Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник рисования
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ детский сад «Улыбка».
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, имеющих заключение ПМПК.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 12
1.3 Методы развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 30
2.1 Диагностика и результаты уровня сформированности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
2.2 Описание и реализация коррекционно-развивающей работы по формированию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования 43
2.3 Динамика формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования 48
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
База исследования: МБДОУ детский сад «Улыбка».
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, имеющих заключение ПМПК.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 12
1.3 Методы развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 30
2.1 Диагностика и результаты уровня сформированности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
2.2 Описание и реализация коррекционно-развивающей работы по формированию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования 43
2.3 Динамика формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования 48
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность исследования. На сегодняшний день безусловным является положение о том, что в умственном развитии ребенка дошкольного возраста важное значение имеет наглядно-образное мышление. Ведь развитие этой формы мышления в значительной степени означает успешность ее перехода к более сложной понятийной форме мышления. Поэтому проблема образного мышления на протяжении всей истории своего существования имеет достаточно основательную базу исследований, благодаря чему определились основные подходы его изучения, основные механизмы его образования и функционирования, основные формы его реализации и т.д.
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него мышления. Под наглядно-образным мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и являющимся доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно много исследований по этой проблеме, где описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии. Исследователи отмечают конкретность мышления у детей с задержкой психического развития и недостаточное развитие у них мыслительных операций, а также их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется: недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение, трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий, замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью.
Следовательно, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ведущим остается наглядно-образное мышление. Необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения, соответствующие их индивидуальным особенностям и возможностям, а также совершенствовать технологии коррекционного психолого-педагогического воздействия. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных нарушений.
Степень изученности проблемы. Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых – Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др. Изучением проблемы развития наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития занимались отечественные психологи и педагоги: Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Е. В. Соколова и др. Методы и приемы развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития охарактеризованы С. Ш. Джапаровой, Н. А. Лиман, О. Н. Назарова и др.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы «Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития».
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточностью разработанных практических комплексов дидактических игр в работе воспитателей ДОУ для развития наглядно-образного мышления у детей указанной категории, что составляет проблему исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР.
2. Определить уровень сформированности наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.
3. Рассмотреть специфику применения нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.
4. Провести экспериментальную работу, направленную на формирование наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.
5. Оценить динамику изменений в уровнях сформированности наглядно-образного мышления у детей в ходе внедрения методики.
Объект исследования: наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР, значительным образом способствуют улучшению формирования наглядно-образного мышления.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.;
- подходы к развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с развитием в норме – Л. М. Веккер, Н. Н. Верещагина, С. Ш. Джапарова и др.;
- подходы к развитию наглядно-образной формы мышления у дошкольников с задержкой психического развития – Т. А. Власова, А. Р. Ибрагимова, М. С. Певзнер и др.;
- Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что исследование вносит вклад в понимание механизма формирования наглядно-образного мышления у детей с особенностями развития, анализируя и обосновывая необходимость внедрения инновационных методик, таких как нетрадиционные техники рисования. Оно создает теоретическую основу для разработки адаптированных подходов к обучению, которые учитывают специфические потребности детей с ЗПР.
- Практическое значение данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в практике работы педагогов, психологов и логопедов, что в свою очередь окажет положительное влияние на корректирующую и развивающую деятельность с детьми данной категории.
- База исследования: МДБОУ Детский сад «Улыбка».
- Организация исследования: исследование будет организовано в нескольких этапах: подготовительный (диагностическая оценка), основной (внедрение методики) и заключительный (анализ полученных результатов и выводов).
- Структура работы: включает введение, две главы, посвященные теоретическим аспектам и экспериментальной части исследования, а также заключение, в котором будут подведены итоги, сформулированы выводы и даны рекомендации для практического применения результатов исследования.
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него мышления. Под наглядно-образным мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и являющимся доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно много исследований по этой проблеме, где описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии. Исследователи отмечают конкретность мышления у детей с задержкой психического развития и недостаточное развитие у них мыслительных операций, а также их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется: недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение, трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий, замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью.
Следовательно, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ведущим остается наглядно-образное мышление. Необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения, соответствующие их индивидуальным особенностям и возможностям, а также совершенствовать технологии коррекционного психолого-педагогического воздействия. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных нарушений.
Степень изученности проблемы. Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых – Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др. Изучением проблемы развития наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития занимались отечественные психологи и педагоги: Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Е. В. Соколова и др. Методы и приемы развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития охарактеризованы С. Ш. Джапаровой, Н. А. Лиман, О. Н. Назарова и др.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы «Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития».
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточностью разработанных практических комплексов дидактических игр в работе воспитателей ДОУ для развития наглядно-образного мышления у детей указанной категории, что составляет проблему исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР.
2. Определить уровень сформированности наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.
3. Рассмотреть специфику применения нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.
4. Провести экспериментальную работу, направленную на формирование наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.
5. Оценить динамику изменений в уровнях сформированности наглядно-образного мышления у детей в ходе внедрения методики.
Объект исследования: наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР, значительным образом способствуют улучшению формирования наглядно-образного мышления.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.;
- подходы к развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с развитием в норме – Л. М. Веккер, Н. Н. Верещагина, С. Ш. Джапарова и др.;
- подходы к развитию наглядно-образной формы мышления у дошкольников с задержкой психического развития – Т. А. Власова, А. Р. Ибрагимова, М. С. Певзнер и др.;
- Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что исследование вносит вклад в понимание механизма формирования наглядно-образного мышления у детей с особенностями развития, анализируя и обосновывая необходимость внедрения инновационных методик, таких как нетрадиционные техники рисования. Оно создает теоретическую основу для разработки адаптированных подходов к обучению, которые учитывают специфические потребности детей с ЗПР.
- Практическое значение данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в практике работы педагогов, психологов и логопедов, что в свою очередь окажет положительное влияние на корректирующую и развивающую деятельность с детьми данной категории.
- База исследования: МДБОУ Детский сад «Улыбка».
- Организация исследования: исследование будет организовано в нескольких этапах: подготовительный (диагностическая оценка), основной (внедрение методики) и заключительный (анализ полученных результатов и выводов).
- Структура работы: включает введение, две главы, посвященные теоретическим аспектам и экспериментальной части исследования, а также заключение, в котором будут подведены итоги, сформулированы выводы и даны рекомендации для практического применения результатов исследования.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи были успешно решены, а гипотеза получила подтверждение. Анализ литературы по данной теме показал, что формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста является сложным и многофакторным процессом, в котором ключевую роль играют активное взаимодействие с окружающей средой, коммуникация и социализация. Эти аспекты, будучи интегрированными в образовательный процесс, способствуют развитию всех компонентов мышления. Особенно важно отметить, что у детей с задержкой психического развития наблюдается замедление этих процессов, что обуславливает потребность в специально организованной коррекционно-педагогической работе.
Обоснование целесообразности применения дидактических игр в обучении детей с ЗПР также оказалось значительным. Такие игры не только развивают самостоятельное мышление, но и помогают устанавливать связь между практическим опытом и наглядно-образными представлениями. В этом контексте применение нетрадиционных техник рисования продемонстрировало свою эффективность в развитии аналитических способностей, воображения и эстетического восприятия, а также в подготовке к школьному обучению.
Практическая часть исследования, проведенная на базе детского сада «Улыбка», позволила доказать преимущества целенаправленного использования коррекционных программ. Эксперимент, который охватывал две группы детей, продемонстрировал, что применение нетрадиционных техник рисования способствует значительному улучшению уровня развития наглядно-образного мышления среди участников экспериментальной группы, в отличие от контрольной группы. Объективные данные, полученные на констатирующем этапе, позволили провести тщательный анализ динамики изменений и подтвердили эффективность внедренной программы. Зафиксированное улучшение в среднем на 30% у детей, проходивших курс по нетрадиционным техникам рисования, подчеркивает необходимость дальнейших исследований в данном направлении.
Следовательно, результаты данного исследования не только подтвердили выдвинутую гипотезу, но и открыли новые перспективы для применения инновационных подходов в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, способствуя тем самым их всестороннему и гармоничному развитию. Таким образом, исследование внесло существенный вклад в понимание и оптимизацию методов, направленных на поддержку детей, что подчеркивает актуальность и значимость выбранной темы.
Обоснование целесообразности применения дидактических игр в обучении детей с ЗПР также оказалось значительным. Такие игры не только развивают самостоятельное мышление, но и помогают устанавливать связь между практическим опытом и наглядно-образными представлениями. В этом контексте применение нетрадиционных техник рисования продемонстрировало свою эффективность в развитии аналитических способностей, воображения и эстетического восприятия, а также в подготовке к школьному обучению.
Практическая часть исследования, проведенная на базе детского сада «Улыбка», позволила доказать преимущества целенаправленного использования коррекционных программ. Эксперимент, который охватывал две группы детей, продемонстрировал, что применение нетрадиционных техник рисования способствует значительному улучшению уровня развития наглядно-образного мышления среди участников экспериментальной группы, в отличие от контрольной группы. Объективные данные, полученные на констатирующем этапе, позволили провести тщательный анализ динамики изменений и подтвердили эффективность внедренной программы. Зафиксированное улучшение в среднем на 30% у детей, проходивших курс по нетрадиционным техникам рисования, подчеркивает необходимость дальнейших исследований в данном направлении.
Следовательно, результаты данного исследования не только подтвердили выдвинутую гипотезу, но и открыли новые перспективы для применения инновационных подходов в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, способствуя тем самым их всестороннему и гармоничному развитию. Таким образом, исследование внесло существенный вклад в понимание и оптимизацию методов, направленных на поддержку детей, что подчеркивает актуальность и значимость выбранной темы.
Подобные работы
- Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством применения нетрадиционных игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



