РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ГЕОГРАФИЯ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Введение 3
Глава 1. Формирование функциональной грамотности в обучении
школьников 6
1.1 Понятие функциональной грамотности 6
1.2 Содержание предметов Географии и Основ безопасности
жизнедеятельности как основа межпредметной связи 9
Глава 2. Условия формирования функциональной грамотности у школьников на основе интеграции Географии и Основ безопасности жизнедеятельности 24
2.1 Формы реализации межпредметных связей предметов Географии и
Основ безопасности жизнедеятельности 24
2.2 Условия формирования функциональной грамотности школьников на примере интеграции Географии и Основ безопасности жизнедеятельности 36
2.3. Методические материалы для интегрированных уроков Географии и
Основ безопасности жизнедеятельности 39
Заключение
Список использованных источников 64
Актуальность. С изменением общего среднего образования обозначились новые подходы к отражению содержания не по отдельным обособленным дисциплинам, а через интегрированные образовательные области. В «Концепции модернизации российского образования» сказано о том, что у выпускника школы должна быть сформирована целостная система универсальных знаний, умений и навыков, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое?
«Функционально грамотный человек - этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности».Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA - исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Насколько важно понимать, что приобретаемые обучающимися знания, умения и навыки не должны быть только в «копилке», но инструментами в решении жизненных задач человека на протяжении жизни.
Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки. Результаты исследования PISA показывают, что в России около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности [3].
Каждый школьный предмет вносит свою лепту в формирование функциональной грамотности через содержание знаний и умений основ науки, представленных дисциплиной изучения. Однако, важным является объединение усилий всех изучаемых предметов для создания условий применения приобретаемых знаний.
Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы показать возможности интеграции школьных предметов в формировании функциональной грамотности обучающихся на примере географии и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Объект исследования - процесс интеграции географии и основ безопасности жизнедеятельности в процессе обучения.
Предмет исследования - формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе реализации межпредметных связей Географии и ОБЖ.
Цель исследования: разработать и апробировать методический материал для формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе интеграционных связей Географии и Основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи
1. Раскрыть понятия «функциональная грамотность» и
«межпредметная связь».
2. Проанализировать содержание программ по Географии и Основам безопасности жизнедеятельности для определения «точек соприкосновения» содержания предметов.
3. Разработать методический материал по реализации межпредметных связей на основе практического применения знаний и умений.
Методы исследования: общетеоретические - анализ научно
методической литературы, нормативных и правовых документов по проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся в общей средней школе; эмпирические: сравнение и анализ программ предметов Географии и Основ безопасности жизнедеятельности.
Апробация материалов осуществлялась на базе Большемуртинского района МКОУ «Юксеевская СОШ».
Значительную роль в формировании функициональной грамотности играют межпредметные связи, которые способствует более качественному получению знаний и обеспечивают создание «фундамента» знаний. Умение соединить знания двух предметов, помогает ученикам понять взаимосвязь процессов, явлений, происходящих в мире, объяснить причинноследственные связи и, таким образом, развивать функциональную грамотность, способность применить знания и умения на практике, в повседневной жизни.
С психолого-педагогической точки зрения интеграция предметов способствует активации познавательной деятельности учеников,
стимулирует их познавательную активность, помогая более успешно усваивать школьный предмет. Используя простор для поиска новых творческих идей в педагогической деятельности, применяя нетрадиционные методики, учитель помогает интегрировать знания по предметам на более высоком уровне.
Выводы:
1. Формирование функциональной грамотности в современной школе является важной задачей, которая определяет способность выпускника применять свои знания в жизни и профессиональной деятельности.
2. Интеграция учебных предметов - сложный творческий процесс, требующий существенных изменений в содержании и структуре учебных предметов и усиления в них общих идей и теоретических концепций.
3. Апробация разработанного методического материала по реализации межпредметных связей показала актуальность и важность проведения интегрированных занятий для обучающихся.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.
2. Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология, ОБЖ, химия. //География в школе. - № 3, 2002.
3. Баранский, Н.Н. Методика преподавания экономической географии: пособие для учителей / Н.Н. Баранский. М., 1960. - 452 с.
4. Баранский, Н.Н Экономическая география. Экономическая картография / НН. Баранский. М., 1956. - 366 с.
5. Бахчиева, OA Проблемы содержания и структуры комплексного регионального курса географии / О.А. Бахчиева // География в школе. 2002. - №5. - С. 41-47.
6. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5.)
7. География. Интегрированные уроки. 6-10 классы/Сост. Н.В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2004. - 100с.
8. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии.// География в школе, 1995, № 5,с.60
9. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.
10. Косик Т. С. Реализация межпредметных связей в преподавании географии. www.festival. 1 september. ru
11. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с.
12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей
образовательных учреждений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288 с.
13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированного урока // Практическое пособие / Под ред. С.В.Кульневич. - Р., 2003.
14. Маслов А.Г.Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. Москва. Дрофа, 2004.
15. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе. Учебное пособие для студентов пед вузов/ Н.П .Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров.- Новосибирск: АРТА, 2011.-304....28