ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1. Проблемы обучения программированию в школе 6
1.2. Особенности элективных курсов и требований к ним 15
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО 25 ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ MOODLE CLOUD
2.1. Программа элективного курса “Программирование на Python” 25
2.2. Элективный курс “Программирование на Python” в электронной 34
среде обучения Moodle Cloud
Выводы по Главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Список литературы 50
Ни для кого не секрет, что XXI век - век информационных технологий, поэтому не удивительно, что с каждым годом доля сдающих экзамен по информатике и ИКТ возрастает. Способствуют этому, во-первых, увеличение процента профессий на рынке труда, связанных с высокими технологиями и программированием, так в перечне профессий, не потерявших актуальность к 2024, преобладают те, которые связаны с информационными технологиями, логистикой и международными коммуникациями. Во -вторых, интерес к программированию возрастает благодаря личностям, которые стали успешными в своей профессиональной сфере за достаточно небольшой срок.
Развитие цифровых технологий непосредственно затронуло школьное образование, создаются новые модели и программы обучения, которые позволяют сформировать компетенции XXI века. Произошло внедрение профильного обучения, главными целями которого является самоопределение школьников и формирования у них адекватных представлений о своих возможностях.
Появляются образовательные интернет - ресурсы, в том числе система управления обучением Moodle Cloud, позволяющие осуществить организацию учебной деятельности в интерактивной форме. Школьник сможет осуществлять обучение дома, в удобное для него время.
Элективные курсы по программированию в рамках предпрофильного и профильного образования помогут обучающимся получить углубленные знания по программированию, алгоритмизации, по тем темам, по которым возникают проблемы в понимании учениками общей и старшей школы.
На сегодняшний день язык программирования Python, получивший большое распространение в мире, начинает набирать популярность и в российских школах, правда не все согласны с тем, что это хороший выбор для того, чтобы начать знакомство с миром программирования. Язык программирования Python обладает рядом преимуществ, которые облегчат изучение программированию. Python представляет мощный рабочий инструмент, обладающий простым синтаксисом и низким порогом входа.
Данная работа посвящена созданию элективного курса по программированию в облачной среде системы управления обучения Moodle Cloud, в бесплатной среде обучения, которая доступна любому преподавателю.
Объект исследования: процесс обучения программированию на Python.
Предмет исследования: элементы среды Moodle Cloud как средство реализации элективного курса по программированию.
Цель работы: Разработка и обоснование средств реализации элективного курса по программированию в среде Moodle Cloud .
Задачи работы:
1. Изучить проблемы обучения программированию в старшей школе.
2. Выявить основные особенности элективных курсов и требований к ним.
3. Разработать программу элективного курса «Программирование на Python».
4. Рассмотреть возможности среды обучения Moodle Cloud для разработки элективного курса в ней.
5. Разработать элективный курс «Программирование на Python» в среде Moodle Cloud.
Практическая значимость: результаты работы могут быть
использованы учителями при проведении элективного курса по программированию.
Работа состоит из введения, первой и второй части, заключения, списка литературы.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы была изучена организация предпрофильного и профильного обучения в школе. Рассмотрены различные компоненты, реализующие профильное обучение, в ходе которого были выявлены основные особенности и требования к реализации элективных курсов.
Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы реализуют личностноориентированный подход в обучении.
Профильное обучение является результатом развития дифференциации обучения, которая основывается на индивидуальном подходе к развитию, обучению и воспитанию школьников. Идеи дифференциации российского обучения начали зарождаться еще во второй половине XIX века и они развиваются до сих пор, учитывая опыт и социальные потребности.
В настоящее время возникают проблемы в изучении программирования в школьном курсе информатики, этому способствует ряд причин: нехватка объема времени при изучении данной темы, недостаток методической литературы, подходящей преподавателю, отсутствие четко изложенных методических материалов. Изучение темы «Программирование и алгоритмизация» способствует развитию алгоритмического мышления, которое способствует более легкому освоению многих знаний и навыков. Большую роль при изучении программирования играет решение учебных задач.
Для реализации элективного курса была изучена электронная среда дистанционного обучения Moodle Cloud, позволяющая размещать учебные материалы с использованием различных интерактивных форм, создавать лекции, тесты, задания, проводить обсуждения в чатах и выкладывать важную информацию на форуме, проводить вебинары и оценивать обучающихся дистанционно.
Разработанная нами учебная программа элективного курса «Программирование на Python» для обучающихся старшей школы и разработанный электронный курс в Moodle Cloud, могут быть использованы в учебном процессе. Реализация данного курса поможет школьникам проверить свои силы в программировании и сделать осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.