Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №164732

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии образовательной организации 19
1.1. Стратегии образовательной организации: понятие, сущность, виды и их
характеристика 19
1.2. Особенности и последовательность разработки стратегии
образовательной организации 25
1.3. Факторы, влияющие на формирование стратегии образовательной
организации и их характеристика 35
Глава 2. Характеристика системы дополнительного образования Советского района города Красноярска и факторов ее определяющих.. 44
2.1. Анализ социально-экономических факторов, определяющих развитие системы дополнительного образования Советского района г. Красноярска.. 44
2.2. Характеристика системы образования Советского района г. Красноярска 48
2.3. Анализдеятельности образовательной организации МБОУ ДО ЦПС
Красноярска, Красноярского края 57
Глава 3. Разработка стратегии развития образовательной организации МБОУ ДО ЦПС города Красноярска 73
Заключение 93
Список использованной литературы 97
Приложения 104

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработ­ки и реализации стратегии развития, как инструмента среднесрочного и раз­вития образовательной организации. Согласно государственной программе Красноярского края «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2017 г. № 508-п приори­тетными направлениями и первоочередными задачами системы образования является «укрепление кадрового потенциала отрасли введением новой систе­мы оплаты труда, внедрение механизмов эффективного контракта; увеличе­ние доли молодых учителей, поддержка лучших учителей, внедряющих ин­новационные образовательные программы, поддержка общественных про­фессиональных ассоциаций, объединений, ставящих задачи профессиональ­ного развития педагогических работников, разработка и реализация комплек­са мер, направленных на привлечение и закрепление молодых учителей в школах края» [1]. Выполнение обозначенных задач требует проведения ана­лиза стратегического управления образовательной организацией.
Стратегия развития любой образовательной организации направлена на определение и реализацию среднесрочных приоритетов развития образова­тельной системы организации.
Анализ управления показывает, что руководство и педагогические кол­лективы не всегда задумываются о роли своей образовательной организации в окружающем социуме, о перспективах и связанных с ними задачах долго­срочного развития. Значительная часть педагогов не видят миссию образова­тельной организации в своем городе, районе, поселке, в жизни каждого обу­чающегося [28].
Между тем, актуальным для организаций дополнительного образова­ния является, умение работать в современных экономических условиях, предвидеть социально-экономические изменения и оказывать образователь­ные услуги, которые позволят обучающимся успешно социализироваться и ориентироваться в будущих профессиях [4]. Образовательные организации дополнительного образования в условиях конкуренции и быстро меняющей­ся ситуации должны концентрировать внимание не только на внутреннем со­стоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позво­ляющую им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Особый интерес, в рамках нашего исследования, вызывает изучение вопросов разработки стратегии образовательной организации дополнитель­ного образования, находящейся в конкретном территориальном образовании, в которых имеются своя специфика и риски ухудшения социально­экономического положения.
Образовательным организациям дополнительного образования необхо­димо решить задачи: «внедрение системы оценки качества дополнительного образования, развитие материально-технической базы организаций дополни­тельного образования с учетом новых принципов проектирования, строи­тельства и реконструкции зданий, использование современных информаци­онных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения и др.» [2]. Однако решение указанных задач затруднено в связи с недостаточ­ностью и ограниченностью ресурсов и средств, отдаленностью и закрыто­стью территории, неразвитостью информационных технологий, дефицита педагогических кадров высокой квалификации и др., следовательно, возрас­тает актуальность в определении среднесрочных целей, планировании, орга­низации, контроле образовательной организации и др.
Следует отметить, что необходимость стратегического управления обо­значена и в требованиях российского законодательства: «образовательная ор­ганизация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово­экономической деятельности, разработке и принятии локальных норматив­ных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными норма­тивными правовыми актами Российской Федерации и уставом образователь­ной организации» [3].
Анализ работ, посвященных стратегическому управлению образова­тельными организациями, показывает, что опыт организации подобного рода механизмов пока недостаточен. Среди противоречий, подтверждающих акту­альность исследования, можно назвать следующие:
• между требованиями к качеству образования и существующими подходами к управлению образовательным процессом в образовательной ор­ганизации;
• между стихийным характером управления и необходимостью со­знательного управления, ориентированного на перспективы развития образо­вательной организации;
• между необходимостью определения эффективности управления образовательной организацией и недостаточной разработанностью системы стратегического управления образовательной организацией;
• между необходимостью учета особенностей внешней среды обра­зовательной организации при разработке стратегии и отсутствием ее анализа.
Это приводит к необходимости поиска новых путей развития образова­тельных организаций, совершенствования управления образовательной орга­низацией, с учетом специфики ее внешней среды.
Степень разработанности проблемы. Теоретический анализ литера­туры показал, что вопросами стратегического управления образовательной организацией занимались многие ученые. В зарубежной научной литературе наиболее доступным источником о стратегии развитии являются работы, И. Ансофф, Б.Л. Вульфсона, Ф. Котлер, Р. Стернберг и др. Изучением про­блемы стратегического развития образования занимались ученые института стратегического развития образования «Российской Академии образования»: А.А. Лукьянова, А.П. Панкрухин, О.В. Сагинова и др.
В работах Е.Н. Геворкян, Б.С. Гершунского, Ю.Н. Петрова и других отечественных ученых раскрываются теоретические основы управления раз­витием качества образования и инновационными процессами. Научные осно­вы стратегического управления заложены в трудах Д.М. Брайсон, Э. Морган, М.В. Петерсон, и др., теория менеджмента освещается в трудах Б.Л. Агранович, М.А. Баранника, В.Н. Чудинова и др. Вместе с тем, вопросы разработки стратегии образовательной организации в современных условиях реформирования системы образования раскрываются недостаточно полно и глубоко, что вызывает необходимость дальнейших исследований в данной области.
Объект исследования: образовательная организация дополнительного образования МБОУ ДО ЦПС г. Красноярска.
Предмет исследования: разработка стратегии развития образователь­ной организации.
Цель исследования: разработка стратегии образовательной организа­ции на основе анализа особенностей образовательной среды и изучения спроса фактических и потенциальных потребителей образовательных услуг.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработка стратегии будет способствовать развитию образовательной организации если будут:
• изучены теоретические основы разработки стратегии образова­тельной организации: сущность, виды стратегии; факторы, влияющие на ее формирование;
• изучены условия для разработки стратегии образовательной ор­ганизации, включающие: SWOT-анализ внешней среды образовательной ор­ганизации; характеристику, Pest- и SWOT-анализ деятельности образова­тельной организации МБОУ ДО ЦПС г. Красноярска, Красноярского края; анализ о существующем стратегическом управлении в образовательной орга­низации; внешнюю оценку (мнение родителей, обучающихся) о деятельности образовательной организации;
• определены миссия, цели, задачи, приоритетные направления развития образовательной организации;
• разработаны методические рекомендации по разработке страте­гии образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы разработки стратегии образова­тельной организации: сущность, виды стратегии; факторы, влияющие на ее формирование.
2. Изучить условия для разработки стратегии: провести SWOT- анализ внешней среды образовательной организации г. Красноярска; анализ деятельности образовательной организации; анализ существующего страте­гического управления (анкетирование педагогов, родителей, обучающихся) образовательной организации в МБОУ ДО ЦПС г. Красноярска.
3. Определить миссию, цель, задачи, приоритетные направления развития образовательной организации МБОУ ДО ЦПС г. Красноярска, Красноярского края.
4. Разработать методические рекомендации по разработке стратегии образовательной организации.
Методологической основой исследования явилось использование следующих методических подходов:
• компетентностный подход, предполагает определение степени успешности освоения предлагаемых компетенций в процессе обучения и возможности обучающегося применять знания, умения и навыки на практи­ке;
• системный подход, заключается в рассмотрении в ходе исследо­вания дополнительного образования как целостной системы
• деятельностный подход к формированию процесса непрерывного обучения, выявляющим закономерности построения образовательной дея­тельности на основе теории деятельности и ориентирующимся на включении в активную самостоятельную деятельность с использованием современных технологий;
• личностно-ориентированный подход, рассматривающий обуча­ющегося как субъекта образовательной деятельности, способного самостоя­тельно выбирать формы и способы обучения для наращения и развития соб­ственного образовательного потенциала.
В процессе написания магистерской диссертации были применены сле­дующие методы исследования.
Теоретические методы:
• сравнительно-исторический анализ, проводимый для определе­ния разработанности темы исследования, выделения известных фактов, кото­рые сформирует основу исследовательской работы, позволит выстроить чет­кую «линию» основных положений, принципов;
• причинно-следственный анализ, позволяющий сформулировать логическую последовательность изложения материала;
• метод на основе обработки аналитических данных позволит определить экономическую целесообразность предлагаемых направлений подготовки.
Эмпирические методы:
• наблюдение - метод, предусматривающий целенаправленное, си­стематическое изучение определенного педагогического явления или процес­са, накопление материала, необходимого для последующей педагогической работы;
• исследовательская беседа, в которой выявляется мнение и отно­шение педагогов и обучающихся к различным педагогическим фактам и яв­лениям с целью формирования четкого представления о сущности и причи­нах этих явлений;
- анкетирование, при проведении которого аккумулируется необ­ходимая информация об известных формах обучения, применяемых на раз­ных стадиях процесса образования и возможностях их совершенствования.
Научная новизна исследования заключается в разработке стратегии образовательной организации дополнительного образования с учетом изме­нений приоритетных направлений, целей и задач, стоящих перед системой дополнительного образования обнародованных в приказе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федера­ции на период до 2024 года», 07.05.2019 г, а также изучения спроса потреби­телей и оценки особенностей образовательной среды деятельности организа­ции.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проверке актуальности гипотез, выработке наиболее действенных методов формирования стратегии развития в образовательной среде, а также подго­товка теоретической базы для корректировок стратегии развития в ходе её непосредственной реализации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке стратегии развития образовательной организации на основе анализа и обоб­щения теоретических положений и анализа особенностей образовательной среды, и ее применение при формировании стратегии организации до 2024 года. В настоящее время основные положения исследования приняты к реа­лизации в образовательной организации МБОУ ДО ЦПС, что подтверждается прилагаемой «Справкой о внедрении».
Апробация и внедрение результатов исследования
На данный момент действия по реализации стратегии находится на первом этапе «Анализ резервов, способствующих реализации целей и задач нового этапа развития школы». Запущены рабочие проекты по проработке отдельных направлений: разработка информационного освещения деятельно­сти организации, разработка обучающих мероприятий. В работах групп, реа­лизующих данные проекты, входят сотрудники различного уровня: от заме­стителей директора до методистов и педагогов. На данный момент группы являются действующими, и реализуют свою деятельность с высокой долей автономии: сами организуют встречи, решают возникающие вопросы, мо­дернизируют форматы взаимодействия в рамках собственной ответственно­сти. Контроль за действием групп осуществляется в рамках наблюдения и ре­гулярных отчетов. В дальнейшем участники данных групп смогут стать яд­ром коллектива, внедряющим изменения в коллективе.
Элементы плана первоначальных мероприятий были апробированы на четырех рабочих группах. По завершении работы групп процесс по работе над имиджем МБОУ ДО ЦПС вышел на регулярный формат, были разрабо­таны несколько мероприятий для обучающихся; начато обновление методи­ческой базы; найдены потенциальные партнеры по трудоустройству обуча­ющихся из реального сектора экономики.
Основные положения, теоретические и практические выводы, а также результаты исследования докладывались и обсуждались на следующих науч­но-практических конференциях и форумах:
- VIII Международной научно-практической конференции студен­тов, аспирантов и преподавателей «Молодежь и наука XXI века: социализа­ция и межкультурная коммуникация в современном мире», Красноярск, 27­28 апреля 2018 г., Красноярский государственный педагогический универси­тет им. В.П. Астафьева с докладом «Инновационная модернизация обучения в процессе экономической социализации молодежи»
По результатам исследования опубликовано 2 статьи:
1. Давыдов Д.Г. Ответ на современные вызовы перед профориента­цией [Электронный ресурс] / Д.Г. Давыдов // Молодой исследователь: вызо­вы и перспективы: сб. ст. по материалам CXXX Международной научно­практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспекти-
вы». - № 30 / - М.: «Интернаука», 2019 - С. 6. -. Режим доступа:
https: //internauka. org/archive2/moluch/30( 130). pdf ;
2. Давыдов Д.Г. Запуск стратегических изменений через рабочие группы [Электронный ресурс] / Д.Г. Давыдов // Молодой исследователь: вы­зовы и перспективы: сб. ст. по материалам CXXX Международной научно­практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспекти­вы». - № 30 30 / - М.: «Интернаука», 2019 - С. 34. -. Режим доступа: http s: //internauka. org/archive2/mo luch/30( 130).pdf .
Структура работы.
Итоговая аттестационная работа состоит из трех глав. В первой главе содержатся теоретические аспекты разработки стратегии развития организа­ции. Рассматриваются такие вопросы, как понятие стратегии развития; мето­дические подходы к разработке стратегии организации и непосредственно рассматривается сам процесс разработки стратегии организации, определя­ются факторы, влияющие на разработку стратегии. Во второй главе прово­дится анализ деятельности образовательной организации, специфика образо­вательной среды, проводится анализ существующего стратегического управ­ления в МБОУ ДО Центр профессионального самоопределения г. Красноярска, Красноярского края. В третьей главе представлена разрабо­танная стратегия развития образовательной организации с учетом возможно­стей внутренней и внешней среды деятельности.
Диссертационная работа включает реферат, введение, три главы, спи­сок использованных источников, заключение. Список литературных и про­чих источников включает 73 наименования. Диссертация содержит 15 анали­тических и информационных таблиц, иллюстрирована 11 рисунками. Общий объем диссертационной работы 108 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и реализации стратегии развития, как инструмента среднесрочного и развития образовательной организации. Согласно государственной программе Красно­ярского края «Развитие образования», утвержденной Постановлением Пра­вительства Красноярского края от 30 сентября 2017 г. N 508-п приоритетны­ми направлениями и первоочередными задачами системы образования явля­ется «укрепление кадрового потенциала отрасли введением новой системы оплаты труда, внедрение механизмов эффективного контракта; увеличение доли молодых учителей, поддержка лучших учителей, внедряющих иннова­ционные образовательные программы, поддержка общественных профессио­нальных ассоциаций, объединений, ставящих задачи профессионального раз­вития педагогических работников, разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение и закрепление молодых учителей в школах края» [7]. Выполнение обозначенных задач требует проведения анализа стра­тегического управления образовательной организацией.
Г оворя о современных требованиях к профориентации, стоит отметить, что, описывая ситуацию профориентации в Красноярске, мы должны будем сделать выводы, что данная система не соответствует современным реалиям. Из ключевых моментов можем отметить:
• дефицит современных профориентационные площадок с совре­менным оборудованием;
• слабое информирование о современных профессиях и путях их получения у обучающихся школ;
• низкий уровень знания о профессиональных конкурсах в среде обучающихся (и как следствие несущественная репутация этих конкурсов);
• низкий престиж технических и традиционных профессий в связи со слабым пониманием сути профессий и их современных проявлений;
• высокие барьеры для самостоятельного знакомства с реальными профессиями некоторых сфер (промышленность, медицина, высокотехноло­гические секторы, ...);
• явная недостаточность ориентации на востребованные экономи­кой профессии среди обучающихся, родителей и педагогами среднего обра­зования;
• огромный разрыв между пониманием руководства системы го­родского образования о воспитании самостоятельных, самоопределяющихся личностей, готовых к осознанному выбору и возможностями современной системы профориентации, базирующейся на старой системе в высокой сте­пенью манипулятивности в сторону консультируемых;
• высокий уровень информационного шума в информационной среде среднего обучающегося школы, посвященной профессиям и рынкам труда, и, как следствие, искаженное понимание как сути профессий, так и перспективности их в реалиях родного города и региона.
Результатом этого является недостаточный охват качественной профо­риентацией обучающихся школ и, как следствие, отсутствие реального си­стемного инструментария для выполнения реальных запросов экономики го­рода и края. Как нам кажется, данная система позволит существенно повы­сить охват обучающихся, которые будут делать выбор профессии осознанно и с учётом работы в родном городе и крае. Также система сможет достаточно гибко реагировать на изменения в экономике региона: коррекция, конечно же, будет требоваться с определенной регулярностью (например, раз в 3-4 года), но она допустима без кардинальной переделки системы.
Стратегия реорганизации МБОУ ДО «Центр профессионального само­определения» г. Красноярска является общей программой деятельности ад­министрации, педагогов, партнеров, родителей и самих детей - а также осно­вание для формирования дорожной карты развития системы профориентации в масштабах Советского района г. Красноярска, а впоследствии и в город­ском масштабе. Реорганизация Центра включает слияние с МБОУ ДО СЮТ №2, а также ряд действия, направленных на формирование современного го­родского центра профориентирования.
Важность профориентации в современном обществе приобретает высо­кий приоритет на всех уровнях, начиная с указов Президента РФ до действий администраций регионов и муниципалитетов. Развитие дополнительного об­разования, в том числе и в разрезе профориентации находит отражение в национальном проекте «Образование», а точнее в рамках проект «Успех каждого ребёнка». Все большее внимание уделяется ранней профориентации, в том числе через реализацию проектов «Билет в будущее» и «Проектория», а также индивидуализации дополнительного образования - за счёт развития систем наставничества и сетевой формы реализации образовательных про­грамм. Актуальность данного вопроса усугубляется тем фактом, что на те­кущий момент отсутствует единая система профориентации, которая прояв­ляется в отсутствии устойчивых связей между участниками сферы профори­ентации, отсутствии единых стандартов и методологий профориентаций.
Назначение настоящей стратегии - преобразование Центра в опорный городской центр профориентации, отвечающий двум основным задачам:
• создание центра дополнительного образования, направленного на популяризацию рабочих профессий, сочетающего передовые производствен­ные технологии и эффективные образовательные практики;
• создание городской опорной площадки по разработки, апробиро­ванию и внедрению современных форм профориентации.
Стратегия ориентирована на то, чтобы Центр смог реализовывать 4 ос­новных компонента профориентации:
• Практика;
• Профессиональное обучение;
• Пробы;
• Информированность.
На данный момент действия по реализации стратегии находится на первом этапе «Анализ резервов, способствующих реализации целей и задач нового этапа развития школы». Обозначенные цели прорабатываются с кол­лективом - было проведено несколько проектировочных семинаров. Были запущены рабочие проекты по проработке отдельных направлений: разра­ботка информационного освещения деятельности организации, разработка обучающих мероприятий. В работах групп, реализующих данные проекты, входят сотрудники различного уровня: от заместителей директора до мето­дистов и педагогов. На данный момент группы являются действующими, и реализуют свою деятельность с высокой долей автономии: сами организуют встречи, решают возникающие вопросы, модернизируют форматы взаимо­действия в рамках собственной ответственности. Контроль за действием групп осуществляется в рамках наблюдения и регулярных отчетов. В даль­нейшем участники данных групп смогут стать ядром коллектива, внедряю­щим изменения в коллективе.


1. Г осударственная программа Российской Федерации от 22.11.2015 «Развитие образования» на 2016-2020 годы // Правительство Российской Фе­дерации. - 2015. - N 2148-р.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» // Правительство Российской Федерации. - 2017. - № 1642. - 252с. (с изм.).
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Бюллетень нормативных правовых актов. - 2010. - №9.
4. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Правительство Российской Федерации 2008. - № 1662-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федера­ции на период до 2024 года» // Канцелярия президента Российской Федера­ции. - 2018. - №204. - 19с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законода­тельства Российской Федерации. - 2012. - №53. - Ст. 7598 (с изм.).
7. Государственная программа Красноярского края «Развитие обра­зования»;
8. Закон Красноярского Края от 26.06.2014 №6-2519 «Об образова­нии в Красноярском крае» // Законодательное собрание Красноярского края. - 2014. - № 7. - Ст. 2873 (с изм.)
9. Муниципальная программа «Развитие образования в городе Красноярске» на 2016 год плановый период 2017-2018 годов // Администра­ция города Красноярска. - 2015. - №720.
10. Сайт администрации президента РФ [Электронный ресурс]. - Ре­жим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 , свободный.
11. Сайт МБОУ ДО ЦПС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cps.krsnet.ru/ , свободный.
12. Абчук, В.А. Методы исследований в менеджменте: Учебник / В.А. Абчук, А.Ф. Борисов, А.В. Воронцов. - СПб.: Росток, 2018. - 480 c.
13. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
14. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних пред­приятий / Ф. Аналоуи, Карами А.. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 400 c.
15. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновацион­ных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА- М, 2017. - 396 c....73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ