Введение 6
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 9
1.1. Понятие и сущность исследовательской деятельности в
образовательном процессе 9
1.2. Современное состояние проблемы формирования и развития
исследовательских умений школьников в процессе обучения биологии 18
1.3. Общие сведения о научном обществе учащихся
(НОУ) 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 44
2.1. Содержание исследовательской работы школьников по теме
«Растительная аптека» 44
2.2. Эффективность экспериментальной методики по формированию и
развитию исследовательских умений школьников 72
ВЫВОДЫ 77
ЛИТЕРАТУРА 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Исследовательская деятельность учащихся - это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста - руководителя исследовательской работы. Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности школьника предполагает прохождение основных этапов учебного исследования: определение проблемы исследования и формулирование примерной темы, определение целей и задач, выдвижение гипотез по исследуемой проблеме, поиск и изучение литературы по исследуемой теме, выбор методов, планирование собственного исследования, эксперимента, получение и обработка результатов, формулирование выводов. В ходе исследовательской деятельности у учащихся происходит становление субъектности. Они приобретают личный опыт реализации исследовательских задач и вырабатывают новые ценностные отношения и смыслы. Любая деятельность формируется через умения, именно исследовательская деятельность формируется через исследовательские умения.
Каждый школьник должен уметь самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающем мире, тем самым развивать способность к исследовательской деятельности. Современный выпускник школы должен быть готов к самостоятельной деятельности в конкретных трудовых и учебных ситуациях, быть конкурентоспособным, готовым проявить себя.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Растительная аптека» как средство формирования исследовательских умений в процессе обучения биологии
Актуальность темы исследования определила объект и предмет исследования:
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования исследовательских умений обучающихся в школе.
Предмет исследования: методика формирования исследовательских умений школьников в рамках темы «Растительная аптека» как средство формирования исследовательских умений в процессе обучения биологии.
Цель работы: обосновать и разработать методику формирования исследовательских умений учащихся по теме «Растительная аптека» в 10 классе.
Гипотеза исследования - процесс формирования исследовательских умений школьников по биологии при изучении темы «Растительная аптека» будет более эффективным, если:
• формирование и развитие исследовательских умений школьников выделено на уровень специальной задачи каждого занятия;
• определено учебное биологическое содержание, изучение которого позволяет организовать исследовательскую деятельность школьников;
• в методику на занятиях включены методы и методические приёмы, дидактические средства, содержащий результативное формирование и развитие исследовательских умений школьников;
Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой нами гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить
современное состояние проблемы формирования и развития исследовательских умений школьников в процессе обучения биологии.
2. Разработать методику формирования исследовательских умений
школьников в рамках темы «Растительная аптека» как средство формирования исследовательских умений в школьном курсе биологии.
3. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического
эксперимента.
Определившись с задачами, применяем следующие методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психологической, педагогической,
методической, специальной биологической литературы, школьной программы, сравнение достижений отечественной и зарубежной педагогики, обобщение передового опыта учителей;
• эмпирические - педагогические наблюдения, анкетирование, фоновые,
промежуточные и контрольные срезы знаний, беседы, педагогический эксперимент;
• статистические - графическое представление математической обработки
данных эксперимента.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе МБОУ Уярской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 10-х классов.
В ходе исследования логически выделились три этапа:
На первом этапе решались задачи теоретического осмысления исследуемой проблемы; постановка цели, предмета, объекта, задач исследования; было изучено состояние проблемы развития исследовательских умений в педагогической, психологической, методической литературе; разработана методика исследования.
Второй этап включал в себя проверку результативности разработанной методики формирования и развития исследовательских умений в условиях педагогического эксперимента;
На третьем этапе проводились: обработка, систематизация
экспериментальных материалов, обобщение и оформление результатов теоретического и экспериментального исследования; сформулированы выводы; написан текст выпускной квалификационной работы.
Результаты проведенной работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Проанализировав современное состояние проблемы развития исследовательской деятельности школьников, установлено, что формирование исследовательских умений является значимым аспектом в формировании личностных качеств каждого обучающегося. Важно не только сформировать у обучающихся исследовательские навыки, но развивать их в умения исследовательской деятельности.
2. Разработана и апробирована методика формирования исследовательских умений и навыков посредством изучения растительной аптеки, которая повышает уровень знаний старшеклассников, способствует осуществлению исследовательской деятельности.
3. Результаты экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанной методики формирования исследовательских умений в процессе обучения биологии.
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 64-68.
2. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. С. 24 - 33.
3. Алексеева Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников, 2003. - №4. - С. 25-28.
4. Аринштейн А.И., Радченко Н.М., Петровская К.М., Серкова А.А. Мир душистых растений. - М.: Колос, 1983. - 173с.
5. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Научнопрактический журнал «Завуч», 2005. - № 6. - С. 4-30.
6. Асташев Б.А. Научно-исследовательская деятельность как средство формирования продуктивного мышления у учащихся // Информационно- методический журнал КРДМОО «НОУ». - 2004. - №1. - с. 11-14
7. Бгажба М.Т. Растительные ресурсы Абхазии и их использование. - Изд-во «Алашара» Сухуми, 1964. - 580с.
8. Бокарева Г. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater, 2002. №6. - С. 52-54.
9. Большая советская энциклопедия (БСЭ) /гл. редактор Т.Г. Музрукова, 2002. - 600с.
10. Бруднов А.К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников, 1996. - №2. - С. 6-8.
11. Бычкова Е.Ю. Научное общество учащихся: вчера, сегодня, завтра // Информационно-методический журнал КРДМОО «НОУ». - 2004. - №1 - с. 7-9
12. Верзилин Н.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. - М,: Просвещение, 1983. - 383 с.
13. Виноградова Т.А. и др. Практическая фитотерапия / М.: ОЛМА_ПРЕСС; СПб.: «Нева», 1998. - 640с.
14. Волкова Ю.Л. Исследовательская деятельность - средство формирование ценностного отношения к природе у школьников // Исследовательская работа школьников, 2005. - №4. - 184 с.
15. Гаврилычева Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе // Начальная школа № 12. М.: Просвещение, 1986. С. 18 -27. Дружинина Н.В. Психология. С-Пб.: Питер, 2000. 74 с....69