Объект исследования - ООО «Аудэкс» (г. Казань).
Вид деятельности - оказание услуг в области аудита, консалтинга, бухгалтерского учета, оценки и информационных технологий.
Проведен анализ данных за 2014-2018 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие и сущность налогового консультирования 7
1.2. Становление и развитие налогового консультирования в России 13
1.3. Правовые основы налогового консультирования 20
1.4. Проблемы в области налогового консультирования в России 27
2. ОЦЕНКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ООО «АУДЭКС» И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ 35
2.1. Характеристика организации ООО «Аудэкс», сущность и виды оказываемых услуг 35
2.2. Оценка эффективности предоставляемых услуг налоговыми консультантами в ООО «Аудэкс» 42
2.3. Перспективы развития рынка услуг налогового консультирования в России и место ООО «Аудэкс» в условиях развития услуг налогового консультирования 55
2.4. Рекомендации по совершенствованию консалтинговой деятельности ООО «Аудэкс» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Развитие любого государства сопряжено с созданием и развитием системы налогообложения. Каждое государство само определяет особенности системы налогообложения, однако, налоговое законодательство каждой страны является довольно сложным. Сложность законодательства заключается в не разрешаемой проблеме: как сочетать желание государства, связанное с увеличением собираемости налогов и усилением налоговой нагрузки на налогоплательщика, с желанием и возможностью налогоплательщика платить налоги.
Современное налоговое законодательство в России динамично развивается и подвергается постоянным изменениям. В результате у многих налогоплательщиков периодически возникают определённые трудности, в связи с чем налоговое консультирование становится все более актуальным. Обращаясь за консультацией к специалисту в области налогообложения, налогоплательщик может, не нарушая законодательства, уменьшить риски неправильного исчисления и уплаты налогов, снизить налоговую нагрузку, повысить финансовые результаты деятельности.
Формирование правильных взаимоотношений государства и налогоплательщиков считается важной составной частью налоговой политики. Не вызывает сомнений, что государство в лице своих налоговых органов должно в глазах налогоплательщиков выглядеть компетентным и справедливым. Налоговые органы формируют не только свой образ, но в определенной степени и образ государства в целом. Поэтому работа с налогоплательщиками должна иметь приоритетное значение в деятельности налоговых органов. В то же время и у налогоплательщика есть свои интересы. Ему важно иметь полную и достоверную информацию, позволяющую эффективно вступать в налоговые правоотношения, а при отсутствии такой информации - специалиста или организацию, способных дать такую информацию, а также рекомендацию или совет. И государство должно создать условия, при которых налогоплательщик сможет реально воспользоваться и информацией, и рекомендациями. Для этого государство может дать возможность независимым от налоговых органов специалистам консультировать налогоплательщиков.
В России налоговое консультирование развивается одновременно с налоговым законодательством и на современном этапе происходит его выделение из сферы аудиторских услуг. В этих условиях налоговые консультанты играют значительную роль как лица, обладающие специальными узкоспециализированными знаниями и навыками. Введение в Российской Федерации института налоговых консультантов является важной и необходимой задачей в развитии правовых основ Российского государства. Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике.
Вопросы в сфере налогового консалтинга в наши дни обсуждаются очень активно, идут споры относительно различных его сторон (например, стоит ли выделить налоговое консультирование как самостоятельный вид деятельности, принимать дополнительные поправки в законодательство для регулирования этой деятельности, или же достаточно существующей базы, регулирующей, например, аудиторскую деятельность).
Потребность в налоговом консультировании растет, оно становится все более востребованной услугой, так как позволяет уменьшить, не нарушая законодательства, совокупность налоговых платежей, снизить риски неправильного и несвоевременного исчисления и уплаты налогов, улучшить финансовые результаты деятельности.
Кроме того, следует отметить, что совершенствование действующей системы налогообложения в Российской Федерации и усиление ее фискальной направленности существенно усложнило расчет многих видов налогов, что предопределило значительные расходы на подготовку налоговой отчетности и прохождение процедур налогового контроля, не уменьшив при этом риски дополнительных расходов в результате некорректного применения налогового законодательства.
Налоговое консультирование как новый, самостоятельный вид деятельности имеет большие перспективы в России. Актуальность профессии консультанта по налогам и сборам возрастает по мере реформирования и совершенствования налогового законодательства.
На данный момент правовой базы, которая была бы специфически направленной на данную область и регулировала бы именно отношения в сфере налогового консультирования, как таковой нет. Поэтому данные отношения проходят в рамках Гражданского кодекса РФ и других законодательных актов, затрагивающих консультационные услуги.
Таким образом, сфера налогового консалтинга, которая начала свое самостоятельное развитие в России сравнительно недавно, сегодня динамично развивается. Существует ряд проблем и дискуссионных вопросов, которые формируют тенденции и перспективы развития налогового консультирования, что обуславливает актуальность данной работы.
Цель данной работы заключается в изучении современного состояния налогового консультирования в России на примере ООО «Аудэкс» и выявление перспектив его развития.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность налогового консультирования.
2. Изучить становление и развитие налогового консультирования в России.
3. Рассмотреть правовые основы налогового консультирования.
4. Изучить проблемы в области налогового консультирования в России.
5. Дать характеристику организации ООО «Аудэкс», рассмотреть виды оказываемых услуг.
6. Проанализировать порядок предоставления услуги по вопросам налогообложения.
7. Проанализировать перспективы развития рынка услуг налогового консультирования в России и место ООО «Аудэкс» в условиях развития услуг налогового консультирования.
8. Разработать рекомендации для ООО «Аудэкс».
Объектом данной работы является налоговое консультирование в России.
Предметом – исследование современного состояния и перспектив развития налогового консультирования в России на примере ООО «Аудэкс».
В процессе работы использовались следующие методы: анализ нормативно-правовых актов и научной литературы, а также научные методы, основанные на требованиях объективного анализа исследуемой деятельности налоговых консультантов ООО «Аудэкс». Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты данной работы, определить сущность, развитие, а также проблемы в области налогового консультирования в России. Системно-структурный и математический методы позволили оценить эффективность предоставляемых услуг налоговыми консультантами ООО «Аудэкс», а также оценить их место в условиях развития услуг налогового консультирования в России. Метод прогнозирования позволил выявить перспективы развития рынка налогового консалтинга, а аналитический метод позволил выявить недочеты и разработать рекомендации для ООО «Аудэкс».
Теоретической основой исследования послужили труды Кириной Л.С., Черника Д.Г., Лыковой Л.Н., Мазуриной Л.А., Майбурова И.А., Митюковой Э.С., Молчанова С.С.
Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, каждая из которых включается в себя по 4 параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Под процессом налогового консультирования понимается последовательность действий и мероприятий, которые предпринимает налоговый консультант для разрешения проблем клиента в сфере налогообложения и (или) создания условий, при которых клиент в состоянии сделать это самостоятельно. То есть, можно говорить, что сущность деятельности налогового консультанта состоит не только в предоставлении помощи заказчикам в части правильной уплаты налогов и сборов по уже совершенным операциям и планирования будущих операций, но, говоря более широко, в передаче знаний о системе налогообложения и происходящих в ней изменениях в распоряжение индивидуальных клиентов и организаций.
Принципы налогового консультирования включают в себя профессионализм, объективность, конфиденциальность, законность, а также добросовестность.
Возникновение и становление налогового консультирования в России тесно связано и в большой степени предопределено развитием налоговой системы. Можно выделить три этапа развития налогового консультирования в России, основные черты каждого из которых сложились под влиянием особенностей становления и развития налоговой системы в Российской Федерации.
Придавая первостепенное значение правовому и экономическому полю, в котором находятся субъекты экономической деятельности, мы определили этапы развития налогового консультирования в России.
Этап 1. Становление налоговой системы в Российской Федерации происходило в 1992-1998 гг. одновременно с началом формирования рыночных отношений в экономике. Легализация предпринимательской деятельности, появление сектора негосударственной экономики, зарождение частного капитала, с одной стороны, и гарантия невмешательства государства в деятельность субъектов этого сектора - с другой, вызвали необходимость в появлении независимых специалистов, призванных обеспечить профессиональной поддержкой существенно изменившийся состав участников хозяйственных отношений что и послужило развитием направления налогового консультирования.
Этап 2. Стихийно развивающиеся рыночные отношения привели к экономическому кризису 1998 г., который усилил актуальность вопросов поступления доходов в бюджет государства, что привело к значительным изменениям в налоговой политике в 1998-1999 гг. На этом этапе развития налогового консультирования широко распространилось налоговое консультирование по анализу применяемых схем, позволяющих существенно сократить налоговые платежи в бюджет. Спрос на услуги по налоговому консультированию касался в основном вопросов минимизации налогов.
Этап 3. На данном этапе налоговая система совершенствуется и постепенно снижает налоговое бремя налогоплательщика с помощью переноса нагрузки на конечного потребителя. Это значительно улучшает финансовое состояние предприятий и, как следствие, положительно влияет на их налоговую дисциплину. Можно констатировать, что с этого времени (2002-2004 гг.) налоговая культура стала меняться: простые схемы 90-х больше не только не предлагаются консультантами, но и не принимаются клиентами. Деятельность налоговых консультантов, как профессиональных специалистов, абсорбирующих практику применения налогового законодательства, с этого момента действительно начинает оказывать влияние на культуру исполнения обязанности по уплате налогов.
Таким образом, за рубежом налоговое консультирование возникло в начале 20 столетия не как самостоятельный вид консалтинга, а как часть управленческого консультирования, постепенное развитие которого привело к выделению налогового консультирования в самостоятельное направление. В период плановой экономики в СССР не было потребности в каком-либо виде консультирования, поэтому развитие налогового консалтинга в России тесно связано и в большой степени предопределено развитием налоговой системы. Частые изменения, вносимые в налоговое законодательство в 90-е годы 20 века – период становления налоговой системы России, требовали от налогоплательщиков определенных знаний, недостаток которых приводил к налоговым правонарушениям. С появлением консультантов, специализирующихся по вопросам налогообложения, налоговое консультирование в РФ вышло на совершенно новый уровень, когда услуги только информационного и разъяснительного характера заменяются налоговым консультированием как процессом, позволяющим специалистам давать комплексные советы по налогообложению.
В настоящее время можно констатировать, что государственное регулирование деятельности в сфере налогового консультирования ограничивается постановлением Минтруда 57, которое вводит квалификацию «консультант по налогам и сборам» и определяет необходимые квалификационные требования.
Очевиден недостаток регулирующих механизмов профессиональной деятельности в сфере налогового консультирования. Перед профессиональным сообществом стоит важная задача сделать рынок налогового консультирования цивилизованным и развить положительный имидж профессии налогового консультанта в обществе.
Решение данной задачи может быть достигнуто посредством выработки этических принципов профессии и их соблюдением членами сообщества, а также повышением профессионального мастерства. Государство должно четко сформулировать требования к налоговому консультанту. Они могут касаться образования, опыта работы, обязательности и уровня сложности квалификационных экзаменов по утвержденным программам. Отвечая определенному набору требований, консультант должен получать квалификационный аттестат, подтверждающий право заниматься предпринимательской деятельностью в сфере налогового консультирования. По аналогии с мировым опытом регулирования рынка налогового консультирования сегодня эту деятельность фактически обеспечивает общественная некоммерческая организация Палата налоговых консультантов.
Налоговое консультирование, являясь относительно новым направлением, имеет свои трудности и проблемы, которые, в принципе, закономерны и решаемы. Отдельные причины недостаточного развития российского консультационного бизнеса заключаются в отсутствии нормативных правовых актов, которые могли бы емко определить понятие налогового консультирования, статус налогового консультанта и консультируемых лиц, закрепить принципы и стандарты профессиональной деятельности. В настоящее время требуется поддержка Федерального закона «О налоговом консультировании», так как нормативная и экономическая база налоговых консультантов недостаточно сформирована и слаба. Развитие налогового консультирования вызвало необходимость выработки единых правил, стандартов и механизмов профессии. Еще одна немаловажный аспект - это то, что сегодня вход в большинство областей российского консалтинга свободный - для этого не требуется специального образования, лицензий на право осуществления консалтинговой деятельности. Наличие квалификационного аттестата консультанта по налогам и сборам является в настоящее время конкурентным преимуществом, а не обязательным условием для осуществления профессиональной деятельности. Это может привести в консалтинг людей недостаточно профессиональных, не соблюдающих этические нормы профессии. Как следствие, возможность ухудшения имиджа консультанта в глазах российских руководителей организаций - заказчиков консультационных услуг.
ООО «Аудэкс» является одной из успешных крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний Татарстана, которая оказывает широкий спектр услуг, не только в сфере налогового консалтинга, но и в сфере аудиторских услуг, оценки, бухгалтерского консалтинга, автоматизации, юридических услуг и т.д. Показатели выручки за последние 5 лет выросли на 31, 6% или на 11240,8 тыс. руб., а в 2018 г. по сравнению с предыдущим 2017 г. выросли на 5% или на 2216,4 тыс. руб., что говорит о стабильном росте выручки, что в свою очередь позволяет сделать вывод о эффективной и успешной деятельности компании.
Порядок предоставления услуги зависит от того, является ее решение типовым или же нетипичным. В последнем случае деятельность налогового консультанта будет состоять из определенных этапов, включающих подготовительный и диагностический этапы, процесс принятия решений, планирование действий и в некоторых случаях этап реализации. Также особенно стоит отметить письменные консультации налогоплательщиков, так как это составляет большую часть их работы в ООО «Аудэкс», регламент и составляющие которых были рассмотрены в данной работе. Что касается оценки качества предоставляемых налоговыми консультантами услуг, то разбив все обращения на отдельные категории и создав критерии оценки для каждой из них, мы смогли рассчитать примерную эффективность каждой из таких категорий:
1. Налоговый аудит – 1,1% обращений, по 100% каждый из критериев.
2. Налоговые споры и представление интересов налогоплательщика – 13,8% обращений, критерий 1 – 70,6%, критерий 2 – 75%.
3. Оптимизация налогообложения – 1,7% обращений, по 100% каждый из критериев.
4. Помощь с налоговой декларацией, оформление налоговых вычетов – 13,8% обращений, критерий 1 – 91,7%, критерий 2 – 83,3%.
5. Частные вопросы – 69,5% обращений, критерий 1 – 93,4% и критерий 2 – 90,1%.
Исходя из введенных критериев, мы смогли рассчитать эффективность оказания услуг налоговыми консультантами, которая составила 88,7%.
Данный показатель, как мне кажется, является достаточно высоким и говорит о профессиональной работе налоговых консультантов.
Можно проследить следующие перспективы развития рынка услуг налогового консультирования в России, связанные с его совершенствованием:
принятие Федерального закона «О налоговом консультировании». Также в закон необходимо включить свод требований, необходимых для получения лицензии налогового консультанта;
пропаганда налогового консультирования;
разработка методического материала для преподавателей по подготовке налоговых консультантов;
проведение различных курсов и конференций для повышения правовой культуры граждан;
осуществление государственного контроля за соблюдением стандартов и правил налогового консультирования;
повышение конкуренции на рынке данных услуг для борьбы с проблемой цен на консалтинговые услуги.
Чтобы определить место ООО «Аудэкс» в условиях развития услуг налогового консультирования мы сравнили количество обращений за услугами налогового консультанта в ООО «Аудэкс» (за исключением обращений налогоплательщиков, находящихся на абонентском обслуживании) с общим спросом на данный вид услуг в г. Казани.
На сегодняшний день самый популярный и преобладающий способ поиска той или иной услуги – с помощью сети Интернет, поэтому информацию об общем спросе мы получили из количества соответствующих поисковых запросов в г. Казани, всего таких запросов было – 452.
За 25 рабочих дней было 118 интересующих нас обращений в ООО «Аудэкс», что в перерасчете на календарный месяц с 20 рабочими днями составляет 94,4 обращения в течение месяца, а значит 20,9% от общего количества поисковых запросов. Данное соотношение говорит о значительной роли ООО «Аудэкс» в условиях развития услуг налогового консультирования в республике Татарстан.
С учетом выявленных недостатков и особенностей работы налоговых консультантов в ООО «Аудэкс» мной были предложены такие варианты усовершенствования их работы, как членство в Палате Налоговых Консультантов, разработка системы проверки обратной связи, изменение формы обратной связи на официальном сайте компании с целью повышения оперативности ответа консультантов, совершенствование CRM-системы программного обеспечения компании, создание специальных предложений для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а так же для абонентского обслуживания малого бизнеса, разработка Регламента устных консультаций и т.д.
Таким образом, работа была выполнена полностью, все поставленные цели и задачи были достигнуты.
1. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2000 г. с изменениями на 20.05.2019.
2. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
2) Постановления.
3. Постановление Минтруда РФ от 04.08.2000 N 57 "О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих"
3) Учебники, работы, методические пособия.
4. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов – М.: ИНФРА-М, 2020.
5. Андреев Е.П. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях -2020.
6. Бабленкова И.И., Кирина Л.С., Карпова Г.Н., Горохова Н.А. Прогнозирование и планирование в налогообложении. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2020.
7. Башкирова Н.Н., Сугробова Е.Б. Основы налогового консультирования: Учебное пособие - М.: Магистр, 2020.
8. Бейч Э. Консалтинговый бизнес. Основы профессионализма - Спб.: Питер, 2020.
9. Бондарчук Н.В. Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования. - М.: ИнформБюро, 2020.
10. Бондарчук Н.В., Карпасова З.М. Финансовый анализ для целей налогового консультирования - М.: Вершина, 2020.
11. Брызгалин А.В., Головкин А.Н. Из практики налогового консультирования – М.: Налоговое право, 2020.
12. Брызгалкин А.В., Берник В.Р., Головкин А.П. Методы налоговой оптимизации. – М., 2020.
13. Гончаренко Л.И. Основы налогового консультирования – М.: Магистр, 2020.
14. Гущина Т.Н. Теоретические основы налогового консультирования – 2020.
15. Демишева Т.А. Организация и методика налогового консультирования – М.: Палата налоговых консультантов, 2020.
16. Демишева Т.А. Организация и методика налогового консультирования. М.: МФЦ, 2020.
17. Ефремов В.С. Консалтинговая деятельность: Учебник- М.: Юрайт, 2020.
18. Иванов Д.В. Налоговое консультирование при налоговых органах – 2020.
19. Иванов Д.В. Правовые и организационные основы налогового консультирования – 2020.
20. Кирина Л.С. Горохова Н.А. Налоговый менеджмент в организации. М.: Юрайт, 2020.
21. Кирина Л.С. Методология формирования и развития рынка услуг налогового консультирования в РФ. – М.: Дисс, 2020
22. Кирина Л.С. Факторы, влияющие на качество услуг налогового консультанта – 2020.
23. Кирина Л.С. Формирование и развитие рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2020.
24. Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран - М., 2020.
25. Лесова А. Роль и ответственность налоговых консультантов в России. Опыт международной юридической фирмы - М., 2020.
26. Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. - М.: Наука, 2020.
27. Мазурина Л.А. Налоговое консультирование. Теория и практика. - Ногинск.: Аналитика Родис, 2020.
28. Мазурина Л.А. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию – 2020.
29. Малис Н. И., Грундел Л. П., Зинягина А. С. Налоговый учет и отчетность - М.: Юрайт, 2020.
30. Матюшенкова Ю.Л. Зарубежный опыт оказания помощи налогоплательщикам – 2020.
31. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Учебник и практикум для академического бакалавриата — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020.
32. Севрюкова Л.В., Ткачева Т.Ю. Налоговое консультирование: теория и практика. - Курск.: ЮЗТУ, 2020.
33. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования. - М., 2020
34. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения.: Учебно-методическое пособие. - М.: «Финансы и статистика» издат. дом. «Инфра-М», 2020.
35. Черник Д.Г., Кирина Л.С., Балакин В.В. Налоговое консультирование: учебное пособие. - М.: Издательство «Экономика», 2020.
36. Шувалова Е.Б., Ефимова Т.А. Налоговое консультирование (правовой аспект): учебное пособие - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2020.
4) Статьи из периодических изданий
37. Артеменко Д. А., Артеменко Г. А. Налоговое консультирование трансфертного ценообразования корпораций - Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 3. С. 38—42.
38. Артеменко Д. А., Пименов С. В. Роль институционализации налогового консультирования в налоговых отношениях - Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 3. С. 43—46.
39. Буссе Р., Даболс А., Ларо М., Якушев А. О. Правовое регулирование института налогового консультирования в других странах - Налоговед. 2020. № 2. С. 74-87.
40. Жарова Е. Н. Особенности налогового стимулирования отдельных групп инновационно-активных предприятий в Российской Федерации - Финансы и кредит. 2020. № 27. С. 48—58.
41. Расулова 3. Д. Проблемы правового регулирования института налогового консультирования в Российской Федерации - Евразийский юридический журнал. 2020. № 8. С. 211—212
5) Официальные сайты
42. Официальный сайт ООО «Аудэкс» - https://audex.ru
43. Официальный сайт Палаты налоговых консультантов - http://www.palata-nk.ru
44. Официальный сайт АО «Эксперт РА» - https://raexpert.ru
45. Статистика запросов на Яндекс - https://wordstat.yandex.ru
46. Google Trends - https://trends.google.ru
6) Материал с базы практики.
47. Отчет организации ООО «Аудэкс» за 2019г.