любой момент, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Результатом современного образования должно стать формирование у обучающихся ключевых компетентностей.
В различных источниках существуют разные трактовки таких терминов как «компетенция» и «компетентность». Применительно к образовательному процессу наиболее приемлемыми считаются следующие: «компетентность» - характеристика, качество личности, позволяющая ей решать вопросы в определенной сфере деятельности. Ее основанием должен являться опыт 7 социальной и учебной деятельности. «Компетенция» - предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен, в которой он способен выполнять те или иные действия [6].
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предполагает формирование новой модели образования направленной на формирование компетентной личности, способной добывать знания, имеющей мотивацию к самосовершенствованию и самопознанию, активно присваивающую и усваивающую способы действия, обладающую способностью к быстрому применению полученных знаний в любой ситуации. Именно школа способна сформировать полноценного гражданина и всесторонне развитого человека.
Основной задачей современной школы является интеграция и осмысление новых знаний, и их взаимосвязь с жизненным опытом ребенка на основе умения учиться и добывать знания самому, так как в виду технического прогресса школа перестала являться единственным источником информации и обучающийся теперь должен выступать в роли «архитектора» образовательного процесса. Достижение данной цели не представляется возможным без формирования системы универсальных учебных действий (УУД). Как говорится в общеизвестной притче: чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. Но можно поступить иным способом - научить его ловить рыбу, и в таком случае человек, освоивший рыбную ловлю, впредь не останется голодным [14].
Работа учителя по развитию обучающихся в первую очередь заключается в организации специальных форм и видов деятельности обучаемых, основанных на системе компетентностно-ориентированных заданий. Одним из видов таких заданий являются так называемые ситуационные задачи. Мы считаем, что овладев технологией разработки и использования ситуационных задач, учитель сможет снизить разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками обучающегося, открывая многогранность изучаемого предмета, показывает физику как науку пригодную для восприятия и 8
осознания, объясняет процессы, происходящие в реальной жизни при помощи физических законов и явлений. Обучающиеся знакомятся с учебным предметом с творческой стороны. Ввиду того, что ситуационные задачи еще не получили широкого распространения, возникают определенные трудности при поиске нужного материала или задачи.
Этим и обусловлена актуальность данной выпускной квалификационной работы, направленной на разработку способов создания системы ситуационных задач и показывающей нужность и важность применения ситуационных задач в ходе учебных занятий по физике.
ФГОС предусматривает: переработку и анализ полученной информации обучающимися в соответствии с поставленными задачами, получение умений и навыков решения задач из повседневной жизни, овладение эмпирическим методом решения проблем.
Конечно же, следует сказать о компетентности самого учителя, без которого во многом зависит успешность и эффективность образовательного процесса. После освоения системно-деятельностного подхода учитель готов реализовать ФГОС на практике, ориентируясь на универсальные компетенции и практические умения школьников.
Объектом исследования выступает процесс обучения физике в основной школе. Конкретно в пример берется процесс обучения физике 8 класса МКОУ Вагинской СОШ, для которой, дистанционно были предоставлены необходимые материалы по методике разработки, внедрения и решения ситуационных задач по физики.
Несомненным показателем компетентности и развития обучающегося является овладение универсальными учебными действиями, а именно познавательными, включая логические, коммуникативными, регулятивными, включая саморегуляцию, и личностными. Овладеть данными действиями представляется возможным через процесс обучения школьников решению реальных жизненных ситуаций при помощи предметных знаний. Поэтому предметом исследования является применение ситуационных задач на учебных занятиях по физике и их влияние на развитие УУД обучаемых.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в создании системы ситуационных задач по физике, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся.
Исходя из поставленной нами цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проектирования и конструирования ситуационных задач по физике.
2. Разработать и апробировать ситуационные задачи в практике обучения физике обучающихся основной школы (8 класс).
3. Выявить влияние использования ситуационных задач по физике на динамику уровня роста и развития УУД в ходе образовательного процесса.
Гипотеза: включает предположение о том, что разработка и
использование ситуационных задач, в процесс обучения физике оказывает положительное влияние на повышение уровня и качества развития УУД обучающихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме
исследования;
• эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью диагностики уровня мотивации к изучению предмета физика, познавательного интереса и уровня успеваемости учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
• статистические — методы статистики, которые использовались для обработки полученных данных и посредством которых определялись значимость и надежность полученных результатов.
Результат моего научного исследования состоит в поиске, конструировании и внедрении в процесс обучения физике ситуационных задач, а также в изучении положительного влияния использования ситуационных задач на повышение у обучающихся уровня и качества УУД, являющихся показателем компетентности и развития обучающегося.
Научная новизна исследования заключается в разработке системы ситуационных задач по физики для учащихся основной школы.
Практическая ценность результатов исследования состоит в разработке и внедрении в практику обучения физике системы ситуационных задач, а также методики их применения на уроках физике основной школы.
На защиту выносится следующее положение: развитие универсальных учебных действий учащихся средней школы, достигается по средством применения на уроках физики методики по разработки и внедрению системы ситуационных задач.
Апробация результатов осуществлялась дистанционно на базе МКОУ Вагинская СОШ, с октября 2016 по апрель 2017 года. При активном сотрудничестве директора школы Никифоровой Натальи Валерьевны и учителя физики Игнатюк Алексея Владимировича.
По теме исследования опубликована статья:
Игнатьев И.В. Ситуационные задачи по физике, как инструмент развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы // XVIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященному 85-тилетию КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 26-28 апреля 2017.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что поставленная нами цель, заключающаяся в создании системы ситуационных задач по физике, направленных на формирование и развитие УУД была достигнута. Автором были изучены теоретические основы конструирования и проектирования ситуационных задач, так же задачи были разработаны и апробированы на обучающихся 8 класса. В процессе исследования нами было выявлено влияние использования ситуационных задач по физике на динамику роста УУД обучающихся.
Методика проведения учебных занятий с использованием ситуационных задач дала положительный результат и соответственно положительную динамику.
У обучающихся явно видна тенденция к дальнейшему развитию УУД, что и является первоочередной целью учителя. Поскольку выводится средний балл по каждому УУД, картина является объективной. В своих отчетах о проведенной работе учитель физики МКОУ Вагинской СОШ, в которой проводилась апробация нашей методики, акцентировал внимание на улучшение партнерских отношения, ученики стали заинтересованы в совместной деятельности и мотивированы к дальнейшему развитию и сотрудничеству.
Анализируя данные, занесенные в таблицы и графики, отображающие результаты наших исследований, можно сделать вывод, что обучающиеся в начале педагогического эксперимента не были подготовлены и ранее не участвовали деятельности подобного рода. Тем не менее, коммуникативные УУД подверглись наибольшему развитию и постепенно все обучающиеся влились в единый стиль работы, научились взаимодействовать между собой, укрепили отношения в своих малых группах. Что касается общеучебных умений, автор считает, что они, безусловно, очень важны и трудны в своем развитии. Создание алгоритмов является первоочередным и трудоемким занятием, которое следует начинать развивать еще в начальных классах, так как в дальнейшем дети с хорошо развитым алгоритмическим мышлением наиболее 65
успешно приспосабливаются к жизни и решают поставленные перед ними задачи в тои или иной сфере.
Развитию логических умений способствовало выделение в физических ситуационных задачах явлений и законов, обучающиеся на конкретном примере могли проследить причинно-следственные связи.
Работа в группах мотивировала обучающихся двигаться вперед, тем самым повышая уровень регулятивных умений, ребята после нескольких контрольных срезов имели представление о поставленной перед ними цели и делали шаги к дальнейшему продвижению.
В ходе исследовательской деятельности мы достигли поставленной цели, при помощи выполнения выделенных нами задач.
В заключении, хотелось бы отметить при применении ситуационных задач по физики, фиксации результатов проводимых исследований, в первую очередь отмечалось ярко выраженное желание и заинтересованность учащихся в сотрудничестве и взаимодействии. По мнению автора, лучшая модель отношений учителя и ученика - это партнерские отношения, позволяющие обучающемуся свободно развиваться как личности целеустремленной, компетентной и разносторонней.
1. Акулова О.А., Писарева С.А., Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008.-96с.
2. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя: Из опыта работы. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 102с.
3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
4. Львова Т.В. Ситуационные задачи по предметам естественнонаучного цикла - ресурс обновления содержания школьного образования/Т.В. Львова//Пермский педагогический журнал. - 2012. - №3 - с.16.
5. Маткаримова Д. Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения/ Д. Ш. Маткаримова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - с. 434-437.
6. Парфенова А.В. Ситуационные задания как способ формирования
компетентности здоровьесбережения в обучении физике школьников/А.В. Парфенова//Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №4 - Том II
(Психолого-педагогические науки) - с.72.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.:Просвещение, 2010. - 159с.
8. http://festival.1september.ru/
9. http://kpoxa.okt.edusite.ru/
10. http: //lib2 .znate.ru/
11. http://ria.ru/society/
12. http://school.xvatit.com/
13. http: //www.docme.ru/
14. http://www.prosv.ru/
15. http: //www.uchportal .ru/
16. https://open-lesson.net/