Реферат
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии образовательной организации 19
1.1. Стратегии образовательной организации: понятие, сущность, виды и их
характеристика 19
1.2. Особенности и последовательность разработки стратегии
образовательной организации 25
1.3. Факторы, влияющие на формирование стратегии образовательной
организации и их характеристика 35
Глава 2. Характеристика системы дополнительного образования Советского района города Красноярска и факторов ее определяющих.. 44
2.1. Анализ социально-экономических факторов, определяющих развитие системы дополнительного образования Советского района г. Красноярска.. 44
2.2. Характеристика системы образования Советского района г. Красноярска 48
2.3. Анализдеятельности образовательной организации МБОУ ДО ЦПС
Красноярска, Красноярского края 57
Глава 3. Разработка стратегии развития образовательной организации МБОУ ДО ЦПС города Красноярска 73
Заключение 93
Список использованной литературы 97
Приложения 104
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и реализации стратегии развития, как инструмента среднесрочного и развития образовательной организации. Согласно государственной программе Красноярского края «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2017 г. № 508-п приоритетными направлениями и первоочередными задачами системы образования является «укрепление кадрового потенциала отрасли введением новой системы оплаты труда, внедрение механизмов эффективного контракта; увеличение доли молодых учителей, поддержка лучших учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, поддержка общественных профессиональных ассоциаций, объединений, ставящих задачи профессионального развития педагогических работников, разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение и закрепление молодых учителей в школах края» [1]. Выполнение обозначенных задач требует проведения анализа стратегического управления образовательной организацией.
Стратегия развития любой образовательной организации направлена на определение и реализацию среднесрочных приоритетов развития образовательной системы организации.
Анализ управления показывает, что руководство и педагогические коллективы не всегда задумываются о роли своей образовательной организации в окружающем социуме, о перспективах и связанных с ними задачах долгосрочного развития. Значительная часть педагогов не видят миссию образовательной организации в своем городе, районе, поселке, в жизни каждого обучающегося [28].
Между тем, актуальным для организаций дополнительного образования является, умение работать в современных экономических условиях, предвидеть социально-экономические изменения и оказывать образовательные услуги, которые позволят обучающимся успешно социализироваться и ориентироваться в будущих профессиях [4]. Образовательные организации дополнительного образования в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющую им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Особый интерес, в рамках нашего исследования, вызывает изучение вопросов разработки стратегии образовательной организации дополнительного образования, находящейся в конкретном территориальном образовании, в которых имеются своя специфика и риски ухудшения социальноэкономического положения.
Образовательным организациям дополнительного образования необходимо решить задачи: «внедрение системы оценки качества дополнительного образования, развитие материально-технической базы организаций дополнительного образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения и др.» [2]. Однако решение указанных задач затруднено в связи с недостаточностью и ограниченностью ресурсов и средств, отдаленностью и закрытостью территории, неразвитостью информационных технологий, дефицита педагогических кадров высокой квалификации и др., следовательно, возрастает актуальность в определении среднесрочных целей, планировании, организации, контроле образовательной организации и др.
Следует отметить, что необходимость стратегического управления обозначена и в требованиях российского законодательства: «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансовоэкономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации» [3].
Анализ работ, посвященных стратегическому управлению образовательными организациями, показывает, что опыт организации подобного рода механизмов пока недостаточен. Среди противоречий, подтверждающих актуальность исследования, можно назвать следующие:
• между требованиями к качеству образования и существующими подходами к управлению образовательным процессом в образовательной организации;
• между стихийным характером управления и необходимостью сознательного управления, ориентированного на перспективы развития образовательной организации;
• между необходимостью определения эффективности управления образовательной организацией и недостаточной разработанностью системы стратегического управления образовательной организацией;
• между необходимостью учета особенностей внешней среды образовательной организации при разработке стратегии и отсутствием ее анализа.
Это приводит к необходимости поиска новых путей развития образовательных организаций, совершенствования управления образовательной организацией, с учетом специфики ее внешней среды.
Степень разработанности проблемы. Теоретический анализ литературы показал, что вопросами стратегического управления образовательной организацией занимались многие ученые. В зарубежной научной литературе наиболее доступным источником о стратегии развитии являются работы, И. Ансофф, Б.Л. Вульфсона, Ф. Котлер, Р. Стернберг и др. Изучением проблемы стратегического развития образования занимались ученые института стратегического развития образования «Российской Академии образования»: А.А. Лукьянова, А.П. Панкрухин, О.В. Сагинова и др.
В работах Е.Н. Геворкян, Б.С. Гершунского, Ю.Н. Петрова и других отечественных ученых раскрываются теоретические основы управления развитием качества образования и инновационными процессами. Научные основы стратегического управления заложены в трудах Д.М. Брайсон, Э. Морган, М.В. Петерсон, и др., теория менеджмента освещается в трудах Б.Л. Агранович, М.А. Баранника, В.Н. Чудинова и др. Вместе с тем, вопросы разработки стратегии образовательной организации в современных условиях реформирования системы образования раскрываются недостаточно полно и глубоко, что вызывает необходимость дальнейших исследований в данной области.
Объект исследования: образовательная организация дополнительного образования МБОУ ДО ЦПС г. Красноярска.
Предмет исследования: разработка стратегии развития образовательной организации.
Цель исследования: разработка стратегии образовательной организации на основе анализа особенностей образовательной среды и изучения спроса фактических и потенциальных потребителей образовательных услуг.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработка стратегии будет способствовать развитию образовательной организации если будут:
• изучены теоретические основы разработки стратегии образовательной организации: сущность, виды стратегии; факторы, влияющие на ее формирование;
• изучены условия для разработки стратегии образовательной организации, включающие: SWOT-анализ внешней среды образовательной организации; характеристику, Pest- и SWOT-анализ деятельности образовательной организации МБОУ ДО ЦПС г. Красноярска, Красноярского края; анализ о существующем стратегическом управлении в образовательной организации; внешнюю оценку (мнение родителей, обучающихся) о деятельности образовательной организации;
• определены миссия, цели, задачи, приоритетные направления развития образовательной организации;
• разработаны методические рекомендации по разработке стратегии образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы разработки стратегии образовательной организации: сущность, виды стратегии; факторы, влияющие на ее формирование.
2. Изучить условия для разработки стратегии: провести SWOT- анализ внешней среды образовательной организации г. Красноярска; анализ деятельности образовательной организации; анализ существующего стратегического управления (анкетирование педагогов, родителей, обучающихся) образовательной организации в МБОУ ДО ЦПС г. Красноярска.
3. Определить миссию, цель, задачи, приоритетные направления развития образовательной организации МБОУ ДО ЦПС г. Красноярска, Красноярского края.
4. Разработать методические рекомендации по разработке стратегии образовательной организации.
Методологической основой исследования явилось использование следующих методических подходов:
• компетентностный подход, предполагает определение степени успешности освоения предлагаемых компетенций в процессе обучения и возможности обучающегося применять знания, умения и навыки на практике;
• системный подход, заключается в рассмотрении в ходе исследования дополнительного образования как целостной системы
• деятельностный подход к формированию процесса непрерывного обучения, выявляющим закономерности построения образовательной деятельности на основе теории деятельности и ориентирующимся на включении в активную самостоятельную деятельность с использованием современных технологий;
• личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучающегося как субъекта образовательной деятельности, способного самостоятельно выбирать формы и способы обучения для наращения и развития собственного образовательного потенциала.
В процессе написания магистерской диссертации были применены следующие методы исследования.
Теоретические методы:
• сравнительно-исторический анализ, проводимый для определения разработанности темы исследования, выделения известных фактов, которые сформирует основу исследовательской работы, позволит выстроить четкую «линию» основных положений, принципов;
• причинно-следственный анализ, позволяющий сформулировать логическую последовательность изложения материала;
• метод на основе обработки аналитических данных позволит определить экономическую целесообразность предлагаемых направлений подготовки.
Эмпирические методы:
• наблюдение - метод, предусматривающий целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления или процесса, накопление материала, необходимого для последующей педагогической работы;
• исследовательская беседа, в которой выявляется мнение и отношение педагогов и обучающихся к различным педагогическим фактам и явлениям с целью формирования четкого представления о сущности и причинах этих явлений;
- анкетирование, при проведении которого аккумулируется необходимая информация об известных формах обучения, применяемых на разных стадиях процесса образования и возможностях их совершенствования.
Научная новизна исследования заключается в разработке стратегии образовательной организации дополнительного образования с учетом изменений приоритетных направлений, целей и задач, стоящих перед системой дополнительного образования обнародованных в приказе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», 07.05.2019 г, а также изучения спроса потребителей и оценки особенностей образовательной среды деятельности организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проверке актуальности гипотез, выработке наиболее действенных методов формирования стратегии развития в образовательной среде, а также подготовка теоретической базы для корректировок стратегии развития в ходе её непосредственной реализации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке стратегии развития образовательной организации на основе анализа и обобщения теоретических положений и анализа особенностей образовательной среды, и ее применение при формировании стратегии организации до 2024 года. В настоящее время основные положения исследования приняты к реализации в образовательной организации МБОУ ДО ЦПС, что подтверждается прилагаемой «Справкой о внедрении».
Апробация и внедрение результатов исследования
На данный момент действия по реализации стратегии находится на первом этапе «Анализ резервов, способствующих реализации целей и задач нового этапа развития школы». Запущены рабочие проекты по проработке отдельных направлений: разработка информационного освещения деятельности организации, разработка обучающих мероприятий. В работах групп, реализующих данные проекты, входят сотрудники различного уровня: от заместителей директора до методистов и педагогов. На данный момент группы являются действующими, и реализуют свою деятельность с высокой долей автономии: сами организуют встречи, решают возникающие вопросы, модернизируют форматы взаимодействия в рамках собственной ответственности. Контроль за действием групп осуществляется в рамках наблюдения и регулярных отчетов. В дальнейшем участники данных групп смогут стать ядром коллектива, внедряющим изменения в коллективе.
Элементы плана первоначальных мероприятий были апробированы на четырех рабочих группах. По завершении работы групп процесс по работе над имиджем МБОУ ДО ЦПС вышел на регулярный формат, были разработаны несколько мероприятий для обучающихся; начато обновление методической базы; найдены потенциальные партнеры по трудоустройству обучающихся из реального сектора экономики.
Основные положения, теоретические и практические выводы, а также результаты исследования докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях и форумах:
- VIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей «Молодежь и наука XXI века: социализация и межкультурная коммуникация в современном мире», Красноярск, 2728 апреля 2018 г., Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева с докладом «Инновационная модернизация обучения в процессе экономической социализации молодежи»
По результатам исследования опубликовано 2 статьи:
1. Давыдов Д.Г. Ответ на современные вызовы перед профориентацией [Электронный ресурс] / Д.Г. Давыдов // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам CXXX Международной научнопрактической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспекти-
вы». - № 30 / - М.: «Интернаука», 2019 - С. 6. -. Режим доступа:
https: //internauka. org/archive2/moluch/30( 130). pdf ;
2. Давыдов Д.Г. Запуск стратегических изменений через рабочие группы [Электронный ресурс] / Д.Г. Давыдов // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам CXXX Международной научнопрактической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - № 30 30 / - М.: «Интернаука», 2019 - С. 34. -. Режим доступа: http s: //internauka. org/archive2/mo luch/30( 130).pdf .
Структура работы.
Итоговая аттестационная работа состоит из трех глав. В первой главе содержатся теоретические аспекты разработки стратегии развития организации. Рассматриваются такие вопросы, как понятие стратегии развития; методические подходы к разработке стратегии организации и непосредственно рассматривается сам процесс разработки стратегии организации, определяются факторы, влияющие на разработку стратегии. Во второй главе проводится анализ деятельности образовательной организации, специфика образовательной среды, проводится анализ существующего стратегического управления в МБОУ ДО Центр профессионального самоопределения г. Красноярска, Красноярского края. В третьей главе представлена разработанная стратегия развития образовательной организации с учетом возможностей внутренней и внешней среды деятельности.
Диссертационная работа включает реферат, введение, три главы, список использованных источников, заключение. Список литературных и прочих источников включает 73 наименования. Диссертация содержит 15 аналитических и информационных таблиц, иллюстрирована 11 рисунками. Общий объем диссертационной работы 108 страниц.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и реализации стратегии развития, как инструмента среднесрочного и развития образовательной организации. Согласно государственной программе Красноярского края «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2017 г. N 508-п приоритетными направлениями и первоочередными задачами системы образования является «укрепление кадрового потенциала отрасли введением новой системы оплаты труда, внедрение механизмов эффективного контракта; увеличение доли молодых учителей, поддержка лучших учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, поддержка общественных профессиональных ассоциаций, объединений, ставящих задачи профессионального развития педагогических работников, разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение и закрепление молодых учителей в школах края» [7]. Выполнение обозначенных задач требует проведения анализа стратегического управления образовательной организацией.
Г оворя о современных требованиях к профориентации, стоит отметить, что, описывая ситуацию профориентации в Красноярске, мы должны будем сделать выводы, что данная система не соответствует современным реалиям. Из ключевых моментов можем отметить:
• дефицит современных профориентационные площадок с современным оборудованием;
• слабое информирование о современных профессиях и путях их получения у обучающихся школ;
• низкий уровень знания о профессиональных конкурсах в среде обучающихся (и как следствие несущественная репутация этих конкурсов);
• низкий престиж технических и традиционных профессий в связи со слабым пониманием сути профессий и их современных проявлений;
• высокие барьеры для самостоятельного знакомства с реальными профессиями некоторых сфер (промышленность, медицина, высокотехнологические секторы, ...);
• явная недостаточность ориентации на востребованные экономикой профессии среди обучающихся, родителей и педагогами среднего образования;
• огромный разрыв между пониманием руководства системы городского образования о воспитании самостоятельных, самоопределяющихся личностей, готовых к осознанному выбору и возможностями современной системы профориентации, базирующейся на старой системе в высокой степенью манипулятивности в сторону консультируемых;
• высокий уровень информационного шума в информационной среде среднего обучающегося школы, посвященной профессиям и рынкам труда, и, как следствие, искаженное понимание как сути профессий, так и перспективности их в реалиях родного города и региона.
Результатом этого является недостаточный охват качественной профориентацией обучающихся школ и, как следствие, отсутствие реального системного инструментария для выполнения реальных запросов экономики города и края. Как нам кажется, данная система позволит существенно повысить охват обучающихся, которые будут делать выбор профессии осознанно и с учётом работы в родном городе и крае. Также система сможет достаточно гибко реагировать на изменения в экономике региона: коррекция, конечно же, будет требоваться с определенной регулярностью (например, раз в 3-4 года), но она допустима без кардинальной переделки системы.
Стратегия реорганизации МБОУ ДО «Центр профессионального самоопределения» г. Красноярска является общей программой деятельности администрации, педагогов, партнеров, родителей и самих детей - а также основание для формирования дорожной карты развития системы профориентации в масштабах Советского района г. Красноярска, а впоследствии и в городском масштабе. Реорганизация Центра включает слияние с МБОУ ДО СЮТ №2, а также ряд действия, направленных на формирование современного городского центра профориентирования.
Важность профориентации в современном обществе приобретает высокий приоритет на всех уровнях, начиная с указов Президента РФ до действий администраций регионов и муниципалитетов. Развитие дополнительного образования, в том числе и в разрезе профориентации находит отражение в национальном проекте «Образование», а точнее в рамках проект «Успех каждого ребёнка». Все большее внимание уделяется ранней профориентации, в том числе через реализацию проектов «Билет в будущее» и «Проектория», а также индивидуализации дополнительного образования - за счёт развития систем наставничества и сетевой формы реализации образовательных программ. Актуальность данного вопроса усугубляется тем фактом, что на текущий момент отсутствует единая система профориентации, которая проявляется в отсутствии устойчивых связей между участниками сферы профориентации, отсутствии единых стандартов и методологий профориентаций.
Назначение настоящей стратегии - преобразование Центра в опорный городской центр профориентации, отвечающий двум основным задачам:
• создание центра дополнительного образования, направленного на популяризацию рабочих профессий, сочетающего передовые производственные технологии и эффективные образовательные практики;
• создание городской опорной площадки по разработки, апробированию и внедрению современных форм профориентации.
Стратегия ориентирована на то, чтобы Центр смог реализовывать 4 основных компонента профориентации:
• Практика;
• Профессиональное обучение;
• Пробы;
• Информированность.
На данный момент действия по реализации стратегии находится на первом этапе «Анализ резервов, способствующих реализации целей и задач нового этапа развития школы». Обозначенные цели прорабатываются с коллективом - было проведено несколько проектировочных семинаров. Были запущены рабочие проекты по проработке отдельных направлений: разработка информационного освещения деятельности организации, разработка обучающих мероприятий. В работах групп, реализующих данные проекты, входят сотрудники различного уровня: от заместителей директора до методистов и педагогов. На данный момент группы являются действующими, и реализуют свою деятельность с высокой долей автономии: сами организуют встречи, решают возникающие вопросы, модернизируют форматы взаимодействия в рамках собственной ответственности. Контроль за действием групп осуществляется в рамках наблюдения и регулярных отчетов. В дальнейшем участники данных групп смогут стать ядром коллектива, внедряющим изменения в коллективе.
1. Г осударственная программа Российской Федерации от 22.11.2015 «Развитие образования» на 2016-2020 годы // Правительство Российской Федерации. - 2015. - N 2148-р.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» // Правительство Российской Федерации. - 2017. - № 1642. - 252с. (с изм.).
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Бюллетень нормативных правовых актов. - 2010. - №9.
4. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Правительство Российской Федерации 2008. - № 1662-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Канцелярия президента Российской Федерации. - 2018. - №204. - 19с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №53. - Ст. 7598 (с изм.).
7. Государственная программа Красноярского края «Развитие образования»;
8. Закон Красноярского Края от 26.06.2014 №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае» // Законодательное собрание Красноярского края. - 2014. - № 7. - Ст. 2873 (с изм.)
9. Муниципальная программа «Развитие образования в городе Красноярске» на 2016 год плановый период 2017-2018 годов // Администрация города Красноярска. - 2015. - №720.
10. Сайт администрации президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 , свободный.
11. Сайт МБОУ ДО ЦПС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cps.krsnet.ru/ , свободный.
12. Абчук, В.А. Методы исследований в менеджменте: Учебник / В.А. Абчук, А.Ф. Борисов, А.В. Воронцов. - СПб.: Росток, 2018. - 480 c.
13. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
14. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи, Карами А.. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 400 c.
15. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА- М, 2017. - 396 c....73