Розыск подозреваемого, обвиняемого, скрывшегося от органов предварительного расследования и суда в уголовном процессе России (Уральский Государственный Горный Университет)
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..6
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЗЫСКЕ ЛИЦ, СКРЫВШИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И СУДА КАК ВИДА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…9
1.1. Понятие, сущность и значение организации розыска преступников...9
1.2. Нормативная правовая основа розыска скрывшихся………………...13
1.3. Принципы деятельности лиц, скрывавшихся от органов предварительного расследования и суда………………………………………….20
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД ПО РОЗЫСКУ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПНЕНИЯ, СКРЫВШИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И СУДА…25
2.1. Первоначальные розыскные мероприятия, направленные на скорейшее обнаружение и задержание разыскиваемых лиц и тактика их производства…25
2.2. Основные виды мероприятия сотрудников ОВД, направленные на розыск и задержание разыскиваемых лиц, и тактика их производства………...31
2.3. Международный розыск и международное сотрудничество по осуществлению розыска преступников…………………………………………...36
2.4. Контроль за действиями сотрудников ОВД, осуществляемых с целью розыска преступников……………………………………………………………...41
3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТ ОВД ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СКРЫВШИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И СУДА………………………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..65
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…69
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что в современном обществе, где правопорядок и соблюдение законов лежат в основе стабильности и безопасности, вопросы, связанные с розыском лиц, уклоняющихся от правосудия, приобретают особую значимость. В условиях глобализации и увеличения мобильности населения розыск преступников становится более сложной задачей, требующей от правоохранительных органов не только применения новых технологий, но и международного сотрудничества. Это обусловливает необходимость глубокого анализа существующих методов и практик, а также разработки новых подходов и стратегий в данной области.
Проблематика розыска лиц затрагивает важные аспекты прав человека и гражданина, поскольку любое действие правоохранительных органов должно строго соответствовать законодательным рамкам, чтобы избежать нарушения конституционных прав граждан. В этом контексте актуальность работы также обусловлена необходимостью обеспечения баланса между эффективностью розыскных операций и соблюдением правовых норм, что является сложной юридической задачей в условиях постоянно меняющегося законодательства и правоприменительной практики.
Повышается жестокость и агрессивность действий преступников, которые все чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и изощрённое. Одним из важных механизмов в борьбе с преступностью является оперативно-розыскная деятельность. Основной характерной чертой оперативно-розыскной деятельности является её разведывательно-поисковая сущность, так как она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путём реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с организацией деятельности по розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие деятельность по розыску скрывшихся от суда и следствия, теоретико-правовые основы и организационно-тактические вопросы деятельности оперативных подразделений ОВД по розыску скрывшихся лиц.
Цель работы – изучить организацию деятельности ОВД по розыску лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов предварительного расследования и суда.
Задачи:
- изучить понятие, сущность и значение организации розыска преступников;
- рассмотреть историю становления и развития розыскной деятельности в России;
- выявить принципы и правовую основу деятельности лиц, скрывавшихся от органов предварительного расследования и суда;
- раскрыть первоначальные розыскные мероприятия, направленные на скорейшее обнаружение и задержание разыскиваемых лиц и тактику их производства;
- определить основные виды действий и мероприятия сотрудников ОВД, направленные на розыск и задержание разыскиваемых лиц;
- рассмотреть международный розыск и международное сотрудничество по осуществлению розыска скрывшихся преступников;
- рассмотреть контроль за действиями сотрудников ОВД, осуществляемыми с целью розыска преступников;
- выявить проблемы, возникающие в деятельности сотрудников ОВД по розыску совершивших преступления, скрывшихся от органов предварительного расследования и суда и предложить пути их решений.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Нормативную базу работы составят Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, положения и приказы Министерства образования и науки РФ, иные подзаконные нормативные акты и акты локального нормотворчества, а также фактический материал, нашедший отражение в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Методологическую основу данной работы составляют: сравнительно-правовой, системно-структурный методы, метод статистического анализа и другие частно-научные методы познания, а также анализ обобщений следственной практики.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
Проведенное исследование по теме, связанной с розыском подозреваемого, обвиняемого, скрывшегося от органов предварительного расследования и суда в уголовном процессе России, позволяет сделать следующие выводы.
Организация розыска – это деятельность, регламентированная нормативными актами, которую осуществляют правоохранительные органы с целью выявления лиц, находящихся в розыске, скрывшихся от суда и следствия, применения к ним предусмотренных законодательством мер, идентификации неизвестных, предотвращения уклонения от уголовной ответственности, выполнения обязанностей, отбывания наказания.
Оперативно-розыскная деятельность по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, регулируется обширной нормативно-правовой базой. Регламентация этой деятельности осуществляется на всех уровнях иерархии нормативно-правовых актов, начиная от Конституции Российской Федерации и заканчивая ведомственными актами, обеспечивая тем самым всестороннее правовое регулирование розыскной работы.
Правовая основа деятельности лиц, скрывавшихся от органов предварительного расследования и суда, строится на принципах справедливости, законности и защиты прав человека, гарантируя баланс между необходимостью привлечения к ответственности и соблюдением прав каждого индивида. Эти принципы обеспечивают не только законное и справедливое применение полномочий правоохранительными органами, но и способствуют укреплению доверия общественности к правосудию. Розыскные операции требуют от правоохранительных органов не только высокой степени профессионализма и соблюдения процедур, но и применения современных технологий и методик, что повышает шансы на успешное задержание лиц, уклоняющихся от правосудия.
Практически любое следственное действие обладает разыскными возможностями, т. е. позволяет получить разыскную информацию или же обнаружить и овладеть объектами розыска. В предупреждении уклонения обвиняемых от ответственности и в оперативном их обнаружении и задержании принципиально важны неотложные следственные действия. Их результативность в сочетании с иными процессуальными и оперативно-разыскными мероприятиями обусловлена деятельностью следователя строго в рамках закона и в соответствии с организационно-тактическими рекомендациями, разработанными на соответствующем теоретическом уровне и апробированными в ходе практической правоприменительной деятельности. Современные научно-технические средства играют ведущую роль в повышении эффективности розыскной деятельности.
Эффективность розыска скрывшихся подозреваемых и обвиняемых обеспечивается комплексным подходом к планированию разыскных мер, который должен предусматривать возможность проведения как ОРМ, так и следственных и других разыскных действий. Последнее обстоятельство указывает на необходимость тесного взаимодействия инициаторов розыска с органами, осуществляющими ОРД.
Важнейшим направлением разыскной работы сотрудников правоохранительных органов является деятельность по установлению родственных, дружеских и иных близких связей разыскиваемого лица, а также выяснению видов средств связи, используемых «преступниками», объявленными в розыск. Последующий постоянный или периодический контроль установленных объектов позволит обнаружить место нахождения разыскиваемого и задержать его.
Среди наиболее эффективных и распространенных разыскных мер следует выделить такие действия, как обыск или обследование мест возможного пребывания разыскиваемого, опросы лиц, которые имеют родственные или иные связи с «преступником», направление запросов в различные организации, а также формы наведения справок об искомом лице.
На сегодняшний день международный розыск представляет собой розыскные действия, проводимые преимущественно за границей, в которых участвуют правоохранительные органы различных государств. Содержание международного розыска составляет комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных поисковых мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение, задержание и выдачу (экстрадицию) скрывшегося обвиняемого, осужденного. Однако на практике возникают определенные проблемы при реализации международного розыска, что связано с внесенными изменениями в данную процедуру.
Кроме того, с целью совершенствования положений в данной сфере предлагаем принятие специального закона федерального уровня «Об экстрадиции», где был бы разъяснен порядок применения коллизионных норм об экстрадиции.
Краеугольное значение при реализации ОРД со стороны сотрудников ОВД имеет принцип законности и строгое соблюдение правовых норм при реализации полномочий в данной сфере. Для реального претворения принципа законности в деятельности сотрудников ОВД установлены положения о контроле, которые закономерно вытекают из ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Из проведенного анализа были выявлены три вида контроля, а именно: высший, судебный и ведомственный.
Тогда как, например, правовая регламентация судебного контроля не лишена недостатков. Главным образом, это связано с отсутствием общих положений о таком судебном контроле в рамках единой статьи. Права судей в данной сфере фактически «разбросаны» по разным статьям ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», что исключает общее понимание о специфике судебного контроля. В данной связи предлагаем дополнить главу VI ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» самостоятельной статьей «Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью», в рамках которой в системном виде изложить особенности такого контроля, органы, его осуществляющие, права судьи в данной сфере.
Было выявлено ряд проблем в исследуемой сфере и сформулированы пути их разрешения.
Так, предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 210 УПК РФ с изложением в следующей редакции: «При наличии данных указывающих на то, что подозреваемый, обвиняемый скрывается от следствия, следователь незамедлительно объявляет в розыск данное лицо, о чем составляет соответствующее постановление и направляет материалы для его проведения в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Розыск может быть объявлен во время производства предварительного следствия и одновременно с его приостановлением, если основания для этого возникли в момент окончания срока предварительного следствия».
Дополнительно следует отметить, что УПК РФ не регламентируется задержание иностранного лица, которое находится в международном розыске. На наш взгляд, ясность в данный вопрос может внести дополнение оснований задержания в порядке ст. 91 УПК РФ следующего содержания – «когда лицо находится в международном розыске».
Для решения проблем в области обмена информацией из систем оперативно-справочного учета представляется актуальным организация межведомственного взаимодействия ОВД и информационных центров. Целесообразно представить руководителям следственных органов на местах доступ по паролям к системам оперативно-справочного учета на региональном уровне, причем, как в «своем» регионе, так и в соседних, так как разыскиваемые лица могут быстро перемещаться по субъектам РФ, прилегающим друг к другу.
Только комплексное решение выявленных проблем позволит повысить эффективность реализации деятельности ОВД по розыску лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов предварительного расследования и суда.
1. Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для вузов / Е. С. Дубоносов. – 6-е изд., перераб. и доп. Москва: издательство Юрайт, 2020. 379 с.
2. Лапин Е. С. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые и теоретические основы: учебник и практикум для вузов / Е. С. Лапин. – 4-е изд., перераб. и доп. Москва: издательство Юрайт, 2020. 343 с.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3341.
7. Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (ред. от 14.02.2024)// Собрание законодательства РФ. 2008. № 49. Ст. 5748.
8. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 1992. № 8. Ст. 300.
9. Указ Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» (ред. от 23.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3746.
10. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» (ред. от 05.02.2024) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52 (часть I). Ст. 7501.
11. Указ Президента РФ от 13.07.2016 № 332 «О компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 29. Ст. 4212.
12. Ткачук Т.А. К вопросу о понятии и видах розыска // Проблемы в российском законодательстве. 2010. №2. С. 240-243.
13. Основы оперативно-розыскной деятельности: Электронное издание / С. И. Давыдов, В. В. Кальницкий, В. Н. Кукарцев [и др.]. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Барнаул: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", 2007. 236 с.
14. Парфенов А. В. Правовое регулирование розыскной и идентификационной деятельности органов внутренних дел // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 3. С. 17-19.
15. Закатов А. А., Замылин Е. И. Отдельные следственные действия и их роль в розыске скрывшихся преступников и иных объектов // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2021. № 1 (56). С. 8-17.
16. Кузнецов Е. В. Типовые разыскные версии, как основа для планирования деятельности по обнаружению лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2023. С. 67-70.
17. Петухова Ж. П. Деятельность следователя по розыску подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от следствия // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2021. № 2. С. 207-214.
18. Замылин Е. И., Закатов А. А. Плановость как важнейшее организационное требование к разыскной деятельности следователя // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 1 (48). С. 103-107.
19. Кузнецов Е. В., Ступницкий А.Е., Шишкина Н.Э. Типовые меры по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда // Сибирский юридический вестник. 2023. № 4(103). С. 96-104.
20. Лемайкина С. В. Актуальные вопросы использования «больших данных» в деятельности правоохранительных органов // Юристъ-Правоведъ. 2020. № 2 (93). С. 58-62.
21. Тарасов М. Ю., Ступаченко Е.В. Как Россия осуществляет международный розыск в современных политических условиях: особенности, трудности, перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19, № 5. С. 86-91.
22. Черных А. О. Проблемы организации международного розыска // Перспективные научные исследования как двигатель современной науки: Сборник статей XVIII международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22 июня 2024 года. Санкт-Петербург: ООО "Международный институт перспективных исследований им. Ломоносова". 2024. C. 71-72.
23. Европейская конвенция о выдаче (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 20.09.2012) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 23. Ст. 2348
24. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (ред. от 28.03.1997) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.
25. Амичба Л. Р., Скрябина И.Н. Актуальные проблемы международного розыска преступников // Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные АСПЕКТЫ: сборник статей XV Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 апреля 2023 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. С. 77-80.
26. Григорьев В. Н., Тарасов М.Ю. Новое в процедуре объявления лица в международный розыск // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 3(97). С. 78-84.
27. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
28. Информационно-справочные материалы об основных итогах работы НЦБ Интерпола МВД России за 2022 год // Документация НЦБ Интерпола МВД России. 2023.
29. Иванов П. И. Некоторые проблемы, связанные с прокурорским надзором за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, и пути их решения // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 3 (98). С. 178-187.
30. Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.
31. Васильченко Д.О. Виды надзора и контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности: проблемы эффективности // STUDENT RESEARCH: сборник статей IX Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 15 марта 2020 года. Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. С. 79-81.
32. Демиров К.К. Особенности судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью // Развитие судебной системы в Дагестане. История и современность: Сборник научных трудов. Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2023. С. 79-83.
33. Хамидуллин Р.С., Гаскаров И.Ф. Проблемы розыска лиц, скрывшихся от следствия как фактор внутренней угрозы национальной безопасности. // Национальная безопасность / notabene. 2023. № 6. С. 61-77.
34. Лукьянчикова С. А., Трусова Ю. А. Значение взаимодействия следствия с органами дознания при розыске скрывшегося обвиняемого // Наука и практика. 2016. № 4 (69). С. 158-160.
35. В Иркутской области установлено местонахождение лица, совершившего особо тяжкое преступление 25 лет назад [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://irk.sledcom.ru/news/item/1916277/ (Дата обращения: 05.12.2024).
36. Логинова Н. Г., Абрамова Л. Л., Валькова Т. В. Взаимодействие следователя органов внутренних дел с органом дознания по розыску скрывшихся обвиняемых // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 3 (101). С. 100-108.
37. Шмидт А. А., Смирнова И. Г. Некоторые проблемы розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия. В сборнике: Государство и право в эпоху глобальных перемен. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Д.Л. Проказина. Барнаул, 2022. 88 с.
38. Зуев С.В. Использование электронной оперативно-розыскной информации в уголовном процессе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. № 1(18). С. 24-29.
39. Лисицын А. Г. Организационно-правовые аспекты использования современных технологий при розыске преступников // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 3 (96). С. 234-240.
40. Черенков Е. Н. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда // Молодой ученый. 2024. № 34(533). С. 110-113.
41. Елесина И. Г., Воронов А. С. Проблемы регулирования розыска и этапирования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72-6. С. 43-46.