Развитие эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта старших подростков, находящихся в социально опасном положении 6
1.1 Сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект» 6
1.2 Особенности эмоционального интеллекта у старших подростков,
находящихся в социально опасном положении 12
1.3 Условия развития эмоционального интеллекта у старших подростков,
находящихся в социально опасном положении 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении 24
2.1 Диагностика особенностей эмоционального интеллекта у старших
подростков, находящихся в социально опасном положении 24
2.2 Разработка программы по развитию эмоционального интеллекта старших
подростков, находящихся в социально опасном положении 30
2.3 Анализ и интерпретация повторной диагностики 36
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 49
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта старших подростков, находящихся в социально опасном положении 6
1.1 Сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект» 6
1.2 Особенности эмоционального интеллекта у старших подростков,
находящихся в социально опасном положении 12
1.3 Условия развития эмоционального интеллекта у старших подростков,
находящихся в социально опасном положении 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении 24
2.1 Диагностика особенностей эмоционального интеллекта у старших
подростков, находящихся в социально опасном положении 24
2.2 Разработка программы по развитию эмоционального интеллекта старших
подростков, находящихся в социально опасном положении 30
2.3 Анализ и интерпретация повторной диагностики 36
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 49
Феномену эмоционального интеллекта стало уделяться все большее внимания в современной психологии. Многие исследования показали, что от уровня эмоциональной компетентности, зависит благополучие человека - успех в учебе, будущей карьере и во взаимоотношениях с людьми. Становится понятно, что заботиться о эмоциональном развитии ребенка также важно, как о его образовании и физическом здоровье.
Под эмоциональным интеллектом рассматривают умение понимать, различать эмоции, управлять эмоциональными состояниями как собственными, так и эмоциями окружающих.
Подростковый возраст - период, отличающийся особенной «эмоциональной насыщенностью», наиболее значимым, ведущим становиться межличностное общение. И во многом эффективная коммуникация с окружающими зависит от уровня эмоционального интеллекта и развития его составляющих.
Эмоциональный интеллект начинает формироваться еще в дошкольном возрасте, но именно в подростковый период, его развитие приобретает особое значение. По мере взросление ребенок сталкивается с множеством проблем таких, как самопознание, правильное понимание своих и чужих переживаний и управление сильными эмоциями.
Во многом развитие эмоционального интеллекта ребенка зависит от его ближайшего окружения в первую очередь от отношений с родителями. Если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, где нарушен эмоциональный контакт, отсутствует внимание к ребенку и взаимопонимание в отношениях, это негативно сказывается на становление личности ребенка в целом. А.Б. Холмогорова, Н.С. Смирнова отмечают, что «для детей из неблагополучных семей свойственны низкая степень доверия к людям, низкая готовность к принятию автономности других людей, учету их индивидуальных особенностей» [37].
Если в период взросления, закрепится бедность эмоциональной сферы - это может вызвать серьезные затруднения такие, как нарушение социального поведения, трудности в построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, непонимание своих желаний, чувств и эмоций, а следовательно и непонимание других людей.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие эмоционального интеллекта особенно актуально для подростков, находящихся в социально опасном положении.
Объект исследования: процесс развития эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза: развитию эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении , будут способствовать следующие психолого-педагогические условия: выявлены дефициты в развитии
эмоционального интеллекта у старших подростков; реализованы групповые занятия в интенсивном формате с применением кейс-метода, ролевой игры, упражнений на саморегуляцию.
Цель: теоретически обосновать, выявить и реализовать психолого
педагогические условия развития эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую
литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать программу по развитию эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении.
4. Проанализировать и интерпретировать данные, полученные в ходе экспериментальной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: проведение формирующего эксперимента,
обработка и анализ полученных в ходе диагностики данных.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей».
Под эмоциональным интеллектом рассматривают умение понимать, различать эмоции, управлять эмоциональными состояниями как собственными, так и эмоциями окружающих.
Подростковый возраст - период, отличающийся особенной «эмоциональной насыщенностью», наиболее значимым, ведущим становиться межличностное общение. И во многом эффективная коммуникация с окружающими зависит от уровня эмоционального интеллекта и развития его составляющих.
Эмоциональный интеллект начинает формироваться еще в дошкольном возрасте, но именно в подростковый период, его развитие приобретает особое значение. По мере взросление ребенок сталкивается с множеством проблем таких, как самопознание, правильное понимание своих и чужих переживаний и управление сильными эмоциями.
Во многом развитие эмоционального интеллекта ребенка зависит от его ближайшего окружения в первую очередь от отношений с родителями. Если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, где нарушен эмоциональный контакт, отсутствует внимание к ребенку и взаимопонимание в отношениях, это негативно сказывается на становление личности ребенка в целом. А.Б. Холмогорова, Н.С. Смирнова отмечают, что «для детей из неблагополучных семей свойственны низкая степень доверия к людям, низкая готовность к принятию автономности других людей, учету их индивидуальных особенностей» [37].
Если в период взросления, закрепится бедность эмоциональной сферы - это может вызвать серьезные затруднения такие, как нарушение социального поведения, трудности в построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, непонимание своих желаний, чувств и эмоций, а следовательно и непонимание других людей.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие эмоционального интеллекта особенно актуально для подростков, находящихся в социально опасном положении.
Объект исследования: процесс развития эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза: развитию эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении , будут способствовать следующие психолого-педагогические условия: выявлены дефициты в развитии
эмоционального интеллекта у старших подростков; реализованы групповые занятия в интенсивном формате с применением кейс-метода, ролевой игры, упражнений на саморегуляцию.
Цель: теоретически обосновать, выявить и реализовать психолого
педагогические условия развития эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую
литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать программу по развитию эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении.
4. Проанализировать и интерпретировать данные, полученные в ходе экспериментальной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: проведение формирующего эксперимента,
обработка и анализ полученных в ходе диагностики данных.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей».
Проанализировав научную литературу можно сделать вывод, что теме эмоционального интеллекта и возможностям его развития стало уделяться все большее внимания в современной психологии.
Эмоциональный интеллект отражает связи внутреннего мира с реальностью и поведением личности. На данный момент все существующие подходы к структуре эмоционального интеллекта, при всех различиях, едины в том, что эмоциональный интеллект позволяет человеку лучше осознавать и понимать эмоциональные проявления своей личности и личности другого человека. Это, в свою очередь, выступает важным фактором для развития более высокого уровня самоорганизации жизни и выстраивания межличностных отношений.
А подростковый возраст, является наиболее благоприятным для развития этих качеств, составляющих эмоциональный интеллект так, как этот период характеризуется становлением индивидуальности личности, развитием самосознания и высокой значимостью межличностного общения, временем усвоения норм поведения во взаимодействии с людьми.
Рассмотрев подростков, находящихся в социально опасном положении, было выявлено, что воздействия неблагоприятной среды, травмирующий опыт, педагогическая запущенность и отсутствие примеров здоровых семейных взаимоотношений, послужило закреплению отрицательных эмоциональных и поведенческих установок. И компоненты эмоционального интеллекта, такие как понимание своих и чужих эмоций и управление ими сформированы слабо. Именно поэтому важно, способствовать их развитию с помощью создания специальных психолого-педагогических условий.
Экспериментальное исследование показало, что большинство старших подростков, находящихся в социально опасном положении, обладают средним и низким уровнями эмоционального интеллекта, что свидетельствует о недостаточном развитии у исследуемой группы способностей понимать свои и чужие эмоции и чувства и управлять ими.
В связи с этим повышение уровня эмоционального интеллекта у них приобретает особую важность для развития имеющихся дефицитов. Для этого нами была разработана программа групповых занятий по развитию эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении. Программа была реализована в интенсивном формате 2-3 раза в неделю и включала в себя обучение способам саморегуляции, ролевые игры на проигрывание различных способов поведения и эмоциональных реакций, просмотр видеоматериала и обсуждение своих эмоциональных состояний.
После реализации программы была проведена повторная диагностика для отслеживания динамики в развитии эмоционального интеллекта. Анализ результатов показал, что у участников исследования повысился уровень развития компонентов эмоционального интеллекта. А именно улучшились способности понимать свои эмоции и устанавливать их причины, что способствует повышению уровня самосознания и лучшему пониманию эмоциональных состояний другого человека, что в свою очередь положительно влияет на построение отношений с окружающими.
Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности психолого-педагогических условий развития эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социальном опасном положении.
Эмоциональный интеллект отражает связи внутреннего мира с реальностью и поведением личности. На данный момент все существующие подходы к структуре эмоционального интеллекта, при всех различиях, едины в том, что эмоциональный интеллект позволяет человеку лучше осознавать и понимать эмоциональные проявления своей личности и личности другого человека. Это, в свою очередь, выступает важным фактором для развития более высокого уровня самоорганизации жизни и выстраивания межличностных отношений.
А подростковый возраст, является наиболее благоприятным для развития этих качеств, составляющих эмоциональный интеллект так, как этот период характеризуется становлением индивидуальности личности, развитием самосознания и высокой значимостью межличностного общения, временем усвоения норм поведения во взаимодействии с людьми.
Рассмотрев подростков, находящихся в социально опасном положении, было выявлено, что воздействия неблагоприятной среды, травмирующий опыт, педагогическая запущенность и отсутствие примеров здоровых семейных взаимоотношений, послужило закреплению отрицательных эмоциональных и поведенческих установок. И компоненты эмоционального интеллекта, такие как понимание своих и чужих эмоций и управление ими сформированы слабо. Именно поэтому важно, способствовать их развитию с помощью создания специальных психолого-педагогических условий.
Экспериментальное исследование показало, что большинство старших подростков, находящихся в социально опасном положении, обладают средним и низким уровнями эмоционального интеллекта, что свидетельствует о недостаточном развитии у исследуемой группы способностей понимать свои и чужие эмоции и чувства и управлять ими.
В связи с этим повышение уровня эмоционального интеллекта у них приобретает особую важность для развития имеющихся дефицитов. Для этого нами была разработана программа групповых занятий по развитию эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социально опасном положении. Программа была реализована в интенсивном формате 2-3 раза в неделю и включала в себя обучение способам саморегуляции, ролевые игры на проигрывание различных способов поведения и эмоциональных реакций, просмотр видеоматериала и обсуждение своих эмоциональных состояний.
После реализации программы была проведена повторная диагностика для отслеживания динамики в развитии эмоционального интеллекта. Анализ результатов показал, что у участников исследования повысился уровень развития компонентов эмоционального интеллекта. А именно улучшились способности понимать свои эмоции и устанавливать их причины, что способствует повышению уровня самосознания и лучшему пониманию эмоциональных состояний другого человека, что в свою очередь положительно влияет на построение отношений с окружающими.
Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности психолого-педагогических условий развития эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в социальном опасном положении.
Подобные работы
- Образ будущего старших подростков, находящихся в социально опасном
положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ
АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО
ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Групповое консультирование как средство повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Возраст уголовной ответственности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018





