ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Задачи и функции оценочных средств 5
1.1. Структура фонда оценочных средств 7
1.2. Формирование фонда оценочных средств 9
1.3. Принципы создания и использования фонда 15
1.4. Типы контроля 18
1.5. Виды и формы контроля 19
1.6. Устные формы контроля 20
1.7. Письменные формы контроля 22
1.8. Информационные системы и технологии 24
1.9. Разработка инновационных оценочных средств 27
1.10. Инновационные методы оценки результатов обучения 28
Глава II. Методическая часть 31
2.1. Методика составления тестов 31
2.2. Методика составления проблемно-творческих задач 36
2.3. Методика организации и проведения творческой работы 39
Глава 3. Экспериментальная часть 41
3.1. Основные этапы и задачи экспериментальной работы 41
3.2. Основные результаты экспериментальной работы 42
Выводы 47
Литература 48
Приложение 51
Компетентностная ориентация основной образовательной программы определяет необходимость компетентностной ориентации не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВО.
Это имеет отношение ко всем стадиям образовательного процесса: от входной аттестации, через все виды промежуточных аттестаций до итоговой аттестации на соответствие требованиям ФГОС ВО.
Следовательно, при максимально возможном взаимодействии всего наработанного арсенала оценочных средств, имеющиеся в вузе оценочные средства аттестации студентов и выпускников с целью их компетентностной «настройки» должны быть модернизированыи разработаны принципиально новые компетентностно-ориентированные средства и технологии аттестации. Это касается и новых форм организации аттестаций и новых аттестационных технологий (в особенности в отношении общекультурных компетенций, которые в существующем образовательном процессе не являлись предметом оценки).
Требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане. Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют. Тем не менее, задача оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС ВО третьего поколения (компетентностный подход) ставится вполне определенно, ее необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств вузов.
В целом новая система контроля должна позволить как самому студенту, так и вузу, а также сторонним организациям более объективно оценить качество приобретаемых компетенций, интенсивность и результативность учебного процесса, образовательной программы, степень их адекватности условиям будущей трудовой деятельности.
В связи с этим, актуальна проблема создания внутренней системы оценки качества образования.
Целью работы является разработка фонда оценочных средств для оценивания знаний, умений и уровня приобретенных компетенций по дисциплине «Химия природных соединений».
Задачи:
1. Провести анализ обеспечения методическими и контрольно-измерительными материалами по «Химии природных соединений»;
2. Подобрать методические и контрольно-измерительные материалы;
3. Разработать комплект контрольно-измерительных материалов.
Объект исследования: контрольно-измерительные материалы.
Предмет исследования: содержание контрольно-измерительных материалов.
Практическая значимость: разработанный ФОС будет в дальнейшем использован в создании дистанционного курса и учебно-методического пособия по дисциплины «Химия природных соединений».
Структура и объем работы.Работа состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованной литературы и источников,приложений. Список использованной литературы и источников состоит из
14...наименований. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками и дополнена приложениями.
1. Подобрано 80 лабораторных работ по химическому анализу растительного сырья;
2. Разработано 30 паспортов лекарственных растений, 23 проблемно-творческих задач,
3. Разработано 700 тестовых заданий. Из них: входного контроля 300 заданий, текущего контроля 110 заданий, промежуточного контроля 90 заданий и итогового контроля 200 заданий;
1. Айнштейн В.В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. 1999. № 3. -С. 34-42.
2. Байденко В.И., Джерри ванн Занворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2003. С. 55-60
3. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002, с. 3 - 9.
4. Богословский В. А., Караваева Е. В., Ковтун Е. Н. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВО при компетентностном подходе. - М.: Изд-во МГУ, 2007 - 148 с.
5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2003, №10, с. 8 - 14.
6. Вашенков О.Е., Лямин А.В., Тарлыков В.А. Оценивание результатов обучения в среде электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Когерентная оптика» // Конференция «Оптика и образование- 2006»: Сборник трудов. СПб, 2006. С. 70-71.
7. Государственная фармакопея СССР. XI изд-е. - Вып. 1. Общие методы анализа. - М.: «Медицина», 1987. - 389 с.
8. Государственная фармакопея СССР: в 2 т. - 11-е изд. - М., 1989. - 389 с.
9. Ефремова Н. Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно- ориентированных ООП ВО нового поколения. Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 36 с.
10. Жильцов В. А. Механизм дополнения учебных планов модульными программами, разработанных на основе профессионального стандарта. Материалы итогового совещания УМО по направлению «Менеджмент», Москва, 16-17 марта 2010 г. С. 29.
11. Загвоздкин В. К. Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки http://www.childpsy.ru/index.
12. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Кн. 2. М.-Уфа, 2005. С. 10-19.
13. Зимняя И. А. Современное состояние категории «оценка» и подходы к ее реализации / Заключительный отчет по разделу проекта «Научно-методическое обеспечение проектирования основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализующих ГОС ВО нового поколения на основе компетентностного подхода». М., 2006. С. 43-50.
14. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации:компетентностный подход. Учебное пособие. -М.: Университетская книга. Логос, 2009. - 272 с.
15. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2010. - 381 с.
16. Караушев В.Ф., Терентьева Л.В. Разработка банка программно-дидактических тестовых заданий. - Томск: ТПУ, Центр обеспечения качества образования, 2005. - 30 с.
17. Караушев В.Ф., Терентьева Л.В. Разработка банка программно-дидактических тестовых заданий. - Томск: ТПУ, Центр обеспечения качества образования, 2005. - 30 с.
18. Майоров А.Н. Теория и практика создания для системы образования. - М.: »Интеллект-центр», 2001. С 252.
19. Панченко А.А. Разработка тестов. Часть 1. Конструирование тестов. Часть 2. Статистическая обработка тестов. Методические указания для преподавателей ДВГУПС по конструированию и статистической обработке тестов. - Хабаровск, 2000. - 25 с.
20. Племенков В.В. Введение в химию природных соединений. Казань, 2001. - 376 с.
21. Проблемно-творческие задачи по химии: учебно-методическое пособие для бакалавров по направлениям подготовки «Химия» и «Педагогическое образование» / О.Д-С. Кендиван, А. Н. Саая. - Кызыл: Изд- во ТувГУ, 2016. - 119 с.
22. Пузанков Д. В., Кузьмин Н. Н., Шехонин А. А. и др. Проблемы оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза // Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика. М., 2006. С. 15-27.
23. Темняткина О.В. Методика разработки Фонда оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2011. - 113 с.
24. Цимбалист Э.И.Рекомендации по созданию Фонда оценочных средств учебной дисциплины: Учебно-методическое пособие для преподавателей//Издательство Томского политехнического университета, 2008. - 84 с.
25. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Уч.-пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.