Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ деятельности Евразийского экономического союза 5
1.1 История становления и развития интеграции в рамках ЕАЭС 5
1.2 Социально-экономический потенциал деятельности ЕАЭС 9
1.3 Правовое регулирование внешней торговли стран Евразийского
экономического союза 13
Глава 2 Анализ современных внешнеторговых отношений стран ЕАЭС.... 18
2.1 Основные направления торгово-экономического сотрудничества
стран Евразийского экономического союза 18
2.2 Особенности и динамика внешней торговли стран Евразийского
экономического союза 23
2.3 Перспективы развития торговых отношений стран Евразийского
экономического союза 28
Заключение 36
Список использованных источников 38
В рамках ЕАЭС уже достигнут первый этап интеграции - свобода передвижения товаров, услуг и рабочей силы. Долгосрочная цель Большого евразийского партнерства - это создание общего экономического пространства в масштабах всей Евразии с равной степенью вовлеченности в него стран Европы и Азии, государств-участников различных партнерств. ЕАЭС, развивая международное сотрудничество с внешними партнерами в различных форматах, расширяя сеть преференциальных соглашений с основными торговыми партнерами, постепенно формирует контуры «Большого евразийского континентального партнерства».
В современном мире внешняя торговля играет важную роль в экономическом развитии стран. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - объединение России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии - стремится к углублению интеграции и повышению конкурентоспособности своих участников на мировой арене. В связи с этим актуальным становится изучение особенностей и тенденций развития внешней торговли стран ЕАЭС.
Объект исследования - ЕАЭС. Предмет исследования - развитие внешней торговли стран ЕАЭС.
Цель исследования - анализ современных тенденций и перспектив развития внешней торговли стран ЕАЭС.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю становления и развития интеграции в рамках ЕАЭС;
- рассмотреть социально-экономический потенциал деятельности ЕАЭС;
- проанализировать правовое регулирование внешней торговли стран ЕАЭС;
- исследовать основные направления торгово-экономического
сотрудничества в рамках ЕАЭС;
- определить особенности и динамику внешней торговли стран ЕАЭС;
- выделить перспективы развития торговых отношений стран ЕАЭС.
В исследовании использовались методы статистического анализа, синтез, сравнение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.
Интеграционное экономическое объединение стало необходимым практически сразу после образования постсоветского пространства. Важным фактором является создание в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции. Созданию ЕАЭС предшествовало формирование Евразийского Экономического сообщества (ЕврАзЭс). ЕАЭС позиционируется, как «ядро континентальной интеграции», объединяющее Азию и Европу. Его концепция разрабатывается с учётом логики глобального китайского проекта «Один пояс и один путь», направленного на создание быстрых и эффективных торговых маршрутов между Европой и Азией.
Евразийский экономический союз обладает значительным социально-экономическим потенциалом благодаря обширной территории, численности населения и проведению скоординированной политики в отраслях экономики. Это способствует стабильности, развитию и углублению интеграции между государствами-членами, а также укреплению торгово-экономических связей с другими странами и региональными объединениями.
Регулирование внешней торговли стран ЕАЭС играет значительную роль в обеспечении единого экономического пространства и содействии взаимовыгодному сотрудничеству между членами союза. Система нормативных актов и соглашений, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в рамках ЕАЭС, способствует снижению торговых барьеров, упрощению процедур и созданию условий для устойчивого развития торговых отношений.
Основные направления торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС охватывают широкий спектр сфер деятельности и направлены на укрепление интеграции между членами союза, стимулирование экономического роста и 36
повышение конкурентоспособности региона на мировой арене. Разнообразные направления сотрудничества, такие как торговля товарами, таможенное сотрудничество, развитие инфраструктуры, цифровая экономика, сельское хозяйство, учитывают особенности экономик и потенциал каждой страны- участницы, способствуя взаимному развитию и устойчивому экономическому росту.
Внешняя торговля стран ЕАЭС свидетельствует о постепенной интеграции региона в мировую экономику. Объединение экономик позволяет странам союза укреплять свои позиции на мировых рынках, создавать более благоприятные условия для торговли и инвестиций. ЕАЭС стремится к диверсификации торговых партнеров, экономических связей и поиске новых возможностей для расширения внешней торговли. Анализ динамики внешней торговли показывает, что объемы экспорта и импорта стран ЕАЭС постепенно увеличиваются, и это свидетельствует о развитии экономических отношений с другими странами и росте интереса к товарам и услугам из региона.
ЕАЭС за счет активизации своих международных связей, в особенности переговоров по созданию зон свободной торговли с различными странами, явно нарастил свой международный престиж. Однако говорить о том, что потенциал на этом направлении уже реализован, пока вряд ли возможно. Поэтому крайне важно, чтобы ведущиеся переговоры о создании зон свободной торговли принесли бы в итоге выгоды уже не, столько политические и имиджевые, сколько практические и сугубо экономические. Тогда можно утверждать о прорывном характере этих договоренностей, которые будут свидетельствовать о поступательной интеграции ЕАЭС в международную торговую систему.
1 О Евразийском экономическом союзе : договор от 29. 05. 2014 [подписанвг.Астане29.05.2014;сизм.идоп.,вступ.всилус28.10.2021)// КонсультантПлюс:справ.-правоваясистема.-Режимдоступа:поподписке.
https://docs.cntd. ru/document/420205962
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19.10.2022 № 2144-8 ГД
О Федеральном законе "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части пенсионного обеспечения должностных лиц и сотрудников Евразийской экономической комиссии и Суда Евразийского экономического союза, являющихся гражданами Российской Федерации" (проект № 177694-8)
Собрание законодательства Российской Федерации от 2022 г. , N 43 , ст. 7345
2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза 11. 04. 2017. (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) / ратифицирован
Федеральный закон от 14.11.2017 № 317-ФЗ
О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза
Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 14.11.2017 г. , ст. 0001201711140074
"Российская газета" от 17.11.2017 г.
Собрание законодательства Российской Федерации от 2017 г. , N 47 , ст. 6843
3 О Стратегических направлениях развития евразийской экономической
интеграции до 2025 года : решение Высшего совета ЕАЭС от 11. 12. 2020. № 12 // Официальный сайт ЕЭК.
https://eec.eaeunion/comission/department/dep razv integr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php(дата обращения: 10.04.2024).
4 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер.закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018 г. N 32 (часть 1) ст. 5082.
5 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособ. М. : Маркетинг, 2019. 264 c.
6 Айтикеев А. А. Решение ключевых проблем интеграции предприятий Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС): проведение в ЕАЭС пакетной интеграции предприятий // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (92). С. 131-134.
7 Бирюкова О. В., Данильцев А. В. Когда сотрудничество не
складывается: глобальное управление цифровой торговлей // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. № 1. С.
7-20.
8 Бабаян А. М. Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в ЕАЭС // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14, № 6. С. 23-28.
9 Богомолов К. С. Актуальные аспекты взаимодействия и развития правового регулирования в условиях ЕАЭС // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2017. Т. 2, № 1 (4). С. 107-110.
10 Бурцев Ю. А. Применение таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в целях обеспечения экономической стабильности ЕАЭС // Вестник Академии права и управления. 2022. № 2 (67). С. 91-96.
11 Васильева Н. А. ЕАЭС в условиях четвертой научно-технической революции // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2021. № 4 (20). С. 100-106.
12 Гиноян А. Б., Ткаченко А. А. Внешнеторговая политика стран ЕАЭС: результаты имитационного моделирования // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26, № 2. С. 175-189.
13 Горда А. С. Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 10. С. 25-29.
14 Гошин В. А. Таможенное сотрудничество стран-членов ЕАЭС: новые
горизонты // Институт торговой политики НИУ ВШЭ. 2018. № 4/4. С. 9-23.
15 Гусарова С. А. Страны ЕАЭС: расширение взаимной торговли // Экономические науки. 2023. № 211. С. 283-286.
...
46 источников