ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Характеристика категории softskills в современной педагогической парадигме 8
1.2 Понятие «внеурочная деятельность по иностранному языку» 18
1.3 Характеристика средств организации внеурочной деятельности по
иностранному языку для формирования softskills обучающихся 24
1.4 Анализ деятельности учителей по формированию soft skills
обучающихся в основном общем образовании во внеурочной
деятельности по иностранному языку 29
2 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию soft skills обучающихся в основном общем образовании во внеурочной деятельности
по иностранному языку 38
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Самооценка развития ключевых компетенций Soft Skills 53
Приложение Б Инструкция по выполнению теста 54
Приложение В Схема для анализа результатов теста 55
Приложение Г Вопросы к тесту на определение развития ключевых компетенций Soft Skills
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Характеристика категории softskills в современной педагогической парадигме 8
1.2 Понятие «внеурочная деятельность по иностранному языку» 18
1.3 Характеристика средств организации внеурочной деятельности по
иностранному языку для формирования softskills обучающихся 24
1.4 Анализ деятельности учителей по формированию soft skills
обучающихся в основном общем образовании во внеурочной
деятельности по иностранному языку 29
2 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию soft skills обучающихся в основном общем образовании во внеурочной деятельности
по иностранному языку 38
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Самооценка развития ключевых компетенций Soft Skills 53
Приложение Б Инструкция по выполнению теста 54
Приложение В Схема для анализа результатов теста 55
Приложение Г Вопросы к тесту на определение развития ключевых компетенций Soft Skills
Одной из задач современной системы отечественного образования является подготовка компетентно подготовленного человека, который хочет и может активно заниматься аналитической и творческой работой, у которого есть мотивация к саморазвитию и самореализации. Начало этому образованию положено в системе общего образования. Однако в настоящее время мы часто можем встретить обучающихся, которые обладают только системой знаний и навыков. Совершенно очевидно, что одного обучения обучающихся академическим навыкам недостаточно для достижения поставленной цели.
Наша работа относится к сфере преподавания иностранных языков. Этот сегмент школьного образования как никакой другой предполагает помимо владения собственно языком обучение общению. Поэтому обучающийся, владеющий только набором правил и словарным запасом, не сможет в полной мере овладеть всеми речевыми навыками и развить их на соответствующем уровне. В связи с этим возникает вопрос о том, какие навыки и умения наиболее эффективны при обучении иностранным языкам и как их формировать.
В последнее время в специальной литературе получил научное гражданство термин soft skills или «гибкие (мягкие) навыки». В нашей работе мы будем пользоваться термином soft skills. Это социальные навыки. Доказано, что развитие soft skills в преподавании иностранных языков дополняет профессиональное образование «универсализмом», который «позволяет человеку быстро адаптироваться к условиям изменчивости, неопределенности, сложности и двусмысленности современности и добиться успеха» [5, с. 56]. Таким образом, обучающимся необходимо развивать soft skills. Особенно это важно в работе со старшеклассниками. Делать это нужно как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Вместе с тем, как показывает практика, особенно проблематично формирование soft skills во внеучебной деятельности.
Все вышесказанное определяет актуальность нашей работы.
Добавим, что на фоне все возрастающих требований к выпускникам возрастает и изменяется роль учителя. Именно он должен создавать такую образовательную среду, где soft skills будут формироваться оптимально.
Поскольку субъектами данного исследования являются обучающиеся девятого класса, то, следует иметь в виду, что в подростковом возрасте школьники обладают определенным опытом общения, но он недостаточно эффективен. Поэтому поддержка учителей подростков на этом этапе особенно важна, а практический опыт в классе на уроке и во внеурочной деятельности может обеспечить развитие soft skills.
Проблема развития soft skills рассматривалась многими исследователями в разное время, которые по-разному рассматривали и определяли понятие, что можно объяснить сферой научных интересов каждого из них. Среди них О.В. Абашкина [1; 2], О.В. Баринова [3], Е.А. Гайдученко [13], А.В. Марушев [27], В.А. Давыдова [17; 18], Н.В. Жадько [19], М.А. Чуркина [45; 46], Д.Т. Иванов [20], И.В. Канардов [23], М.А. Клюкуковская [24], О.А. Сосницкая [24], Д.А. Татаурщикова [39].
Цель данной работы - изучить теоретически феномен формирования soft skills обучающихся в основном общем образовании во внеурочной деятельности по иностранному языку и выявить условия их эффективного формирования в опытно-экспериментальной работе.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее положение: целенаправленное формирование soft skills во внеурочной деятельности по иностранному языку в основной школе способствует активному развитию soft skills учащихся и повышению качества обучения в целом.
Объект исследования - внеурочная деятельность по иностранному языку в школьном образовании.
Предмет исследования - процесс формирования soft skills обучающихся в основном общем образовании во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику категории soft skills в современной педагогической парадигме.
2. Охарактеризовать понятие «внеурочная деятельность по иностранному языку».
3. Изучить характеристику средств организации внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования soft skills обучающихся.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию soft skills обучающихся в основном общем образовании во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Методологической основой исследования являются системно-деятельностный, компетентностный и личностный подходы.
В работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных исследователей, ученых, в том числе О. В. Бариновой [5], Д. Гоулмана [14; 15; 16], Н.В. Жадко [15], Д. Макклелланда [29], М.А. Чуркиной [45; 46] и других. Многим исследователям удалось классифицировать социальные навыки, раскрыть их сущность, какие методы развития soft skills существуют, но каждый ученый интерпретирует это понятие по-своему. Вот почему важно понимать, что такое социальные навыки обучающихся, насколько они развиты и какие существуют методы их формирования. Исследования социальных навыков проводились в профессиональных сферах и со студентами университетов, а часть исследования была посвящена школьникам в целом, но до сих пор нет четких данных о формировании soft skills при обучении иностранному языку в старшей школе, что свидетельствует о научной новизне нашего исследования.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- опытно-экспериментальная работа;
- наблюдение;
- методы математической обработки данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ
«СОШ № 4» г. Лесосибирска Красноярского края.
Выборка представлена обучающимися 9 В класса в количестве 17 человек.
Этапы исследования:
1 этап - изучение теоретических аспектов формирования soft skills во внеурочной деятельности по иностранному языку, а также подборка методов и определение задач опытно-экспериментального исследования. Здесь же была проведена работа по выборке испытуемых.
2 этап - разработка и реализация системы занятий в рамках формирования «soft skills» во внеурочной деятельности по иностранному языку в МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирска. Проведен анализ результатов выполненной работы.
3 этап - формулирование выводов, оформление ВКР.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы 58 страниц.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты экспериментальных исследований, представленные в этой работе, могут быть использованы для обновления современных программ организации внеучебной деятельности обучающихся, предполагающих развитие soft skills. Некоторые результаты могут быть использованы в работе учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
Некоторые результаты работы опубликованы в статьях:
1. Кулижко А.С. К вопросу о формировании soft skills обучающихся в иноязычном среднем общем образовании / А.С. Кулижко // Научный журнал «Cognitio Rerum». - Москва, 2023. - с. 134-139.
2. Кулижко А.С. Формирование «гибких навыков» на уроках иностранного языка / А.С. Кулижко // Современное педагогическое образование : теоретический и прикладной аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Лесосибирск, 2023 - с. 193-195.
Наша работа относится к сфере преподавания иностранных языков. Этот сегмент школьного образования как никакой другой предполагает помимо владения собственно языком обучение общению. Поэтому обучающийся, владеющий только набором правил и словарным запасом, не сможет в полной мере овладеть всеми речевыми навыками и развить их на соответствующем уровне. В связи с этим возникает вопрос о том, какие навыки и умения наиболее эффективны при обучении иностранным языкам и как их формировать.
В последнее время в специальной литературе получил научное гражданство термин soft skills или «гибкие (мягкие) навыки». В нашей работе мы будем пользоваться термином soft skills. Это социальные навыки. Доказано, что развитие soft skills в преподавании иностранных языков дополняет профессиональное образование «универсализмом», который «позволяет человеку быстро адаптироваться к условиям изменчивости, неопределенности, сложности и двусмысленности современности и добиться успеха» [5, с. 56]. Таким образом, обучающимся необходимо развивать soft skills. Особенно это важно в работе со старшеклассниками. Делать это нужно как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Вместе с тем, как показывает практика, особенно проблематично формирование soft skills во внеучебной деятельности.
Все вышесказанное определяет актуальность нашей работы.
Добавим, что на фоне все возрастающих требований к выпускникам возрастает и изменяется роль учителя. Именно он должен создавать такую образовательную среду, где soft skills будут формироваться оптимально.
Поскольку субъектами данного исследования являются обучающиеся девятого класса, то, следует иметь в виду, что в подростковом возрасте школьники обладают определенным опытом общения, но он недостаточно эффективен. Поэтому поддержка учителей подростков на этом этапе особенно важна, а практический опыт в классе на уроке и во внеурочной деятельности может обеспечить развитие soft skills.
Проблема развития soft skills рассматривалась многими исследователями в разное время, которые по-разному рассматривали и определяли понятие, что можно объяснить сферой научных интересов каждого из них. Среди них О.В. Абашкина [1; 2], О.В. Баринова [3], Е.А. Гайдученко [13], А.В. Марушев [27], В.А. Давыдова [17; 18], Н.В. Жадько [19], М.А. Чуркина [45; 46], Д.Т. Иванов [20], И.В. Канардов [23], М.А. Клюкуковская [24], О.А. Сосницкая [24], Д.А. Татаурщикова [39].
Цель данной работы - изучить теоретически феномен формирования soft skills обучающихся в основном общем образовании во внеурочной деятельности по иностранному языку и выявить условия их эффективного формирования в опытно-экспериментальной работе.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее положение: целенаправленное формирование soft skills во внеурочной деятельности по иностранному языку в основной школе способствует активному развитию soft skills учащихся и повышению качества обучения в целом.
Объект исследования - внеурочная деятельность по иностранному языку в школьном образовании.
Предмет исследования - процесс формирования soft skills обучающихся в основном общем образовании во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику категории soft skills в современной педагогической парадигме.
2. Охарактеризовать понятие «внеурочная деятельность по иностранному языку».
3. Изучить характеристику средств организации внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования soft skills обучающихся.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию soft skills обучающихся в основном общем образовании во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Методологической основой исследования являются системно-деятельностный, компетентностный и личностный подходы.
В работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных исследователей, ученых, в том числе О. В. Бариновой [5], Д. Гоулмана [14; 15; 16], Н.В. Жадко [15], Д. Макклелланда [29], М.А. Чуркиной [45; 46] и других. Многим исследователям удалось классифицировать социальные навыки, раскрыть их сущность, какие методы развития soft skills существуют, но каждый ученый интерпретирует это понятие по-своему. Вот почему важно понимать, что такое социальные навыки обучающихся, насколько они развиты и какие существуют методы их формирования. Исследования социальных навыков проводились в профессиональных сферах и со студентами университетов, а часть исследования была посвящена школьникам в целом, но до сих пор нет четких данных о формировании soft skills при обучении иностранному языку в старшей школе, что свидетельствует о научной новизне нашего исследования.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- опытно-экспериментальная работа;
- наблюдение;
- методы математической обработки данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ
«СОШ № 4» г. Лесосибирска Красноярского края.
Выборка представлена обучающимися 9 В класса в количестве 17 человек.
Этапы исследования:
1 этап - изучение теоретических аспектов формирования soft skills во внеурочной деятельности по иностранному языку, а также подборка методов и определение задач опытно-экспериментального исследования. Здесь же была проведена работа по выборке испытуемых.
2 этап - разработка и реализация системы занятий в рамках формирования «soft skills» во внеурочной деятельности по иностранному языку в МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирска. Проведен анализ результатов выполненной работы.
3 этап - формулирование выводов, оформление ВКР.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы 58 страниц.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты экспериментальных исследований, представленные в этой работе, могут быть использованы для обновления современных программ организации внеучебной деятельности обучающихся, предполагающих развитие soft skills. Некоторые результаты могут быть использованы в работе учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
Некоторые результаты работы опубликованы в статьях:
1. Кулижко А.С. К вопросу о формировании soft skills обучающихся в иноязычном среднем общем образовании / А.С. Кулижко // Научный журнал «Cognitio Rerum». - Москва, 2023. - с. 134-139.
2. Кулижко А.С. Формирование «гибких навыков» на уроках иностранного языка / А.С. Кулижко // Современное педагогическое образование : теоретический и прикладной аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Лесосибирск, 2023 - с. 193-195.
Исследование, которое мы провели, позволяет нам сделать следующие выводы.
Важность soft skills в том, что они обеспечивают личностный рост и профессиональное развитие, улучшают межличностные отношения и способствуют адаптации к изменяющейся среде. Интеграция soft skills в образовательный процесс является одним из путей к развитию личности и формированию профессиональной компетентности учащихся.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы определили, что социальные навыки играют важную роль в иноязычном образовании. Применение различных средств организации внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования soft skills обучающихся является важным и необходимым компонентом в образовательном процессе. В перспективе это может способствовать не только успешной учебе учащихся, но и их успешной жизненной и профессиональной деятельности.
В результате проделанной нами работы, мы увидели, что играя в настольные игры на иностранном языке во внеурочной деятельности, обучающиеся могут развивать мягкие навыки любой категории и компетенции.
Мы также убедились, что учитель контролирует процесс, но при этом позволяет обучающимся работать самостоятельно, что является центральным моментом в развитии социальных навыков.
Подводя итог, можно сказать, что проблема нашего исследования действительно актуальна в нынешнее время. В ходе реализации опытно-экспериментальной работы мы добились нужного нам результата. Кружок «Игры на иностранном языке» является эффективной формой внеурочной деятельностью, которую может использовать каждый учитель.
Подводя итог, мы можем сказать, что мы выполнили поставленную перед собой цель, заключавшуюся в изучении феномена формирования soft skills во внеурочной деятельности в основном общем образовании, и проверили в опытно-экспериментальной работе эффективность проведения такой работы.
Цель исследования была достигнута, задачи решены.
Важность soft skills в том, что они обеспечивают личностный рост и профессиональное развитие, улучшают межличностные отношения и способствуют адаптации к изменяющейся среде. Интеграция soft skills в образовательный процесс является одним из путей к развитию личности и формированию профессиональной компетентности учащихся.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы определили, что социальные навыки играют важную роль в иноязычном образовании. Применение различных средств организации внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования soft skills обучающихся является важным и необходимым компонентом в образовательном процессе. В перспективе это может способствовать не только успешной учебе учащихся, но и их успешной жизненной и профессиональной деятельности.
В результате проделанной нами работы, мы увидели, что играя в настольные игры на иностранном языке во внеурочной деятельности, обучающиеся могут развивать мягкие навыки любой категории и компетенции.
Мы также убедились, что учитель контролирует процесс, но при этом позволяет обучающимся работать самостоятельно, что является центральным моментом в развитии социальных навыков.
Подводя итог, можно сказать, что проблема нашего исследования действительно актуальна в нынешнее время. В ходе реализации опытно-экспериментальной работы мы добились нужного нам результата. Кружок «Игры на иностранном языке» является эффективной формой внеурочной деятельностью, которую может использовать каждый учитель.
Подводя итог, мы можем сказать, что мы выполнили поставленную перед собой цель, заключавшуюся в изучении феномена формирования soft skills во внеурочной деятельности в основном общем образовании, и проверили в опытно-экспериментальной работе эффективность проведения такой работы.
Цель исследования была достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Повышение уровня физической подготовленности старших подростков посредством внеурочных занятий в физкультурно-спортивном клубе (на примере секции баскетбол)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



