Реферат
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ....12
1.1. Основные понятия и сущность профориентации и
самоопределения обучающихся основной школы 12
1.2. Инструменты профориентации и самоопределения обучающихся.. 23
1.3. Инновационный инструмент профориентации и самоопределения
обучающихся основной школы 37
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
АПРОБАЦИИ РАЗРАБОТАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 46
2.1. Характеристика образовательного учреждения МКОУ Долгомостовская СОШ им. Александра Помозова 46
2.2. Условия проведения эксперимента. Критерии результативности.52
2.3. Анализ результатов апробации 61
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Сложные изменения процесса социализации современного молодого человека вызваны формированием качеств конкурентоспособной личности, позволяющих соответствовать стремительно изменяющейся окружающей действительности во всех ее компонентах и противостоять различным рискам рынка труда и изменения мира профессий. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» ориентирует на «воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию». Актуальность данной темы связана с тем, что не всегда профориентация учащихся основной школы в силу их возрастных особенностей защищает подростков от нежелательной информации, формирует адекватные представления о рынке труда и тенденциях его развития. Потребности молодых людей в трудовой и профессиональной самореализации необходимо приводить в соответствие потребности экономической сферы общества в отношении профессионально подготовленных трудовых человеческих ресурсов. В динамично и кардинально изменяющимся рынке труда появляются новые субъекты профориентации - это бизнес, ориентированный на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов, к взаимодействию с которым нужно готовить учащихся основной школы.
К сожалению, общероссийские образовательные тенденции последних десятилетий свидетельствуют о том, что неоправданно сужено применение на практике отечественного опыта профориентации и самоопределения, признанного на мировом уровне. В связи с широким распространением практики ранней профориентации и предпрофильной подготовки актуализируется необходимость научного осмысления особенностей инструментов профориентации и самоопределения как феноменов, выявления 5
механизмов их развертывания и функционирования в основной школе и, главное, специфики их психолого-педагогического и развивающего потенциалов.
К преимуществам профориентации и самоопределения в основной школе относят: раннюю концентрацию на профессионально-важных компетенциях и знаниях, разнообразие информационного обмена (не только учреждения профобразования, но и публицистика, учреждения дополнительного образования и другие источники информации и развития компетенций), возможность выстраивания многоуровневой и разнонаправленной коммуникации с представителями выбранной профессии и т.д. Однако одновременно с безусловными преимуществами данного процесса профориентация и самоопределение в основной школе актуализирует ряд серьезных опасностей и специфических угроз (романтическая окраска, подростковый негативизм, отрицание информации, получаемой из неавторитетных источников (родители, педагоги и др. взрослые) и прочие риски), к сопротивлению которым многие подростки оказываются попросту не готовы. Безопасность в процессе профориентации и самоопределения из плоскости обеспечения информацией все больше переходит в плоскость безопасности профессиональных проб и развития профессионально важных компетенций, предполагающих личную активность, т.е. субъективируется, начинает зависеть от способностей самого индивида.
Все вышеперечисленное позволяет выделить противоречия между:
• неуклонным возрастанием роли профориентации и социализации в процессах становления личности в современном мире и фактическим отсутствием целостного научного представления о сути, специфике, механизмах и содержании психолого-педагогического сопровождения данного явления;
• социальным заказом общества и государства на личность с осознанным выбором профильного обучения и отсутствием научнометодического обеспечения процесса профориентации учащихся основной школы в процессе их профессионального самоопределения.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности научно обоснованных подходов к выявлению и обоснованию необходимых инструментов развития, способствующих успешной профориентации и самоопределения обучающихся основной школы.
В современной психолого-педагогической литературе накоплена необходимая совокупность знаний, которая явилась основой для разрешения проблемы исследования. Е.В. Бондаревской, М.И. Губановой, Н.Ф. Родичевым, В.И. Слободчиковым, Е.О. Черкашиным, С.Н. Чистяковой и др. исследованы общие теоретические и методологические проблемы педагогического сопровождения личностного развития учащихся [54]. Идеи психологического сопровождения личностного развития обучающихся раскрыты в работах А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Л.М. Митиной, A.B. Мудрик, A.M. Прихожана и других отечественных психологов [32]. Проблемы профессиональной ориентации и профильного обучения учащихся подробно освящены в трудах ЕА. Климова, В.А. Полякова, Н.С. Пряжникова, А. С. Прутченкова, С.Н. Чистяковой, С.Т. Шацкого и других исследователей. [17; 41; 54]. Мотивы и факторы профессионального самоопределения учащихся исследованы Е.П. Ильиным, Е.М. Павлютенковым, С.Н. Чистяковой и другими авторами [54]. Определены проблемы формирования
профессионально-трудовой направленности обучающихся в системе непрерывного образования в исследованиях H.A. Аитова, С Я. Батышева, H.H. Нечаева, А.М. Новикова и многих других исследователей [32].
Объект исследования: система профориентации в основной школе муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Долгомостовской СОШ им. Александра Помозова.
Предмет исследования: инструменты профориентации и
самоопределения обучающихся основной школы.
Цель исследования состоит в выявлении и обосновании инструментов развития профориентации и самоопределения обучающихся основной школы.
Для достижения данной цели последовательно решались следующие задачи:
1. Рассмотреть и дать обзор психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
2. Проанализировать процесс профориентационной деятельности и процесс самоопределения обучающихся основной школы.
3. Разработать рекомендации по расширению линейки инструментов для обучающихся основной школы по совершенствованию профориентации и самоопределению.
4. Провести апробацию и оценить эффективность предложений по совершенствованию профориентации и самоопределению.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, процесс профориентации и самоопределения в основной школе будет успешным, если ему придать динамичный характер через поэтапное продвижение несовершеннолетних от информационного знакомства к операциональной пробе, а затем до постепенного переноса приобретенных умений на личностно актуальные ситуации логически выдержанного погружения в имитационные профориентационные ситуации, что обеспечит в итоге эффективное самоопределение.
Методологической и теоретической основой исследования стали работы, позволяющие рассмотреть проблемы профориентации и профессионального самоопределения с позиций системного подхода. К таким работам можно отнести исследования В.А. Архипова, Е.И. Головахи, А.Е. Голомштока, В.И. Журавлева, Н.Н. Захарова, Е.А. Климова, Д.Л. Н.Д. Левитова, И.Н. Назимовой, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, Н.С. Пряжникова, Э.А. Саар, Ф.Р. Филиппова, Г.А.Чередниченко, С.Н. Чистяковой, В.И. Чупрова, В.Н. Шубкина и других ученых. Профессия как сложное социальное явление рассмотрена М. Вебером, Е.А. Климовым, Н.Д. Левитовым, В.А. Мансуровым, О.И. Шкаратаном и другими авторитетными учеными. В трудах Е.И. Головахи, Д.Л. Константиновского и В.Н. Шубкина проанализирована категория «профессиональное самоопределение». Данными авторами изучались проблемы, связанные с социальной обусловленностью выбора тех или иных профессий, динамикой их престижа, изучением профессиональных интересов и намерений. Индивидуальные аспекты профессионального самоопределения, профессиональное самосознание, личностное профессиональное развитие рассматриваются в работах Ф.И. Иващенко, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Р.С. Немова, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера. Определенные методологические ориентиры для данного исследования имеют работы Н.Н Захарова, Е.И. Климова, Д.Л. Чередническо, Н.С. Пряжникова и В.Н. Шубкина, в которых рассматривается социологический, социально-философский и социально-психологический аспекты профессиональной ориентации и самоопределения. Работы перечисленных авторов позволили выявить ракурсы обозначенной темы, которые нуждаются в дальнейшей разработке.
Методы в данном исследовании можно условно разделить на теоретические и эмпирические. Использовались такие теоретические методы как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация, изучение литературных источников по педагогике, психологии, изучение и систематизация отечественного и зарубежного опыта работы по профессиональной ориентации, моделирование и проектирование. Эмпирическими методами в данной выпускной квалификационной работе были тестирование, опрос, неструктурированные беседы, анализ полученных результатов в варианте анализа отчетной документации, статистическая обработка данных.
Базой эмпирической части исследования стало образовательное учреждение, подведомственное администрации Абанского района Красноярского края - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Долгомостовская средняя общеобразовательная школа им. Александра Помозова. Выборку составили 50 несовершеннолетних, обучающихся 5-9 классов МКОУ Долгомостовской СОШ им. Александра Помозова.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методически обоснованных инструментов профориентации и самоопределения обучающихся основной школы с учетом возможностей современных образовательных сервисов, включая комплекс программ, тестов и упражнений, заданий, которые могут быть использованы в работе педагогов, социальных педагогов, психологов в целях профессиональной ориентации, в сопровождения процесса социализации и самоопределения обучающихся основной школы. Использованный в выпускной квалификационной работе диагностический инструментарий позволяющего определить уровень удовлетворенности обучающихся инструментами профориентации и самоопределения.
Структура магистерской диссертации определена в соответствии с ее целью и задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность темы проведенного в рамках данной ВКР исследования; определены проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования; охарактеризованы его методологические основы; раскрыта практическая значимость работы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам профориентации и самоопределения обучающихся основной школы, включая основные понятия, традиционные и инновационные инструменты профориентации и самоопределения обучающихся. Вторая глава содержит анализ организации профориентации и самоопределения обучающихся основной школы образовательного учреждения, ставшего эмпирической площадкой и базой исследования. Условия проведения эксперимента, критерии результативности. Анализ результатов апробации. В заключении подводятся основные выводы исследования и намечаются дальнейшие перспективы исследовательской работы. Магистерская диссертация изложена на 87 страницах текста, содержит 7 таблиц, 6 рисунков и 2 приложения. Список литературы включает 55 источников.
В ходе теоретического анализа темы данной магистерской диссертации получены убедительные доказательства ее актуальности в научноисследовательском и прикладном аспектах.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, процесс профориентации и самоопределения в основной школе будет успешным, если ему придать динамичный характер через поэтапное продвижение несовершеннолетних от информационного знакомства к операциональной пробе, а затем до постепенного переноса приобретенных умений на личностно актуальные ситуации логически выдержанного погружения в имитационные профориентационные ситуации, что обеспечит в итоге эффективное самоопределение. Данная гипотеза получила теоретическое и эмпирическое подтверждение.
Выбранное в качестве базы эмпирического исследования общеобразовательное учреждение явилось удачной площадкой для демонстрации практической реализации различных форм и технологий профориентационной деятельности, что позволило выявить проблемы и противоречия в профориентации.
Результаты анализа работы общеобразовательной школы, выбранной площадкой для анализа практических инструментов профориентации и самоопределения обучающихся основной школы, представляют интерес для совершенствования профессионального самоопределения и профориентации обучающихся не только сельских школ или школ конкретного региона, но носят более универсальный характер, так как согласуются с результатами теоретического анализа темы.
В ходе проведенного исследования выявлены основные черты профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся основной школы в современных условиях; определены некоторые индикаторы для измерения сформированности профориентации и самоопределения у современных подростков; получена важная информация для принятия эффективных управленческих решений по оптимизации профориентационной деятельности.
Согласно данным, выполненным на базе школы, ставшей площадкой для исследования, лишь 14,2% родителей используют эффективные стратегии взаимодействия с детьми при выборе ими будущей профессии
Многие девятиклассники находятся в состоянии профориентационной бифуркации из-за неопределенности с профессиональным выбором и из-за неопределенности своих возможностей. Следовательно, выпускникам основной школы требуется более эффективное психолого-педагогическое сопровождение, включающее диагностику и другие профориентационные направления.
В результате исследования получены данные, свидетельствующие о необходимости оптимизации практики профориентации и самоопределения обучающихся основной школы по нескольким направлениям:
1) по планированию и организации профориентации и самоопределения обучающихся;
2) по технологии проведения профориентационных мероприятий для обучающихся;
3) по повышению квалификации и заинтересованности педагогов в проведении профориентационной деятельности;
4) по устранению информационных дефицитов и развитию практических компетенций у родителей при взаимодействии с детьми, решающими задачи профориентации и самоопределения;
5) по организации и совершенствованию сетевого взаимодействия при организации профориентационной деятельности в основной школе.
Для успешности процесса профориентации и самоопределения в основной школе необходимо ему придать более динамичный характер через поэтапное продвижение несовершеннолетних от информационного знакомства к операциональной пробе, а затем до постепенного переноса приобретенных умений на личностно актуальные ситуации логически выдержанного погружения в имитационные профориентационные ситуации, что обеспечит в итоге эффективное самоопределение.
Материалы проведенного исследования, его выводы и методические рекомендации могут быть использованы в процессе модернизации региональной системы Красноярского края и транслированы для обмена опытом с другими регионами.
1. Антонова М.В. Точки бифуркации в развитии идей ранней
профориентации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=26530 (дата обращения: 12.09.2020).
2. Афанасьева Н.В. Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся 8-9 классов. М.: АРКТИ, 2010. 111 c.
3. Бендюков М.А., Соломин, И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб.: Речь, 2006. 240 с. ISBN 5-9268-04779.
4. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2013. 26 с.
5. Вахотина А.И. Метро и экология // Инженерная аксиология. Опыт интеграции инженерного и экологического образования. / В помощь работникам образовательных организаций. Выпуск 5 / Под ред. Козловой А.Г., Крайновой Л.В., Денисовой В.Г., СПб.: Тайкун, 2018. С. 52 -55.
6. Вишневская В.П., Медведев, А.В. Дискуссионные вопросы профессиографии специалистов экстремального профиля / В.П. Вишневская, А.В. Медведев // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов. Под общей редакцией Д.В. Сочивко. 2019. С. 61-72.
7. Гуревич К.М. Перспективы развития психологической диагностики // Психологическая диагностика. 2003. № 1. С. 11-22.
8. Денисова В.Г., Повчун Е.И., Пяткова О.Г., Чурсина С.А. Школьный конкурс проектов «Технологии и экология» // Инженерная аксиология. Опыт интеграции инженерного и экологического образования. / В помощь работникам образовательных организаций. Выпуск 5. / Под ред. Козловой А.Г., Крайновой Л.В., Денисовой В.Г. СПб.: Тайкун, 2018. С. 39-44.
9. Дукул С.В. Урок «Откуда в дом пришло тепло?» // Инженерная аксиология. В помощь работникам образовательных организаций. Выпуск 2. /Под ред. Козловой А.Г., Федотовой Е.Ю., Крайновой Л.В., Барсановой Т.А. СПб.: Тайкун, 2015. С. 115-122.
10. Дукул С.В. Экскурсия «Трамвай: из прошлого в будущее». // Инженерная аксиология. Величие инженерной мысли: просветительский и профориентационный аспект в образовательной деятельности педагога./В помощь работникам образовательных организаций. Выпуск 58 4./Под ред. Козловой А.Г., Федотовой Е.Ю., Крайновой Л.В., Денисовой В.Г., Барсановой Т.А. СПб.: Тайкун, 2017. С. 158- 165.
11. Елисеева Ж.М., Мохнатова М.О. Связь детско-родительских отношений и профессиональной направленности подростков. // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. URL: http://dom- hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/4/psychology/ eliseeva-mokhnatova.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
12. Елфутина Л.А. Особенности профессионального самоопределения современных подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. М., МГПУ, 2007. 21 с.
13. Захарова И.В., Дудаков С.М., Солдатенко И.С. Проектирование образовательных программ в области ИКТ с учетом профессиональных стандартов // Инженерное образование. 2017 . № 21 С. 140-144.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: МПСИ, 2008. 147 с.
15. Зеленкина Т.Д., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников: монография. Курск: Региональный финансово-экономические институт, 2016. 234 с....55