Реферат
Введение 7
Глава 1. Теоретические предпосылки развития управленческого потенциала образовательной организации 13
1.1. Сущность и структура понятия «управленческий потенциал образовательной организации» 13
1.2. Факторы, влияющие на развитие управленческого потенциала образовательной организации 19
1.3. Условия развития управленческого потенциала образовательной организации 24
Глава 2. Анализ состояния управленческого потенциала
МБОУ СШ № 91 г. Красноярска 40
2.1. Общая характеристика МБОУ СШ № 91 г. Красноярска и её управленческий потенциал 40
2.2. Основные направления совершенствование управленческого потенциала МБОУ СШ № 91 47
2.3. Критерии, показатели и уровни развития управленческого потенциала
МБОУ СШ №91 50
Глава 3. Апробация механизмов развития управленческого потенциала МБОУ СШ №91 60
3.1. Условия реализация направлений совершенствования управленческого
потенциала МБОУ СШ № 91 60
3.2. Оценка результатов апробации предложенных механизмов 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Проблема развития российского образования является предметом пристального внимания со стороны государства и социально-политических сил общества, а также всегда оставалась острой не только для исследователей, но и для участников образовательного процесса. Такое положение данной проблемы определяется тем, что образование является одним из важнейших ориентиров государственной политики в социальной и экономической сферах, определяющим национальную безопасность, престиж и будущее государства.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена выявлением перспектив развития российской управленческого потенциала системы образования и необходимостью поиска стратегии дальнейшей ее модернизации.
Особе значение в планировании мероприятий в деятельности руководителя организации дополнительного образования имеет опыт различных регионов по апробации и ведению профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, который может быть использован на различных этапах освоения педагогами трудовых функций на пути своего непрерывного профессионального развития.
Степень научной разработанности проблемы. Система аттестации руководящих работников охватила обширный перечень трудов, в рамках которых анализируются:
• проблемы кадровой политики образовательной организации;
• особенности работы с персоналом государственных и муниципальных учреждений;
• представления о компетентности руководящих работников;
• правовые аспекты функционирования муниципальных образовательных учреждений.
Вопросам использования трудового потенциала в организации проведены значительные исследования авторов М.И. Бухалкова, Н. А. Волгина, В. М. Масловой, В. П. Чемекова.
В современной отечественной научной литературе изучением проблемы занимались: А. А. Гусева [12, с. 25] и С.В. Нарутто [13, с. 27] основу российской системы образования. О.В. Белоусова [14, с. 76], А.Г. Базаев [15, с. 33], Н. С. Волкова [16, с. 45], О.И. Селиверстова [17, с. 28] и Е.Л. Болотова указывают на новации, появившиеся в законодательной основе системы образования ходе её реформирования. А.Г. Базаев выделяет причины совершенствования образовательного законодательства, среди которых социальные потребности общества и требования правового характера. И.Ю. Г ольтя- пина [19, с. 73] обращает внимание на то, что принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» не решило существующие проблемы в законодательстве об образовании. В.М. Сырых и А.Н. Козырин указывают на необходимость кодификации образовательного законодательства, как дальнейшего шага на пути модернизации системы образования, систематизации образовательного законодательства и устранения в нем пробелов.
Принятые в последнее время законы и другие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов государственной гражданской службы, функционирования муниципальных учреждений, предъявляют к научной среде новые требования. Необходимо скорейшее теоретическое их осмысление, проведение необходимых исследований и внедрение на их основе, практических мероприятий.
Отсюда возникает потребность в теоретическом анализе основ управленческого потенциала муниципальных учреждений, определении перспективных направлений совершенствования системы управления работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений.
Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью формирования организационно-управленческой компетентности будущих учителей и отсутствием педагогического обеспечения данного процесса, учитывающего современные требования к будущему учителю.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы (направления развития управленческого потенциала образовательной организации).
Не соответствующий современным потребностям уровень ее теоретической, методической и практической разработанности определили выбор темы настоящего исследования «Развитие управленческого потенциала образовательной организации г. Красноярска».
Объектом нашего исследования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 91 г. Красноярска (далее МБОУ СШ № 91).
Предмет исследования: управленческий потенциал образовательной Организации.
Целью нашего исследования является разработка и обоснование направлений развития управленческого потенциала образовательной организации.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что управление развитием управленческого потенциала педагогических кадров в школе будет эффективным, если оно становится личностноориентированным и при этом выполняются следующие условия:
• управленческое взаимодействие с педагогами основывается на принципе создания «свободного пространства» и строится на основе диалога;
• осуществляется обучение педагогов самоорганизации изменений в педагогической деятельности и в своей личности;
• педагоги включаются в инновационную деятельность с учетом специфики их субъектного опыта и индивидуальных возможностей;
• расширение функций педагогов как субъектов путём передачи им управленческих полномочий.
Задачи:
• Рассмотреть сущность и содержание понятия «управленческий потенциал образовательной организации»;
• Выявить факторы, влияющие на развитие управленческого потенциала образовательной организации;
• Рассмотреть организационно-педагогические условия развития управленческого потенциала образовательной организации;
• Провести анализ состояния управленческого потенциала МБОУ СШ № 91 г. Красноярска;
• Определить направления развития управленческого потенциала образовательной организации;
• Оценить результаты внедрения предложений по развитию управленческого потенциала Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы № 91 г. Красноярска.
Методы исследования. Системный анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и классификация, SWOT-анализ, экономико-статистические, группировка.
База исследования: МБОУ СШ № 91 г. Красноярск.
Методики исследования - критический дискурс-анализ (метод Фэркло). Эмпирической основой исследования являются глубинные интервью с экспертами. Техника анализа интервью - метод дискурс-анализа Фэркло. С помощью глубинных интервью с экспертами будет выявлено отношение к данной реформе вовлеченных в процесс профессионалов. Экспертное сообщество формируется на основе изучения базы данных СМИ и выявлении компетентных лиц по вопросам образования в России, ресурсами сети Internet, системы Консультант+, Гарант и т. д.
Научная новизна исследования. В работе проведено всестороннее исследование теоретических основ проведения аттестационных процедур для работников муниципальных образовательных учреждений, даны практические рекомендации по совершенствованию системы управления потенциалом работников.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и углублении знаний о сущности и содержании управленческих процедур, а также об особенностях трудовой деятельности работников муниципальных образовательных учреждений.
Разработанная модель управления в муниципальных образовательных учреждениях позволяет анализировать содержание оценочных процедур и вносит в клад в теорию управления потенциалом муниципальных работников.
Критериально-оценочные характеристики измерителей компетенций педагогических работников представляют определенную ценность для мониторинга профессионально-личностного продвижения руководящих работников, что перспективно для прикладных работ в соответствующей области. Реализация данного проекта будет способствовать конкурентоспособности школы в условиях формирования социального заказа на качественные образовательные услуги в образовательном пространстве.
Практическая значимость работы состоит в том, что реализация стратегии развития, предложенной в данной работе, позволит МБОУ СШ №91 г. Красноярска, выйти на новый уровень развития, повысит конкурентоспособность предлагаемых услуг, повысит качественные показатели его образовательной деятельности. Данный проект может быть востребован административно-управленческими командами, методическими службами, педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической доказанностью теоретических положений, логикой структуры исследования, адекватностью методов исследования его целям и задачам.
Магистерская диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка, включающего источника и Приложений.
В первой главе проведен теоретический анализ сущности и структуры, понятия «управленческий потенциал образовательной организации». Выявлены факторы, влияющие на развитие управленческого потенциала образовательной организации. Рассмотрены организационно-педагогические условия развития управленческого потенциала образовательной организации.
Вторая глава посвящена анализу изучению характеристики образовательной организации МБОУ СШ №91 г. Красноярска и ее управленческого потенциала. Проведен анализ состояния и показателей управленческого потенциала образовательной организации МБОУ СШ № 91 г. Красноярск. Выявлены уровни развития управленческого потенциала образовательной организации.
В третьей главе обоснованы разработанные мероприятия, направленные на совершенствование организационно-педагогических условий развития управленческого потенциала образовательной организации. Проведена оценка результатов развития управленческого потенциала МБОУ СШ № 91 г. Красноярск.
Целью нашего исследования является анализ влияния государственных образовательных реформ на эффективность функционирования МБОУ СШ №91г. Красноярска. Таким образом, в МБОУ СШ № 91г. Красноярска работает стабильный педагогический коллектив, состоящий из квалифицированных учителей. 22,7% педагогов имеют стаж более 10 лет, 47,7% - более 20 лет, практически ежегодно в коллектив вливаются молодые специалисты, в настоящее время в школе работают учителем информатики и ИКТ 90 % педагогов школы имеют высшее педагогическое образование.
Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие управленческие задачи:
• обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
• совершенствование содержания и технологий образования на основе внедрения модели предпрофильного и профильного обучения с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
• внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования на основе использования современных информационных и коммуникативных технологий;
• создание условий для формирования, укрепления и сохранения психофизического здоровья, обучающихся за счет использования здоровьесберегающих технологий;
• повышение эффективности и совершенствование системы управления образовательным учреждением в соответствии с приоритетами развития сферы образования для обеспечения условия роста экономической самостоятельности образовательного учреждения и его инвестиционной привлекательности.
Проектный офис - это средство, позволяющее планировать, организовывать и контролировать процесс достижения целей образовательного учреждения на всех уровнях за счет наличия единой организационной и информационной среды выполнения проектов.
Цель портфельного управления - оптимальное достижение тактических и стратегических целей школы за счет реализации проектов, входящих в портфель. Для школы крайне важно разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные и стратегически значимые проекты.
Внедрение проектного офиса позволяет:
• организовать управление по целям и исключение дублирования целей различных проектов;
• сформировать выверенный портфель проектов, планировать проекты с учетом их значимости и наличия необходимых ресурсов; оперативно перераспределять ресурсы;
• комплексно планировать сроки и результаты;
• повысить квалификацию специалистов в области управления и реализации проектов.
Результаты внедрения предложенной модели показали ее эффективность и потенциал дальнейшего развития.
Для системного решения проблем про переход образовательной организации от стадии «Давай-давай» к стадии «Юность была применена система проектного офиса, традиционно используемая в коммерческих образовательных организациях. Стоит отметить, что на данный момент внедрены не все возможные элементы и инструменты проектного офиса. Планируется в ближайший год полностью перейти на безбумажный документооборот.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Консультант- Плюс» (дата обращения: 01.09.2018).
2. Образование: Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/education, свободный (дата обращения: 01.12.2017).
3. Образовательные организации высшего образования: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/obraz/vpo.doc, свободный (дата обращения: 01.09.2018).
4. Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/227/37227/files/10-2-s.pdf, свободный (дата обращения: 01.09.2018).
5. Проект историко-культурного стандарта: [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3483, свободный (дата обращения: 01.12.2017).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) // //СЗ РФ. - 1994. - N 32. - ст. 3301.
7. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях ФЗ РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г. К103-ФЗ) // СЗ РФ. - 995. - N 33. - ст. 3340.
8. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях ФЗ РФ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (в ред. от 23 ноября 2015 г. К312-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - N 48 - ст. 4746
9. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях ФЗ РФ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (в ред. от 23 ноября 2015 г. №12-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - N 48 - ст. 4746.
10. О некоммерческих организациях ФЗ РФ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - N 3. - ст. 145.
11. Об образовании в Российской Федерации ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ) // СЗ РФ. - 2012. - N 53 (ч. 1). - ст. 7598.
12. Адизес И.К. Идеальный руководитель // Альпина Паблишер. 2014. С.18- 44;
13. Адизес И.К. Стили менеджмента - эффективные и неэффективные // Альпина Паблишер. 2013. С. 25-28;
14. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций//
Манн, Иванов и Фербер. С. 77-103;
15. Бриджес Д, Кролуфорд К. Как создать и развернуть проектный офис; http://www.iteam.ru/publications/project/section 42/article 2508/;....50