Международное таможенное сотрудничество по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела
|
Введение 3
1. Общая характеристика международного таможенного сотрудничества по
борьбе с правонарушениями в области таможенного дела 7
1.1. Понятие и сущность правонарушений в области таможенного дела 7
1.2. Понятие и формы международного таможенного сотрудничества
государств в области таможенного дела 17
2. Правовые основы международного таможенного сотрудничества по борьбе с
правонарушениями в области таможенного дела 22
2.1. Международные соглашения универсального характера в сфере борьбы с
таможенными правонарушениями 22
2.2. Международные соглашения регионального характера по борьбе с
таможенными правонарушениями в рамках ЕАЭС 25
2.3. Национальное законодательство РФ по борьбе с таможенными
правонарушениями 34
3. Анализ международного таможенного сотрудничества таможенных органов
по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела 44
3.1. Международное таможенное сотрудничество ФТС России с таможенными
органами иностранных государств 44
3.2. Проблемы и перспективы развития международного таможенного
сотрудничества по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела . 56
Заключение 65
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А Наименования статей УК РФ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Количество уголовных дел, возбужденных по конкретным статьям с 2019 г. по 2021 г 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных по конкретным статьям с 2019 г. по 2021 г 80
1. Общая характеристика международного таможенного сотрудничества по
борьбе с правонарушениями в области таможенного дела 7
1.1. Понятие и сущность правонарушений в области таможенного дела 7
1.2. Понятие и формы международного таможенного сотрудничества
государств в области таможенного дела 17
2. Правовые основы международного таможенного сотрудничества по борьбе с
правонарушениями в области таможенного дела 22
2.1. Международные соглашения универсального характера в сфере борьбы с
таможенными правонарушениями 22
2.2. Международные соглашения регионального характера по борьбе с
таможенными правонарушениями в рамках ЕАЭС 25
2.3. Национальное законодательство РФ по борьбе с таможенными
правонарушениями 34
3. Анализ международного таможенного сотрудничества таможенных органов
по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела 44
3.1. Международное таможенное сотрудничество ФТС России с таможенными
органами иностранных государств 44
3.2. Проблемы и перспективы развития международного таможенного
сотрудничества по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела . 56
Заключение 65
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А Наименования статей УК РФ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Количество уголовных дел, возбужденных по конкретным статьям с 2019 г. по 2021 г 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных по конкретным статьям с 2019 г. по 2021 г 80
Таможенные органы Российской Федерации в условиях развития международной экономической интеграции обеспечивают соблюдение международных соглашений, действующего таможенного законодательства, которое направлено на регулирование порядка перемещения транспортных средств и товаров через таможенную границу государства.
В связи с возложенными правомочиями на таможенные органы они осуществляют правоохранительную, фискальную и иные функции.
Основным направлением в деятельности таможенных органов является правоохранительная деятельность, проявляющаяся в противодействии угрозам экономической безопасности, обеспечении интересов государства и создании благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности.
Развитие международных отношений в разных сферах сотрудничества между государствами привело к заключению большого количества международных конвенций, международных договоров. Исключением не стали и отношения в области таможенного дела. Большое место в рамках международных договоров отводится вопросам борьбы с правонарушениями, что, несомненно, влияет на обнаружение и раскрытие преступлений и правонарушений, связанных с перемещением транспортных средств и товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза [далее - ЕАЭС, Союз]. Для обеспечения эффективного правового регулирования государствам необходимо согласовывать свою деятельность в сфере таможенного дела, разрабатывать нормы урегулирования таможенных правоотношений на международном уровне и осуществлять свою деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных правонарушений.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие внешнеэкономической деятельности привело к увеличению товарооборота между государствами, в связи с чем отдельные страны были вынуждены вводить меры, связанные с ограничениями и запретами, с целью защиты отечественного про-изводителя. Но как часто бывает, ограничения, введенные государством, побуждают отдельных участников ВЭД нарушать установленные правила перемещения через таможенную границу товаров для получения дополнительной при-были. Вследствие чего происходит рост правонарушений в сфере таможенного дела.
Проблема - сложность взаимодействия между таможенными администрациями государств по причине различия их правового регулирования в сфере борьбы с таможенными правонарушениями, а также обнаружения таможенных правонарушений.
Цель - исследование международных соглашений и национальных правовых основ в области таможенного дела, анализ международного таможенного сотрудничества Российской Федерации [далее - РФ] с другими государствами, направленного на борьбу с таможенными правонарушениями, а также выявление проблем и перспектив сотрудничества в данной сфере.
Объект - общественные отношения в области таможенного сотрудничества по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела.
Предмет - сотрудничество таможенных администраций по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных преступлений и административных правонарушений.
Задачи:
1. Рассмотрение понятия и сущности правонарушений в области таможенного дела;
2. Изучение понятия и форм международного таможенного сотрудничества в области таможенного дела;
3. Анализ международных соглашений универсального и регионального характера в сфере борьбы с таможенными правонарушениями;
4. Анализ национального законодательства Российской Федерации по борьбе с таможенными правонарушениями;
5. Характеристика международного таможенного сотрудничества Федеральной таможенной службы России с другими государствами по борьбе с таможенными правонарушениями;
6. Выявление проблем международного таможенного сотрудничества по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела, и перспектив его развития.
Методы исследования - общенаучные и специальности, среди которых анализ, синтез, обобщение, сравнение, историко- и сравнительно-правовой.
Нормативно-правовой основой исследования является совокупность нормативных правовых актов, а также других актов, которые регламентируют международное таможенное сотрудничество по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела.
К таким актам относятся Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, Международная конвенция о гармонизации и упрощении процедур, Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и другие.
К теоретической основе исследования относятся статьи и периодические издания таких авторов, как Л. Д. Гаухман, Б. В. Волженкин, Ю. И. Сучков, С. В. Рыбак, И. В. Дмитриенко, А. В. Зубач, Н. Э. Буваева А. Г. Чернявский, С. А. Егоров, Н. И. Крюкова, А. С. Телегин, С. М. Жуков, А. П. Михайловна, А. А. Клишаса, Ф. Р. Сундуров, Ф. А. Тутукова, А. А. Никифорова, А. В. Крысанов, А. А. Бишенова и других.
В связи с возложенными правомочиями на таможенные органы они осуществляют правоохранительную, фискальную и иные функции.
Основным направлением в деятельности таможенных органов является правоохранительная деятельность, проявляющаяся в противодействии угрозам экономической безопасности, обеспечении интересов государства и создании благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности.
Развитие международных отношений в разных сферах сотрудничества между государствами привело к заключению большого количества международных конвенций, международных договоров. Исключением не стали и отношения в области таможенного дела. Большое место в рамках международных договоров отводится вопросам борьбы с правонарушениями, что, несомненно, влияет на обнаружение и раскрытие преступлений и правонарушений, связанных с перемещением транспортных средств и товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза [далее - ЕАЭС, Союз]. Для обеспечения эффективного правового регулирования государствам необходимо согласовывать свою деятельность в сфере таможенного дела, разрабатывать нормы урегулирования таможенных правоотношений на международном уровне и осуществлять свою деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных правонарушений.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие внешнеэкономической деятельности привело к увеличению товарооборота между государствами, в связи с чем отдельные страны были вынуждены вводить меры, связанные с ограничениями и запретами, с целью защиты отечественного про-изводителя. Но как часто бывает, ограничения, введенные государством, побуждают отдельных участников ВЭД нарушать установленные правила перемещения через таможенную границу товаров для получения дополнительной при-были. Вследствие чего происходит рост правонарушений в сфере таможенного дела.
Проблема - сложность взаимодействия между таможенными администрациями государств по причине различия их правового регулирования в сфере борьбы с таможенными правонарушениями, а также обнаружения таможенных правонарушений.
Цель - исследование международных соглашений и национальных правовых основ в области таможенного дела, анализ международного таможенного сотрудничества Российской Федерации [далее - РФ] с другими государствами, направленного на борьбу с таможенными правонарушениями, а также выявление проблем и перспектив сотрудничества в данной сфере.
Объект - общественные отношения в области таможенного сотрудничества по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела.
Предмет - сотрудничество таможенных администраций по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных преступлений и административных правонарушений.
Задачи:
1. Рассмотрение понятия и сущности правонарушений в области таможенного дела;
2. Изучение понятия и форм международного таможенного сотрудничества в области таможенного дела;
3. Анализ международных соглашений универсального и регионального характера в сфере борьбы с таможенными правонарушениями;
4. Анализ национального законодательства Российской Федерации по борьбе с таможенными правонарушениями;
5. Характеристика международного таможенного сотрудничества Федеральной таможенной службы России с другими государствами по борьбе с таможенными правонарушениями;
6. Выявление проблем международного таможенного сотрудничества по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела, и перспектив его развития.
Методы исследования - общенаучные и специальности, среди которых анализ, синтез, обобщение, сравнение, историко- и сравнительно-правовой.
Нормативно-правовой основой исследования является совокупность нормативных правовых актов, а также других актов, которые регламентируют международное таможенное сотрудничество по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела.
К таким актам относятся Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, Международная конвенция о гармонизации и упрощении процедур, Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и другие.
К теоретической основе исследования относятся статьи и периодические издания таких авторов, как Л. Д. Гаухман, Б. В. Волженкин, Ю. И. Сучков, С. В. Рыбак, И. В. Дмитриенко, А. В. Зубач, Н. Э. Буваева А. Г. Чернявский, С. А. Егоров, Н. И. Крюкова, А. С. Телегин, С. М. Жуков, А. П. Михайловна, А. А. Клишаса, Ф. Р. Сундуров, Ф. А. Тутукова, А. А. Никифорова, А. В. Крысанов, А. А. Бишенова и других.
Деятельность Федеральной таможенной службы Российской Федерации по борьбе с таможенными правонарушениями невозможна без эффективного взаимодействия с таможенными администрациями иностранных государств. Международное таможенное сотрудничество - это важное направление между-народного сотрудничества государств, обеспечивающее оказанием взаимопомощи в таможенной сфере соблюдение таможенного законодательства, повышение эффективности таможенного контроля и борьбу с нарушениями в области таможенного дела.
Таможенные органы РФ, взаимодействуя с таможенными службами других государств, получают возможность собирать и использовать информацию о транспортных средствах и товарах до их прибытия на таможенную территорию, а также запрашивать необходимые для своей деятельности сведения и копии документов, проведение проверок, в том числе для борьбы с таможенными правонарушениями. Рассматривая показатели правоохранительной деятельности таможенных органов России за последние годы, можно говорить об увеличении количества преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере, вследствие чего и увеличение количества уголовных дел и дел об административных правонарушениях.
Международное таможенное сотрудничество в правоохранительной области осуществляется в соответствии с международными соглашениями. Главными международными договорами универсального характера являются Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений и Специальное приложение Н Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. На региональном уровне такими актами являются Таможенный кодекс ЕАЭС, Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Ключевым партнером по таможенному сотрудничеству, помимо государств-членов ЕАЭС, на данный момент выступает Китай, с которым уже на протяжении более чем 25 лет происходит заключение различных соглашений и протоколов, расширяющих возможности осуществления международного таможенного сотрудничества, получения актуальной информации о перемещаемых товарах и транспортных средствах, случаях нарушения таможенного законодательства.
На международное таможенное сотрудничество оказывает влияние множество процессов, которые затрудняют его развитие. В первую очередь, это политическое давление и экономические санкции со стороны других государств, ухудшающие сотрудничество, а также рост преступности во всем мире. Во вторую очередь, это различия в законодательстве, недостаточной его унификации, например, в сроках ответа на запрос документов и сведений. Также встает вопрос о квалификации сотрудниках таможенных органов, недостаточности знаний, необходимых при осуществлении своей деятельности, и низкой мотивированности. В связи с развитием информационных технологий появляются новые способы и методы совершения таможенных правонарушений, попытки доступа в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов несанкционированно.
Запросы сведений и документов, как одна из основ сотрудничества по борьбе с таможенными правонарушениями, имеют свои проблемы, сказывающиеся на успешной деятельности. Длительность как направления запроса, так и получения ответа на него, вызвана рядом факторов. Оформление запроса в должном виде на национальном уровне занимает время - это и соблюдение формы запроса, и заполнение необходимых сведений, и обоснование причин для направления запроса, и приложение документов к запросу, и перевод запроса на иностранный язык. Однако если запрос отправлен, ответ на него также занимает время - возможно существование других срочных запросов, которые требуют ответа, отсутствие необходимых сведений или документов у государства, получившего запрос, экономическая необоснованность проведения запрашиваемых действий. Недостаточное техническое оснащение может служить еще одной причиной для неисполнения запроса.
Разумеется, если запрос не исполняется в необходимые сроки, это приводит к негативным последствиям - уголовное дело или дело об административном правонарушении прекращается за недостаточностью доказательств либо факт совершения таможенного правонарушения может не быть обнаружен и лицо, его совершившее, не получит должного наказания.
Для устранения таких проблем необходимы определенные действия. Продвижение ФТС России и укрепление ее позиций в международных организациях и в сообществе таможенных администраций, обеспечение сотрудничества и взаимной помощи с различными государствами, что позволит создать договорно-правовую основу по взаимодействию для автоматизации обмена предварительной информации о транспортных средствах и товарах, используемой информацией в системе управления рисками, мероприятий по упрощению таможенных процедур. Внедрение электронных систем позволит сократить время совершения таможенных операций и увеличить скорость поставок товаров, обеспечить поступление информации о таможенной стоимости товаров, повышению достоверности заявляемых сведений, выявить расхождение в данных. Цифровизация документирования результатов оперативно-розыскной деятельности оптимизирует временные и трудовые затраты должностных лиц, повысит результативность деятельности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений. Оптимизация деятельности представительств ФТС России приведет к повышению эффективности взаимодействия с таможенными службами иностранных государств. Оперативность получения информации, необходимой для расследования дел об административных правонарушениях и уголовных дел, возможно обеспечить за счет расширения систем информационного взаимодействия в электронном виде.
Таможенные органы РФ, взаимодействуя с таможенными службами других государств, получают возможность собирать и использовать информацию о транспортных средствах и товарах до их прибытия на таможенную территорию, а также запрашивать необходимые для своей деятельности сведения и копии документов, проведение проверок, в том числе для борьбы с таможенными правонарушениями. Рассматривая показатели правоохранительной деятельности таможенных органов России за последние годы, можно говорить об увеличении количества преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере, вследствие чего и увеличение количества уголовных дел и дел об административных правонарушениях.
Международное таможенное сотрудничество в правоохранительной области осуществляется в соответствии с международными соглашениями. Главными международными договорами универсального характера являются Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений и Специальное приложение Н Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. На региональном уровне такими актами являются Таможенный кодекс ЕАЭС, Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Ключевым партнером по таможенному сотрудничеству, помимо государств-членов ЕАЭС, на данный момент выступает Китай, с которым уже на протяжении более чем 25 лет происходит заключение различных соглашений и протоколов, расширяющих возможности осуществления международного таможенного сотрудничества, получения актуальной информации о перемещаемых товарах и транспортных средствах, случаях нарушения таможенного законодательства.
На международное таможенное сотрудничество оказывает влияние множество процессов, которые затрудняют его развитие. В первую очередь, это политическое давление и экономические санкции со стороны других государств, ухудшающие сотрудничество, а также рост преступности во всем мире. Во вторую очередь, это различия в законодательстве, недостаточной его унификации, например, в сроках ответа на запрос документов и сведений. Также встает вопрос о квалификации сотрудниках таможенных органов, недостаточности знаний, необходимых при осуществлении своей деятельности, и низкой мотивированности. В связи с развитием информационных технологий появляются новые способы и методы совершения таможенных правонарушений, попытки доступа в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов несанкционированно.
Запросы сведений и документов, как одна из основ сотрудничества по борьбе с таможенными правонарушениями, имеют свои проблемы, сказывающиеся на успешной деятельности. Длительность как направления запроса, так и получения ответа на него, вызвана рядом факторов. Оформление запроса в должном виде на национальном уровне занимает время - это и соблюдение формы запроса, и заполнение необходимых сведений, и обоснование причин для направления запроса, и приложение документов к запросу, и перевод запроса на иностранный язык. Однако если запрос отправлен, ответ на него также занимает время - возможно существование других срочных запросов, которые требуют ответа, отсутствие необходимых сведений или документов у государства, получившего запрос, экономическая необоснованность проведения запрашиваемых действий. Недостаточное техническое оснащение может служить еще одной причиной для неисполнения запроса.
Разумеется, если запрос не исполняется в необходимые сроки, это приводит к негативным последствиям - уголовное дело или дело об административном правонарушении прекращается за недостаточностью доказательств либо факт совершения таможенного правонарушения может не быть обнаружен и лицо, его совершившее, не получит должного наказания.
Для устранения таких проблем необходимы определенные действия. Продвижение ФТС России и укрепление ее позиций в международных организациях и в сообществе таможенных администраций, обеспечение сотрудничества и взаимной помощи с различными государствами, что позволит создать договорно-правовую основу по взаимодействию для автоматизации обмена предварительной информации о транспортных средствах и товарах, используемой информацией в системе управления рисками, мероприятий по упрощению таможенных процедур. Внедрение электронных систем позволит сократить время совершения таможенных операций и увеличить скорость поставок товаров, обеспечить поступление информации о таможенной стоимости товаров, повышению достоверности заявляемых сведений, выявить расхождение в данных. Цифровизация документирования результатов оперативно-розыскной деятельности оптимизирует временные и трудовые затраты должностных лиц, повысит результативность деятельности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений. Оптимизация деятельности представительств ФТС России приведет к повышению эффективности взаимодействия с таможенными службами иностранных государств. Оперативность получения информации, необходимой для расследования дел об административных правонарушениях и уголовных дел, возможно обеспечить за счет расширения систем информационного взаимодействия в электронном виде.
Подобные работы
- Формы и методы организации борьбы с правонарушениями в области таможенного дела в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Рассмотрение дел об административных правонарушениях на примере Балтийской таможни
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМЫ, ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С
КОНТРАБАНДОЙ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - КОНТРАБАНДА И ИНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016



