Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологический суверенитет Российской Федерации

Работа №164779

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Влияние технологического суверенитета на роль России на мировой
арене 6
1.1 Роль технологического суверенитета 6
1.2 Точки зависимости РФ в технологической сфере и их значение 17
2. Становление технологического суверенитета РФ 26
2.1 Развитие технологического суверенитета РФ 26
2.2 Стратегии укрепления технологического суверенитета РФ 36
Заключение 44
Список использованных источников 48

Вопросы касательно роли и влияния технологического суверенитета государства являются актуальной и исследуемой темой в наше время. Это связано с ростом значения технологий в современном мире, а также их активным внедрением в основные сферы экономики государств и в систему государственного управления. Технологический суверенитет напрямую связан с технологической безопасностью страны.
Анализируя работы последних пяти лет, можно сделать вывод, что количество исследований в данной области значительно увеличилось. Данная тенденция наблюдается не только в работах отечественных специалистов, но и в количестве зарубежных исследований. Тема технологического суверенитета является комплексной и междисциплинарной, в связи с чем изучение технологического суверенитета государств имеет разносторонний характер и проводится с использованием различной методологии. Изучается технологическая независимость в области образования, медицины, оборонно-промышленного комплекса. В данной работе изучается технологический суверенитет (комплексное явление, включающее себя независимость во всех областях), как фактор, влияющий на роль государства на мировой арене, а также зависимость одних государств от других, в которую приводит отсутствие технологического суверенитета.
Технологический суверенитет включает в себя целый комплекс технологий и их компонентов. Для более точного анализа его значения необходимо изучение переменных в том числе и его составляющих и их влияния на становление и приобретение определенной технологической независимости.
Современное состояние исследуемой проблемы в отечественной науке можно оценить, как недостаточно изученное. Это связано с тем, что тема технологической независимости государств в той или иной сфере, как и обеспечивающие ее современные технологии, является относительно новой и приобретает свою актуальность.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения результатов данной работы для изучения вопроса становления и укрепления технологического суверенитета Российской Федерации. В данной работе рассматриваются аспекты истории развития технологической самостоятельности России, в том числе после событий 2022 года, а также возможные стратегии дальнейшего укрепления государственного суверенитета в технологической сфере.
В рамках заявленной темы в качестве объекта данной выпускной квалификационной работы выступает технологический суверенитет.
Предметом анализа работы является становление и роль технологического суверенитета Российской Федерации.
Раскрытие темы производится через рассмотрение роли технологического суверенитета государства на его положение на мировой арене, а также становление и развитие суверенитета Российской Федерации в области технологий на современном этапе.
Изучение технологического суверенитета Российской Федерации и его значение на мировой арене является целью написания данной выпускной квалификационной работы.
Для того, чтобы достичь цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть влияние технологического суверенитета на роль России на мировой арене - с отдельным вниманием к точкам зависимости РФ в технологической сфере;
2. Изучить становление технологического суверенитета России и провести анализ потенциальных стратегий его укрепления.
При проведении научно-исследовательской работы использовались следующие методы: системный и диалектический подходы к изучению изменения уровня развития технологической самостоятельности Китая и Российской Федерации. Для анализа поставок продукции технологического характера из других стран использовалось сочетание методов сравнения и классификации, медиасканирования.
Эмпирическая база данной работы включает в себя научные статьи, монографии, экспертные заключения, аналитические доклады и публикации СМИ касательно роли технологического суверенитета, технологической зависимости Российской Федерации от иностранного импорта, укрепления и развития отечественных технологий, составляющих основу для формирования технологической независимости, а также заявления политических деятелей Российской Федерации и других государств. В нормативной основе работы лежит федеральное законодательство Российской Федерации .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью написания данной выпускной квалификационной работы являлось изучение технологического суверенитета Российской Федерации и его значение на мировой арене. В ходе выполнения поставленных задач были сделаны следующие выводы.
На данный момент нет выработанного единого понятия «технологического суверенитета». Однако его все чаще используют в контексте экономических и политических исследований.
Современные технологии активно используются в таких секторах экономики, как энергетический, финансово-валютный, военный, промышленный и другие. Внедрение технологий значительно ускоряет рост экономики государства и обеспечивает его обороноспособность, что порождает спрос на создание национальных баз высоких технологий и формирование блока высококвалифицированных специалистов.
Обладание технологическим суверенитетом позволяет государству не только полностью самостоятельно контролировать национальную экономику и политические процессы, но также и оказывать давление на менее развитые в технологическом плане государства за счет поставок собственных систем и контроля за ними. Выход из под технологической зависимости одного из государств может осуществляться разными путями: экономический застой, смены-государства-поставщика, развитие собственной технологической базы.
На данный момент в качестве основных технологических акторов можно выделить США, Китай, Европейский Союз, Южную Корею, Японию и Индию.
Рост влияния технологического суверенитета и тенденция на сворачивание глобализации в прежнем виде приводят к созданию технологических альянсов. Государства, обладающие технологическим суверенитетом, способны самостоятельно наращивать свой военный, научный и экономический потенциал, либо же создавать техноэкономические блоки для дальнейшего усиления своих позиций и обеспечения собственной безопасности. В будущем, прогнозируется разделение мира на ряд технологических альянсов.
Тренд на технологический суверенитет будет укрепляться, а значение самого технологического суверенитета расти совместно с развитием высоких технологий и увеличением степени их внедрения в экономики государств. Так, технологический суверенитет можно рассматривать, как ключ к устойчивому развитию государства, роль которого продолжит возрастать.
Выделяются два вектора технологической зависимости Российской Федерации - западный и китайский. Прогнозируется переориентация в сторону азиатских поставщиков: замена Европейских технологий китайскими аналогами.
Основными сферами технологической зависимости России являются автомобилестроение, железнодорожное, нефтегазовое, сельскохозяйственное и тяжелое машиностроение, медицинская, авиационная, фармацевтическая и химическая промышленность, судостроение, электронная и электротехническая промышленность.
В рамках выделенных направлений прослеживается четкое лидерство по поставкам в страну Китая и стран Европейского Союза. При этом государства- члены ЕС охватывают в качестве поставщиков большее число сфер.
Сферами с единственным государством-поставщиком являются железнодорожное машиностроение, нефтегазовое машиностроение, химическая промышленность и энергетическая промышленность. Эти сферы первостепенно нуждаются в укреплении отечественной технологической базы для обеспечения технологической независимости страны.
Уровень влияния технологической зависимости России является значительным, но будет уменьшаться в течение следующих нескольких лет посредством создания национальных производств и модернизации существующих - приобретения Россией технологического суверенитета.
Российская Федерация обладает высокими результатами в отдельных видах технологий: композиты, нанотрубки, вакцины, суперкомпьютеры, лазеры, ядерные технологии, системы искусственного интеллекта, технологии в оборонной области. Однако, несмотря на это Россия не является высокотехнологичной страной, способной в полной мере обеспечить запросы на разработки. Большая часть технологий, применяемых в критических отраслях экономики китайского и западного производства.
После введения пакетов санкций США и ЕС в 2022 году, направленных на ограничение поставок технологий, в том числе и третьими странами, Правительством Российской Федерации был предпринят ряд мер для обеспечения технологических потребностей страны. Были определены приоритеты научно-технологического развития, начата консолидация усилий государства и бизнеса по финансированию научных исследований и созданы новые механизмы подготовки высококвалифицированных кадров в ведущих областях науки.
Российской Федерации потребуется 10-30 лет на преодоление односторонней технологической зависимости от стран Европы. Для этого необходимо создание «Алмазного фонда технологических разработок», которые будут являться уникальными и обеспечивать технологическое превосходство, либо существуют у других трех-пяти государств и будут обеспечивать технологический паритет. За 10-20 лет представляется возможным создание 30-50 отечественных линий передовых разработок, данные технологии должны будут обеспечить основные сферы, а именно продовольственную безопасность, оборонную безопасность, медицину и фармацевтику, а также связь всех субъектов страны в случае любых вызовов.
Можно выделить три стратегии дальнейшего развития современных технологий Российской Федерации: создание полноценной технологической базы; кооперация с другим государством (предположительно лидером в области технологических разработок), комбинированная.
Создание закрытой технологической экосистемы подразумевает полное импортозамещение на национальные компоненты в сфере современных технологий. В рамках данной стратегии делается сильный акцент на национальные стартапы, развитие отечественных технологий. Данная стратегия приведет к укреплению бренда «Сделано в России». Создание национальной технологической экосистемы может происходить тремя путями: создание аналогов технологий, существующих у других государств, на основе отечественных компонентов; разработка собственных уникальных технологий, несуществующих у других государств; комбинированный путь.
Развитие технологий в рамках кооперации с уже существующим лидером в этой сфере является наименее экономически затратной стратегией в короткой перспективе. Применение стратегии кооперации и консолидации в дальнейшем может привести к созданию полноценного технологического альянса. Однако, необходимо учитывать, что приобретение полной технологической независимости в так случае маловероятно. Кооперация с уже существующим лидером в области современных технологий предполагает лишь смену вектора российской зависимости с западного. В качестве возможных государств для кооперации выделяются Китай и Индия.
Комбинированный путь включает в себя как формирование собственной технологической базы в ряде областей, так и развитие технологий в рамках кооперации с другими государствами. Параллельное кооперации создание национальных разработок может обеспечить Российской Федерации наиболее быстротечное приобретение самостоятельности от технологий США и государств Европы. Данная стратегия является наиболее перспективной. Она обладает наибольшим количеством преимуществ.



1. Якименко, О. А. Экспертное заключение по итогам сессии ВЭФ-
2022 «Как победить в технологическом развитии?» / О. А. Якименко // Фонд Росконгресс : [сайт]. — 2022. — 29 дек. — URL:
https://roscongress.org/materials/tekhnologicheskiy-suverenitet-kak-klyuch-k- ustoychivomu-razvitiyu-rossii-v-xxi-veke/(дата обращения: 04.05.2023).
2. Чернышенко, Д. Н. IX Международный форум технологического
развития «Технопром-2022» / Д. Н. Чернышенко // Советская Сибирь : [сайт]. — 2022. — 31 авг. — URL: http://www.sovsibir.ru/news/174624/ (дата
обращения: 04.05.2023).
3. Петров, И. Инновационные разработки приходят во все виды войск Вооруженных сил России / И. Петров // RG.RU: [сайт]. — 2021. — 22 авг. — URL: https://rg.ru/2021/08/22/innovacionnye-razrabotki-prihodiat-vo-vse-vidy-vojsk-vooruzhennyh-sil-rossii.html (дата обращения: 04.05.2023).
4. Шахов, Б. Е. Современные технологии в медицине / Б. Е. Шахов, Е. Д. Божкова // Современные технологии в медицине — 2009. — № 1. — С. 7.
5. Гумелев, В. Иранские беспилотные летательные аппараты семейства
«Сайга» / В. Гумелев, А. Харламов, В. Шудря, А. Постников // Армейский сборник. — 2021. № 12. — С. 3. — URL: https://limited-
army.ric.mil.ru/Stati/item/370796/(дата обращения: 04.05.2023).
6. Перова, М. К. Компании Китая в высокотехнологичных отраслях экономики США / М. К. Перова // Пространственная экономика. — 2020. — № 3. — С. 5.
7. Данилин, В. И. Развитие цифровой экономики США и
КНР: факторы и тенденции / В. И. Данилин // Контуры глобальных трансформаций: политика,
экономика, право. — 2019. — т. 12. — № 6. — С. 246-267.
8. США-Китай: борьба двух стратегий и практик мирового лидерства: доклад / В. Г. Барановский, О. В. Богаевская, Л. С. Вартазарова [и др.] ; под
редакцией Л. С. Вартазаровой, И. Я. Кобринской. — Москва : ИМЭМО РАН,
2018. - 65 с. — ISBN 978-5-9535-0537-6.
9. Решетникова, М. С., Лукина, Ю. Д. Политика Китая в борьбе за мировое лидерство в области искусственного интеллекта / М. С. Решетникова, Ю.Д. Лукина // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 1929-1942.
10. Korhonen,I.speechatpanelsession:TheRussianeconomyandsanctions against Russia / The Russia Conference 2022: The Russian economy, energy sector and climate change: What now? // NUI : [сайт]. —2022.URL:
https://www.nupi.no/en/events/2022/the-russia-conference-2022-the-russian- economy-energy-sector-and-climate-change-what-now (дата обращения: 04.05.2023).
11. Ткачев, И. Западные эксперты оценили зависимость экономики
России от Китая / И. Ткачев // rbc.ru: [сайт]. — 2022. — 15 ноя. — URL: https://www.rbc.ru/economics/15/11/2022/63736ad59a7947d80ecae4a9 (дата
обращения: 04.05.2023).
12. Панарин, И. Н. Основы теории "гибридной войны" / И. Н. Панарин // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. — 2019. — № 4.
13. Раксина, А. Что ждет глобализацию: конец или изменение? / А. Раксина //
информ. агенст. ТАСС : [сайт]. — 2022 — 23 мая. — URL:
https://tass.ru/ekonomika/14680517 (дата обращения: 04.05.2023).
14. Тишина, Ю., Королев, Н. Высокие технологии на замке / Ю. Тишина, Н. Королев, А. Гаврилюк // Коммерсантъ : [сайт]. — 2022. — 25 фев. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5230626(дата обращения: 04.05.2023).
15. Китай стал крупнейшим покупателем российского продовольствия //
ВестиЯИ : [сайт]. — 2023. — 9 фев. — URL :
https://www.vesti.ru/finance/article/3195168(дата обращения: 04.05.2023).
16. Боррель: зависимость РФ от технологий Запада в шесть раз больше, чем от технологий Китая // информ. агенст. ТАСС : [сайт]. — 2022. — 23 мая. —
URL:
https://tass.ru/ekonomika/15136317?utm_source=google.com&utm_medium=organi c&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com(дата обращения: 04.05.2023).
17. Ткачев, И. Торговля России с Китаем досрочно установила новый годовой рекорд / И. Ткачев // РБК : [сайт]. — 2022. — 23 мая. — URL: https://tass.ru/ekonomika/15136317?utm_source=google.com&utm_medium=organi c&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com(дата обращения: 04.05.2023).
18. Какие санкции вводили против России в 2022 году и как отвечала Москва //
информ. агенст. ТАСС : [сайт]. — 2022. — 3 мая. — URL:
https://tass.ru/info/14538591 (дата обращения: 04.05.2023).
19. 10 пакетов санкций ЕС. В черном списке 1 275 россиян, против юрлиц из РФ ввели 435 мер // информ. агенст. ТАСС : [сайт]. — 2022. — 3 мая. — URL:https://tass.ru/info/14538591 (дата обращения: 04.05.2023).
20. Полещенко, Д. В., Слободяник В. В. Российско-китайские внешнеторговые отношения в условиях санкций / Д. В. Полещенко, В. В. Слободяник // Российский внешнеэкономический вестник. — 2022. — № 3.
21. Нуриева Д. Границы зависимости: насколько Россия нуждается сейчас в помощи Китая / Д. Нуриева // Forbes : [сайт]. — 2022. — 3 мая. — URL: https://www.forbes.ru/biznes/458409-granicy-zavisimosti-naskol-ko-rossia- nuzdaetsa-sejcas-v-pomosi-kitaa(дата обращения: 04.05.2023).
22. Российская Федерация. Проект постановления. Об утверждении
приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и порядке определения соответствия проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации : Проект Постановления Правительства Российской Федерации. // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов : [сайт]. — 2023. — 16 фев. — URL : https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch?type=Grid#npa=136072(дата обращения: 04.05.2023).
23. Откуда в Россию везут новые автомобили? // AHO.RU: [сайт]. —
2022. — 12 окт. — URL:
https://aif.ru/auto/about/otkuda_v_rossiyu_vezut_novye_avtomobili (дата
обращения: 04.05.2023).
24. Веселова, М. Не только нефть и газ: какие машины производят в Иране / М. Веселова // Вокруг света : [сайт]. — 2019. — май. — URL: https://www.vokrugsveta.ru/article/314066/(дата обращения: 04.05.2023).
25. Тихомиров, А. АН-online": Почему Россия покупает поезда в разы дороже, чем Китай? / А. Тихомиров // ИА REGNUM : [сайт]. — 2019. — 9 июн. — URL :https://regnum.ru/amp/1540622 (дата обращения: 04.05.2023).
26. Каткова, Е. Как нефтегазовая отрасль движется к технологическому суверенитету / Е. Каткова // / Ведомости&: [сайт]. — 2023. — 8 фев. — URL : https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2023/02/08/961920-tehnologicheskomu- suverenitetu(дата обращения: 04.05.2023).
27. Максимова Е. Техническая зависимость: смогут ли российские
производители сельхозмашин заместить импорт / Е. Максимова // Агроинвестор : [сайт]. — 2022. — 2 апр. — URL:
https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/37811-tekhnicheskaya-zavisimost- smogut-li-rossiyskie-proizvoditeli-selkhozmashin-zamestit-import/ (дата
обращения: 04.05.2023).
28. Чернышук Н. «Ниша медицинского оборудования практически
полностью занята иностранными производителями» / Н. Чернышук // Коммерсантъ [сайт]. — 2022. — 16 июн. — URL:
https://www.kommersant.ru/doc/5412870?ysclid=lhbxra6kw81922844 (дата
обращения: 04.05.2023).
29. Импорт в Россию «фармацевтическая продукция» // RuStat : [сайт]. —
2021 апр. — URL https://ru-stat.com/date-M202101- 202201/RU/import/world/0630?ysclid=lhbxoypbdy473355585 (дата обращения: 04.05.2023).
30. Импортозамещение за счет Китая: возможности и риски // ИХТЦ центр : [сайт]. — 2022. — 25 март. — URL: https://ect-center.com/blog/chemical- import-china-2022?ysclid=lhbxlu57jh993150384(дата обращения: 04.05.2023).
31. Зайцев А.А. Энергетическое машиностроение и атомная промышленность России в условиях санкций — возможности переориентации импортных поставщиков и перспективы сотрудничества с китаем : Отраслевое исследование / А. А. Зайцев, А. А. Шевко, П. Н. Малютин, Э. Ю. Сиротин // Центр комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ. — 2022. — 1 июл.
32. Шурыгин, В. После вступления Финляндии в НАТО у России
открылось целое окно технологических возможностей / В. Шурыгин // ЗавтраРу : [сайт]. — 2023. — 21 апр. — URL:
https://zavtra.ru/blogs/posle_vstupleniya_finlyandii_v_nato_u_rossii_otkrilos_tceloe _okno_tehnologicheskih_vozmozhnostej?ysclid=lhbxjc8w6o161080766 (дата
обращения: 04.05.2023).
33. Китай урезал поставки ноутбуков и телефонов в Россию, опасаясь
санкций // Banki.ru [сайт]. — 2022. — 18 мая. — URL:
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10966461(дата обращения: 04.05.2023).
34. Ткачев, И. Новые санкции Евросоюза. Что важно знать / И. Ткачев //
РБК : [сайт]. — 2022. — 15 март — URL:
https://www.rbc.ru/economics/15/03/2022/6230cecb9a79470d0c0052f1?ysclid=lhbu wrxyzf333204763 (дата обращения: 04.05.2023).
35. Бойцова, А. ЕС ослабил санкции в отношении российской авиаотрасли / А. Бойцова // Газета.КИ : [сайт]. — 2022. — 21 июл. — URL: https://www.gazeta.ru/business/2022/07/21/15162140.shtmLysclidHhbuz33k4c638728646 (дата обращения: 04.05.2023).
36. Рыбин, А. Минпромторг: Железнодорожная техника станет целиком российской к 2024 году / А. Рыбин // RG.RU: [сайт]. — 2022. — 14 апр. — URL: https://rg.ru/amp/2022/04/11/minpromtorg-zheleznodorozhnaia-tehnika-stanet- celikom-rossijskoj-k-2024-godu.html(дата обращения: 04.05.2023).
37. Товарооборот России и Китая в январе - марте вырос на 38,7%, до $53,84
млрд // информ. агенст. ТАСС : [сайт]. — 2023. — 13 апр. — URL:
https://tass.ru/ekonomika/17513433 (дата обращения: 04.05.2023).
38. Российская Федерация. Постановление. "Об утверждении
государственной программы Российской Федерации "Развитие
промышленности и повышение ее конкурентоспособности" : Постановлениее Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 : редакция
постановлений Правительства Российской Федерации от 16.02.2023 № 242 // ГАРАНТ : справочная правовая система. — URL:
https://base.garant.ru/403071720/(дата обращения: 23.09.2021).
3 9. Российская Федерация. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. // kremlin.ru: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449(дата обращения: 23.09.2021).
4 0. Клепач, А. Н. Социальный инновационный поворот Российской экономики: планы и реальность / А. Н. Клепач // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2021. - № 1 (227). - С. 30-91.
41. Ленчук, Е. Б. Научно-технологическое развитие России в условиях санкционного давления / Е. Б. Ленчук // ЭВР. — 2022. — № 3 (73).
42. Индикаторы науки: 2022: статистический сборник / Л. М. Голберх, К. А. Дитковский, М. Н. Коцемир, И. А. Кузнецова [и др.] ; под редакцией Л.М. Голберх, Я. И. Кузьминов . — Москва : НИУ ВШЭ, 2022. - 354 с.
43. Санкционный занавес: какие ограничения на импорт технологий ждут
Россию // Интерфакс : [сайт]. — 2022. — 25 фев. — URL:
https://www.interfax.ru/digital/824627 (дата обращения: 04.05.2023).
44. Константинов, И. Б., Технологический суверенитет как стратегия будущего развития российской экономики / И. Б. Константинов, Е. П. Константинова // Вестник ПАГС. — 2022. — № 5.
4 5 . Российская Федерация. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. // kremlin.ru: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046(дата обращения: 04.05.2023).
46. Послание Президента Российской Федерации от 01.03.2018 //
kremlin.ru: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/42902/page/1(дата обращения: 04.05.2023).
47. Путин призвал обеспечить технологический суверенитет России// РИА Новости : [сайт]. — 2023. — 8 фев. — URL: https://ria.ru/20230208/putin- 1850583456.html(дата обращения: 04.05.2023).
48. Кокурин, В. Окно возможностей: как Россия будет достигать технологического суверенитета / В. Кокурин // национальныепроекты.рф : [сайт]. — 2022. — 24 авг. — URL: https://национальныепроекты.рф/news/okno - vozmozhnostey-kak-rossiya-budet-dostigat-tekhnologicheskogo-suvereniteta (дата обращения: 04.05.2023).
49. Россия и Индия укрепляют сотрудничество в сфере науки и
технологий // Минобрнауки : [сайт]. — 2023. — 12 янв. — URL:
https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe- sotrudnichestvo/63021/(дата обращения: 04.05.2023).
50. Шавлай, Э. П. Инновационная политика индии: текущее состояние и особенности индийской модели / Э. П. Шавлай // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2020. — № 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ