Проведена опытно-экспериментальная работы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №86» (г. Нижний Новгород).
Выборка: 13 детей старшей группы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1Общая характеристика дидактической игры7
1.2 Дидактическая игра, её компоненты и виды………………………………….9
1.3 Методика руководства дидактической игрой……………………………….16
1.4 Общая характеристика основ безопасности жизнедеятельности…………..19
1.5 Опасности в быту……23
1.6 Пожарная безопасность……31
1.7 Дорожно-транспортный травматизм…37
1.8 Опасности в природе……39
Выводы по первому разделу……43
2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1. Констатирующий эксперимент…45
2.2. Формирующий эксперимент……49
2.3. Контрольный эксперимент……50
Выводы по второму разделу……52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…55
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..58
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Проблема защиты от опасностей появилась ещё с появлением человека на земле. История возникновения безопасности жизнедеятельности человека начинается с самого начала развития эпохи человечества. Наша жизнь сложна и разнообразна, все происшествия идут рядом. Русские пословицы гласят: «Береженого Бог бережет», «Берегись бед, пока их нет», «Не шути с огнем – обожжешься».
Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые навыки о существующих угрозах, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной, но особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят... Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Эта проблема представляется настолько актуальной, что стала основой для выбора данной темы.
Об актуальности можно говорить много и все будет самое главное. Как сберечь здоровье детей? Как научить справляться с трудностями? Что сделать, чтобы ребенок знал правила безопасности?
Особый страх мы испытываем за маленьких беззащитных граждан. С первых лет жизни любопытство ребенка, его инициатива в вопросах познания окружающего, порой становится опасным для него.
С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития санитарно – гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.
Ушинский говорил: «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, в этом очень хорошо помогут игры. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Объект исследования: процесс формирования знаний по основам безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования у дошкольников знаний по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: если регулярно и целеустремленно использовать дидактические игры в обучении дошкольников, то можно добиться более высоких результатов в процессе формирования у них представлений о безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: изучить продуктивность использования дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть структуру и сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников.
2. Проанализировать методику организации и руководство дидактическими играми.
3. Охарактеризовать опасные факторы жизнедеятельности дошкольников.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование у дошкольников представлений о безопасности жизнедеятельности с помощью дидактических игр.
Исследованиями в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также разработкой соответствующих дидактических игр занимались: М. А.Котик, Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева, В.Н. Мошкина, Антюхин Э., Сулла М.
В качестве методов исследования в работе применялись:
1. Теоретический анализ литературы по теме
2. Наблюдение
3. Описание
4. Классификация
5. Анкетирование
6. Эксперимент
Понятийно – категориальная основа исследования:
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Опасность – это ситуация, при которой возможно возникновение процессов и явлений, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой.
ГИБДД – государственная инспекция по безопасности дорожного движения.
ДТП – дорожно-транспортное происшествие.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №86» Нижегородского района
г. Нижнего Новгорода.
Работа состоит из введения, двух разделов, выводов по каждому разделу, заключения, списка использованных источников и приложений.
Итак, анализ литературы показывает, что большинство исследователей педагогов предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания и обучения самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
По итогам этой работы можно сделать вывод: у детей старшей группы будут сформированы знания по основам безопасности жизнедеятельности, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя.
3. Анастасова, Л.П., и др. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности.
4. Бай Е.А. Познавательная активность дошкольников и возможности ее изучения.//Психологическая служба.
5. Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет.сада.
7. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
8. Гарнышева, Т. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. М. Детство-Пресс.
9. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы / Составитель Т.Ф. Саулина.
10. Ипатова, Ю. Волшебный колпак повара, или график дежурства для малышей [Текст]/ Ю. Ипатова// Дошкольное образование
11. Козлова С.А. «Я - человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру.
12. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
13. Князева О. Мои помощники. // Дошк воспитание.
14. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.
15. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова.
16. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.
17. Меремьянина, О.Р. Вместе с куклой я расту [Текст]: методическое пособие/ О.Р. Меремьянина.
18. Михайлов Л. А., В. П. Соломин, О. Н. Русак и др. ; под ред. Л. А. Михайлова. — М. :Пожарная безопасность : учебник для студ. учреждений П461 высш. проф. Образования.
19. Названова, Л. Чтобы зубки блестели [Текст]/ Л. Названова// Дошкольное образование.
20. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности /Авт. - сост. М.Р. Максиняева, Т.Ю.Филиппова, - М., Сфера.
21. Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите играя. М.: Мозаика - синтез.
22. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и лит.персонажами: пособие для педагогов дошк. учреждений.
23. Рузина М.С. Игра в жизни ребенка//Психолог в детском саду.
24. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения».
25. Сыроваткина И. Уроки безопасности.
26. Шорыгина, Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет.
27. . Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки Безопасность для малышей.
28. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования.
29. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. Педагогика.
30. Юдохина Ю.Л. Здравствуй друг, дорожный знак. 6 - 8 лет.
31. http://potyomkina.ucoz.ru/load/igralochka/detskie_stikhotvorenija/poslovicy_i_pogovorki_o_bezopasnosti_zagadki/20-1-0-54
32. https://s.siteapi.org/08c651d66b5b1a4.ru/docs/ru1tbo3towgc88o0o048csw4ko40sc