Условия логопедической работы по формирования самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией (Государственный Социально-Гуманитарный Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ «Гимназия №1» (Московская область, г. Воскресенск).
Выборка: 8 детей старшего дошкольного возраста с ОНР .
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией 5
1.1. Характеристика самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией 5
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с моторной алалией 10
1.3. Особенности самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией 16
1.4. Анализ методик формирования самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией 20
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией 27
2.1. Диагностика сформированности самостоятельной фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 27
2.2. Реализация условий логопедической работы по формированию самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией 37
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 43
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение Консультации для родителей 56
Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие [6, c. 69].
На современном этапе развития логопедической науки моторная алалия рассматривается специалистами (В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, В.И. Рождественская, Е.Ф. Соботович, С.н. Шаховская и др.) как сложный комплекс языковых и неязыковых расстройств, оказывающий отрицательное воздействие не только на речевую коммуникацию, но и в определенной степени на развитие познавательной деятельности, осложняя процесс обучения и воспитания детей, их социализацию.
Исследователи обращают внимание на патологическую структуру и особенности функционирования речеязыковой системы в целом и отмечают нарушение формирования всех сторон речи у детей с моторной алалией.
Исследователями отмечается «скудность» и аграмматичность используемых детьми фраз, многочисленные нарушения – как в звуковой и слоговой структуре слов, так и в «форме», а при сенсорной алалии – и в
«содержании» фразы. Речь ребенка при моторной алалии малопонятна окружающим и не может полноценно использоваться для познавательной деятельности, общения, самоконтроля, что с неизбежностью негативно отражается на формировании познавательной и личностной сферы детей с алалией.
Проблема исследования: каковы условия логопедической работы по формированию самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией.
Цель работы: определить условия логопедической работы по формированию самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией и апробировать их в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: формирование самостоятельной фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы, методов и приемов формирования самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией в условиях логопедической работы.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельной фразовой речи и старших дошкольников с моторной алалией будет происходить успешно, если будут соблюдены следующие условия:
Использование дидактических пособий;
Соблюдение индивидуального перспективного планирования;
Использование наглядного материала.
Задачи исследования:
проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности самостоятельной фразовой речи дошкольников с моторной алалией;
определить методы и приемы формирования самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией и определить эффективность их включения в коррекционную работу.
Методы исследования:
теоретические - анализ литературы;
практические: педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ «Гимназия №1» (Московская область г. Воскресенск ул. Кагана д. 22). В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с ОНР II (3 ребенка) и ОНР III уровня (5 детей).
Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Актуальность исследуемой темы обусловлена, с одной стороны, важной ролью речи как психического процесса, интегрирующего деятельность познавательных процессов, значимостью речи как средства коммуникации, саморегуляции, интенсивностью развития речи в дошкольном возрасте и значительной распространенностью и большим
«удельным весом» моторной алалии и ОНР в общем числе нарушений речи, с другой стороны.
Проведя теоретическое исследование проблемы, мы установили, что самостоятельная фразовая речь, по мнению Д.Б. Эльконина, «является показателем речевого развития ребенка». Внимание к овладению самостоятельной фразовой речью в дошкольном возрасте объясняется тем, что предложение «фокусирует в себе функции других элементов языковой структуры, служит основной единицей общения, соотносится со структурой логического суждения».
Самостоятельная фразовая речь в рамках данного исследования рассматривается как развернутое высказывание ребенка, сформулированное им без посторонней помощи, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Речь ребенка при моторной алалии малопонятна окружающим и не может полноценно использоваться для познавательной деятельности, общения, самоконтроля, что с неизбежностью негативно отражается на формировании познавательной и личностной сферы детей с алалией.
Было проведено исследование особенностей самостоятельной фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, в результате которого было установлено, что диалогическая речь детей характеризовалась односложным характером ответов на вопросы
экспериментатора, которые зачастую состояли из одного или двух слов. Кроме того, дети использовали преимущественно существительные в именительном падеже. Однако ответы соответствовали смысловому содержанию поставленного вопроса.
Анализ самостоятельной речи старших дошкольников с моторной алалией показал, что речь отличается бедностью словарного состава, однотипностью и простотой используемых конструкций. Заметны затруднения в использовании предлогов, изменении слов по падежам. Недостаточная развитость самостоятельной фразовой речи дети пытаются компенсировать мимикой, жестами и звукоподражанием, но, тем не менее, речь недостаточно связная и в большей степени носит фрагментарный характер.
Все вышесказанное указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работе по развитию самостоятельной фразовой речи старших дошкольников, коротая была реализована в рамках экспериментального исследования.
В рамках экспериментальной работы, направленной на развитие самостоятельной фразовой речи старших дошкольников с моторной алалией, была организована серия групповых и индивидуальных занятий логопеда, а также создание речевой среды воспитателем и целенаправленная работа с родителями.
По окончании экспериментальной работы было проведено ретестирование с использованием тех же диагностических методик.
Итоги диагностики позволяют констатировать наличие положительной динамики в речи детей: детям стало доступно изменение слов по падежам и числам, правильное употребление предлогов, в речи появились глаголы и прилагательные, было отмечено удлинение используемого высказывания до 3-4 слов. Кроме того, речь детей стала более плавной и понятной окружающим, что сократило необходимость использования активной мимики, жестикуляции и звукоподражаний.
Результаты проведенной экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что цель исследования, заключавшаяся в определении содержания логопедической работы по формированию самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с моторной алалией, достигнута; все задачи решены.
Материалы данного исследования могут использоваться логопедами, работающих в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и ДОУ комбинированного типа.
1. Александрова, К. В., Цивильская, Е. А. Логопедическая работа по выявлению особенностей связной речи у старших дошкольников с моторной алалией / К. В. Александрова, Е. А. Цивильская //А проблемы педагогики и психологии / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Отечество, 2012. – С. 164- 170.
2. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2010. – 400 с.
3. Богуш, А. М. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях: учебное пособие / А. М. Богуш. – Киев: Выща школа, 1990. – 221 с.
4. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5 – 7 лет) / С. В. Бойкова.– СПб.: КАРО, 2010. – 176 с.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : Астрель, 2008. – 326 с.
6. Воробьева, В. К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей-алаликов / В. К. Ворбьева // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Просвещение, 1967. – Вып.З. – С. 66-76.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.
: Смысл, 2004. – 1136 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 254 с.
9. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2008. – 170 с.
10. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – М. : Айрис – пресс, 2003. – 160 с.
11. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: планы занятий / В. В. Гербова. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
13. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетическо речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2010. – 202 с.
14. Гомзяк, О. С. Говорим правильно / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.
15. Гриншпун, Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б. М. Гришпун. – М. : Наука, 1976. – 229 с.
16. Гуровец, Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией / Г. В. Гуровец.– М. : МГПИ, 1979.– 114 с.
17. Гуровец, Г. В. Психопатология детского возраста / Г. В. Гуровец. – М.
: Академия, 2008. – 346 с.
18. Данилова, Л. А. Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральными параличами / Л. А. Данилова // Дефектология. – 1997. – №4. – С. 19-23.
19. Елкина, Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н. В. Елкина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – 76 с.
20. Ефименкова, Л. Н. формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение. 2005. – 113 с.
21. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. – М. : Наука, 1982. –154 с.
22. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – М. : Наука, 1962. – 227 с.
23. Карпова, С. Н., Мамаева, В. В. Развитие речи дошкольников 6-7 лет / С. Н. Карпова, В. В. Мамаева. – М.: Просвещение, 2010. – 177 с.
24. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – Л. : ЛГУ, 1994. – 277 с.
25. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие. / И. Ю. Кондратенко. - М.: Айрис- Пресс, 2005. - 192 с.
26. Корнев, А. Н. нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – СПб.
: МиМ, 2007. – 136 с.
27. Корсаков, С. С. Общая психопатология / С. С. Корсаков. – М. : Наука, 1979. – 288 с.
28. Красногорский, Н. И. К физиологии становления детской речи / Н. И. Красногорский // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2002. – №4. – С. 49-54.
29. Кубрякова, Е.С. Когнитивная лингвистика / Е. С. Кубрякова. – М.
: Прогресс, 2010.– 277 с.
30. Кузьмина, Н. И., Рождественская, В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. – М. : Педагогика, 1977. – 168 с.
31. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка.
/ Т.А. Ладыженская. - М.: просвещение, 2010.- 280 с.
32. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.
: Союз, 2004. – 132 с.
33. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников / И. Н. Лебедева. – СПб. : Речь, 2009. – 231 с.
34. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина.– М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.– 297 с.
35. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1990. – 217 с.
36. Линденбаум, А. Л. Лечение двигательных и речедвигательных нарушений при детском церебральном параличе / А. Л. Линденбаум.– М.: Наука, 1962. – 97 с.
37. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. –129 с.
38. Логопедия: учебник для дефектологических ВУЗов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
39. Лурия, А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. – М.: Наука, 1975. – 122 с.
40. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 2003. – 96 с.
41. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1981. – № 6. – С. 77-80.
42. Мелихова, Л. В. Моторная алалия / Л. В. Мелихова // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. Л.В. Мелиховой. – СПб. : ЛГУ, 1997. – С. 43- 46.
43. Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Р. Львова.- М. : Просвещение, 2007. – 220 с.
44. Морозова, Н. Г. О понимании смысла / Н. Г. Морозова // Известия Академии Педагогических Наук РСФСР. – Вып. 7. – М.-Л.: Наука, 1947. – С. 191- 239.
45. Морозова, Н. Г. Развитие отношений детей дошкольного возраста к словесному заданию / Н. Г. Морозова // Дефектология. – 1979. – №6. – С. 27-35.
46. Нарушение речи у школьников / сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун.– М.: Наука, 1969.– 276 с.
47. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236 с.
48. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / Под ред. B. И. Селиверстова и др. –М.: Педагогика, 1982. – 311 с.
49. Орфинская, В. К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи
/ В. К. Орфинская. – Л.: ЛГУ, 1959. – 88 с.
50. Пленкин, Н. А. Уроки развития речи / Н. А. Пленкин. – М.: Просвещение, 2005. – 178 с.
51. Пятница, Т. В., Башинская, Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская. – М. : Астрель, 2008. – 234 с.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 720 с.
53. Соботович, Е. Ф. Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения / Е. Ф. Соботович. – М. :МГУ, 1977. – 226 с.
54. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович– М. : Классик стиль, 2003. – 160 с.
55. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин.- СПб.: Речь, 2009. – 212 с.
56. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
57. Трауготт, Н. Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии
/ Н. Н. Трауготт. – М. : Наука, 1989. – 179 с.
58. Флоренская, Ю. А. Избранные работы по логопедии / Ю. А. Флоренская. – М. : Астрель, 2006. – 233 с.
59. Чудинова, Л. М. Приемы активизации речи у алаликов / Л. М. Чудинова
// Дефектология. – 2003. – С. 21-26.
60. Эйдинова, М. Б. Особенности развития детей с церебральным параличом и коррекционно-восстановительная работа / М. Б. Эйдинова // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 21-24.
61. Ядэшко, В. И., Сохин, Ф. А. Дошкольная педагогика / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин. – М. :Владос, 2011. – 344 с.