Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Работа №164765

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2021
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения коммуникативной компетентности.... 9
1.1 Коммуникативная компетентность: понятие, составляющие признаки 9
1.2 Особенности коммуникации в младшем школьном возрасте 13
1.3 Характеристика особенностей коммуникации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 16
1.4 Специфика работы педагога-психолога с младшими школьниками с ОВЗ 21
2 Экспериментальное исследование возможности формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 26
2.2 Система занятий, способствующая формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с ОВЗ 31
2.3 Анализ результатов первичной и повторной диагностики 35
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского... 50
Приложение Б «Шкала принятия других» Фейя 53

Актуальность темы обусловлена тем, что коммуникативная компетентность - базовая компетентность современного человека. Это важнейшее условие для продуктивного социального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уровень сформированное™ коммуникативной компетенции позволит школьникам успешно взаимодействовать с партнерами по общению. Введение новых образовательных стандартов и требований, дефицит программ психологического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья влияют на коррекционно-развивающий процесс и социальную адаптацию. Практическая направленность развития навыков коммуникации с индивидуально-дифференцированным подходом - вот приоритет и острая необходимость для «жизненной» коммуникации детей.
Цель работы: создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на примере обучающихся с умеренной умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Объектом исследования представляется коммуникативная компетентность младших школьников.
Предмет исследования: динамика показателей коммуникативной компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на примере обучающихся с умеренной умственной отсталостью (с нарушением интеллекта).
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
1) в процессе теоретического анализа изучить коммуникативную компетентность как условие жизнеспособности и трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) подвергнуть анализу опыт по спорным вопросам формирования коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
3) выбрать адресный комплект для диагностического и развивающего исследования по формированию коммуникативной компетентности у обучающихся с легкой умственной отсталостью (с нарушением интеллекта);
4) изучить экспериментально коммуникативную компетентность младших школьников с легкой умственной отсталостью;
5) упорядочить перечень рекомендаций педагогам и родителям младших школьников с легкой умственной отсталостью по формированию коммуникативной компетентности в среде учебно-образовательной организации;
6) проверить систему занятий коррекционной комплексной помощи по формированию коммуникативной компетентности в группе младших школьников с нарушением интеллекта и оценить ее эффективность.
Этапы исследования
1 этап (декабрь 2020 г. - январь 2021 г.) - изучение научной литературы по теме исследования, выбор диагностического инструментария, проведение первичной диагностики, обработка свидетельствующего результата знакомства, уточнение системы формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта).
2 этап (февраль 2021 г. - апрель 2021 г.) - реализация системы занятий, направленных на формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта).
3 этап (апрель 2021 г. - май 2021 г.) - проведение повторной диагностики коммуникативной компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта), анализ полученных результатов, оценка продуктивности системы формирования коммуникативных умений, оформление результатов экспериментальных исследований формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев называют общение между людьми как последовательные действия с обменом информацией и ее интерпретации, а также взаимное восприятие, понимание и оценка собеседниками друг друга. Следуя теории Л. С. Выготского, формирование коммуникативных навыков с окружающими людьми у умственно отсталых школьников протекает по тем же законам, которые используются в развитии ребенка, нормально развивающегося, ведь существуют общие закономерности нормального и аномального развития [10]. Существование интеллектуального дефекта, умственной отсталости, развитие и поведение особенных детей с ограниченными возможностями здоровья требуют учитывать своеобразие протекания психо-физиологических процессов в организме ребенка и необходимости их специальной организации. Подводя итог проведенного теоретического и экспериментального исследования по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на примере учащихся с нарушением интеллекта, можно сказать, что поиск продуктивной системы получил рассмотрение и практическую реализацию.
В период работы проанализирована научная литература для выбора эффективной диагностики и коррекционной деятельности по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья; осуществлена систематизация диагностического инструментария для констатации сформированное™ коммуникативной компетентности у школьников с ОВЗ; реализована экспериментальная часть проекта для определения выраженных коммуникативных нарушений у младших школьников с умственной отсталостью; проведен анализ первичного этапа эксперимента, определены основные направления, составлен план работы и система занятий комплексной помощи по формированию коммуникативной компетентности детей с нетипичным развитием по успешной коммуникации и социальной адаптацией в условиях образовательной организации; осуществлена коррекционно-психолого-педагогическая работа по преодолению коммуникативных нарушений; проведена вторичная диагностика контрольного этапа эксперимента и подведены итоги.
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:
1. Ребенок испытывает потребность в межличностном общении, и коммуникативная компетентность проявляется в умении договариваться со взрослыми и сверстниками.
Анализ литературных источников показал, что младших школьники с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) демонстрируют трудности межличностной коммуникации, отсутствуют навыки установления контактов, их избегание, проявление беспокойства, страха, тревожности, агрессивное или депрессивное поведение.
2. Была организована и проведена экспериментальная часть исследования. Сформированность коммуникативной компетентности у большинства младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) низкая. Вследствие нарушений коммуникации у детей явные сложности взаимодействия в семье с родственниками, со сверстниками, взрослыми, неумение избегать конфликтов в различных ситуациях, неудовлетворительный уровень развития коммуникативных способностей, умений и навыков, проявление закомплексованности.
3. В течение основного этапа экспериментального исследования были выделены и получили практическое осуществление следующие направления:
- преодоление нарушений коммуникаций через изыскания приемлемых индивидуальных маршрутов развития;
- обучение всем формам общения: учитель - ученик; ученик - ученик; ученик - книга /учебный материал; ученик - сам с собой, в том числе постановка задач, планирование собственной деятельности, прогнозирование результата, самооценка (рефлексия) собственной деятельности через осмысление своих действий;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу с желанием поддержать словом и делом;
- увеличение социализированных контактов с навыком гасить агрессивность одноклассников и умение найти способ решения конфликтной ситуации;
- проверка комплексного подхода коррекционной помощи по формированию коммуникативной компетентности в группе младших школьников с нарушением интеллекта через взаимодействия ребенка и педагогов и организацию просветительской работы с родителями.
4. Результаты заключительного этапа эксперимента показали улучшения в части коммуникативной компетентности у обучающихся, в умении произвольно регулировать свое поведение.
Таким образом, цель работы достигнуты, задачи реализованы, что говорит об эффективности проведенной работы.


1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : учебное пособие / В. В. Абраменкова. - Москва : ПЕР СЭ, 2008 - 432 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
3. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника : учебное пособие / Т. П. Авдулова. - Москва : Прометей, 2013.
4. Аркадьева, А. В. Исследовательская деятельность младших школьников / А. В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. - 2015. - № 2. - С. 15-17.
5. Ахметзянова, А. И. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А. И. Ахметзянова, И. А. Нигматуллина // Гуманитарные науки. - 2017. - № 2. - С. 21-22
6. Байбородова, Л. В. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями / Л. В. Байбородова. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 241 с.
7. Баранова, Э. А. К вопросу о социальной компетентности младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования / Э. А. Баранова, Н. И. Арсентьева // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - № 5. - С. 16-18.
8. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. В. Василькова. - Москва : «Академия», 2013. - 232 с.
9. Вечер, М. В. Коммуникативные средства младших школьников с умеренной умственной отсталостью : к постановке проблемы исследования / М. В. Вечер // Специальное образование. - 2015. - № 4. - С. 27-32.
10. Выготский, Л. С. Проблемы умственной отсталости. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 6 / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1992. - 456 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. - 241 с.
12. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
13. Туровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников / В. В. Туровская. // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 34-36.
14. Декларация о правах инвалидов (Провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года N 3447 // Москва : Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.
15. Дмитриев, А. А. Структурные характеристики социально-личностных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья как оценочные критерии качества специального образования / А. А. Дмитриев // Специальное образование. - 2014. - № 3. - С. 67-68....(60)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ