Реферат
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы системы оценивания знаний учащихся в системе среднего образования критериального 12
1.1 Система критериального оценивания и место в современном
образовании 12
1.2. Особенности организации формирующего оценивания по информатике
23
1.3 Методы и приемы формирующего оценивания по информатике 30
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Создание и использование электронного ресурса для формирующего
оценивания по информатике 42
2.1 Классификация заданий для формирующего оценивания по
информатике 42
2.2. Модель электронного ресурса для формирующего оценивания по
информатике 52
2.3 Применение на практике электронного ресурса для формирующего
оценивания по информатике 74
Выводы по главе 2 81
Заключение 82
Библиографический список 83
Актуальность исследования. Современное образование в Казахстане из года в год приближается к мировым стандартам, повышается качество образования и воспитания. Ранее использованные формы обучения теряют актуальность, что открывает путь к поиску новых, востребованных методов. В связи с новыми формами и методами формируются школы нового типа, инновационные учебники и учебные программы, развиваются и сами учащиеся и учителя. Лучший способ улучшить работу школы и образовательных организаций - это передавать, контролировать и оценивать знания в удобной, простой, понятной, четкой форме для ученика. В современном обществе с каждым днем меняется и образовательный процесс, и учебные пособия.
Кроме того, недостаточно рассмотрены оценочные процедуры, позволяющие обеспечить индивидуальный подход при оценке учебных достижений; использовать оценки в качестве обратной связи; контролировать процесс и результат учебной работы каждого ученика; развивать
самоконтроль ученика и корректировать собственную траекторию обучения, которая выводит его на конечный результат. При реализации
образовательной парадигмы в образовании сформировалась современная система оценивания, поэтому она во многом направлена на выявление знаний, умений и навыков. В связи с этим процедура оценивания должна быть направлена на формирование индивидуальных учебных достижений учащихся, то есть оценивание должно иметь новую функцию - формирующую функцию. Однако в настоящее время не разработаны автоматизированные посредством электронного ресурса способы реализации формирующего оценивания личностных достижений учащихся, позволяющие комплексно решить проблему оценивания с учетом новых требований образовательного стандарта. Разработка и эффективное использование электронных образовательных ресурсов в формирующим оценивании по информатике на сегодняшний день является одной из актуальных проблем.
В работах разных ученых Казахстана и России затронуты вопросы, касающиеся формирующего оценивания обучающихся: Методика
преподавания информатики в школе в целом (Ю. А. Первин, Л. Л. Босова, Е.Ы. Бидайбеков, А.Е. Сагымбаева, Г.А. Абдулкаримова, Д. Байгожанова, Д. Н. Исабаева, А. Ибашова и др.), создание электронных образовательных ресурсов (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Е.Ы. Бидайбеков, С.С. Усенов, Б.Г. Бостанов концепции информатизации (Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, Е.С. Полат), проблемы контроля знаний по информатике (Т.О. Балыкбаев, А.Е. Сагымбаева, Н.Ж. Ибрагимова и др.).
Проблема исследования: какими методами и средствами можно проводить формирующее оценивание обучающихся основной школы.
Цель исследования: создание электронного образовательного ресурса для формирующего оценивания учащихся по информатике.
Объект исследования: процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет исследования: электронный образовательный ресурс по информатике для формирующего оценивания обучающихся основной школы.
Гипотеза исследования: процедура проведения формирующего оценивания на уроках информатики в основной школе будет результативной, если разработать и использовать электронный образовательный ресурс.
Задачи исследования:
• Рассмотреть виды, методы, формы контроля и оценки уровня усвоения знаний обучающихся;
• Выявить способы проведения формирующего оценивания и определение его особенностей;
• Провести отбор средств создания интерактивных заданий для формирующего оценивания обучающихся шестого класса в электронном образовательном ресурсе;
• Разработать электронный образовательный ресурс для формирующего оценивания по информатике и методических рекомендаций по его использованию;
• Провести апробацию разработанного ресурса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложена и обоснована идея использования электронного образовательного ресурса для проведения формирующего оценивания на уроках информатики в основной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный электронный образовательный ресурс для формирующего оценивания по информатике в основной школе может быть использован в практике учителей школ.
Эмпирическая база исследования. Разработанный электронный образовательный ресурс для формирующего оценивания по информатике проводился на базе Каргалинской средней школы №3 Казахстана с обучающимися шестого класса.
В заключении приводим результаты проделанной работы, которые заключаются в следующем:
• Анализ педагогической и методической литературы позволил определить виды, методы, формы контроля и оценки уровня усвоения знаний обучающихся;
• На основе анализа педагогической и методической литературы и интернет- источников выявлены способы проведения формирующего оценивания и определение его особенностей;
• Проведен отбор средств для создания интерактивных заданий с целью формирующего оценивания обучающихся шестого класса в электронном образовательном ресурсе для дальнейшей разработки заданий для электронного образовательного ресурса (LearningApps, CoreApp, Google- формы и др.);
• Разработан электронный образовательный ресурс для формирующего оценивания по информатике с помощью языка Python и размещен в Интернете.
• Проведена апробация разработанного ресурса
1. Веб-сервисы в теории и на практике [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/post/46374, Дата обращения: 05.05.2022
2. Википедия. REST сервисы [Электронный ресурс].
https://ru.wikipedia.org/wiki/REST, Дата обращения: 05.05.2022
3. Проект Djbook https://djbook.ru/ch05.html, Дата доступа: 20.05.2022
4. А.Е. Сатымбаева, Информатика мугалхмдерш окушылардьщ бшмш
бакылау мен баталаута дайындау», Монография. Алматы, 2009. 224б.
5. Блум Б.С., Таксономия целей обучения/ Б.С. Блум, Д. Кратволь Нью Йорк: Лонгман. 1956.
6. Бойл Б., Чарльз М. Как определять текущую оценку: эффективный метод для оказания необходимой поддержки преподаванию и обучению в первые годы ребенка и в начальном образовании. Журнал «Школа Лидерства и Менеджмента», 2010. 30(2), 285-300 с.
7. Брунер Дж.С. Игра и ее роль в развитии и эволюции. Лондон: Книги Пингвинов. 1976.
8. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение:технология проектирования учебного процесса. Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет». 2014.
9. Венгер Л.А. Об экспериментальным выявлении типов восприятия / Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2. 45.
10. Викторов В.А., Пробный Цифровой образовательный ресурс, Биология 6 класс. [Электронный ресурс] URL:http://mmc74212.narod.ru/Biology/p11aa1 .html (дата обращения: 20.05.2022).
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва: изд. АПН РСФСР, 1978. 500 с.
13. Генералова Н. Виды тестовых заданий, которые можно использовать для оценки знаний учеников и студентов. Как правильно сформулировать тестовые задания? Дис. защищена 17.12. 2015 г.
14. Григорьев С. Г., Гриншкун В.В. Использование мультимедийных техноло гий в общем среднем образовании [Электронный ресурс] URL: http: humanities: edu.ru / db / msg / 80306 (дата обращения: 15.05.2022).
15. Гурина Н.А., Медведева О.А. Виртуальная информационно
образовательная лаборатория как средство развития самостоятельности школьников // Информатика и образование, №3, 2007....35