Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования различий в показателях толерантности студентов разных направлений подготовки 5
1.1. Психологические особенности студенческого возраста 5
1.2. Понятие толерантности. Виды и функции 17
1.3. Особенности проявления толерантности студентов разных направлений
подготовки 27
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое изучение различий в показателях толерантности студентов разных направлений подготовки 36
2.1. Описание процедуры и методов исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 40
2.3. Результаты математико-статистической обработки данных 47
Выводы 51
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение 62
В настоящее время проблема развития толерантности у студентов достаточно актуальна. Повышенное внимание к ее исследованию можно объяснить быстрым расслоением мировой цивилизации по социальным, экономическим, политическим и другим признакам. Это можно связать с ростом нетерпимости, терроризма, развитием религиозного экстремизма, террора и т.д.
Происхождение термина «толерантность» уходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, терпеть). Однако свое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance - где вместе с терпимостью он означает «допускать».
Мы в своей работе в качестве рабочего определения толерантности будем использовать определение, которое дает С.К. Бондырева, где толерантность - это особые отношения, которые формируются на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом [4].
Проблема толерантности имеет давнюю историю в отечественной психологии и рассматривается с точки зрения ее критериев, факторов и видов. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантности, -
A. Г. Асмолов, изучавший подходы к определению понятия «толерантность»,
B. Л. Лекторский, выделивший различные критерии толерантности. В работах А.Г. Асмолова толерантность рассмотрена как черта личности [1].
Самосознание это осознание и оценивание человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.
Самооценка — это ценность, которой человек присуждает себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно постоянное, имеющее структуру образование, компонент «Я» - концепции, самопознания и самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов людей, система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента «Я» - концепции [5].
Цель исследования: изучение различий в показателях толерантности и самосознания студентов разных направлений подготовки для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога.
Объект исследования: характеристики личности студентов.
Предмет: различия в показателях толерантности и самосознания студентов разных направлений подготовки.
Гипотеза: существуют различия в показателях толерантности и самосознания студентов разных направлений подготовки.
В ходе исследования был проведен диагностический эксперимент с использованием таких методик, как:
- Методика изучения самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева;
- Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;
- Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У Солдатова,
О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);
- Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);
- Метод статистической обработки данных (критерий Краскела- Уоллиса)
Исследование было проведено на базе кафедры «Прикладная психология» ПГУ в январе-марте 2018 года. В нем принял участие 41 студент (39 девушек и 2 юношей).
В представленной выпускной квалификационной работе были проанализированы теоретический данные по проблеме исследования показателей толерантности студентов различных направлений подготовки, проведено диагностическое изучение по выявлению связи некоторых показателей толерантности студентов разных направлений подготовки, а также проанализированы результаты диагностики и проинтерпретированы выявленные связи некоторых показателей толерантности студентов разных направлений подготовки.
В теоретической части работ были рассмотрены психологические особенности юношеского возраста, проанализирована история становления толерантности в науки, а также описаны исследуемые психологические характеристики.
В настоящее время проблема развития толерантности у студентов довольно актуальна. Обращенность к ее изучению можно объяснить резким расслоением мировой цивилизации по социальным, экономическим, и другим признакам. Это возможно связать с ростом нетерпимости, терроризма, развитием религиозного экстремизма и т.д. Уяснение и осознание сущности и особенностей толерантности необходимо для устранения этих причин [11].
Проблеме формирования толерантной личности посвящены исследования Г. Оллпорта, Г.А. Асмоловой, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишковой, Е.Г. Луковицкой, Е.В. Селезневой, В.В. Бойко, К.А. Абдульхановой, Л.Г. Дикой, В.В. Семикиной, Л.М. Митиной и другие.
Итоги исследования самоотношения по методике С.Р. Пантилеева (МИС) указывают на преобладание средних показателей по всем девяти шкалам во всех исследуемых группах. Но все же у каждой группы испытуемых есть особенности проявления показателей самоотношения.
У студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» преобладают высокие показатели по шкале «Самоценность». Она показывает человеку как он, ценен как личность и предполагаемую ценность собственного "Я" для других.
У студентов направления «Дошкольное образование» преобладают высокие значения по шкале «Замкнутость». Данная шкала отражает выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми.
У студентов направления «Музыка и изобразительное искусство» преобладают высокие показатели по шкале «Самоуверенность» в отличие от других направлений. Эта шкала выявляет самоуважение, что человек относится к себе как к волевому, самостоятельному и уверенному, надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.
Анализируя результаты методики «Индекс толерантности»
Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова, мы можем выделить следующие особенности: во всех трех группах преобладает высокий уровень толерантности. Представители этих групп обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе, могут свидетельствовать о непонимание у человека определения толерантности, связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом,
снисходительности или безразличию.
Но, не смотря на разработанность этого понятия, данных исследований представлено недостаточно, так как невозможно охватить многие направления подготовки.
Так же можно подтвердить данную работу моей статьей в «Научно-практическом электронном журнале Аллея Науки» №3(19) 2018. Название моей статьи «Различия в показателях толерантности и самосознания студентов разных направлений подготовки».
В результате проведенного исследования, гипотеза о том, что существуют различия в показателях толерантности и самосознания студентов разных направлений подготовки подтвердилось частично.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416с.
2. Асташова Н.А. Толерантность как условие самореализации личности. - Вестник Брянского государственного университета. - выпуск №1 / 2011
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание. - М.: Наука, 2004.
4. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К.
Бондырева, Д.А. Колесов. - М.: Московский психолого-социальный
институт, 2003. - 240с.
5. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004 г.
6. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник С- Петербурского университета. Сер.б. - 2003. - (№20) - С. 22-28
7. Дзялошинский И. О некоторых причинах интолерантного поведения // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Вып. 3-4. - [электронный ресурс]http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml
8. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Астрель АСТ, 2005. - 204 с.
9. Емельянова О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. - М.: Аорта, 2008. - 42 с.
10. Крутова К.В. Формирование толерантности в межличностных отношениях как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. Дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2002.
11. Карманова Т.М. Психологические характеристики иностранных студентов с разным уровнем толерантности // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - №7. - С. 71-73
12. Климов Е.А. Психология профессионала/ Е.А.Климов// Психологи Отечества. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - С. 407
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. -М.: Юрайт,2011. -464 с.
...
41 источник