Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №164809

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской грамотности .... 6
1.1. Понятие «читательская грамотность» и ее роль в обучении школьника 6
1.2. Возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся 5-9
классов 11
1.3. Опыт педагогов в формировании и развитии читательской грамотности 14
Глава 2. Применение современных цифровых технологий к развитию читательской грамотности 22
2.1. Цифровые технологии в современном образовании 22
2.2. Рекомендации по применению некоторых цифровых технологий в
обучении математики в 5-7 классах 29
2.3. Результаты апробации предлагаемых рекомендаций 40
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 53

Актуальность темы. Развитие читательской грамотности является одним из важнейших аспектов образования учащихся начальной и средней школы (необходимо осуществлять с учетом их возрастных особенностей, которые необходимо учитывать в обучении).
ФГОС включает в себя задачу формирования функциональной грамотности у младших школьников и старшеклассников, которая, к примеру, состоит в умении чтения текстов с аналитическим подходом при наличии не всегда однозначных ответов, а также умения применять анализ, обсуждение темы.
Кроме того, данная тематика широко исследуется в научной и популярной литературе в связи с рядом нижеуказанных проблем.
Функциональная грамотность, являясь одним из главнейших индикаторов общественного благополучия, очень важна для школьников в связи с тем, что ее уровень является важным показателем качества образования (или ФГ, согласно ФГОС которые представляют собой такой набор навыков чтения, письма, коммуникации, благодаря которым становится возможным достаточно успешно применять собственные знания, умения в реальных жизненных ситуациях; при этом, в данном случае кроме базовых навыков чтения, письма в ФГ входит способность по адаптации, применению данных навыков в целях решения разнообразных задач, с которыми в будущем, а также в повседневной жизни сталкивается ученик)[1].
Согласно требований Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. также предусмотрено формирование функциональной грамотности как условия становления динамичной, творческой, ответственной, а также конкурентоспособной личности[2].
Таким образом, в настоящее время Заказом современного российского общества является достаточно всесторонне развитая личность, которая имеет 3
возможность принимать нестандартные решения, также умеющая анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, при этом свободно может делать выводы, имеет навыки творческого использования полученных знаний [3].
По предмету «математика» обязательно и важно развитие читательской грамотности учеников, в т.ч., 5-9 классов (является основным периодом изучения основ математики). В связи с чем необходимо принимать меры по развитию способностей учеников общеобразовательной школы знаний, умений, которые были получены в школе.
Таким образом на уроках математики педагогом должны быть созданы надлежащие условия для овладения читательской грамотностью, что представляет первоочерёдной задачей в обучении. При этом, повсеместно в последнее время наблюдается такая актуальная проблема, как непонимание детьми текста задания. Но при этом, является недостаточным владение исключительно читательской грамотностью по той причине, что ученики при верно прочитанном задании не способны соединить полученные ранее знания с данными математических и иных задач.
Следовательно, развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения, в чем и заключается актуальность изучения проблематики читательской грамотности для результативного обучения математики.
При этом, до настоящего времени имеется плохая проработка темы, проблемы не решены, а также до настоящего времени не имеется рекомендаций по применению в конкретных ситуациях.
Объект исследования: процесс обучения школьников обучающихся 5-9 классов математике.
Предмет исследования: возможности применения цифровых
технологий к развитию читательской грамотности.
В связи с описанным выше нами поставлена следующая цель исследования: Разработка рекомендаций по применению цифровых технологий на уроках математики для развития читательской грамотности обучающихся .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие «читательская грамотность» и ее роль в обучении школьника;
• определить возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся 5-9 классов (с точки зрения развития читательской грамотности);
• изучить и описать опыт педагогов в формировании и развитии
читательской грамотности;
• изучить возможности применения цифровых технологий в
современном образовании;
• разработать рекомендации по применению некоторых цифровых технологий в обучении математики в 6-8 классах;
• представить результаты апробации предлагаемых рекомендаций.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
В ходе исследования нами была поставлена цель - формирование читательской грамотности обучающихся на уроках математики с применением цифровых технологий, для чего нами было изучено понятие «читательская грамотность» и ее роль в обучении школьника; определены возрастные и психолого -педагогические особенности обучающихся 5-9 классов (с точки зрения развития читательской грамотности); изучен опыт педагогов в формировании и развитии читательской грамотности; исследованы цифровые технологии в современном образовании; разработаны рекомендации по применению некоторых цифровых технологий в обучении математики в 6,7 классе; представлены результаты апробации предлагаемых рекомендаций.
В ходе теоретического исследования нами было выявлено следующее.
В современном мире грамотное чтение играет ключевую роль в формировании личности и успешной социализации индивида. Оно не только является основой для усвоения знаний, но и способствует развитию воображения, творческого мышления и аналитических способностей.
В ходе практического исследования нами было выявлено следующее.
Выявлены положительные изменения в уровне читательской грамотности как одного из элементов функциональной грамотности (в т. ч., у детей в 2023/24 учебном году не диагностируется недостаточный уровень компетенции, ранее было выявлено 32% таких детей, что свидетельствует о высокой эффективности проведенной работы и материалов).
Таким образом, нами был получен положительный результат интеграции цифровых технологий в системе образования (при развитии читательской грамотности на уроках математики):
• наблюдается снижение доли неуспевающих учеников 7 класса, принявших участие в апробации системы;
• повысился уровень учебной самостоятельности учеников 7 класса;
• соответственно, произошло повышение успешности учеников 7 класса, а также уровня их хорошего самочувствия, психологического благополучия.
Считаем, что исследования достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтвердилась.


1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования " (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 01.06.2024).
2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 33.505-2003 "Единый
российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием " (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 июля 2003 г. N 255-ст). URL: https://base.garant.ru/70770648/ (дата
обращения: 03.06.2024).
3. Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно -познавательной самостоятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. - №1. - С. 27-34.
4. Беденко М. В. Формирование навыков смыслового чтения. 4 класс. Реализация метапредметных результатов / М. В. Беденко. - М. : 5 за знания, 2016. - 80 с.
5. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства Просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности »»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. -№4(61). -Т. 1. - С. 13-33.
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - С.234.
7. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. -№ 4 (61). -С. 34-57.
8. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000. Часть I. Грамотность чтения. - М.: Логос, 2004. - 18 с.
9. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000. Часть I. Грамотность чтения. - М.: Логос, 2004. - 18 с.
10. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития: колл. монография / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина. - М.: ИД ВШЭ, 2019. - 282 с.
11. Козлова Н.Ш. Актуальность онлайн образования для IT- специалистов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. - Вып. 4. - С. 80-85.
12. Кулаева Г.М., Сулейманова З.Н. Методические пути
использования электронных образовательных ресурсов на уроках и в домашней работе по русскому языку в средней школе // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XI / Отв. В.А. Коханова. - М., 2016. - С. 225-231.
13. Куприянова Ю. В., Исаева Н. А. Развитие читательской грамотности в цифровой среде на уроке русского языка в средней школе // Школа будущего. - 2021. — № 4. - С. 182-197.
14. Медведева Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
15. Морозова М. И., Николаев С. В., Чупина Т. И. Оценка эффективности формирования читательской грамотности с использованием цифровых технологий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - № 2. - С. 243-263....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ