Введение 3
Глава 1. Лабораторный практикум по химии 5
1.1 Химический эксперимент. Функции, формы и виды 5
1.2 Понятие «лабораторный практикум» как вид химического эксперимента 9
1.3 Методическая литература по организации школьного химического
эксперимента 10
Глава 2. Разработка лабораторного практикума по химии в соответствии с ФГОС ООО 19
2.1 Актуальность разработки лабораторного практикума по химии 19
2.2 Методические рекомендации по проведению лабораторного химического
практикума в школе для 8-9-х классов 23
2.3 Дидактический материал учебного пособия лабораторного практикума по
химии 29
Заключение 41
Список использованных источников 42
Приложение 44
В условиях реализации федерального государственного
общеобразовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) лабораторный практикум приобретает дополнительную значимость, а именно позволяет развивать систему познавательных универсальных учебных действий (анализ, умозаключение, представление результатов работы и др.).
Преимущества такой работы в освоении обучающимся системой химических знаний, приобретении представлений о закономерностях и познаваемости явлений природы.
Перечень тем лабораторно-практических работ и описание основных видов деятельности обучающихся по химии определяется примерной рабочей программе основного общего образования [Примерная рабочая программа]. За весь учебный год обучения химии в 8-х классах предлагается 42 работы и 9-х классов 44 работы, в которых дается тема и описание основных видов деятельности обучающихся. Инструкции к лабораторным работам, как правило, размещаются в учебниках, рабочих тетрадях, в сборниках. Однако, инструкции к демонстрационным экспериментам отсутствуют в учебно-методических комплектах, а, следовательно, отсутствуют методические рекомендации по подготовке учителя к реализации экспериментальных работ.
Объектом исследования стал учебный воспитательный процесс по химии в школе, включающий организацию лабораторного практикума. Предмет исследования: методические условия организации лабораторного практикума по неорганической химии.
Цель: разработать методическое пособие по лабораторному практикуму для 8-9-х классов в соответствии ФГОС ООО 2021 года.
Задачи:
1) изучить теоретический материал по организации школьного лабораторного химического практикума;
2) разработать дидактический материал в форме карточек, а также пособие к лабораторному практикуму по химии для учащихся 8-9-х классов;
3) составить методические рекомендации для учителей по использованию лабораторного практикума в школе.
Методы исследования:
Теоретические: изучение литературы по организации лабораторного химического практикума по химии в школе;
Практические: разработка дидактического материала для лабораторных работ по химии 8-9-х классов.
Химический практикум в школе - это целый комплекс практических работ, сгруппированных в единую систему занятий. В практикуме обучающиеся выполняют целую серию практических работ из большого раздела курса химии, включающего несколько тем. Для практикума должен быть включать комплект инструкций, включающих тему, цель каждой работы, задачи, перечень оборудования, чертежи приборов (если требуется), последовательность (алгоритм) действий, вопросы для самопроверки.
Разработан дидактический материал по химии для 8-9-х классов, в соответствии с ФГОС ООО 2021 года и примерной рабочей программой по химии (базовый уровень). В карточках имеются инструкции выполнения лабораторных работ, а именно: название темы, цель работы, оборудование, реактивы и ход работы, задания.
Методические рекомендации для учителей химии были составлены и размещены в облачном сервисе «Яндекс Диск», в котором имеются инструкции по выполнению лабораторных, практических и демонстрационных работ, а также, правила техники безопасности при работе с реактивами и оборудованию, правильному хранению и их использованию реактивов.
1. Morris P.J.T. The history of chemical laboratories: a thematic approach. ChemTexts.2021. P. 7-21. DOI: https://doi.org/10.1007/s40828-021-00146-x (дата обращения: 13.06.2023)
2. Асанова Л.И. Технологические карты. М.: Просвещение. 2015. 192 с.
3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. М.: Дрофа. 2002. 400 с.
4. Габриеляна О.С., Купцова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ у учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». М.: Дрофа. 2014. 112 с.
5. Габриелян О.С.,Остроумова И.Г., Сладкова С.А. Химия: Учебник. М.: ДРОФА, 2019. 315 с.
6. Габрусева Н.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ». М.: Просвещение. 2018. 65 с.
7. Горковенко М.Ю. Поурочная разработка уроков химии. 9 класс: пособие для учителя. М.: ВАКО 2020. 434 с.
8. Еремин В.В., Кузьменк Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия: Учебник. М.: ДРОФА, 2019. 284 с.
9. Злотников Э.Г. Химический эксперимент как специфический метод
обучения // Первое сентября. Химия. 2001. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200702404 (дата обращения:
17.03.2023)
10. Качалова О.И. Методические основы организации школьного практикума по общей химии. Омск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodicheskie-osnovy- organizacii-sh kolnogo-praktikuma-po-obwej-himii.html (дата обращения: 14.12.2022).
11. Кожина Л.Ф., Акмаева Т.А. Кабинет химии: организация и документация. [Электронный ресурс]. URL: Правила ТБ (дата обращения: 17.03.2023)
12. Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа-Вентана) URL: [Электронный ресурс]. ййрз://гозисйеЬшк.ги/(дата обращения: 24.03.2023)
13. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Учебник по химии. 8 класс. М.: Просвещение. 2022. 224с.
14. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Учебник по химии. 9 класс. М.: Просвещение. 2022. 224с.
15. Малинина М.В. Роль и место лабораторного практикума в
образовательном процессе. 2018. [Электронный ресурс]. URL:
https://videouroki.net/razrabotki/rol-i-miesto-laboratornogho-praktikuma-v- obrazovatiel-nom-protsiessie.html (дата обращения: 13.06.2023)...31